Занятие "День рождения Бабы Яги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 450»Рябинка»
Конспект занятия для детей подготовительной группы
по социально-коммуникативному развитию
«День рождения Бабы Яги»
Авторы:
Пирогова Е.А.- воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 450»
Нижний Новгород, 2019
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Цели и задачи | 3 |
Интеграция | 4 |
Предварительная работа | 4 |
Методы и приемы | 4 |
Материал | 5 |
Методическое обеспечение | 5 |
Ход занятия | 5 |
Приложение 1 | 11 |
Приложение 2 | Документы PowerPoint |
Пояснительная записка
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были»- так начинается большинство сказок. И вот мои ребята смотрят широко раскрытыми глазами. Они уже почувствовали интерес и жаждут узнать, что же будет дальше…
Кто-то из психологов сказал, что во время слушания сказок у человека в бессознательном создается «картотека» банка жизненных ситуаций. Сказка – это некий эталон, через который ребёнок будет учиться жить, это некая призма, через которую он научиться видеть современный мир. Оказывается, с древнейших времен люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага для того, чтобы каждый член племени (особенно юный) мог успешно выжить. Рассказывание сказок было древнейшей практической психологией. Сказка появилась не случайно. Она – результат слияния фантазии и жизненного опыта миллионов людей.
Однажды после просмотра спектакля про Домовенка Кузю, в группе зашел спор между ребятами: Баба Яга - положительный или отрицательный сказочный персонаж. Так, наши воспитанники подарили нам идею создания конспекта «День рождения бабы Яги».
- Цели и задачи, связь с образовательной программой
Конспект занятия | Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 450» |
Цель: Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки. | Цель : создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями , подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности. |
Задачи: Образовательные:
Развивающие
Воспитывающие
| Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Нравственное воспитание:
Развитие социального и эмоционального интеллекта :
Развитие общения
Усвоение общепринятых норм поведения
Образовательная область «Речевое развитие»
|
2.Интеграция:
Области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
3.Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов, беседы на нравственные темы, заучивание стихов, поговорок и пословиц о добре и дружбе, беседа «Правила поведения в гостях».
4.Методы и приёмы:
Словесные: пословицы, поговорки, чтение стихотворения, вопросы проблемного характера.
Игровые : игра «Подбери продукты для каши из топора», п\и «Паршют» д\и «Салат из сказок», «Волшебный сундучок».
Практические: проблемная ситуация «Письмо».
Ситуации морального выбора «Три дороги», «Поделись качеством».
Наглядные методы:
Демонстрация презентации , элементы костюмов, атрибуты для игр
5.Материал:
Интерактивная доска, музыка, атрибуты костюма Бабы Яги, Сундучок (2 шт), бусы, письмо, 2 обручи, картинки со сказочными героями , горшок, топор, салатник, продукты питания (крупа, масло, макароны), парашют.
6. Методическое обеспечение
Приложение № 1
Приложение № 2- презентации к занятию (документ Power Point )
7.Ход занятия
Вводная часть:
В группу почтальон приносит письмо. Воспитатель с детьми рассматривают конверт.
Воспитатель: смотрите здесь интересные символы
Дети описывают , что видят : веточка от метлы, куриные лапки, хвоя .
Воспитатель:
Что вы здесь видите на конверте?
Откуда оно могло прийти,
Если из леса, то от кого?
Дети рассуждают, от кого могло прийти письмо, вспоминают сказочных героев (Баба Яга, Кащей, Леший и т.д.)
Воспитатель: - Ну что ж, откроем письмо
Воспитатель читает: «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у меня День рождения. Мне исполнилось 300 лет! У меня совсем не осталось друзей, мне так скучно, даже поздравить меня некому. А мне так хочется праздника, гостей, поздравлений. Обещаю, что не буду злой старухой, не буду вредничать и хулиганить. Я вас очень жду в гости!!!»
- Как вы думаете, от кого письмо?
Дети: от Бабы Яги
Воспитатель:
-Ребята, мы принимаем приглашение?
Варианты ответов детей: принимаем или если не принимают, то по какой причине.
Воспитатель: - Как вы думаете, если мы не примем приглашение, она расстроится? Почему расстроится?
Варианты ответов детей: когда не приходят на день рождения, очень грустно, Баба Яга обещала быть доброй и другие варианты.
Воспитатель:- На чем же отправимся?
- На каком сказочном средстве передвижения можно попасть в сказочную страну? Варианты ответов детей: Сапоги, печка, ступа, ковер- самолет.
Останавливаем выбор на ковре-самолёте, дети объясняют почему: чтобы все поместились.
Дети садятся на коврик
Воспитатель: А про подарок мы забыли!
Воспитатель: На день рождение с пустыми руками не ходят. Что мы подарим Бабе Яге?
Варианты ответов детей.
Воспитатель приглашает детей к полочке и предлагает выбрать подарки : ролики, метла, бусы.
Дети обосновывают выбор: метла у нее есть, на роликах кататься опасно по лесу, можно подарить бусы.
Воспитатель : подарим ей бусы , но бусы не простые, а волшебные.
Воспитатель: Каждый берет по бусине и придумает добрые пожелания, пока мы летим.
«Отправляемся мы в путь
Взять с собою не забудь
Силу, смелость, быстроту,
И, конечно доброту.
В гости к нам стучится сказка,
Закрывайте дружно глазки». (Звучит аудиозапись…)
Воспитатель: Ну вот мы с вами очутились в сказочной стране.
Подходим к избушке на курьих ножках, воспитатель надевает элементы костюма Бабы Яги
Баба Яга (удивлённо):
Сколько у меня гостей!
Сколько вокруг хороших друзей!
Всех девчонок и мальчишек,
Шалунов и шалунишек
Я зову на представленье
Под названьем – день рожденья!
Дети: Здравствуй, Бабушка Яга, с днём рождения, тебя!
Баба Яга: Что это у вас за бусины?
Дидактическая игра «Волшебные бусы»
(дети нанизывают бусины на нитку и называют пожелания)
Варианты ответов детей: мы дарим тебе «добрые» бусы, желаем добра, здоровья, радости, отзывчивости и т.д.
Баба Яга: Спасибо, ребята! Я вас приглашаю за праздничный стол. Буду угощать вас «Салатом из сказок» (Ставит салатник и читает)
Дидактическая игра «Салат из сказок»
(рассказывается сказка- путаница, в которой перемешаны знакомые детям сказки, задача детей - запомнить и назвать все сказки, без опоры на наглядные картинки )
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван Царевич. Пустил стрелу в чисто поле и пошёл искать её. А навстречу ему Красная Шапочка несёт кувшин с окрошкой, который журавль передал для лисы. Красная Шапочка и говорит: «Буратино, отдай ключик, иначе превращу тебя в лягушку». А он отвечает: «Не превращай меня в лягушку, брось меня в воду, и скажи по- щучьему велению, по моему хотению и я исполню три твоих желания». Желание исполнилось - вырос цветик - семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке золотой ключик от чердака Карлсона, который живёт на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Баба Яга: Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке
Варианты ответов детей: «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик – семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живет на крыше», «Лиса и журавль»
Баба Яга: Молодцы! Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые? Посмотрим, как вы различаете, добрых и злых героев.
Игра «Герои из сказок»
Игра по типу «Блоков Дьенеша»: разложить картинки с изображением героев сказок по обручам, объяснить выбор. Детям предлагается следующий набор картинок сказочных героев: положительные герои: Красная Шапочка, Золушка, Царевна Лягушка, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Петушок, Чудовище из Аленького цветочка; отрицательные герои : Кащей бессмертный, Змей Горыныч, Гуси- лебеди , лиса. И добрые и злые герои: серый волк, баба Яга
Проблемная ситуация: кого можно отнести и к положительным, и к отрицательным героям, куда положить этих героев, подвести детей, что можно сделать пересечение обручей.
Баба Яга : В этом сундучке спрятались персонажи различных сказок, вы должны определить какие из них хорошие, добрые, а какие злые. Для этого давайте сделаем большой круг. Если из мешочка вы достанете доброго героя – кладёте его в красный обруч, если злого героя – в чёрный.
Дети по очереди достают картинки и называют персонаж, определяют, чем он плох или хорош.
Б-Я: Посмотрите и скажите, какие герои встречаются в сказках чаще хорошие или плохие?
Варианты ответов детей: хороших героев больше
Баба Яга: А мне куда встать, в какой обруч?
Дети: в пересечение обручей, потому что вы и добрая и злая.
Баба Яга: Каких еще сказочных героев, которые могут быть и добрыми и злыми , вы знаете? (Серый волк)
Баба Яга: С какими героями вы хотели бы дружить?
Варианты ответов детей: дружить лучше с добрыми.
Баба Яга: как вы думаете, почему сказочный герой стал злым?
Варианты ответов детей: никто не дружит, плохой характер, жадные
Баба Яга: Я думаю, что они не такие уж плохие, а очень несчастные, потому что у них совсем нет друзей.
Баба Яга: А у вас, дети, есть друзья? (Ответы детей)
Игра «Паутинка дружбы»
(игра с клубочком, ребенок передает ниточку тому, с кем дружит и называет, почему он с ним дружит)
Баба Яга берёт клубок, передаёт одному из детей (Мише) со словами: Мне нравится дружить с Мишей, потому что никогда никого не обижает (при этом оставляет у себя в руках кончик клубочка). Далее Миша передаёт клубок другому ребёнку, называя его положительную черту характера и т.д. В результате получается паутинка.
Баба Яга: Какая у нас получилась замечательная паутинка дружбы.
Угощу – ка я вас кашей .Заходил тут ко мне касатик- солдатик, да топор оставил. Говорит, что из него вкусная каша получается. Он ее варил у одной бабушки, да не доварил и мне принес доваривать. А я не знаю как. Достает горшок с топором.
Игра «Каша из топора»
(Игровая задача - выбрать продукты, которые солдат просил у бабки для каши)
Баба Яга: узнаете, из какой сказки солдат приходил? Поможете мне сварить кашу?
Дети – поможем.
Баба Яга: вот мои продукты, чем богаты, тем и рады, снимает салфетку, выбирайте те продукты, из которых солдат сварил кашу.
Дети выбирают продукты.
Баба Яга: ай да солдат, хитер. А мне говорил, каша из топора, почему солдату пришлось проявить смекалку, чтобы кашу сварить.
Дети : бабка жадная оказалась.
Б-Я – солдат оставил интересный предмет, не знаю, что это
Дети : парашют
Игра с дидактическим пособием «Парашют»
Каждый ребенок выбирает цветной сектор парашюта, берется за петельку. Все идут по кругу, воспитатель называет цвета, которые должны поменяться. Парашют поднимается вверх и названные цвета должны успеть пробежать под парашютом и поменяться местами.
Баба Яга:
Парашют, лети, лети
Красный (розовый, синий, цвета выбираются по очереди) цвет, перебеги.
Баба Яга: Вижу, что вы шустрые, а вы-то сами смекалистые? Сейчас и проверим, садитесь на стульчики.
Игра «Как пословица со сказкой дружила»
Игра с использованием мультимедийной доски, на которой слайд с изображением иллюстраций из русских народных сказок. Задача - выбрать сказку, которая подходит к пословице и объяснить выбор.
Баба яга: Ребята, я вам называю пословицу, а вы выбираете сказки, к которой она подходит.
Из предложенных на экране сказок нужно выбрать несколько, соответствующих поговорке.
- «В тесноте, но не в обиде» (р.н. сказка «Теремок», В. Сутеев «Под грибом»)
Баба Яга я думаю, что к этой пословице подойдет сказка «Маша и медведь», Маше тесно в коробе (преднамеренная ошибка)
Дети объясняют, что сказка «Маша и медведь» не подходит.
Баба Яга: А вы еще знает пословицы, которые подходят к сказкам «Под грибом», «Теремок»
Дети : тесна изба, да тепла.
Баба Яга: Вижу, что вы сообразительные. Засиделись вы, но чтобы домой попасть, надо выполнить последнее задание.
Дидактическое упражнение в ситуациях морального выбора
«Объясни свой выбор» с использованием мультимедийной доски.
Баба Яга: на слайде камень с текстом : «Прямо пойдешь- встретишь дедушку, которому нужно помочь дойти до скамейки, чтобы сесть и почитать газету. налево пойдешь- встретишь старушку, которой нужно подсказать, где находится аптека, направо пойдешь- найдешь игрушку, о которой давно мечтал.
Баба Яга: ребята, выбрать надо только одно направление! Кто решил, куда он пойдет? Нам надо выбрать только одну дорогу.
Варианты ответов детей: Если мы пойдем за игрушкой, то будет хорошо только нам. Если поможем дедушке - хороший поступок, но газета может подождать, а вот здоровье, ребята ждать не может. В первую очередь выбираем помощь бабушке- больному человеку.
Игра «Волшебный сундучок»
Сундучок с бусинами.
Баба Яга: За вашу доброту и отзывчивость я хочу подарить вам волшебный сундучок. Он старый и очень красивый. В нём хранятся все богатства мира, в том числе качества характера. Каждый может взять из сундука то качество, которое он хотел бы получить, но только одно. Это может смелость, удача, здоровье, радость или что-то другое.
Дети берут бусины и садятся на ковер, воспитатель снимает атрибуты костюма Бабы Яги и присоединяется к детям.
Рефлексия
Воспитатель: что у вас в руках
Дети: качества характера, их дала баба Яга
Воспитатель : если не секрет, какие качества вы себе выбрали?
(Дети называют то качество, которое они считают важным для себя. Воспитатель обсуждает с детьми возможность приобретения данных качеств и что для этого нужно сделать (чтобы стать сильнее, нужно делать зарядку, заниматься спортом и т.д.)
Воспитатель: Жаль, что мне не досталось качества, что же делать?
Дети предлагают свое решения данной проблемы.
Приложение № 1
Методическое обеспечение конспекта
Рисунок 1 Письмо
Рисунок 2 Бусы для Бабы Яги
Рисунок 3 Аудиозапись для полета на Ковре- самолете
Рисунок 4 Атрибуты костюма Бабы Яги
Рисунок 5 Салатник для игры "Салат из сказок"
Рисунок 6 Коробочка для игры "Герои из сказок"
Рисунок 7 Картинки для игры "Волшебный сундучок"
Рисунок 8 Игра "Паутина дружбы"
Рисунок 9 Атрибуты для игры "Каша из топора"
Рисунок 10 Игра Парашют
Рисунок 11 Сундук для игры "Волшебный сундучок"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прямо пойдёшь- встретишь дедушку, которому нужно помочь дойти до скамейки, чтобы сесть и почитать газету; Налево пойдёшь- встретишь старушку, которой нужно подсказать, где находится аптека; Направо пойдёшь- найдёшь игрушку, о которой давно мечтал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« В тесноте, но не в обиде»
« В се силы отдай, а друга из беды выручай»
« Друзья познаются в беде »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурный досуг для детей средней группы "День рождения Бабы Яги".
Физкультурные развлечения и праздники проходят эмоциональнее, если на них присутствует сказочный герой.Баба Яга - один из самых любимых отрицательных героев сказок. Но ведь она не всегда б...
Сценарий развлекательного досуга "День рождение бабы-Яги"
Сценарий развлекательного досуга для детей старшего дошкольного возраста "День рождения бабы- Яги". Проводится весной или летом....
Сценарий спортивного праздника для детей с участием родителей "День рождения Бабы Яги"
Сценарий спортивного праздника...
Праздник с родителями "День рождения Бабы Яги"
Развлечение для детей младшей-средней группы....
Спортивный праздник "День рождения Бабы-Яги"
День рождения Бабы - ЯгиПредварительная работа: разучивание стихов с детьми, повторение знакомых песен, украшение участков, подготовка инвентаря для игр, сладких призов.Дети собираются на ...
Развлечение: "День рождения Бабы Яги"
В гости на День рождения к Бабе Яге приходят дети, ее внучка Бабка Ежка, Змей Горыныч, кот Матвей и приносят подарки. на празднике у Бабы Яги они веселятся, танцуют, поют песни и играют вигры. праздни...
Спортивный праздник для старшего дошкольного возраста. "День рождения Бабы Яги"
Цель данного мероприятия - создание условий для удовлетворения естественной потребности детей в движении; пропаганда здорового образа жизни; воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи; разви...
- Мне нравится (2)