Методическая разработка "Школа изящных манер"
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Данный курс обучения рассчитан на детей 6-7 лет. Соответствует концепции развивающего обучения, т.е. содержит методы, формы организации учебного процесса согласно с закономерностями развития ребёнка.
Решаются вопросы социально-нравственного воспитания ребёнка, формирования культурно-гигиенических навыков, речевого, математического и музыкального развития, включающих в себя основы валеологических знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данный курс обучения рассчитан на детей 6-7 лет. Соответствует концепции развивающего обучения, т.е. содержит методы, формы организации учебного процесса согласно с закономерностями развития ребёнка.
Решаются вопросы социально-нравственного воспитания ребёнка, формирования культурно-гигиенических навыков, речевого, математического и музыкального развития, включающих в себя основы валеологических знаний.
Содержание:
- Столовый этикет
- Правила поведения в общественных местах
- Гости на пороге
- Культура речи
- Имидж
- Как заботиться о ближнем, и как с уважением относиться к взрослым
1. Столовый этикет
- Ознакомление детей с понятиями: завтрак, обед, ужин, фуршет, полдник, приглашение на «чай» (в какое время проводится, из каких блюд состоит);
- Обучение детей сервировки стола; познакомить с разнообразием столовых приборов;
- Объяснить правила поведения за столом (как пользоваться столовыми приборами, как правильно есть хлеб и др. блюда, как рассаживать гостей за столом, как подносить блюда и т.д.);
2. Правила поведения в общественных местах
- Закрепить знания детей о работе сотрудников д/с; учить уважать труд взрослых людей;
- Уточнить и обогатить знания детей о поведении в общественных местах (в поликлинике, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке, в парикмахерской, в городе и др.);
- Развитие у детей осознания собственного «Я», формирования чувства собственного достоинства и самоуважения;
3. Гости на пороге
- Развитие творческого воображения через составление «программ вечера досуга» для гостей на дне рождения, различных праздниках;
- Подвести детей к творческому и логическому умению выбора подарка к различным торжествам, объяснение правила вручения подарка;
- Развитие коммуникационных умений и навыков:
- как правильно знакомиться;
- как представлять гостей друг другу;
- как принять гостя и как самому себя вести в гостях;
4. Культура речи
- Познакомить детей с правилами общения со сверстниками; в различных ситуациях самостоятельно и с помощью взрослых разрешать конфликтные ситуации, уметь идти на уступки;
- Обогащать словарь детей за счёт слов-определений, прямой речи, фразовых оборотов;
- Приучать детей вежливо обращаться ко взрослым, воспитывать тактичность;
- Обучение детей умению вести телефонный разговор;
5. Имидж
- Дать детям представление о том, что входит в понятие «имидж»;
- Формировать представление о том, как правильно подбирать одежду для различных мероприятий: посещение театра, музея, кино, различных торжеств, прогулки, путешествий;
- Уточнить понятия: домашняя одежда и обувь, уличная одежда и обувь, нижнее бельё;
- Объяснить детям о необходимости соблюдения личной гигиены и гигиены жилища;
6. Как заботиться о ближнем и, как с уважением относиться к старшим
- Воспитание у детей бережного отношения к животным; раскрытие смысла фразы: «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
- Уточнить знания детей об этических нормах взаимоотношений между детьми и взрослыми, сверстниками;
- Воспитание заботливого отношения к людям пожилого возраста и малышам;
Методы реализации:
- Дидактические игры
- Беседы
- Сюжетно-ролевые игры
- Чтение художественной литературы социально-нравственного содержания
- Объяснение педагога
- Пояснение педагога
- Показ
- Использование демонстрационного и раздаточного материала
- Художественное слово (стихи, поговорки, пословицы, загадки)
Примерная структура НОД
- Разминка (игра на внимание, воображение, память)
- Закрепление пройденного материала
- Мотивация предстоящей деятельности
- Знакомство с новым материалом
- Практическая часть:
- Этюды
- Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные
- Творческие игры: сюжетно-ролевые, театрализованные
- Дидактические игры
- Чтение
- Беседы
- Моделирование и анализ заданных ситуаций
- Рассказ взрослого и рассказы детей
- Подведение итогов занятия (оценка воспитателя, самооценка, самоконтроль)
Содержание НОД
НОД № 1
- Познакомить детей с понятием «столовый этикет».
- Рассказать о многообразии и назначении столовых приборов. Дидактическая игра «Что здесь лишнее».
НОД № 2 и № 3
- Учить сервировать стол в соответствии с правилами.
- Познакомить детей с понятиями: «Приглашение на завтрак, обед, ужин, чай, фуршет, полдник».
- Провести беседу об образцовом поведении за столом: приглашение, благодарность, извинение.
НОД № 4 и № 5
- Уточнить знания детей о многообразии блюд, что и как едят. Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное».
- «Пользование столовыми приборами»
- Беседа «Как подают блюда».
- Рассказать детям, как пользоваться салфетками различных видов, а так же, для чего нужна скатерть.
- Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
- Чтение стихов Остера «Вредные советы».
НОД № 6 и № 7
- Сообщить детям сведения о правилах речевого поведения во время знакомства, этикетные выражения, принятые в этой ситуации. Кого, кому, в какой последовательности представить.
- Как добиться расположения нового знакомого (мимика, жесты, поклон, улыбка и т.д.). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о человеке.
- Этюд «Давайте познакомимся»
- Правила приветствия при встрече.
- Музыкальный этюд «Доброе утро» (сб. Ладушки)
НОД № 8
- Познакомить детей с вариантами составления программы для гостей или « Как отметить день рождения».
- Уточнить знания детей о правилах поведения в гостях.
- Разучивание песни « Будем знакомы» муз. Захаровой.
- Правила рассаживания гостей за столом.
- Чтение сказки К. Чуковского « Муха – Цокотуха» .
НОД № 9
- Разучивание песни « Как славно в гостях» муз. А. Захаровой
- Дидактическая игра «Формула вежливости»
- Вспомнить песню « К нам гости пришли» муз. А. Александровой.
НОД № 10
- Игра – беседа « Как выбрать подарок».
- Сообщить детям новые знания о правилах вручения и принятия подарка.
- Прощание с гостями, правила этикета
- Этюд «Подарки»
- Этюд «Пожелание»
НОД № 11
- Продолжать работу с музыкальным материалом.
- Сюжетно – ролевая игра « К нам гости пришли».
- Логоритмическое, сенсорное упражнение «Испеки пирог».
НОД № 12
- Чтение стихотворения В. Маяковского « Что такое хорошо, и, что такое – плохо».
- Чтение отрывков из стихотворений М. Червинского « Будьте добры».
- Провести беседу о прочитанном.
- Закрепление музыкального материала.
НОД № 13
- Рассказать детям о правилах общения по телефону.
- Чтение сказки К. Чуковского « Телефон».
- Просмотр видеофильма « Правила беседы по телефону».
НОД № 14
- Сюжетно – ролевая игра «Семья» ; « Вызов врача на дом». Цель: Закрепить знания общения по телефону.
- Разучивание песни «Телефон» муз. А. Захаровой.
- Дидактическая игра « Формула вежливости».
НОД № 15
Цель: Развитие коммуникативных навыков и культуры речи:
- Дидактическая игра « Вежливое слово».
- Этюд « Доброе слово».
- Чтение рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой.
- Разучивание песни «Вежливый вальс».
НОД № 16
- Дидактическая игра « Так и не так». Обучение правилам поведения в общественных местах.
- Уточнить и обобщить знания детей о правилах поведения в общественных местах.
- Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника».
- Беседа « У постели больного».
НОД № 17
- Закрепление музыкального материала к занятиям. Разучивание логоритмической распевки О. Боромыковой «Моемся, чистим зубы».
- Формирование представлений у детей о личной гигиене, соблюдении режима дня и гигиене жилища.
НОД № 18
- Продолжать формировать представление о правильном поведении в общественных местах.
- Сюжетно – ролевая игра «Город, транспорт, пешеход».
- Дидактическая игра «Правила дорожного движения» или «Дорожный этикет».
- Чтение отрывка из стихотворения Л. Каменского « Про Вову Костина».
НОД № 19 и № 20
- Дидактическая игра «Так и не так» на закрепление правил поведения в транспорте.
- Разучивание новой песни « По городу» муз. Смирновой.
- Сюжетно – ролевая игра « Театр».
НОД № 21 и № 22
- Воспитывать у детей чувство бережного отношения к животным .Обратить внимание на бездомных животных (бродячих собак и кошек).
- Чтение стихотворения Е. Благининой «Котёнок».
- Чтение рассказа В. Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой».
- Разучивание песни А. Захаровой « Не только про кошек и собак».
- Чтение и беседа рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка».
НОД № 23
- « Мама – главное слово», или, о том, как надо проявлять заботу о своих родных и близких.
- Разучивание песен о маме и бабушке (по выбору музыкального руководителя).
- Чтение стихотворение Е. Благининой « Посидим в тишине».
НОД № 24
- Воспитание уважения к труду взрослых. Обучение правилам поведения и общения в дошкольном учреждении.
- Экскурсия по детскому саду. Труд прачки, повара, заведующей, медицинской сестры, уборщицы.
НОД № 25
- Провести беседу «Как относиться к малышам и пожилым людям».
- Дидактическая игра «Так и не так».
- Чтение рассказа Е. Шимми «Брат и маленькая сестра».
- Чтение басни «Дед и внучек» Л. Н. Толстого.
НОД № 26
- Обучение детей этике взаимоотношений со сверстниками.
- Этюд « Жадина».
- Этюд « Лентяй».
НОД № 27
- Этюд « Вежливая просьба».
- Чтение рассказов А. Седугина «Дом с трубой и дом без трубы»,
« Речные камешки».
НОД № 28
- Дать детям в доступной форме сведения о понятии « имидж».
- Уточнить знания детей об одежде и обуви (повседневная, домашняя, для торжественных случаев; одежда «выходного дня»).
НОД № 29 и № 30
- Учить детей правильно сочетать цветовую гамму одежды.
- Воспитывать умение правильно бережно относиться к одежде и обуви.
- Дидактическая игра «Лоскуток к лоскутку».
- Сюжетно – ролевая игра «Ателье»
- Сюжетно – ролевая игра «Магазин».
НОД № 31
- Уточнить знания детей о защитниках Отечества, о необходимости помнить, о тех, кто очень любил людей, умирал, защищая других.
- Этика поведения у памятников и мемориалов.
- Чтение рассказа Н. Толстого «Памятник».
- Рассматривание иллюстраций по данной теме.
- Слушание песен военных лет.
НОД № 32
- Показательное занятие для родителей « Празднуем день рождения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Изящные выражения в детском лексиконе"
С расширением круга общения, с поступлением в детский сад, посещением разнообразных кружков ребенок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое – хорошее. Один из таких далеко нерад...
«ИЗЯЩНЫЕ» ВЫРАЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ ЛЕКСИКОНЕ«ИЗЯЩНЫЕ» ВЫРАЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ ЛЕКСИКОНЕ
Информация в родительский уголок.Подготовительная группа.«ИЗЯЩНЫЕ» ВЫРАЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ ЛЕКСИКОНЕ. С расширением круга общения ребёнок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое хоро...
Изящные выражения в детском лексиконе
Буклет. Краткое описание причин почему ребенок употребляет бранные слова. Родителям даны рекомендации о том, как можно повлиять на ребенка....
"Изящные" выражения в детском лексиконе
Бывает, что от чада услышишь такое, что "уши вянут". Как реагировать, если ребенок стал употреблять ругательные слова...
Школа изящных манер.Лото для детей 4-5 лет
Занимательная игра-лото для детей которые только постигают непростую науку под названием этикет.Целью игры является знакомство с правилами поведения за столом,помочь усвоить какими приборами надо поль...
Методическая разработка: сценарий досуга для детей среднего дошкольного возраста "Школа хороших манер".
Данный сценарий разработан для совместного мероприятия с детьми среднего дошкольного возраста. Материал содержит большое количество игр и заданий, направленных на формирование нравственных качеств у д...
План конспект итогового мероприятия по теме недели Хороших манер ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ «В ПОИСКАХ ХОРОШИХ МАНЕР»
Материал содержит игры, конкурсы, эстафеты для проведения летнего развлеченияЦель: формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.Задачи: Уточнить понятия о вежливости, доброте, культу...