Методическая разработка интегрированного занятия в подготовительной группе "Откуда пришла деревянная ложка"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Интегрированное занятие "Откуда пришла деревянная ложка" расширит кругозор детей, познакомит их с историей деревянной ложки на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_prishla_derevyannaya_lozhka.docx | 38.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Откуда пришла деревянная ложка
интегрированное занятие
для детей подготовительной группы
Цель: формирование устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
- Расширить кругозор детей через знакомство с историей возникновения и технологией изготовления деревянной ложки на Руси, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа;
- Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Хохлома), воспитывать в детях чувство любви и гордости за свою страну, народных умельцев.
- Продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.
Методы взаимодействия с детьми: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, поисковый и игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках, рисование нетрадиционными техниками).
Материал и оборудование: варенье в банке; большая деревянная ложка; одноразовые пластиковые ложки по количеству детей в группе; по одной пластмассовой, алюминиевой, нержавеющей, керамической ложке, деревянные ложки (по две каждому ребенку); заготовки шаблонов ложек на плотном листе бумаги по количеству детей в группе, гуашь, кисти; музыкальный центр, фонограмма песни «Ложки деревенские».
Участники: воспитатель, Скоморох (воспитатель), музыкальный руководитель, дети подготовительной группы группы.
Ход занятия
Занятие проходит в группе.
Воспитатель: Ребята, я принесла вкусное, ароматное варенье. Угощайтесь, пожалуйста! (протягивает варенье в банке детям) Ой, а как же мы попробуем варенье? Из банки-то есть совсем неудобно… (ответы детей). А я совсем забыла приготовить ложки! Мы ведь не сможем без них есть варенье…(начинает искать ложки).
Под веселую народную музыку в группу забегает Скоморох, в руках у него деревянные ложки.
Скоморох:
Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки!
Веселые, смешные, просто озорные!
Вы меня узнали?
Я – Скоморох, бродячий артист,
Я в дороге день за днем.
И фургончик в поле чистом,
Это мой привычный дом.
Скоморохи все – таланты,
Хоть кого о нас спроси.
Мы певцы и музыканты
Нашей матушки-Руси!
А что это вы грустите, ребята? Я вас сейчас развеселю! Смотрите, что у меня есть – ложки! (демонстрирует свои деревянные ложки). Вот послушайте про них сказочку!
Давным-давно, в глухой деревушке, жил-был парень Иван – деревянных дел мастер. Бывало, заготовит он древесины из разных пород деревьев: из берёзы, осины, липы. Возьмёт в руки инструменты: топор, нож, резаки разные и давай мастерить. Умелые руки Ивана то табурет, то лавочку, то саночки, то кадку сладят. А вот из остатков дерева, из обрубочков, резал мастер ложки.
Уж такие у него замечательные ложечки выходили: большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые. Были они беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Всем хороши ложки, да вот только сам мастер смотрел на них и вздыхал. Сделает ложку из обрубочка, все неровности, шероховатости снимет, да и уберёт с глаз долой, на полку – пылиться. Долго лежали, скучали ложечки.
Но как- то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья-девица. А Марья очень рисовать любила. Увидала Марья, что у мастера на полках ложек видимо–невидимо. Позабыты они, позаброшены, лежат, скучают, от пыли, да от времени темнеют. Пожалела девица ложки. Украсила их узорами разными. Все ложки у Ивана преобразились, одна другой краше. Любо – дорого взглянуть, в руки взять.
Быстро разлетелась по округе молва о ложках деревянных – расписных. Понаехало народу со всех волостей, и скупили у Ивана и Марьи все ложки.
И до сих пор они вместе ложки деревянные расписные мастерят, дружно живут и нас с вами в гости ждут!
Воспитатель: Когда-то давно человек понял, что есть пищу руками неудобно и придумал ложку. Первую ложку древний человек вытесал из камня. Но она была тяжелая и быстро нагревалась. Потом он пробовал делать ложку из кости животного, из бронзы, серебра и даже золота. Но такие ложки могли позволить себе далеко не все люди. Поэтому широкую известность на Руси получили деревянные ложки.
Скоморох: А я знаю интересную игру с разными ложками! Давайте проверим, как вы умеете определять материал, из которого сделана ложка на ощупь, при помощи осязания.
Проводится игра «Узнай, из чего сделана ложка».
Детям завязывают глаза и предлагают для обследования ложку (деревянная, пластмассовая, алюминиевая, нержавеющая, керамическая). Дети называют признаки: легкая - тяжелая, теплая - холодная, гнётся - не гнется, делают выводы из чего сделана ложка.)
Воспитатель: Деревянные ложки на Руси делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!»
Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены «хотьковские» ложки, росписью – «хохломские»; выжиганием – «вятские» (показ картинок разных ложек). Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
Искусство хохломской росписи возникло давно. Хохлома – это название большого торгового села за рекой Волгой, куда мастера из окрестных сёл и деревень издавна привозили на продажу свои изделия. Позже и сами эти изделия получили название «хохлома». Возник этот промысел здесь неслучайно. Как вы думаете, почему?
Дети: (ответы)
Скоморох: Там растет много деревьев, из которых делают ложки. Я там бывал не раз со своими друзьями скоморохами!
Воспитатель: Верно! Хохлому делают из дерева. Заволжье, где находится село Хохлома, очень богато лесами. А вот земли здесь не плодородные, хлеба родилось мало, и людям приходилось заниматься каким-либо ремеслом (делом), чтобы прокормить себя. И то, чего не давала земля, давал лес.
Издавна жители деревни свей семьёй, от мала до велика, занимались изготовлением посуды. Жили они в окружении лесов, отрезанные от остального мира: деревушки стояли далеко друг от друга. Как они могли общаться, куда могли продавать свою посуду?
Дети: (ответ)
Воспитатель: По реке Волга люди и доставляли свой товар в крупные сёла. Особое значение для жителей края имела близость селений к этой реке– главной водной дороге страны. Волга вместе со своими притоками соединяла самые отдаленные края страны.
В этом селе на ярмарках продавали красивые ложки. Простые люди знали, что у богатых людей есть золотая и серебряная посуда. Им тоже хотелось иметь красивую посуду. Но где же взять простому бедному человеку золото? И тогда крестьяне придумали очень интересный способ изготовления такой золотой посуды из дерева. Сначала они вырезали посуду. Готовые деревянные изделия несколько дней сушили (рассматривают ложку, сделанную из дерева без обработки), а затем покрывали тонким слоем жидкой глины, смешанной с мелом. Потом снова сушили, полировали, наконец, покрывали «серебряным» порошком (алюминием) и расписывали.
Расписную посуду покрывали лаком и ставили в горячую духовку. От жары лак становился золотым, а серебро под лаковой плёнкой начинало гореть как золото.
Неслучайно искусство хохломы возникло и развивалось на Русской земле вблизи красавицы Волги. Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой, нарядной росписью, в которой оживали картины природы (рассмотреть хохломскую ложку).
Воспитатель: Ребята, споем Скомороху частушки про хохлому!
Дети исполняют частушки про хохломскую посуду
- Все листочки, как листочки (девочки)
Ну, а этот, золотой.
Красоту такую, люди,
Называют хохломой.
- Хохлома, хохлома (мальчики)
Разукрашу все дома.
Разукрашу улицу
Петуха да курицу!
- Бабка деда до обеда (девочки)
Заставляла рисовать.
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать.
- Я вчера такое видел – (мальчики)
Не расскажешь никому:
Сидит заяц на березе
И рисует хохлому!
- Мы частушки петь кончаем (все вместе)
Хохломы красивей нет.
От ребяток голосистых
Посылаем всем привет.
Скоморох: Вот так ребята, молодцы! Как настоящие артисты выступаете! А вы знаете, что пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон веков ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.
Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева. Но в России ложка – это не только посуда, но ещё и музыкальный инструмент. Музыканты–ложечники, их называют ложкарями, играют, постукивают ложками друг о друга и звучит задорная плясовая мелодия.
Воспитатель: Скоморох, а мы знаем еще и песню про ложки! И ложкари у нас есть!
Дети исполняют песню «Ложки деревенские», подыгрывая на деревянных ложках.
Скоморох: Ой, сколько у вас ложек красивых, расписных! Да как задорно вы на них играете! Я бы тоже так поиграл со своими друзьями скоморохами, да у меня всего две ложки… (грустит)
Воспитатель: Ребята, как же нам помочь Скомороху?
Дети: (ответ)
Воспитатель: Правильно, нужно сделать скомороху в подарок много ложек, чтобы всем его друзьям досталось! Смотрите, ребята, у меня есть вот такие белые ложки (демонстрирует шаблоны ложек на плотной бумаге), но мы же не будем такие дарить Скомороху. Что можно с ними сделать? (ответы детей). Проходите за столы, будем разрисовывать ложки хохломской росписью. Посмотрите на хохломскую ложку, какого она цвета? (Ответы) А какого цвета фон ложки? (Ответ) Давайте нарисуем фон нашей ложки.
Дети садятся за столы, на которых лежат шаблоны ложек на плотной бумаге, рисуют фон ложки. Воспитатель наглядно показывает.
Воспитатель: Пока наш фон высыхает, поиграем в веселую игру!
Проводится игра «Угадай, чей голосок?» Дети встают в круг, в центре ребенок с завязанными глазами, у воспитателя деревянные ложки. Дети за руки идут по кругу и поют:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ложками стучать,
Скок, скок, скок, скок, (воспитатель стучит ложками и показывает на какого-то ребенка)
Угадай, чей голосок? (произносит ребенок, на которого указали)
Ребенок в центре должен угадать, кто из детей его спрашивает. Если угадал – становится в центр. Игра проводится несколько раз.
Воспитатель: Вот и высох наш фон на ложках. А теперь мы нарисуем на ложках листочки и ягодки. Посмотрите, я рисую концом кисточки завиток желтой краской, а на нем листочек(демонстрирует). А теперь красной краской я «нарисую» ягодки. Для этого я возьму волшебную палочку (ватную палочку) и методом тычка распределю ягодки по завитку (демонстрирует).
Дети рисуют ягодки и листочки на ложках.
Воспитатель: Вот и высохли наши ложечки! Ребята, какой росписью вы сегодня расписывали ложки? (ответ) Такую роспись могут делать только в нашей стране – России и больше нигде. Вот такие прекрасные мастера жили и живут в нашей стране.
Скоморох: Да у них же золотые руки!
Воспитатель: Дети, а что значит «золотые руки»? (ответы детей) А чтобы сотворить такие золотые изделия мастерам нужно иметь золотую голову.
Скоморох: Это что ж, голова вся золотая или только волосы?
Воспитатель: Дети, что я имею в виду, говоря «золотая голова»?
(ответы детей) Когда вы станете взрослыми, освоите какое-то хорошее дело, которое будет приносить пользу другим людям. И вы будите прославлять Россию так же, как прославляют её мастера хохломской росписи. Принимай подарки от ребят, Скоморох! Смотри, сколько ложек получилось!
Скоморох: Спасибо, ребята! Теперь всем моим друзьям скоморохам хватит! А вы знаете, что деревянная ложка известна во всем мире как русский народный инструмент. Испокон веков, иностранцы приобретали деревянную ложку как русский сувенир. Я хочу вас отблагодарить. Я подарю вам свою большую ложку, но сначала вы должны найти ее. Если я играю тихо на ложках – значит вы от большой ложки далеко, а если заиграю громко – значит уже близко. Договорились?
Скоморох с детьми играет в игру «Найди большую ложку». В конце игры дети находят огромную ложку, а под ней много одноразовых ложечек (по количеству детей).
Воспитатель: Ребята, как здорово! Теперь у нас много ложек, всем хватит попробовать варенье, которое я принесла.
Все садятся за стол и пьют чай с вареньем.
Скоморох: Ребята, мне у вас очень понравилось!
Воспитатель: Приходи к нам, Скоморох! Мы будем ждать встречи с тобой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированной НОД в подготовительной группе в образовательной области " Познание.
Цели: Способствовать патриотическому воспитанию детей, прививать любовь к городу через художественно-эстетическое и познавательное развитие детей.Задачи: Познавател...
Методическая разработка интегрированного занятия «Зимушка-зима» в подготовительной речевой группе с использованием интерактивной доски (SMART)
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе детского сада.НОД интегрированная. Проводилась совместно с учителем-логопедом в рамках подведения итогов по лексической те...
Методическая разработка интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Осенние листья».
Методическая разработка интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Осенние листья»....
Методическая разработка интегрированного занятия в подготовительной группе по теме: «Я вырасту здоровым».
Использованные современные образовательные технологии:- здоровьесберегающие;- игровыеСоставитель: воспитатель подготовительной группы Иванова Е.Ю.Цель: сформировать понимание о здоровом образе жизни (...
Методическая разработка интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Моя Родина - Россия»
Закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных инструментах. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Методическая разработка: Интегрированное занятие в подготовительной группе «Мама, милая мама….»________________________________________
Цель: воспитание уважительного отношения к маме.Задачи:Расширять знания детей о празднике «День матери». Закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложение.Воспитыва...