Методическая разработка "Школа изящных манер"
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Чмелева Марина Антоновна

Данный курс обучения рассчитан на детей 6-7 лет. Соответствует концепции развивающего обучения, т.е. содержит методы, формы организации учебного процесса  согласно с закономерностями развития ребёнка.

        Решаются вопросы социально-нравственного воспитания ребёнка, формирования культурно-гигиенических навыков, речевого, математического и  музыкального развития, включающих в себя основы  валеологических  знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Данный курс обучения рассчитан на детей 6-7 лет. Соответствует концепции развивающего обучения, т.е. содержит методы, формы организации учебного процесса  согласно с закономерностями развития ребёнка.

        Решаются вопросы социально-нравственного воспитания ребёнка, формирования культурно-гигиенических навыков, речевого, математического и  музыкального развития, включающих в себя основы  валеологических  знаний.

Содержание:

  1. Столовый этикет
  2. Правила поведения в общественных местах
  3. Гости на пороге
  4. Культура речи
  5. Имидж
  6. Как заботиться о ближнем, и как с уважением относиться к взрослым


1. Столовый этикет

- Ознакомление детей с понятиями: завтрак, обед, ужин, фуршет, полдник, приглашение на «чай» (в какое время проводится, из каких блюд состоит);

- Обучение детей сервировки стола; познакомить с разнообразием столовых приборов;

- Объяснить правила поведения за столом (как пользоваться столовыми приборами, как правильно есть хлеб и др. блюда, как рассаживать гостей за столом, как подносить блюда и т.д.);

2. Правила поведения в общественных местах

- Закрепить знания детей о работе сотрудников д/с; учить уважать труд взрослых людей;

- Уточнить и обогатить знания детей о поведении в общественных местах (в поликлинике, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке, в парикмахерской, в городе и др.);

- Развитие у детей осознания собственного «Я», формирования чувства собственного достоинства и самоуважения;

3. Гости на пороге

- Развитие творческого воображения через составление «программ вечера досуга» для гостей на дне рождения, различных праздниках;

- Подвести детей к творческому и логическому умению выбора подарка к различным торжествам, объяснение правила вручения подарка;

- Развитие коммуникационных умений и навыков:

  1. как правильно знакомиться;
  2. как представлять гостей друг другу;
  3. как принять гостя и как самому себя вести в гостях;

4. Культура речи

- Познакомить детей с правилами общения со сверстниками; в различных ситуациях самостоятельно и с помощью взрослых разрешать конфликтные ситуации, уметь идти на уступки;

- Обогащать словарь детей за счёт слов-определений, прямой речи, фразовых оборотов;

- Приучать детей вежливо обращаться ко взрослым, воспитывать тактичность;

- Обучение детей умению вести телефонный разговор;

5. Имидж

- Дать детям представление о том, что входит в понятие «имидж»;

- Формировать представление о том, как правильно подбирать одежду для различных мероприятий: посещение театра, музея, кино, различных торжеств, прогулки, путешествий;

- Уточнить понятия: домашняя одежда и обувь, уличная одежда и обувь, нижнее бельё;

- Объяснить детям о необходимости соблюдения личной гигиены и гигиены жилища;

6. Как заботиться о ближнем и, как с уважением относиться к старшим

- Воспитание у детей бережного отношения к животным; раскрытие смысла фразы: «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

- Уточнить знания детей об этических нормах взаимоотношений между детьми и взрослыми, сверстниками;

- Воспитание заботливого отношения к людям пожилого возраста и малышам;

Методы реализации:

  1. Дидактические игры
  2. Беседы
  3. Сюжетно-ролевые игры
  4. Чтение художественной литературы социально-нравственного содержания
  5. Объяснение педагога
  6. Пояснение педагога
  7. Показ
  8. Использование демонстрационного и раздаточного материала
  9. Художественное слово (стихи, поговорки, пословицы, загадки)

Примерная структура НОД

  1. Разминка (игра на внимание, воображение, память)
  2. Закрепление пройденного материала
  3. Мотивация предстоящей деятельности
  4. Знакомство с новым материалом
  5. Практическая часть:
  1. Этюды
  2. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные
  3. Творческие игры: сюжетно-ролевые, театрализованные
  4. Дидактические игры
  5. Чтение
  6. Беседы
  7. Моделирование и анализ заданных ситуаций
  8. Рассказ взрослого и рассказы детей
  1. Подведение итогов занятия (оценка воспитателя, самооценка, самоконтроль)

Содержание НОД

НОД № 1

  1. Познакомить детей с понятием «столовый этикет».
  2. Рассказать о многообразии и назначении столовых приборов. Дидактическая игра «Что здесь лишнее».

НОД № 2 и № 3

  1. Учить сервировать стол в соответствии с правилами.
  2. Познакомить детей с понятиями: «Приглашение на завтрак, обед, ужин, чай, фуршет, полдник».
  3. Провести беседу об образцовом поведении за столом: приглашение, благодарность, извинение.

НОД № 4 и № 5

  1. Уточнить знания детей о многообразии блюд, что и как едят. Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное».
  2. «Пользование столовыми приборами»
  3. Беседа «Как подают блюда».
  4. Рассказать детям, как пользоваться салфетками различных видов, а так же, для чего нужна скатерть.
  5. Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
  6. Чтение стихов Остера «Вредные советы».

НОД № 6 и № 7

  1. Сообщить детям сведения о правилах речевого поведения во время знакомства, этикетные выражения, принятые в этой ситуации. Кого, кому, в какой последовательности представить.
  2. Как добиться расположения нового знакомого (мимика, жесты, поклон, улыбка и т.д.). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о человеке.
  3. Этюд «Давайте познакомимся»
  4. Правила приветствия при встрече.
  5. Музыкальный этюд «Доброе утро» (сб. Ладушки)

НОД № 8

  1. Познакомить детей с вариантами составления программы для гостей или « Как отметить день  рождения».
  2. Уточнить знания детей о правилах поведения в гостях.
  3. Разучивание песни « Будем знакомы» муз. Захаровой.
  4. Правила рассаживания гостей за столом.
  5.  Чтение сказки К. Чуковского « Муха – Цокотуха» .

НОД № 9

  1. Разучивание песни « Как славно в гостях» муз. А. Захаровой
  1. Дидактическая игра «Формула вежливости»
  2. Вспомнить песню « К нам гости пришли» муз. А. Александровой.

НОД № 10

  1. Игра – беседа « Как выбрать подарок».
  2. Сообщить детям новые знания о правилах вручения и принятия подарка.
  3. Прощание с гостями, правила этикета
  4.  Этюд «Подарки»
  5. Этюд «Пожелание»

НОД № 11

  1. Продолжать работу с музыкальным материалом.
  2.  Сюжетно – ролевая игра « К нам гости пришли».
  3. Логоритмическое, сенсорное упражнение «Испеки пирог».

НОД № 12

  1. Чтение стихотворения В. Маяковского « Что такое хорошо, и, что такое – плохо».
  2. Чтение отрывков из стихотворений М. Червинского « Будьте добры».
  3. Провести беседу о прочитанном.
  4. Закрепление музыкального материала.

НОД № 13

  1. Рассказать детям о правилах общения по телефону.
  2. Чтение сказки К. Чуковского « Телефон».
  3.  Просмотр видеофильма « Правила беседы по телефону».

НОД № 14

  1. Сюжетно – ролевая игра «Семья» ; « Вызов врача на дом». Цель: Закрепить знания общения по телефону.
  2. Разучивание песни «Телефон» муз. А. Захаровой.
  3. Дидактическая игра « Формула вежливости».

НОД № 15

Цель: Развитие коммуникативных навыков и культуры речи:

  1. Дидактическая игра « Вежливое слово».
  2. Этюд « Доброе слово».
  3. Чтение рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой.
  4. Разучивание песни «Вежливый вальс».

НОД № 16

  1. Дидактическая игра « Так и не так». Обучение правилам поведения в общественных местах.
  2. Уточнить и обобщить знания детей о правилах поведения в общественных местах.
  3. Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника».
  4. Беседа « У постели больного».

НОД № 17

  1. Закрепление музыкального материала к занятиям. Разучивание логоритмической распевки О. Боромыковой  «Моемся, чистим зубы».
  2. Формирование представлений у детей о личной гигиене, соблюдении режима дня и гигиене жилища.

НОД № 18

  1. Продолжать формировать представление о правильном поведении в общественных местах.
  2. Сюжетно – ролевая игра «Город, транспорт, пешеход».
  3. Дидактическая игра «Правила дорожного движения» или «Дорожный этикет».
  4. Чтение отрывка из стихотворения Л. Каменского « Про Вову Костина».

НОД № 19 и № 20

  1. Дидактическая игра «Так и не так» на закрепление правил поведения в транспорте.
  2. Разучивание новой песни « По городу» муз. Смирновой.
  3. Сюжетно – ролевая игра « Театр».

НОД № 21 и № 22

  1. Воспитывать у детей чувство бережного отношения к животным .Обратить внимание на бездомных животных (бродячих собак и кошек).
  2. Чтение стихотворения Е. Благининой «Котёнок».
  3. Чтение рассказа В. Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой».
  4. Разучивание песни А. Захаровой « Не только про кошек и собак».
  5. Чтение и беседа рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка».

НОД № 23

  1. « Мама – главное слово», или, о том, как надо проявлять заботу о своих родных и близких.
  2. Разучивание песен о маме и бабушке (по выбору музыкального руководителя).
  3. Чтение стихотворение Е. Благининой « Посидим в тишине».


НОД № 24

  1. Воспитание уважения к труду взрослых. Обучение правилам поведения и общения в дошкольном учреждении.
  2. Экскурсия по детскому саду. Труд прачки, повара, заведующей, медицинской сестры, уборщицы.

НОД № 25

  1. Провести беседу «Как относиться к малышам и пожилым людям».
  2. Дидактическая игра «Так и не так».
  3. Чтение рассказа Е. Шимми «Брат и маленькая сестра».
  4. Чтение басни «Дед и внучек» Л. Н. Толстого.

НОД № 26

  1. Обучение детей этике взаимоотношений со сверстниками.
  2. Этюд « Жадина».
  3. Этюд « Лентяй».

НОД № 27

  1. Этюд « Вежливая просьба».
  2. Чтение рассказов А. Седугина «Дом с трубой и дом без трубы»,

« Речные камешки».

НОД № 28

  1. Дать детям в доступной форме сведения о понятии « имидж».
  2. Уточнить знания детей об одежде и обуви (повседневная, домашняя, для торжественных случаев; одежда «выходного дня»).

НОД № 29 и № 30

  1. Учить детей правильно сочетать цветовую гамму одежды.
  2. Воспитывать умение правильно бережно относиться к одежде и обуви.
  3. Дидактическая игра «Лоскуток к лоскутку».
  4. Сюжетно – ролевая игра «Ателье»
  5. Сюжетно – ролевая игра «Магазин».

НОД № 31

  1. Уточнить знания детей о защитниках Отечества, о необходимости помнить, о тех, кто очень любил людей, умирал, защищая других.
  2. Этика поведения у памятников  и мемориалов.
  3. Чтение рассказа Н. Толстого «Памятник».
  4. Рассматривание иллюстраций по данной теме.
  5. Слушание песен военных лет.

НОД № 32

  1. Показательное занятие для родителей « Празднуем день рождения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изящные выражения в детском лексиконе"

С расширением круга общения, с поступлением в детский сад, посещением разнообразных кружков ребенок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое – хорошее. Один из таких далеко нерад...

«ИЗЯЩНЫЕ» ВЫРАЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ ЛЕКСИКОНЕ«ИЗЯЩНЫЕ» ВЫРАЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ ЛЕКСИКОНЕ

Информация в родительский уголок.Подготовительная группа.«ИЗЯЩНЫЕ» ВЫРАЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ ЛЕКСИКОНЕ. С расширением круга общения ребёнок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое хоро...

Изящные выражения в детском лексиконе

Буклет. Краткое описание причин почему ребенок употребляет бранные слова. Родителям даны рекомендации о том, как можно повлиять на ребенка....

"Изящные" выражения в детском лексиконе

Бывает, что от чада услышишь такое, что "уши вянут". Как реагировать, если ребенок стал употреблять ругательные слова...

Школа изящных манер.Лото для детей 4-5 лет

Занимательная игра-лото для детей которые только постигают непростую науку под названием этикет.Целью игры является знакомство с правилами поведения за столом,помочь усвоить какими приборами надо поль...

Методическая разработка: сценарий досуга для детей среднего дошкольного возраста "Школа хороших манер".

Данный сценарий разработан для совместного мероприятия с детьми среднего дошкольного возраста. Материал содержит большое количество игр и заданий, направленных на формирование нравственных качеств у д...

План конспект итогового мероприятия по теме недели Хороших манер ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ «В ПОИСКАХ ХОРОШИХ МАНЕР»

Материал содержит игры, конкурсы, эстафеты для проведения летнего развлеченияЦель: формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.Задачи: Уточнить понятия о вежливости, доброте, культу...