Учебно-исследовательский проект "Растения и свет"
проект по окружающему миру
Поддержка детской инициативы главный аспект в воспитании. Данный проект ответ на детский вопрос, на который он сам же ищет ответ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rasteniya_i_svet_szhat.docx | 509.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №21 х.Свободы
муниципального образования Курганинский район
Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников
«Я-исследователь»
«Растения и свет»
Выполнила: ученица 2 класса Савченко Оксана
Руководитель: учитель начальных классов Костина Нина Викторовна
2014-2015 уч.год
При изучение темы «Выращивание лука» на уроке технологии, подготовленный лук мы ставили на окно и наблюдали за его ростом.
«А почему на окно? А растёт ли растение ночью?» - заинтересовалась я. С этими вопросами отправилась к своей учительнице Нине Викторовне.
Она предложила мне самой попытаться найти ответы на мои вопросы и провести исследование.
Сначала мы составили план исследования интересующих меня вопросов.
План:
1.Изучить интернет ресурсы;
2.Проработать список специальной литературы;
3. Поставить определённые опыты;
4. Проанализировать
5. Сделать выводы
Цель: изучить значение света в жизни растения и получить ответ на мои вопросы.
Задачи:
- Познакомиться с историей изучения значения света для растений;
- Изучить приспособления растений к жизни в разных световых условиях;
- Провести опыты выясняющие действие света на рост и развитие растений
- Учиться сравнивать, анализировать и делать выводы
Гипотезы:
- предположим, что свет для растений важен и растения ночью не растут
- возможно, свет для растений не так важен и растения ночью тоже растут
Основные этапы исследования
На уроках окружающего мира я узнала, что для жизни растений необходимы определённые условия и факторы жизни растений.
В интернет ресурсах выяснила, что Факторы жизни растений подразделяются на космические и земные. К космическим относятся свет и тепло, к земным - вода воздух и питательные вещества. Космические факторы имеют особенности, так как практически не регулируются в земледелии.
Значение света в жизни растений впервые изучил выдающийся русский учёный Климент Аркадьевич Тимирязев.
Родился он в Петербурге 22 мая 1843 году. Первоначальное образование получил дома. В 1861 году поступил в Петербургский университет и окончил его в 1866 году с золотой медалью за сочинение « О печёночных мхах».
В 1875 году он получил степень доктора ботаники за сочинение «Об усвоение света растением».
В том же году он прочёл десять обще доступных лекций о растениях. В этих лекциях Климент Аркадьевич пояснил, что зелёный лист растения содержит крупинки хлорофилла, в которых совершается величественный процесс превращения солнечного луча в ту химическую силу, которая служит источником всякого проявления жизни на нашей планете.
Обратившись к учителю биологии Щирской Виктории Петровне выяснила, что значение света для растений в первую очередь связано с фотосинтезом.
Она мне рассказала, что это процесс покорения энергии солнца, происходящий в зелёных растениях, обеспечивает всё живое пищей и кислородом. Ради продуктов фотосинтеза человек занимается сельским хозяйством.
Нина Викторовна предложила опытным путём выяснить влияние основного космического фактора – света, на жизнь растений.
Опыт № 1 Влияние света на всхожесть семян
Я брала, семена трёх растений (пшеницы, капусты и томатов).
Высевала их в два горшка каждые, в один и тот же день.
Горшки под номером один ставила на хорошо освещаемое окно. А под номером два в тёмный шкаф и наблюдала всхожесть.
Пронаблюдав за всходами через несколько дней, заметила, что в обоих горшках всходы были почти одинаковые.
Вывод: на всхожесть семян большинства растений свет не оказывает существенного значения. Семена на свету и в темноте всходят практически одновременно.
Опыт 2: «Влияние света на рост и развитие растений.»
Постановка опыта: Всходы, полученные в ходе опыта 1 возвращаю в прежние условия (свет и темнота) и продолжаю наблюдения.
Через семь дней
А) Растения из темноты были жёлтого цвета, а на свету интенсивно зелёные, что подтверждает фотосинтез.
Б)
Так же заметила, растущие в темноте растения были длиннее, чем на свету.
Свет | Темнота | ||
А) | растения интенсивно зелёные | Желтоватые | |
Б) | длина 7- 10 см. | длина 15-17 | |
В) | Хорошо сформированные листья, более широкие. Стебли нормальные | Листья мелкие уродливые, свёрнутые в трубочку, стебли тонкие, вытянутые |
Через 20 дней растение из тёмного шкафа пропали, а со светлого окна были живы.
Вывод: Растения на свету продолжают расти и развиваться, а растения без света – падают и загнивают.
Вывод: для нормального роста и развития растений необходим свет. Без света растения жить не могут.
При недостатке света растения старается «добраться» до большего света, вытягиваясь или сбрасывая часть листьев. Поэтому растения №2 были длинней №1.
Для лучшего улавливания солнечного света большинство растений приобрели различные приспособления:
а) расположение листьев на стебле
Розеточное
Очерёдное
Супротивное
б) способность листа поворачиваться к свету.
в) листовая мозаика
Однако из познавательных энциклопедий выяснила, чтобы растения хорошо развивалось важно не только наличие света, но и продолжительность освещения.
Все растения делят на три группы:
- Длинного дня (необходимая длина дня не менее 14 часов). Например пшеница, лук, лён.
- Короткого дня (длина дня до10-12 часов). Это хризантема, капуста.
- Нейтральные (виноград, томаты, одуванчик.)
Следовательно, если правильно регулировать длительность светового дня то стадиями роста можно управлять. Интересно где это может быть использовано?
За ответом на этот вопрос я отправилась в теплицу к опытному цветоводу и земледельцу Татьяне Тихоновне.
Она мне и рассказала что так у растений можно регулировать время цветения (тюльпаны, хризантемы) и плодоношения (редис).
В зимнее время большинство растений выращиваемых в искусственных условиях требуют досвечивания электрическими лампами. Укорачивание светового дня достигается накрыванием растений чёрной плёнкой.
Так чтобы летом, в открытом грунте получить урожай редиски быстрее, нужно закрывать всходы чёрной плёнкой с 7 часов вечера до 7 часов утра.
У земляники, после получения весной первого рожая, можно вызвать повторное цветение. Для этого на некоторое время так же затемняют растения, т.к. для закладки цветков им необходим короткий световой день. Затем их снова открывают, и плодоношение происходит на длинном дне. Так можно собрать два урожая за сезон с обычного сорта.
ІІІ. Анализ полученных данных.
Выводы
Наблюдая за растениями в классе и во время постановки опытов, посетив теплицы, поняла, что
- Свет для растений необходим, без света они гибнут.
- В процессе роста и развития важно не только наличие света, но и длительность светового периода, когда растение «работает». Ночью растение отдыхает и этот тёмный период тоже важен.
- Растения, единственные на Земле умеют превращать свет- эту энергию в чистом виде – в доступные всем живым существам, в том числе и человеку формы.
Завершилось моё исследование. Я нашла ответы на вопросы с которыми пришла к своей учительнице.
Чем же для меня полезна была эта работа?
Во - первых я училась из разных источников отбирать нужные мне знания, факты: систематизировать их.
Во вторых я узнала, что такое опыты, и сама смогла провести их сделать выводы.
Я научилась сравнивать, анализировать, классифицировать материалы исследования, т. е. приобрела опыт исследовательской работы.
А ещё – всё, что я узнала о растениях это так интересно и важно!
Я думаю эти знания надо углублять и надо применять для получения двух и нескольких урожаев в год разных культур, увеличивая урожайность, заставлять цвести цветы, когда нам это нужно, тогда нашей стране будут на страшны никакие санкции.
Список использованной литературы:
- А.Тимирязев «Жизнь растения» изд. Детской Литературы мин. Просвещения РСФСР, Москва 1949 г.
- Детская Энциклопедия « Растения и животные» т.4, издательство «Педагогика» 1973г.
- Фотография ученого из интернет-ресурсов http://www.liveinternet.ru
- http://www.landwirt.ru/proizvodstvo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление: Естественные науки и современный мир Тема проекта: ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ
Конкурсучебно-исследовательских и творческих работ«Юность в науке»Направление:Естественные науки и современный мир Тема проекта:ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ...
План исследования учебно - исследовательского проекта «Выше, дальше, быстрее»
В учебно-исследовательском проекте "Выше, дальше, быстрее" подробно описаны цели,задачи,план исследования,историография вопроса. ...
Учебно - исследовательский проект «Выше, дальше, быстрее»
Актуальность проекта,проблемный вопрос и текст к защите проекта....
Учебно-исследовательский проект "Волшебный песок"
Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому цель проведения совместных экспериментов - это д...
Учебно-исследовательский проект "Полезные башмачки"
Проведенная исследовательская работа, позволила выявить интерес ребенка к обуви: изучена история возникновения обуви, рассмотрены различные ее виды, типы, изучено качество различных матери...
Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников
Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовате...
Учебно - исследовательская конференция "Мир открытий - мир чудес!" ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Путь крышечки»
Тема исследовательской работы: Путь крышечкиАктуальность«– Тут есть такое твердое правило, –сказал мне позднее Маленький принц. –Встал поутру, умылся, привел себяв порядок &nda...