Проект в старшей группе «Юные исследователи»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект в старшей группе
«Юные исследователи»
Разработала: Вологдина
Светлана Олеговна
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника разнообразная деятельность, особенно исследовательская. Ребенок с ранних лет познает мир путем экспериментирования с различными материалами. Сначала малыш пробует предметы на вкус, все тянет в рот. Повзрослев, он начинает ломать башенки, разбирать машинки, откручивать гайки. Таким образом ребенок познает мир, изучает свойства материалов.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, его личностный рост.
Актуальность развития у детей навыка исследовательской деятельности состоит в том, чтобы направить познавательную активность ребенка, обеспечить ему условия для развития познавательных способностей, памяти, восприятия, мышления. Проект предполагает проведения занятий по обучению детей дошкольного возраста навыкам экспериментирования с целью развития их познавательной активности.
В ходе занятий предполагается организовать ряд опытов и экспериментов, которые научат детей преобразовывать объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.
В процессе нашей деятельности важно побудить детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Опыты и эксперименты с различными материалами обеспечивает развитие двух типов детской активности:
- собственной познавательной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
- активности ребенка, которая поощряется педагогом.
Эти два типа активности необходимы для развития ребенка.
Актуальность проекта.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. И познать его составляет важную задачу развития ребенка. В период дошкольного детства происходит познавательное развитие ребенка, развитие познавательного интереса к различным объектам и предметам.
Особое значение для развития личности дошкольника разнообразная деятельность, особенно исследовательская. Ребенок с ранних лет познает мир путем экспериментирования с различными материалами. Сначала малыш пробует предметы на вкус, все тянет в рот. Повзрослев, он начинает ломать башенки, разбирать машинки, откручивать гайки. Таким образом ребенок познает мир, изучает свойства материалов.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, его личностный рост.
Актуальность развития у детей навыка исследовательской деятельности состоит в том, чтобы направить познавательную активность ребенка, обеспечить ему условия для развития познавательных способностей, памяти, восприятия, мышления. Проект предполагает проведения занятий по обучению детей дошкольного возраста навыкам экспериментирования с целью развития их познавательной активности.
В ходе занятий предполагается организовать ряд опытов и экспериментов, которые научат детей преобразовывать объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.
В процессе нашей деятельности важно побудить детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
У детей развито наглядно-действенное мышление, то есть мыслить им помогает деятельность с предметами. Но под руководством взрослого начинает развиваться и наглядно-образное мышление. Поэтому исследовательская деятельность под руководством педагога способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Цели и задачи проекта.
Цель: обеспечение психолого-педагогических условий для внедрения детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство со свойствами предметов и материалов;
- Развивать связную речь детей;
- Развивать наблюдательность;
- Воспитывать интерес детей к познанию мира природы;
Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта: дети 5 -6 лет, родители.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме проекта
- Разработать конспекты опытов и экспериментов для детей старшей группы;
- Обогатить предметно-развивающую среду;
- Разработать картотеки опытов и экспериментов для детей старшей группы;
- Разработка презентаций.
- Провести диагностику интереса детей к экспериментальной деятельности.
- Проведение консультации для родителей «Роль экспериментальной деятельности в развитии умственных способностей детей»;
- Вовлечение родителей в проектную деятельность.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс плана мероприятий по проекту.
Проведение опытов и экспериментов с детьми.
Проведение мастер-класса для родителей «Эксперименты на кухне».
Проведение конкурса фотографий, видоероликов «Эксперименты дома».
3 этап – заключительный.
Определить эффективность проведенной работы в ходе бесед с родителями и проведения повторной диагностики интереса детей к экспериментальной деятельности.
Провести анализ полученных результатов.
Опубликовать результаты работы по проекту.
Ожидаемые результаты.
- Созданы необходимые условия для осуществления детьми опытно-экспериментальной деятельности.
- Посредством исследовательской деятельности у детей будут сформированы основы целостного мировидения.
- Дети имеют представления об окружающем мире, об основных свойствах материалов.
- Дети научатся выделять характерные, признаки предметов и явлений, проводить сравнения.
Перспективный план работы по основному этапу проекта:
Программное содержание:
- Проведение опытов и экспериментов;
- Совместная деятельность родителей и детей.
Тема занятия | Цели, содержание | Сроки |
«Опыты в песочнице» | Опыт «Сухой песок» Цель: изучение свойства сухого песка: Содержание: сравнение и выявление свойств сухого и влажного песка. Опыт «Из чего состоит песок» Цель: Содержание: рассматривание кристаллов песка. | Сентябрь |
«Когда на улице лужи» | Опыт «Кораблик в воде» Цель: изучение свойств бумаги (намокает) Опыт в воде «Кораблик под парусом». Цель: наблюдение за ветром. Опыт «Тонет не тонет». Содержание: сравнение свойств деревянной палочки, которая не тонет в воде и камня, который тонет в воде. | Октябрь |
«Поймай ветер» | Опыт с вертушкой. Цель: изучение свойства ветра. Опыт с самолетиком Цель: наблюдение за ветром. Опыт с ленточкой «Откуда дует ветер». | Ноябрь |
Первый снег | Опыт «Куда делась лужа?» Цель: наблюдение за замерзанием воды. Опыт «Куда исчез лед?». Цель: провести наблюдение за льдом на асфальте, который в мороз уменьшился. Опыт «Скользит - не скользит». Цель: изучение того, почему лед скользкий. | Декабрь |
Снег и вода | Опыт «Какой бывает снег» Цель: изучение свойств снега Опыт «Лепится – не лепится». Цель: изучение свойств снега
| Январь |
«Невидимка воздух» | Опыт «Воздушный шарик» Цель: формировать представление о воздухе, о роли в жизни живых существ. Опыт «Как поймать воздух?»
| Февраль |
Опыты со светом | Опыт «Солнечный зайчик». Цель: Изучение свойств света.
| Март |
Опыты с лупой | Наблюдение за микромиром. Наблюдение «Почки на деревьях» Наблюдение «Насекомые просыпаются» Наблюдение «Из чего состоит земля» Опыт «Растворима ли земля в воде?» | Апрель |
Опыт с магнитом | Опыт: «Магнит притягивает» Цель: изучение свойств магнита. Экспериментирование «Магнитная стрелка своими руками»
| Май |
Результат реализации проекта
Созданы необходимые условия для осуществления детьми опытно-экспериментальной деятельности.
Посредством исследовательской деятельности у детей сформированы основы целостного мировидения.
Дети имеют представления об окружающем мире, об основных свойствах материалов.
Дети научились выделять характерные, признаки предметов и явлений, проводить сравнения.
Разработаны конспекты опытов и экспериментов для детей старшей группы;
Обогащена предметно-развивающая среда: приобретены песочные часы, зеркала, емкости, лупа для опытов и экспериментов.
Разработана картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы.
Собрана коллекция камней и природного материала.
Разработаны презентации «Какой бывает снег», «Что такое воздух?», «Превращения воды», «Как образуются облака».
Список использованной литературы
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
4. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
5. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.
6. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_issled.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе
«Юные исследователи»
Разработала: Вологдина
Светлана Олеговна
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника разнообразная деятельность, особенно исследовательская. Ребенок с ранних лет познает мир путем экспериментирования с различными материалами. Сначала малыш пробует предметы на вкус, все тянет в рот. Повзрослев, он начинает ломать башенки, разбирать машинки, откручивать гайки. Таким образом ребенок познает мир, изучает свойства материалов.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, его личностный рост.
Актуальность развития у детей навыка исследовательской деятельности состоит в том, чтобы направить познавательную активность ребенка, обеспечить ему условия для развития познавательных способностей, памяти, восприятия, мышления. Проект предполагает проведения занятий по обучению детей дошкольного возраста навыкам экспериментирования с целью развития их познавательной активности.
В ходе занятий предполагается организовать ряд опытов и экспериментов, которые научат детей преобразовывать объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.
В процессе нашей деятельности важно побудить детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Опыты и эксперименты с различными материалами обеспечивает развитие двух типов детской активности:
- собственной познавательной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
- активности ребенка, которая поощряется педагогом.
Эти два типа активности необходимы для развития ребенка.
Актуальность проекта.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. И познать его составляет важную задачу развития ребенка. В период дошкольного детства происходит познавательное развитие ребенка, развитие познавательного интереса к различным объектам и предметам.
Особое значение для развития личности дошкольника разнообразная деятельность, особенно исследовательская. Ребенок с ранних лет познает мир путем экспериментирования с различными материалами. Сначала малыш пробует предметы на вкус, все тянет в рот. Повзрослев, он начинает ломать башенки, разбирать машинки, откручивать гайки. Таким образом ребенок познает мир, изучает свойства материалов.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, его личностный рост.
Актуальность развития у детей навыка исследовательской деятельности состоит в том, чтобы направить познавательную активность ребенка, обеспечить ему условия для развития познавательных способностей, памяти, восприятия, мышления. Проект предполагает проведения занятий по обучению детей дошкольного возраста навыкам экспериментирования с целью развития их познавательной активности.
В ходе занятий предполагается организовать ряд опытов и экспериментов, которые научат детей преобразовывать объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.
В процессе нашей деятельности важно побудить детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
У детей развито наглядно-действенное мышление, то есть мыслить им помогает деятельность с предметами. Но под руководством взрослого начинает развиваться и наглядно-образное мышление. Поэтому исследовательская деятельность под руководством педагога способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Цели и задачи проекта.
Цель: обеспечение психолого-педагогических условий для внедрения детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство со свойствами предметов и материалов;
- Развивать связную речь детей;
- Развивать наблюдательность;
- Воспитывать интерес детей к познанию мира природы;
Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта: дети 5 -6 лет, родители.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме проекта
- Разработать конспекты опытов и экспериментов для детей старшей группы;
- Обогатить предметно-развивающую среду;
- Разработать картотеки опытов и экспериментов для детей старшей группы;
- Разработка презентаций.
- Провести диагностику интереса детей к экспериментальной деятельности.
- Проведение консультации для родителей «Роль экспериментальной деятельности в развитии умственных способностей детей»;
- Вовлечение родителей в проектную деятельность.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс плана мероприятий по проекту.
Проведение опытов и экспериментов с детьми.
Проведение мастер-класса для родителей «Эксперименты на кухне».
Проведение конкурса фотографий, видоероликов «Эксперименты дома».
3 этап – заключительный.
Определить эффективность проведенной работы в ходе бесед с родителями и проведения повторной диагностики интереса детей к экспериментальной деятельности.
Провести анализ полученных результатов.
Опубликовать результаты работы по проекту.
Ожидаемые результаты.
- Созданы необходимые условия для осуществления детьми опытно-экспериментальной деятельности.
- Посредством исследовательской деятельности у детей будут сформированы основы целостного мировидения.
- Дети имеют представления об окружающем мире, об основных свойствах материалов.
- Дети научатся выделять характерные, признаки предметов и явлений, проводить сравнения.
Перспективный план работы по основному этапу проекта:
Программное содержание:
- Проведение опытов и экспериментов;
- Совместная деятельность родителей и детей.
Тема занятия | Цели, содержание | Сроки |
«Опыты в песочнице» | Опыт «Сухой песок» Цель: изучение свойства сухого песка: Содержание: сравнение и выявление свойств сухого и влажного песка. Опыт «Из чего состоит песок» Цель: Содержание: рассматривание кристаллов песка. | Сентябрь |
«Когда на улице лужи» | Опыт «Кораблик в воде» Цель: изучение свойств бумаги (намокает) Опыт в воде «Кораблик под парусом». Цель: наблюдение за ветром. Опыт «Тонет не тонет». Содержание: сравнение свойств деревянной палочки, которая не тонет в воде и камня, который тонет в воде. | Октябрь |
«Поймай ветер» | Опыт с вертушкой. Цель: изучение свойства ветра. Опыт с самолетиком Цель: наблюдение за ветром. Опыт с ленточкой «Откуда дует ветер». | Ноябрь |
Первый снег | Опыт «Куда делась лужа?» Цель: наблюдение за замерзанием воды. Опыт «Куда исчез лед?». Цель: провести наблюдение за льдом на асфальте, который в мороз уменьшился. Опыт «Скользит - не скользит». Цель: изучение того, почему лед скользкий. | Декабрь |
Снег и вода | Опыт «Какой бывает снег» Цель: изучение свойств снега Опыт «Лепится – не лепится». Цель: изучение свойств снега | Январь |
«Невидимка воздух» | Опыт «Воздушный шарик» Цель: формировать представление о воздухе, о роли в жизни живых существ. Опыт «Как поймать воздух?» | Февраль |
Опыты со светом | Опыт «Солнечный зайчик». Цель: Изучение свойств света. | Март |
Опыты с лупой | Наблюдение за микромиром. Наблюдение «Почки на деревьях» Наблюдение «Насекомые просыпаются» Наблюдение «Из чего состоит земля» Опыт «Растворима ли земля в воде?» | Апрель |
Опыт с магнитом | Опыт: «Магнит притягивает» Цель: изучение свойств магнита. Экспериментирование «Магнитная стрелка своими руками» | Май |
Результат реализации проекта
Созданы необходимые условия для осуществления детьми опытно-экспериментальной деятельности.
Посредством исследовательской деятельности у детей сформированы основы целостного мировидения.
Дети имеют представления об окружающем мире, об основных свойствах материалов.
Дети научились выделять характерные, признаки предметов и явлений, проводить сравнения.
Разработаны конспекты опытов и экспериментов для детей старшей группы;
Обогащена предметно-развивающая среда: приобретены песочные часы, зеркала, емкости, лупа для опытов и экспериментов.
Разработана картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы.
Собрана коллекция камней и природного материала.
Разработаны презентации «Какой бывает снег», «Что такое воздух?», «Превращения воды», «Как образуются облака».
Список использованной литературы
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
4. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
5. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.
6. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по проекту в старшей группе "Юные защитники природы"
Презентация по проекту в старшей группе...
Проект в старшей группе "Юные мультипликаторы"
Проект направлен на развитие творчества в изобразительной деятельности старших дошкольников через изобразительное искусство посредством анимационной и мультипликационной деятельности....
Проект в старшей группе "Юные мультипликаторы"
Проект направлен на развитие творчества в изобразительной деятельности старших дошкольников через изобразительное искусство посредством анимационной и мультипликационной деятельности....
проект в старшей группе "Юные исследователи неживой природы"
Обогащение представлений у детей об объектов неживой природы, встречающие в ближайшем окружении....
Проект в старшей группе "Юные защитники природы"
Формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы....
Экологический проект в старшей группе "Юные защитники природных ресурсов"
Статья содержит подробное описание разнообразных заданий, которые выполняли воспитанники и их родители в рамках проектной деятельности в течение трех осенних месяцев. Для каждого задания прописа...
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Юные исследователи»
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности ...