Методическая разработка интегрированного занятия в подготовительной группе "Откуда пришла деревянная ложка"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Интегрированное занятие "Откуда пришла деревянная ложка" расширит кругозор детей, познакомит их с историей деревянной ложки на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_prishla_derevyannaya_lozhka.docx38.51 КБ

Предварительный просмотр:

     

Откуда пришла деревянная ложка

интегрированное занятие

для детей подготовительной группы

                                                                

 

Цель: формирование устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

  • Расширить кругозор детей через знакомство с историей возникновения  и технологией изготовления деревянной ложки на Руси, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа;
  • Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Хохлома), воспитывать в детях чувство любви и гордости за свою страну, народных умельцев.
  • Продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.

Методы взаимодействия с детьми: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, поисковый и игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках, рисование нетрадиционными техниками).

Материал и оборудование: варенье в банке; большая деревянная ложка; одноразовые пластиковые ложки по количеству детей в группе; по одной пластмассовой, алюминиевой, нержавеющей,  керамической ложке,  деревянные ложки (по две каждому ребенку); заготовки шаблонов ложек на плотном листе бумаги по количеству детей в группе, гуашь, кисти; музыкальный центр, фонограмма песни «Ложки деревенские».

Участники: воспитатель, Скоморох (воспитатель), музыкальный руководитель, дети подготовительной группы группы.

Ход занятия

Занятие проходит в группе.

Воспитатель: Ребята, я принесла вкусное, ароматное варенье. Угощайтесь, пожалуйста! (протягивает варенье в банке детям) Ой, а как же мы попробуем варенье? Из банки-то есть совсем неудобно… (ответы детей). А я совсем забыла приготовить ложки! Мы ведь не сможем без них есть варенье…(начинает искать ложки).

Под веселую народную музыку в группу забегает Скоморох, в руках у него деревянные ложки.

Скоморох:

Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки!

Веселые, смешные, просто озорные!

Вы меня узнали?

Я – Скоморох, бродячий артист,

Я в дороге день за днем.

И фургончик в поле чистом,

Это мой привычный дом.

Скоморохи все – таланты,

Хоть кого о нас спроси.

Мы певцы и музыканты

Нашей матушки-Руси!

А что это вы грустите, ребята? Я вас сейчас развеселю! Смотрите, что у меня есть – ложки! (демонстрирует свои деревянные ложки). Вот послушайте про них сказочку!

Давным-давно, в глухой деревушке, жил-был парень Иван – деревянных дел мастер. Бывало, заготовит он древесины из разных пород деревьев: из берёзы, осины, липы. Возьмёт в руки инструменты: топор, нож, резаки разные и давай мастерить. Умелые руки Ивана то табурет, то лавочку, то саночки, то кадку сладят. А вот из остатков дерева, из обрубочков, резал мастер ложки.

Уж такие у него замечательные ложечки выходили: большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые. Были они беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Всем хороши ложки, да вот только сам мастер смотрел на них и вздыхал. Сделает ложку из обрубочка, все неровности, шероховатости снимет, да и уберёт с глаз долой, на полку – пылиться. Долго лежали, скучали ложечки.

Но как- то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья-девица. А Марья очень рисовать любила. Увидала Марья, что у мастера на полках ложек видимо–невидимо. Позабыты они, позаброшены, лежат, скучают, от пыли, да от времени темнеют. Пожалела девица ложки. Украсила их узорами разными. Все ложки у Ивана преобразились, одна другой краше. Любо – дорого взглянуть, в руки взять.

Быстро разлетелась по округе молва о ложках деревянных – расписных. Понаехало народу со всех волостей, и скупили у Ивана и Марьи все ложки.

И до сих пор они вместе ложки деревянные расписные мастерят, дружно живут и нас с вами в гости ждут!

Воспитатель: Когда-то давно человек понял, что есть пищу руками неудобно и придумал ложку. Первую ложку древний человек вытесал из камня. Но она была тяжелая и быстро нагревалась. Потом он пробовал делать ложку из кости животного, из бронзы, серебра и даже золота. Но такие ложки могли позволить себе далеко не все люди. Поэтому широкую известность на Руси получили деревянные ложки.

Скоморох: А я знаю интересную игру с разными ложками! Давайте проверим, как вы умеете определять материал, из которого сделана ложка на ощупь, при помощи осязания.

Проводится игра «Узнай, из чего сделана ложка».

Детям завязывают глаза и предлагают для обследования ложку (деревянная, пластмассовая, алюминиевая, нержавеющая, керамическая). Дети называют признаки: легкая - тяжелая, теплая - холодная, гнётся - не гнется, делают выводы из чего сделана ложка.)

Воспитатель: Деревянные ложки на Руси делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!»

Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены «хотьковские» ложки, росписью – «хохломские»; выжиганием – «вятские» (показ картинок разных ложек). Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Искусство хохломской росписи возникло давно. Хохлома – это название большого торгового села за рекой Волгой, куда мастера из окрестных сёл и деревень издавна привозили на продажу свои изделия. Позже и сами эти изделия получили название «хохлома». Возник этот промысел здесь неслучайно. Как вы думаете, почему?

Дети: (ответы)

Скоморох: Там растет много деревьев, из которых делают ложки. Я там бывал не раз со своими друзьями скоморохами!

Воспитатель: Верно! Хохлому делают из дерева. Заволжье, где находится село Хохлома, очень богато лесами. А вот земли здесь не плодородные, хлеба родилось мало, и людям приходилось заниматься каким-либо ремеслом  (делом), чтобы прокормить себя. И то, чего не давала земля, давал лес.

Издавна жители деревни свей семьёй, от мала до велика, занимались изготовлением посуды. Жили они в окружении лесов, отрезанные от остального мира: деревушки стояли далеко друг от друга. Как они могли общаться, куда могли продавать свою посуду?

Дети: (ответ)

Воспитатель: По реке Волга люди и доставляли свой товар в крупные сёла. Особое значение для жителей края имела близость селений к этой реке– главной водной дороге страны. Волга вместе со своими притоками соединяла самые отдаленные края страны.

В этом селе на ярмарках продавали красивые ложки. Простые люди знали, что у богатых людей есть золотая и серебряная посуда. Им тоже хотелось иметь красивую посуду. Но где же взять простому бедному человеку золото? И тогда крестьяне придумали очень интересный способ изготовления такой золотой посуды из дерева. Сначала они вырезали посуду. Готовые деревянные изделия несколько дней сушили (рассматривают ложку, сделанную из дерева без обработки), а затем покрывали тонким слоем жидкой глины, смешанной с мелом. Потом снова сушили, полировали, наконец, покрывали «серебряным» порошком (алюминием) и расписывали.

Расписную посуду покрывали лаком и ставили в горячую духовку. От жары лак становился золотым, а серебро под лаковой плёнкой начинало гореть как золото.

Неслучайно искусство хохломы возникло и развивалось на Русской земле вблизи красавицы Волги. Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой, нарядной росписью, в которой оживали картины природы (рассмотреть хохломскую ложку).

Воспитатель: Ребята, споем Скомороху частушки про хохлому!

Дети исполняют частушки про хохломскую посуду

  1. Все листочки, как листочки (девочки)

Ну, а этот, золотой.

Красоту такую, люди,

Называют хохломой.

  1. Хохлома, хохлома (мальчики)

Разукрашу все дома.

Разукрашу улицу

Петуха да курицу!

  1. Бабка деда до обеда (девочки)

Заставляла рисовать.

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать.

  1. Я вчера такое видел – (мальчики)

Не расскажешь никому:

Сидит заяц на березе

И рисует хохлому!

  1. Мы частушки петь кончаем (все вместе)

Хохломы красивей нет.

От ребяток голосистых

Посылаем всем привет.

Скоморох: Вот так ребята, молодцы! Как настоящие артисты выступаете! А вы знаете, что пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон веков ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева. Но в России ложка – это не только посуда, но ещё и музыкальный инструмент. Музыканты–ложечники, их называют ложкарями, играют, постукивают ложками друг о друга и звучит задорная плясовая мелодия.

Воспитатель: Скоморох, а мы знаем еще и песню про ложки! И ложкари у нас есть!

Дети исполняют песню «Ложки деревенские», подыгрывая на деревянных ложках.

Скоморох: Ой, сколько у вас ложек красивых, расписных! Да как задорно вы на них играете! Я бы тоже так поиграл со  своими друзьями скоморохами, да у меня всего две ложки… (грустит)

Воспитатель: Ребята, как же нам помочь Скомороху?

Дети: (ответ)

Воспитатель: Правильно, нужно сделать скомороху в подарок много ложек, чтобы всем его друзьям досталось! Смотрите, ребята, у меня есть вот такие белые ложки (демонстрирует шаблоны ложек на плотной бумаге), но мы же не будем такие дарить  Скомороху. Что можно с ними сделать? (ответы детей). Проходите за столы, будем разрисовывать ложки хохломской росписью. Посмотрите на хохломскую ложку, какого она цвета? (Ответы) А какого цвета фон ложки? (Ответ) Давайте нарисуем фон нашей ложки.

Дети садятся за столы, на которых лежат шаблоны ложек на плотной бумаге, рисуют фон ложки. Воспитатель наглядно показывает.

Воспитатель: Пока наш фон высыхает, поиграем в веселую игру!

Проводится игра «Угадай, чей голосок?» Дети встают в круг, в центре ребенок с завязанными глазами, у воспитателя деревянные ложки. Дети за руки идут по кругу и поют:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем ложками стучать,

Скок, скок, скок, скок, (воспитатель стучит ложками и показывает на какого-то ребенка)

Угадай, чей голосок? (произносит ребенок, на которого указали)

Ребенок в центре должен угадать, кто из детей его спрашивает. Если угадал – становится в центр. Игра проводится несколько раз.

Воспитатель: Вот и высох наш фон на ложках. А теперь мы нарисуем на ложках листочки и ягодки. Посмотрите, я рисую концом кисточки завиток желтой краской, а на нем листочек(демонстрирует). А теперь красной краской я «нарисую» ягодки. Для этого я возьму волшебную палочку (ватную палочку) и методом тычка распределю ягодки по завитку (демонстрирует).

Дети рисуют ягодки и листочки на ложках.

Воспитатель: Вот и высохли наши ложечки! Ребята, какой росписью вы сегодня расписывали ложки? (ответ) Такую роспись могут делать только в нашей стране – России и больше нигде. Вот такие прекрасные мастера жили и живут в нашей стране.

Скоморох: Да у них же золотые руки!

Воспитатель: Дети, а что значит «золотые руки»? (ответы детей) А чтобы сотворить такие золотые изделия мастерам нужно иметь золотую голову.

Скоморох: Это что ж, голова вся золотая или только волосы?

Воспитатель: Дети, что я имею в виду, говоря «золотая голова»?

(ответы детей) Когда вы станете взрослыми, освоите какое-то хорошее дело, которое будет приносить пользу другим людям. И вы будите прославлять Россию так же, как прославляют её мастера хохломской росписи. Принимай подарки от ребят, Скоморох! Смотри, сколько ложек получилось!

Скоморох: Спасибо, ребята! Теперь всем моим друзьям скоморохам хватит! А вы знаете, что деревянная ложка известна во всем мире как русский народный инструмент. Испокон веков, иностранцы  приобретали деревянную ложку как русский сувенир. Я хочу вас отблагодарить. Я подарю вам свою большую ложку, но сначала вы должны найти ее. Если я играю тихо на ложках – значит вы от большой ложки далеко, а если заиграю громко – значит уже близко. Договорились?

Скоморох с детьми играет в игру «Найди большую ложку». В конце игры дети находят огромную ложку, а под ней много одноразовых ложечек (по количеству детей).

Воспитатель: Ребята, как здорово! Теперь у нас много ложек, всем хватит попробовать варенье, которое я принесла.

Все садятся за стол и пьют чай с вареньем.

Скоморох: Ребята, мне у вас очень понравилось!

Воспитатель: Приходи к нам, Скоморох! Мы будем ждать встречи с тобой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированной НОД в подготовительной группе в образовательной области " Познание.

Цели:    Способствовать патриотическому  воспитанию детей, прививать любовь к городу через художественно-эстетическое и познавательное  развитие детей.Задачи:  Познавател...

Методическая разработка интегрированного занятия «Зимушка-зима» в подготовительной речевой группе с использованием интерактивной доски (SMART)

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе детского сада.НОД интегрированная. Проводилась совместно с учителем-логопедом в рамках подведения итогов по лексической те...

Методическая разработка интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Осенние листья».

Методическая разработка интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Осенние листья»....

Методическая разработка интегрированного занятия в подготовительной группе по теме: «Я вырасту здоровым».

Использованные современные образовательные технологии:- здоровьесберегающие;- игровыеСоставитель: воспитатель подготовительной группы Иванова Е.Ю.Цель: сформировать понимание о здоровом образе жизни (...

Методическая разработка интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Моя Родина - Россия»

Закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных инструментах. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Методическая разработка: Интегрированное занятие в подготовительной группе «Мама, милая мама….»________________________________________

Цель: воспитание уважительного отношения к маме.Задачи:Расширять знания детей о празднике «День матери». Закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложение.Воспитыва...