«Знакомство с дымковскими игрушками»
план-конспект занятия по окружающему миру

Сторожева Екатерина Андреевна

«Знакомство с дымковскими игрушками»

Цель: развитие духовно-нравственной личности дошкольников через ознакомление с декоративно-прикладным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ознакомлению детей средней группы с декоративно-прикладным искусством

Тема: «Знакомство с дымковскими игрушками»

Цель: развитие духовно-нравственной личности дошкольников через ознакомление с декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

- Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.
- Познакомить с историей возникновения хохломской росписи, появлением матрешки в России.

- Закреплять знания детей о дымковской игрушке, основных цветах, элементах узора, её изготовлением и происхождением;

- учить рассматривать глиняные игрушки, знакомить с материалом, из которого она изготовлена;

- учить называть элементы дымковской росписи (колечки, кружочки, точки, полоски);

- учить выделять украшения игрушек, нарядность, яркость;

- воспитывать эстетический вкус, развивать художественное восприятие предметов декоративно-прикладного творчества;

- воспитывать интерес к народному искусству.

Демонстрационный материал: Хохломская посуда, матрешки, дымковские игрушки, картинка с изображением Факурум , кукла Петрушка.

Ход занятия.
девчонки и мальчишки! Солнце красное встает,
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары, продаются самовары!
Покупают люди сушки и отличные игрушки!
- Ребята, ещё с давних времён у русского народа есть обычай – устраивать ярмарки. На ярмарке можно купить расписную посуду, сладости разные, ткани яркие и даже игрушки. Говорили, что ярмарка поёт и пляшет. Здесь люди не только предлагали свои товары, но и пели, танцевали, веселились. И мы с вами оказались сегодня на самой настоящей ярмарке. Ну что же, давайте посмотрим, что она для нас приготовила. Дети подходят к первому столу, на котором, стоит хохломская посуда.

 Рассказ воспитателя о хохломской посуде.
- Посмотрите, какая красивая посуда на нашей ярмарке. Здесь посуда не простая - золотая, расписная! Скажите, может быть кто-нибудь знает, как называется такая роспись? (Хохломская)
- Ребята, такая роспись называется –хохломская. Узнать её легко по основным цветам: золотой, красный, чёрный, зелёный. А вы знаете откуда появилась хохломская посуда?
Дети:-Нет. Воспитатель: - Давайте мы сейчас присядем и послушаем. (Дети садятся на стульчики) Эта волшебная сказочная роспись родилась давным-давно в селе, которое так и называется – Хохлома. Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав и созреванием ягод, наслаждаться свежестью воздуха и дыханием весны. Всё это и отразилось в предметах, которые перед вами. А из Хохломы на ярмарки в разные города посуду развозили и кричали:
- Кому посуду для пищи-окрошки, чудо-блюдо, да чашки ложки?
А их спрашивали: - Откуда посуда?
Мастера отвечали:
- К вам приехала сама Золотая Хохлома! Так и прижилось название к посуде. А откуда появился этот удивительный промысел, и почему посуду именно золотыми красками расписывают, даже сказку придумали.
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за рекой Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Любил он пшенную кашу себе варить да и птицам пшена не забывал посыпать. И прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар – птица крылом чашу с кашей и обронила золотое пёрышко. Поднял мужик пёрышко и стал им посуду расписывать. Вот и получались узоры золотыми. Вот какую интересную сказку придумал русский народ про хохломскую посуду.

- Ребята, отличают хохломскую роспись не только по основным цветам, но и по элементам узора. Каждый из них имеет своё название: ‘’ягодки ‘’, ’’завитки ‘’, ‘’усики’’, ‘’травинки ‘’, ‘’кустики’’. ( Воспитатель называет и показывает на посуде соответствующие узоры) Каждый элемент дополняет друг друга. В умелых руках мастера создаётся красивая расписная посуда. На нашей ярмарке посуда представлена разная: тарелки, плошки, подносы, ложки. Ребята, скажите, а какую посуду можно использовать , как музыкальные инструменты?

Знакомство детей матрёшкой.
Дети подходят к следующему столу, стол закрыт салфеткой.
- Ой, ребята, а что же здесь? Давайте разгадаем загадку и узнаем, что ещё приготовила нам ярмарка.
Здесь игрушки не простые,
А волшебно-расписные, Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас гостях
Как скажите всех их звать? (Матрёшка) Правильно , ребята, это матрёшка.
Словно репа она круглобока
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок глаз.
Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока!
А внутри секретик есть,
Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша русская матрёшка. - Ребята, а как вы думаете, какой секретик есть у матрёшки? (Ответы детей) Правильно, внутри матрёшки прячутся её сестрицы – другие матрёшки, каждая меньше первой. (Воспитатель открывает матрёшки и выставляет их на столе) Дети, появилась матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большого деревянного японца – Факуруму. ( Демонстрация картинки с изображением Факуруму) Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравился Факуруму русским мастерам, и захотели они себе такую же игрушку. Сделали мастера деревянную игрушку такую же по форме, но нарядили её в красивый русский сарафан с передником, повязали на голову яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и раскрасили щечки в яркий румянец. Назвали игрушку самым красивым русским именем – Матрёшкой или Матрёной. Так и стали русские мастера вытачивать матрёшек из дерева, да потом расписывать их яркими красками.
Дети: - Деревянные ложки.

Игра «Карусель»(подвижная игра)

Цель: Содействовать совершенствованию двигательных навыков. Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки.

Ход: Дети встаю в круг, берутся за руки и начинают двигаться в каком-то направлении со словами:

Еле-еле-еле закружились карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, тише, не спешите,

Карусель остановите. Стоп!

Дымковская игрушка

(Дети смотрят и называют игрушки – птица, конь, барышня и др.)

Воспитатель: Вам понравились игрушки? Их ласково называют «дымка», потому что делают эти игрушки в селе Дымково, а называются они дымковские.

Как называют эти игрушки?(дымковские игрушки)

Из чего делают дымковские игрушки?(из глины)

Вот послушайте, как дымковские мастера делают свои игрушки. Красную глину берут неподалеку от с. Дымково. Её смешивают с мелким просеянным речным песком. Мастерица быстро мнет приготовленную глину и лепит из нее фигурку козлика, петуха или др. игрушки. Чтобы поверхность игрушки была гладкой, её заглаживают мокрой тряпочкой. Потом 2-3 дня игрушки подсыхают в комнате. Затем их обжигают в печах. Игрушки становятся твердыми. Когда фигурки остынут, их покрывают белой краской. А затем игрушки «наряжают».

Какими узорами украшают игрушки дымковские мастера?(кольца, круги, полоски, точки и др.)

Какие цвета любят дымковские мастера? (красный, оранжевый, желтый – солнечные, зеленый, синий, черный)

восп: Какие яркие цвета, как весело от такого хоровода красок!

Воспитатель: Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные. Из чего состоит узор коня? (из кругов);

А из чего состоит узор козлика и барана?(из колец с кругами);

А оленя? (из полос и кругов)

А вот дымковские куклы. Это водоноска с ведрами на коромысле, а это барыня-франтиха. Посмотрите, какие на них разнообразные узорчатые юбки. Узор в клеточку, в которых находятся кружочки. А кто расскажет, какой узор на этой кукле.

Ребята, круги, кольца, полосы и др. части узора называются элементами. В узоре могут сочетаться крупные и мелкие элементы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по декоративному рисованию "Знакомство с дымковскими игрушками"

В материале представлены  виды дымковских игрушек. Материал с музыкальным сопровожением, прост и доступен для восприятия детьми среднего возраста....

Родительское собрание на тему "Знакомство с дымковской игрушкой"

В современной культуре декоративно-прикладное искусство живет в своих  традиционных формах. Именно благодаря этому, изделия народных мастеров   сохраняют свои традиционные ос...

Рисование тема: "Знакомство с дымковской игрушкой"

Обучение методике рисования дымковской росписи...

Презинтация "Знакомство с дымковской игрушкой"

В презинтации представлена краткая история дымковской игрушки, изображения известных игрушек, их описание, основные приемы  росписи игрушек....

конспект занятия "Знакомство с дымковской игрушкой"

конспект занятия в старшей группе "Знакомство с дымковской игрушкой"  (на основе занятия Лыковой И.А)...

Конспект занятия по рисованию на тему «Знакомство с дымковской игрушкой. Рисование дымковских узоров»

Развивать эстетическое восприятие народного декоративно-прикладного искусства; творческое мышление, моторику рук, внимание, память; развивать умение отвечать на вопросы; развивать и обогащать сл...