Методическая разработка «Школа Шахматных героев».
методическая разработка (средняя группа)
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 30.31 КБ |
мероприятие для дошкольников | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект игрового мероприятия в старшей группе на тему:
«Путешествие в шахматное королевство».
«Путешествие в шахматное королевство».
Цель: закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах.
Задачи:
Развивающая: развивать у дошкольников память, мышление, внимание;
Образовательная: учить детей ориентироваться на плоскости доски, продолжить знакомить с названием и внешним видом шахматных фигур, вызвать у детей интерес к шахматам;
Воспитательная: воспитывать навыки работы в коллективе, вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.
Образовательная область: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая».
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная.
Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шахмат, шахматной доской (поля, горизонталь, вертикаль, диагональ), шахматными фигурами, чтение сказки «Мурзилка рисует шахматные фигуры» И. Г. Сухина, рисование шахматных фигур, разучивание стихотворений про шахматные фигуры, песни «Шахматная страна», просмотр серий про шахматы из мультфильма «Смешарики».
Оборудование и материалы: комплекты настольных шахмат, кубики 8x8 с изображением черных и белых шахматных фигур для игры «Назови фигуру», мешочек с шахматными фигурами для игры «Волшебный мешочек», разрезные картинки с изображением шахмат для игры «Собери картинку», белые поля с черными квадратами и черные поля и белыми квадратами для игры «Белые и черные поля», маски с черными и белыми фигурами, макеты деревьев с вопросами, два обруча, фонограмма песни «Шахматная страна», фоновая музыка.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я хочу вас пригласить в путешествие в одно славное королевство. Это королевство не найти ни на одной географической карте. В этой волшебной стране 32 жителя и 64 поля. Наверное, вы догадались, о каком королевстве я говорю? (Шахматное королевство). Вы согласны отправится в путешествие? Но скажу сразу, что это путешествие с приключениями и трудностями, с которыми смогут справится только упорные, внимательные, настойчивые ребята. Вы готовы? Тогда отправляемся.
Звучит музыка, дети поют песню «Шахматная страна»:
На свете есть чудесная страна,
И зовется шахматной она.
Который век, наперекор столетьям,
Живет и здравствует мудрейшая игра.
Каждую фигуру ты запомни,
Это твои верные друзья.
В шахматы играть вы научитесь,
Это ведь гимнастика ума!
2. Основная часть.
Воспитатель: Найти шахматное королевство не так просто. Сначала нужно пройти через поле. Ребята, нужно разделиться на группы и собрать поля. Проводится игра «Белые и черные поля». (рис.1, 2).
Воспитатель: молодцы, поля пройдены. Но впереди нас ждет новое задание. Чтобы попасть в королевство шахмат, нужно пройти через Лес вопросов. (На макетах деревьев листья с вопросами, дети по очереди срывают листья и отвечают на вопросы).
- Родина шахмат? (Индия).
- Какого цвета фигуры в шахматной игре? (Белые и черные).
- Каких фигур больше – белых или черных? (Одинаково).
- Сколько полей на шахматной доске? (64).
- Сколько фигурок в шахматах? (32).
- Какую фигуру нельзя убрать с доски? (Короля).
- Какая фигура ходит буквой Г? (Конь).
- Какая фигура самая маленькая по размеру? (Пешка).
- Сколько игроков могут играть на одной шахматной доске? (Два).
Воспитатель: вы справились с этим заданием и смогли пройти через Лес вопросов. На краю леса растет старое-престарое дерево, это волшебное дерево, только через него можно попасть в шахматное королевство. Нужно закрыть глаза и сделать два шага вперед по моему сигналу. (Дети закрывают глаза, звучит фонограмма звука открывающейся двери). Дверь открыта, надо поторопиться. (Под звуки волшебной музыки дети шагают, дверь закрывается- фонограмма).
Воспитатель: вот мы и в шахматном королевстве. (Столы с играми и заданиями расставлены по группе и пронумерованы). Жители шахматного королевства любят внимательность, точность и порядок. Поэтому предлагаю начать наше путешествие строго по порядку. (Дети сами определяют направление – стол № 1, в случае затруднения воспитатель задает наводящие вопросы).
Игра «Назови фигуру» (рис 3, 4).
Дети кидают кубики и называют шахматные фигуры.
Воспитатель: какие вы молодцы. Куда идем дальше? (Дети идут к столу № 2). Давайте поиграем в игру «Волшебный мешочек». Нужно на ощупь определить фигуру и назвать ее.
Игра «Волшебный мешочек» (рис. 5, 6).
Воспитатель: отправляемся дальше. Здесь задание посложнее. Нужно собрать картинку и назвать фигуру.
Игра «Собери картинку» (рис. 7, 8).
После игры проводится физкультминутка.
Раз - подняться, подтянутся,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть – на корточки присесть.
Воспитатель: Сделали зарядку,
Считаем по порядку.
Один, два, три, четыре (дети)-
Путь определили. (Дети идут к столу № 4).
Ребята, а вы помните сказку «Теремок»? (Дети вспоминают сюжет сказки, героев). А в шахматном королевстве тоже есть такая сказка, но только в этой сказке вместо зверей шахматные фигуры. Пешка – муха, Слон – мышка, Конь – лягушка, Ладья – лиса, Ферзь – волк, Король – медведь, шахматная доска – теремок. Поиграем? Тогда доставайте из волшебного мешочка фигурки. Каждый играет той фигуркой, которую достал из мешочка.
Проводится драматизация сказки «Теремок».
Воспитатель: Как вы здорово умеете играть. А давайте еще поиграем? Кто играл черными фигурками – команда «Черные», белыми фигурками – «Белые». Каждый запоминает свою фигуру. Фигуры размещаются на полу в обруче. По очереди бежим к своей фигуре, забираем ее, возвращаемся в команду. Та команда, которая соберет быстрее всех фигуры, побеждает. Готовы? Тогда начинаем. (Веселая музыка).
Соревнование - эстафета «Чья команда быстрее соберет свои фигурки?».
Воспитатель: готовы к следующим приключениям? Тогда, в путь! (Стол № 5). На столе маски и мешочек с фигурками. Ребята, слушайте задание внимательно, нужно достать фигурку из мешочка, назвать ее, найти и надеть маску с такой же фигуркой.
Проводится игра с масками.
Воспитатель: а сейчас я проверю, как хорошо вы знаете шахматные фигуры.
Проводится игра «Доскажи словечко».
Сделай паузу в игре,
Доскажи словечко мне.
Если ты знаток фигур,
Отгадай мой каламбур:
У него большая роль,
А зовут его … (король)
Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)
Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)
Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)
Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и … (слон)
Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)
Воспитатель: жители шахматного королевства придумали для вас много интересных заданий и игр, но и мы тоже хотим повеселить их, расскажем стихи.
1. Шахматы — игра, но непростая!
Надо уметь мыслить головой!
И со стула долго не вставая,
Верно, точно, мудро вести бой.
2. Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи.
3.Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!
4. Вот король – он войском правит,
Соблюдает много правил:
Он не ходит далеко
Шаг лишь делает всего.
Встаёт рядом он на клетку,
Отдаёт приказы метко.
5. Представляю вам ферзя –
Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-
За позицией следит.
6. Конь – коварная фигура.
У него своя натура.
Прыг да скок, и сразу в бок,
Через головы прыжок!
Делает такой кульбит-
Взвиться в небо норовит!
Вот стоял на поле белом,
Перепрыгнул между делом-
Поле чёрное под ним.
За конём следи чужим!
7. Слон и воин на спине
Важны в шахматной игре.
Белопольный, чернопольный
Слон, конечно, подневольный.
Ходит он наискосок,
Делает большой бросок.
Но слонов двоих пути
Пересечься не должны.
8. А ладья – то тяжела.
Раньше башнею была.
Сверху лучник там стоит,
Королевство сторожит.
Ходит вдоль и поперёк.
Шаг ладьи тяжёл и строг.
9. А пехота, как всегда,
Впереди идёт она!
Пешка с пешкою плечом
Движутся всегда ладком.
Все мечтают, как одна,
Дослужиться до ферзя!
Одному лишь я не рад –
Ей нельзя ходить назад.
10. Шахматы – игра, где надо думать,
Шахматы – зарядка для ума,
Это интересная, увлекательная,
Интеллектуальная игра.
11. За шахматной доскою
Я целый час сижу.
Игра ведь не простая,
Но я её люблю!
12. Шахматы — это интересно,
И для головы полезно,
Шахматы — это обучение,
Шахматы — это развлечение,
Это множество друзей,
Вместе с другом веселей.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: вот и подошло к концу наше путешествие по шахматному королевству. Что нового вы узнали сегодня? Что было интересным для вас? Какие шахматные фигуры запомнили? Вы бы хотели научиться играть в шахматы? Почему? Большое спасибо, ребята, за вашу активность, внимательность, любознательность. Поблагодарим жителей шахматной страны и отправимся в детский сад. Закрываем глаза и шагаем по сигналу. (Фоновое сопровождение).
Вот мы и в группе, а сейчас давайте нарисуем шахматное королевство, а вечером дома вы расскажите родителям, в какое путешествие сегодня отправлялись, и покажите свои рисунки.
Предварительный просмотр:
Конспект игрового мероприятия в старшей группе на тему:
«Путешествие в шахматное королевство».
«Путешествие в шахматное королевство».
Цель: закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах.
Задачи:
Развивающая: развивать у дошкольников память, мышление, внимание;
Образовательная: учить детей ориентироваться на плоскости доски, продолжить знакомить с названием и внешним видом шахматных фигур, вызвать у детей интерес к шахматам;
Воспитательная: воспитывать навыки работы в коллективе, вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.
Образовательная область: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая».
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная.
Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шахмат, шахматной доской (поля, горизонталь, вертикаль, диагональ), шахматными фигурами, чтение сказки «Мурзилка рисует шахматные фигуры» И. Г. Сухина, рисование шахматных фигур, разучивание стихотворений про шахматные фигуры, песни «Шахматная страна», просмотр серий про шахматы из мультфильма «Смешарики».
Оборудование и материалы: комплекты настольных шахмат, кубики 8x8 с изображением черных и белых шахматных фигур для игры «Назови фигуру», мешочек с шахматными фигурами для игры «Волшебный мешочек», разрезные картинки с изображением шахмат для игры «Собери картинку», белые поля с черными квадратами и черные поля и белыми квадратами для игры «Белые и черные поля», маски с черными и белыми фигурами, макеты деревьев с вопросами, два обруча, фонограмма песни «Шахматная страна», фоновая музыка.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я хочу вас пригласить в путешествие в одно славное королевство. Это королевство не найти ни на одной географической карте. В этой волшебной стране 32 жителя и 64 поля. Наверное, вы догадались, о каком королевстве я говорю? (Шахматное королевство). Вы согласны отправится в путешествие? Но скажу сразу, что это путешествие с приключениями и трудностями, с которыми смогут справится только упорные, внимательные, настойчивые ребята. Вы готовы? Тогда отправляемся.
Звучит музыка, дети поют песню «Шахматная страна»:
На свете есть чудесная страна,
И зовется шахматной она.
Который век, наперекор столетьям,
Живет и здравствует мудрейшая игра.
Каждую фигуру ты запомни,
Это твои верные друзья.
В шахматы играть вы научитесь,
Это ведь гимнастика ума!
2. Основная часть.
Воспитатель: Найти шахматное королевство не так просто. Сначала нужно пройти через поле. Ребята, нужно разделиться на группы и собрать поля. Проводится игра «Белые и черные поля». (рис.1, 2).
Воспитатель: молодцы, поля пройдены. Но впереди нас ждет новое задание. Чтобы попасть в королевство шахмат, нужно пройти через Лес вопросов. (На макетах деревьев листья с вопросами, дети по очереди срывают листья и отвечают на вопросы).
- Родина шахмат? (Индия).
- Какого цвета фигуры в шахматной игре? (Белые и черные).
- Каких фигур больше – белых или черных? (Одинаково).
- Сколько полей на шахматной доске? (64).
- Сколько фигурок в шахматах? (32).
- Какую фигуру нельзя убрать с доски? (Короля).
- Какая фигура ходит буквой Г? (Конь).
- Какая фигура самая маленькая по размеру? (Пешка).
- Сколько игроков могут играть на одной шахматной доске? (Два).
Воспитатель: вы справились с этим заданием и смогли пройти через Лес вопросов. На краю леса растет старое-престарое дерево, это волшебное дерево, только через него можно попасть в шахматное королевство. Нужно закрыть глаза и сделать два шага вперед по моему сигналу. (Дети закрывают глаза, звучит фонограмма звука открывающейся двери). Дверь открыта, надо поторопиться. (Под звуки волшебной музыки дети шагают, дверь закрывается- фонограмма).
Воспитатель: вот мы и в шахматном королевстве. (Столы с играми и заданиями расставлены по группе и пронумерованы). Жители шахматного королевства любят внимательность, точность и порядок. Поэтому предлагаю начать наше путешествие строго по порядку. (Дети сами определяют направление – стол № 1, в случае затруднения воспитатель задает наводящие вопросы).
Игра «Назови фигуру» (рис 3, 4).
Дети кидают кубики и называют шахматные фигуры.
Воспитатель: какие вы молодцы. Куда идем дальше? (Дети идут к столу № 2). Давайте поиграем в игру «Волшебный мешочек». Нужно на ощупь определить фигуру и назвать ее.
Игра «Волшебный мешочек» (рис. 5, 6).
Воспитатель: отправляемся дальше. Здесь задание посложнее. Нужно собрать картинку и назвать фигуру.
Игра «Собери картинку» (рис. 7, 8).
После игры проводится физкультминутка.
Раз - подняться, подтянутся,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть – на корточки присесть.
Воспитатель: Сделали зарядку,
Считаем по порядку.
Один, два, три, четыре (дети)-
Путь определили. (Дети идут к столу № 4).
Ребята, а вы помните сказку «Теремок»? (Дети вспоминают сюжет сказки, героев). А в шахматном королевстве тоже есть такая сказка, но только в этой сказке вместо зверей шахматные фигуры. Пешка – муха, Слон – мышка, Конь – лягушка, Ладья – лиса, Ферзь – волк, Король – медведь, шахматная доска – теремок. Поиграем? Тогда доставайте из волшебного мешочка фигурки. Каждый играет той фигуркой, которую достал из мешочка.
Проводится драматизация сказки «Теремок».
Воспитатель: Как вы здорово умеете играть. А давайте еще поиграем? Кто играл черными фигурками – команда «Черные», белыми фигурками – «Белые». Каждый запоминает свою фигуру. Фигуры размещаются на полу в обруче. По очереди бежим к своей фигуре, забираем ее, возвращаемся в команду. Та команда, которая соберет быстрее всех фигуры, побеждает. Готовы? Тогда начинаем. (Веселая музыка).
Соревнование - эстафета «Чья команда быстрее соберет свои фигурки?».
Воспитатель: готовы к следующим приключениям? Тогда, в путь! (Стол № 5). На столе маски и мешочек с фигурками. Ребята, слушайте задание внимательно, нужно достать фигурку из мешочка, назвать ее, найти и надеть маску с такой же фигуркой.
Проводится игра с масками.
Воспитатель: а сейчас я проверю, как хорошо вы знаете шахматные фигуры.
Проводится игра «Доскажи словечко».
Сделай паузу в игре,
Доскажи словечко мне.
Если ты знаток фигур,
Отгадай мой каламбур:
У него большая роль,
А зовут его … (король)
Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)
Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)
Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)
Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и … (слон)
Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)
Воспитатель: жители шахматного королевства придумали для вас много интересных заданий и игр, но и мы тоже хотим повеселить их, расскажем стихи.
1. Шахматы — игра, но непростая!
Надо уметь мыслить головой!
И со стула долго не вставая,
Верно, точно, мудро вести бой.
2. Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи.
3.Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!
4. Вот король – он войском правит,
Соблюдает много правил:
Он не ходит далеко
Шаг лишь делает всего.
Встаёт рядом он на клетку,
Отдаёт приказы метко.
5. Представляю вам ферзя –
Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-
За позицией следит.
6. Конь – коварная фигура.
У него своя натура.
Прыг да скок, и сразу в бок,
Через головы прыжок!
Делает такой кульбит-
Взвиться в небо норовит!
Вот стоял на поле белом,
Перепрыгнул между делом-
Поле чёрное под ним.
За конём следи чужим!
7. Слон и воин на спине
Важны в шахматной игре.
Белопольный, чернопольный
Слон, конечно, подневольный.
Ходит он наискосок,
Делает большой бросок.
Но слонов двоих пути
Пересечься не должны.
8. А ладья – то тяжела.
Раньше башнею была.
Сверху лучник там стоит,
Королевство сторожит.
Ходит вдоль и поперёк.
Шаг ладьи тяжёл и строг.
9. А пехота, как всегда,
Впереди идёт она!
Пешка с пешкою плечом
Движутся всегда ладком.
Все мечтают, как одна,
Дослужиться до ферзя!
Одному лишь я не рад –
Ей нельзя ходить назад.
10. Шахматы – игра, где надо думать,
Шахматы – зарядка для ума,
Это интересная, увлекательная,
Интеллектуальная игра.
11. За шахматной доскою
Я целый час сижу.
Игра ведь не простая,
Но я её люблю!
12. Шахматы — это интересно,
И для головы полезно,
Шахматы — это обучение,
Шахматы — это развлечение,
Это множество друзей,
Вместе с другом веселей.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: вот и подошло к концу наше путешествие по шахматному королевству. Что нового вы узнали сегодня? Что было интересным для вас? Какие шахматные фигуры запомнили? Вы бы хотели научиться играть в шахматы? Почему? Большое спасибо, ребята, за вашу активность, внимательность, любознательность. Поблагодарим жителей шахматной страны и отправимся в детский сад. Закрываем глаза и шагаем по сигналу. (Фоновое сопровождение).
Вот мы и в группе, а сейчас давайте нарисуем шахматное королевство, а вечером дома вы расскажите родителям, в какое путешествие сегодня отправлялись, и покажите свои рисунки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка психологической игры"Герои мультфильмов"
foto5827.jpg foto5828.jpg foto5829.jpg...
Методическая разработка "Школа изящных манер"
Данный курс обучения рассчитан на детей 6-7 лет. Соответствует концепции развивающего обучения, т.е. содержит методы, формы организации учебного процесса согласно с закономерностями развития реб...
Собственная методическая разработка "В Шахматном королевстве".
Данная презентация поможет детям закрепить основные правила игры в шахматы....
Методическая разработка. Презентация "Дети - герои войны!
В презентации кратко изложено подвиги детей во время войны....
методическая разработка сценария драматизации "Герои русских народных сказок в современном мире" для детей подготовительной группы
Данный сценарий предназначен для педагогов дополнительного образования по театрализованной деятельности, воспитателей, музыкальных руководителей, учителей начальных классов. Данный спектакль можно исп...
Методическая разработка "Поздравительная открытка героям"
Методическая разработка по аппликации для подготовительной группы "Поздравительная открытка героям"...
Методическая разработка по теме: «ГЕРОИ И КОРАБЛИ. История кораблей, названных в честь преподобных Святых и героев Куликовской битвы".
В составе Краснознамённого Тихоокеанского флота ВМФ России есть два больших десантных корабля, носящих имена «Ослябя» и «Пересвет». Чьи же имена нося...