Мини-музей в детском саду
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект создания в группе мини-музея
«Птицы – наши друзья»
Вид проекта: познавательный
Участники: воспитатели, родители и дети старшей группы.
Продолжительность проекта: сентябрь 2020 – май 2021(долгосрочный)
Актуальность. В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелетных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Проект позволит расширить и углубить знания детей о птицах, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к птицам, побуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе.
Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи:
-развивать интерес к изучению природы
-формировать бережное отношение к птицам
-расширять представления детей о зимующих, перелетных, экзотических птицах
-формировать элементарные экологические представления
-создать положительный эмоциональный фон
Планируемый результат: изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Дети научатся относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Этапы реализации проекта:
1.подготовительный
2.основной
3.заключительный
Подготовительный этап:
1.Изучение познавательной литературы.
2.Чтение художественной литературы: В.Бианки «Чей нос лучше?», «Сова»; К.Чуковский «Цыпленок», Б.Житков «Храбрый утенок», Е.Чарушин «Болтливая сорока», Н.Сладков «Лесные сказки», В.Сутеев « Цыпленок и утенок», русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Кочеток и курочка».
3.Наблюдение за птицами на прогулках.
4.Беседы «Зимующие и перелетные птицы», «Домашние птицы», «Удивительные птицы» (экзотические).
5.Продуктивная деятельность: рисование «Голубь», «Дымковская утка», «Что это за птица», «Филимоновский петушок»; лепка «Птичка» (по мотивам народных игрушек), «Птицы на кормушке», «Лебедь»; аппликация»Снегирь на ветке рябины», «Синичка», «Птенцы в гнезде», «Сказочная птица»; конструирование «Снегири и яблоки»(украшение на елку), «Сова», «Птичка», «Грач». .
6.Слушание аудиозаписей «Птичьи голоса».
7.Работа с родителями: сбор экспонатов для мини-музея, заучивание с детьми стихов о птицах.
8.Сделали карточки «Птицы Красной книги».
Основной этап – открытие мини-музея. Дети прочли стихи о птицах, загадывали загадки. Дети совестно с родителями подготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведет в то или иное время года, где и когда гнездится, о ее оперении и т.д. Из рассказов детей мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами. Следовательно, с наступлением зимы, когда природа замирает, птицам нечем питаться, и они улетают в теплые края, в лучшие для них условия выживания. Остальные птицы ( ворона , воробей, синица, сорока и др.) остаются зимовать, т.к. переносят климат нашей местности.
Разделы мини-музея:
-«Игрушки птиц». Экспонаты данной коллекции могут быть использованы в процессе образовательной деятельности, в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
-«Сами своими руками». Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации образовательной деятельности в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в самостоятельной игровой деятельности детей.
- «Птицы Красной книги». Экспонаты используются для закрепления знаний о исчезающих птицах.
-«Библиотека». Здесь собраны карточки, познавательная и художественная литература о птицах, которые могут быть использованы в образовательной деятельности.
-«Игротека». Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.
В мини-музее оформлен альбом «Птицы глазами детей», в который вошли рисунки, аппликации, выполненные детьми старшей группы.
На открытии музея дети рассматривали экспонаты, слушали рассказы воспитателя, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Некоторые дети сами рассказывали о своей птице, принесенной из дома.
Заключительный этап.
Мини-музей послужил площадкой для проведения занятия «Тайны птичьего мира».
Совестно с детьми были сформулированы правила поведения в природе относительно птиц:
-Не шуметь в лесу, не пугать птиц!
Не разорять птичьи гнезда!
-Не уносить домой птенцов, выпавших из гнезда!
-Подкармливать птиц зимой!
-Делать скворечники!
Проделанная работа нашла положительный эмоциональный отклик в сердцах детей и их родителей.
Перспектива развития мини-музея:
-Проведение экскурсий для других групп детского сада.
-Разработка экологических знаков по правилам поведения в природе относительно птиц.
-Написание книжек-малышек или большой книги о птицах.
-Проведение досуга «Вечер стихов».
-На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
Литературные произведения о птицах
1.В.Бианки «Рассказы и сказки»
2.Л.Толстой «Воробей на часах»
«Лебеди»
3.А.Куприн «Скворцы»
«Песня скворца»
4.И.Соколов-Микитов «Жаворонок»
5.С.Аксаков «Лебедь»
6.Е.Чарушин «Яша»
«Воробей»
7.Б.Житков «Галка»
«Храбрый утенок»
8.Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш»
9.М.Пришвин «Журка»
«Лесной доктор»
10.Г.Скребицкий «Смышленые птицы»
«Сиротка»
«Чир Чирыч»
11.Н.Сладков «Воробьишкина весна»
«Зимние долги»
«Курорт « Сосулька»
«Топик и Катя»
12.Н.Романова «Котька и птичка»
13.Т.Домаренок «Кукушечка»
«Два гнезда»
«Кто разукрасил синичку»
«Кого лечит дятел»
14.Русские народные сказки
«Ворона и рак»
«Лиса и тетерев»
«Журавль и цапля»
«Мышка и воробей»
«Орел и ворона»
«Кривая уточка»
«Птичий язык»
«Про мышь зубатую да про воробья богатого»
«Хвастливая ворона»
«Скворец и горошина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание картинной галереи в мини-музее в группах детского сада" (консультация для воспитателей)
Что такое мини-музей в детском саду?...
Консультация для воспитателей детского сада "Мини-музей в группе детского сада"
Консультация для воспитателей по организации мини-музея в группе детского сада....
мини-музей в группе детского сада "Осеннии антазии"
«Осеннии фантазии».Осень прекрасная пора!Осень - пора сбора урожая.Осень скверы украшаетРазноцветною листвой.Осень кормит урожаемПтиц, зверей и нас с тобой.И в садах, и в огороде,И в лесу, и у водыПри...
Тематическая выставка "С днем победы" в мини-музее группы №2 детского сада № 6 г. Кирово-Чепецка Кировской области
Макеты"Аллея славы" и "Вечный огонь" в группе № 2 детского сада №6 г.Кирово-Чепецка Кировской обл. сделаны родителями из бросового материала....
Статья "Организация предметно – развивающей среды в средней группе. Мини -музей хлеба в детском саду. "
Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации пре...
Мини музей в группе детского сада
Создание мини музея "Из прошлого в настоящее", знакомство детей со временем...
Мини-музей в группе детского сада
В нашем детском саду активно работали мини-музеи в группах, созданные педагогами, детьми и родителями. Представляем наш опыт работы в рамках годового проекта ДОУ "Мини-музей в группе"....