Проект "Путешествие в Африку" для детей 5 - 7 лет
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie_v_afriku.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект " Путешествие в Африку".
1. Актуальность проекта.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира - открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформированного у него образа мира.
Формирование образа мира - сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь.
Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
2. Цели и задачи проекта.
Цель.
Формировать у детей старшего дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости на планете Земля.
Задачи.
Воспитательные:
- сформировать у дошкольников знания об общепринятых нормах поведения;
- воспитывать любовь к своему родному краю;
- воспитать дружеские отношения к своим сверстникам, умение говорить друг другу добрые слова;
- воспитывать уважение к людям другой национальности;
- сформировать у детей позиции уважения к себе и чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и здоровом образе жизни.
Развивающие:
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств
(символов, моделей);
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- развивать умение детей правильно выражать свои мысли, не перебивать других;
- развивать наблюдательность, воображение, умение сопоставлять, делать выводы;
- развивать художественно - творческие способности, поэтический и музыкальный слух;
- развивать у детей способность к сотрудничеству, умению договариваться.
Образовательные:
- формировать умение входить в изображаемые обстоятельства;
- расширять представление детей об Африке, ее климате, растительном, животном мире, жителях, населяющих этот континент и их традициях;
- учить детей ориентироваться на карте, глобусе;
- формировать знания о свойствах песка;
- упражнять в названии экзотических фруктов.
Срок реализации проекта: 1 неделя.
3. Партнеры проекта: дети, педагоги, родители.
4. Целевая группа проекта.
Чтобы дети воспринимали жизнь в саду как единый праздник, нам взрослым: родителям и педагогам необходимо организовать пребывание в детском саду с максимальной пользой для ребят.
Всем известно, что детей 5 - 7 лет называют " почемучками". Познавательная активность очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Проектная деятельность - это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы. Она включает в себя несколько последовательных этапов: выбор темы проекта, планирование проектной деятельности, проживание темы проекта и рефлексию.
Первый этап: выбор темы проекта.
Тема проекта была предложена детьми, после того, как одна девочка из нашей группы съездили в Египет и привезли с собой фотографии, после просмотра - у детей появилось много вопросов.
Второй этап - планирование проектной деятельности.
Перед тем, как приступить к воспитательно - образовательной деятельности детей, я для себя распределила работу между педагогами, детьми. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему ( цель). 2. Вводит в игровую ( сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу. | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап | 1. Помогает в решении задачи. 2. Помогает спланировать деятельность. 3. Организует деятельность. | 1. Объединение в рабочие группы. 2. Распределение амплуа. |
3 этап | 1. Оказывает практическую помощь (при необходимости). 2. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 1. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
4 этап | 1. Подготовка к итоговой непосредственной деятельности: " Путешествие в Африку". | 1. Продукт деятельности готовят к презентации. 2. Активное участие в представлении (зрителям ) продукта деятельности. |
Третий этап - проживание темы проекта.
В проживании темы проекта можно выделить два вида событий. Они задают смысл совместной деятельности и создают эмоционально - насыщенные представления детей о тех или иных культурных традициях, областях знаний. Другие - создают необходимые условия для обобщения детского опыта, его осознания и рефлексии. Сначала создаются условия для погружения детей в тему. Каждый ребенок должен увидеть разнообразные эмоционально - привлекательные возможности собственного участия в общем для всех деле. Затем дошкольник овладевает знаниями и способами их применения в деятельности, вместе со взрослым пробует применить полученные знания и умения в разнообразных ситуациях. После чего создаются условия для того, чтобы ребенок стал реальным субъектом освоенной им деятельности. Активные помощники и участники проектной деятельности - родители. Именно они помогают создать в группе необходимую развивающую среду по теме проекта: приносят из дома имеющиеся у них предметы, книги, альбомы, помогают в изготовлении костюмов, декораций, пособий. Без участия родителей у нас просто физически не хватало бы времени на создание такой яркой и динамичной развивающей среды.
Четвертый этап - рефлексия по теме проекта.
Продуктом детской деятельности явился альбом, где дети совместно с воспитателем собрали материал об Африке: фотографии с итоговой непосредственно образовательной деятельности, иллюстрации флоры и фауны Африки, жителей Африки, карта Африки, иллюстрации с изображением ландшафта Африки и т. д.
5. Ресурсное обеспечение проекта.
Физическая карта мира, глобус, набор карточек - моделей с изображением разных видов Африки; иллюстрации с изображением животных и растений Африки, муляжи экзотических фруктов, альбом: " Экзотические фрукты", оборудование для опытно - экспериментальной деятельности, иллюстрации с изображением людей африканского континента, дидактические игры: " Что, где растет?"; " Обитатели жарких стран", " Кто, где живет?"; видео материалы документальных фильмов о природе и животных африканского континента и мультфильмов: "Король Лев", " Крошка Енот", " Доктор Айболит", музыкальные произведения народов Африки и детские песенки про Африку.
6. Механизм реализации проекта.
Сначала мы вместе с детьми заполнили таблицу:
Что мы знаем ? | Что хотим узнать ? |
В Африке очень жарко. Там живут львы, жирафы, обезьяны, крокодилы. Там не бывает зимы. Кожа у людей там черного цвета. | Во что играют африканские дети? Какие еще животные живут в Африке? Какие растения, кроме пальм, там растут? Какие страны есть в Африке? Почему на карте Африке есть желтый цвет? и др |
Затем был составлен план проектной деятельности.
День недели | Первая половина дня | Вторая половина дня |
Понедельник | Рассматривание глобуса и карты, определение местоположения Африканского континента, прокладывание маршрута, выбор транспортного средства, подготовка к путешествию: обучение приемам складывания багажа. | Составление списка необходимых вещей. Просмотр мультфильма: " Король Лев". Дидактическая игра: " Что, где растет?". |
Вторник | Рассматривание иллюстраций с изображением животных Африки. Беседа: " Почему в Африке не живут белые медведи?". Чтение К. Чуковского " Доктор Айболит" | Сюжетно - ролевая игра: "Путешествие в Африку". Дидактическая игра: " Кто, где живет?". Рассматривание игрушек- животных, живущих в Африке, принесенных детьми из дома. |
Среда | Просмотр видеоматериала об Африке. Беседа о просмотренном фильме: что нового узнали, что поразило? Рисование на тему: " Жизнь в Африке". Рассматривание пустыни Сахара. | Рассматривание экзотических фруктов (муляжи). Игра: " Чудесный мешочек", " Узнай фрукт по вкусу". Прослушивание музыкальных произведений африканского народа. |
Четверг | Рассматривание иллюстраций с изображением местных жителей: негра, араба. Рассказ воспитателя об условиях проживания, обычаях. Чтение африканских сказок. | Рассказ воспитателя о тропиках. Чтение отрывков из энциклопедии о многообразии животного и растительного мира тропиков. Подвижные игры африканских народов. |
Пятница | Решение проблемных ситуаций: " Как сварить еду без огня и кастрюли?", " Из чего построить укрытие от солнца и дождя?", " Что делать, если ночь застала в джунглях?". Рассматривание иллюстраций с изображением саванны. Рассказ подготовленного заранее ребенка" Животные и растения саванны". | Непосредственно образовательная деятельность " Путешествие в Африку" (открытое мероприятие для родителей и педагогов), обмен впечатлениями, чаепитие. Изготовление альбома: " Африка": фотографии, иллюстрации, рисунки. |
7. Ожидаемые результаты.
Предложенная система работы, поможет
педагогам:
- повысить свое профессиональное мастерство по воспитанию интеллектуально развитой личности, способной понимать, анализировать, любить окружающий мир и природу;
детям:
- больше интересоваться окружающим миром;
- сформировать первоначальные представления о континенте " Африка", его местоположении, ландшафте, климатической особенности, животном и растительном мире;
- развить творческие способности и коммуникативные навыки;
- сформировать начальные предпосылки исследовательской деятельности;
- сформировать различные компетенции;
родителям:
- такая система позволит подвести родителей к элементарному пониманию взаимоотношений детей с окружающим миром;
- понять необходимость развития представлений о планете Земля, положительному отношению к ней, выработке у детей первых навыков грамотного и безопасного поведения в чужой стране;
- приобрести первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной совместной деятельности со своими детьми.
8. Оценка результатов.
Особое место в проекте занимает диагностика педагогического процесса.
Педагогическая диагностика - измерение и оценка результатов части педагогической деятельности - основа продуктивного и творческого труда воспитателя. Она призвана оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка.
Педагогическая диагностика направлена на решение целого ряда взаимосвязных задач. Она призвана выявить:
- в какой степени ребенок освоил данную тему;
- как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями;
- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к людям другой национальности и культуры.
Для диагностического исследования я использовала: беседы, рассматривание иллюстраций, игры, проблемные ситуации.
9. Дальнейшее развитие проекта: Новогодний праздник: " Дед Мороз в Африке".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....