ООД «Зелёные «странички» заповедных мест. Растения Воронежского края, занесённые в Красную Книгу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Этот материал раскрывает для детей познавательную информацию о редких и исчезающих растениях Воронежского края, расширяя кругозор и воспитывает бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya_vor._kraya.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД «Зелёные «странички» заповедных мест.
Растения Воронежского края, занесённые в Красную Книгу»
Цель:
Воспитание любви к родному краю, приобщение к красоте зелёной природы.
Задачи:
- Рассказать о растениях Воронежского края, занесённых в Красную книгу;
- О полезных и вредных свойствах растений;
- Расширить кругозор детей.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция с образовательными областями:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
- Беседа о природе, рассматривание альбома «Растения Воронежского края»;
- Разучивание стихов русских поэтов о природе;
- Просмотр презентации «Заповедные места родного края».
Словарная работа: Красная книга, заповедник, зелёные «странички».
Материал и оборудование: Картины природы, Красная Книга, буклеты, рассказывающие о растениях.
Содержание образовательной деятельности
В.: - Ребята, наша давняя подружка Белоснежка снова пришла к нам в гости. Она очень хочет узнать, что это за Зелёные странички, да ещё совсем рядом – на наших Воронежских просторах.
- Послушаем и мы, уверяю – это очень интересно.
Рассказ воспитателя о растениях Воронежского края.
В.: Я уже рассказывала вам о Красной Книге. Кто скажет, почему она так называется?
Дети: - Красный цвет – сигнал опасности.
- В Красную Книгу записывают животных и растения, которых очень мало на земле или совсем исчезли;
- Их записывают в Красную Книгу, чтобы охранять и создать им хорошие условия для жизни.
В.: Всё правильно. Мы уже говорили о животных нашего края, которые охраняются, а сегодня я расскажу вам о некоторых растениях, которые растут в Воронежском крае, но которые находятся на грани гибели и поэтому занесены в Красную Книгу.
В Хопёрском заповеднике есть редкостные растения, которых мало где увидишь: на нескольких озёрах растёт водяной орех .
Чилим, или водяной орех (а ещё плавающий орех, рогульник, якорник – по-разному люди его называют за его крепкий длинный корень). Растёт он на глубине 50-250 см, там, где много ила. Чилиму грозит вымирание из-за общего похолодания климата, загрязнения водоёмов, усыхания озёр.
Есть ещё 2 редкости: самое маленькое в мире цветковое растение, почти никогда не цветущее – это бескорневая Ряска Вольфия и плавающий водяной папоротник Сальвиния.
Эти растения очень нежные, плавают на поверхности воды, глядишь на воду – будто ковёр зелёный лежит.
Ковыль степной – житель сухих лесостепных районов. Растение невысокое, беловато-жёлтого цвета, мягкий на ощупь, как пух.
Подснежник – вы его хорошо знаете. Только-только пригреет солнышко, ещё не везде растаял снег, но вот на проталинке, а то и вовсе в снегу, засинел маленький цветочек. Это подснежник. Он говорит нам: «Скоро весна, будет тепло и все вокруг зазеленеет». А что делают люди, увидев подснежник? Они беспощадно рвут его целыми охапками. От этого все меньше и меньше цветочков. Есть в нашем крае места, где уже совсем не растёт подснежник, а раньше ведь рос. Давайте не будем рвать этот цветок, пусть себе растёт и радует нас. Хотя можно выкопать его вместе с корешком и посадить на своей даче. Растение приживется и будет радовать вас по весне.
Венерин Башмачок – растёт в светлых лиственных и смешанных лесах, в основном на опушках. Любители собирать букеты способствуют исчезновению этого растения.
Мак Снотворный – давно находится в «сфере интересов» тех, кто пристрастился к наркотикам. Итог? Мак нещадно уничтожают. А сколько пользы он мог принести! Млечный сок этого травянистого растения обладает болеутоляющими свойствами, семена идут в пищу (очень, кстати, вкусные с маком пироги, булочки, рулеты).
Кубышка жёлтая (кувшинка).
Белая кувшинка ( Белая лилия).
Днём кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею. А ночью ныряет она в воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и ныряет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернёт кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех.
Вы их, конечно, знаете и любите рвать их, когда купаетесь в озере или на реке Усманке. Верно? Ну вот. А рвать их нельзя. Их так мало осталось. И они такие красивые. Пусть себе растут и радуют нас.
Земля у нас одна. И нам всё дорог: воздух, реки, озёра, леса, цветы, и даже, казалось бы, совсем простая трава. Но трава – это тоже растения. И среди них могут оказаться как раз те, редкостные или исчезающие.
Помните, дети: «Охранять природу – значит, охранять Родину». Эти слова сказал замечательный писатель, большой любитель природы – М.Пришвин.
В. - Понравился тебе рассказ, Белоснежка?
- Ребята, а Белоснежка принесла вам подарок.
( показывает пакет)
- Но прежде чем мы узнаем, что это за подарок, она хочет, чтобы вы отгадали загадки. Вы же знаете, Белоснежка – большая любительница загадок.
Загадки Белоснежки:
- Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг… (подснежник)
- Скоро, скоро быть теплу! –
Эту новость первой барабанит
По стеклу серой лапкой…. (верба)
- Притронешься, погладишь-
Как нежны
Доверчивые первенцы весны. (Подснежник, Пролеска, Хохлатка)
- В народе говорят: «Вода цветёт».
О чем идёт речь?
(о самом маленьком цветке Ряске, это она лежит зелёным ковром на поверхности реки)
- Летом, когда палит солнце, жара и недостаток влаги, появляется растение; житель Воронежских степей. Выносит жару и недостаток влаги. Мягкий на ощупь, как пух. Что это за растение?
(Ковыль)
Воронежский поэт Алексей Кольцов так писал о нем:
…А кругом лежит степь широкая
Ковылём густым степь белеется.
В. - Спасибо тебе, Белоснежка, умные загадки у тебя.
Белоснежка: - И дети у вас тоже умные. Мне понравилось. Как быстро они отгадали мои загадки.
Вот им мой подарок: Д/И «Собери картинку»
Если правильно соберёшь разрезную картинку, то прочитаешь пословицу:
Любите природу!
Рефлексия.
В. – Дети, что вам запомнилось о растениях Воронежского края?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Насекомые, занесённые в Красную книгу Самарской области".
Предлагаю родителям и детям познакомиться с насекомыми, занесёнными в Красную книгу Самарской области. А после просмотра нарисовать и назвать насекомое....
Презентация "Животные ,занесённые в Красную книгу Краснодарского края"
Знакомство детей с редкими и вымирающими животными Краснодарского края....
ООД по экологии " Животные, занесённые в КРАСНУЮ КНИГУ"
Цель: создание условий для развития познавательных и коммуникативных навыков у старших дошкольников.Задачи:1) способствовать развитию мотивации у детей к исследованию экологической проблемы – со...
Познавательный проект по экологическому воспитанию "Растения, занесённые в Красную книгу"
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но особенно остро стоит эта проблема в наши дни, когда угроза эколо...
Растения, занесённые в Красную книгу Амурской области
Познакомить детей с растениями, занесёнными в Красную книгу Амурской области, воспитывать бережное отношение к природе....
Животные занесённые в Красную книгу Воронежской области
1.Европейская норка2.Ушастый еж3.Ястреб4.Большая белая цапля5.Черный аист...
Мини-проект «Почему белый мишка занесён в Красную книгу Ямала?»
Информационно-практико-творческий актуальный мини-проекто сохранении популяции белых медведей...