Программа кружковой деятельности по экспериментированию «Мир волшебства».
рабочая программа (подготовительная группа)

Бетехтина Светлана Викторовна

Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_i_eksperimenty.docx57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №89 Парус»

Программа кружковой деятельности «Мир волшебства» в подготовительной группе «Колобок»

Разработала: Бетехтина Светлана Викторовна

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Актуальность
  2. Цель и задачи рабочей программы
  3. Принципы организации кружковой работы
  4. Ожидаемые результаты
  1. Содержательный раздел
  1. Формы организации кружковой работы
  2. Календарно-тематический план
  1. Список литературы

Пояснительная записка

  1. Актуальность

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования  (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

       Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать  требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок  учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

        Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская  деятельность  (исследование  объектов   окружающего  мира экспериментирование  с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. В опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

  1. Цель и задачи рабочей программы

Цель: создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  • Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  • Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи
  • Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).
  • Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  • Формировать интерес к поисковой деятельности.
  • Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
  • Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской дея­тельности.
  • Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
  • Воспитывать умение организовать свое ра­бочее место, убирать за собой.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  1. Принципы организации образовательного процесса

В основу программы положены принципы:

  • Опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в качестве одного из источников обучения;
  • Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков;
  • Индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
  • Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а так же создание целостности знаний об окружающем мире;
  • Организация совместной работы  педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
  • креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.

Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого - педагогических условий организаций учебного процесса:

  • Материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
  • В ходе деятельности должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
  • Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
  • Материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;
  • Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса деятельности, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая предложенный материал.

  1. Ожидаемые результаты:

Ребенок знает

  • Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
  • Правила охраны природы;
  • Правила личной безопасности;
  • Графические и практические способы фиксирования результатов наблюдений

Имеет представление

  • о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
  • о приспосабливании растений к условиям жизни;
  • о свойствах металла;
  • о построении простейших гипотез
  • предвидеть последствия действий, выполняемых впервые

Умеет

  • выслушивать инструкции и запоминать;
  • проводить элементарные исследования и эксперименты;
  • уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
  • формулировать выводы, делать небольшие заключения

Содержательный раздел

2.1.        Форма организации кружковой деятельности

Программа «Мир волшебства» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей старшего  дошкольного возраста. Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая. (приложение 1)

Кружковая работа рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах (10 человек) соответствии с СанПиН -   30 мин. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.

Направления работы

  • Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Экспериментально-исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

  1. Метод наблюдения
  • распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
  • за изменением и преобразованием объектов;
  1. Игровой метод
  • Опыт
  • Набор для увлекательных опытов «Естественные науки в детском саду и начальной школе».
  1. Словесные методы
  • Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
  • Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
  • Художественное слово
  • Загадки
  • Напоминание о последовательности работы
  • Совет
  • Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
  1. Информационно-коммуникативные технологии:
  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Цифровая лаборатория для  дошкольников «Наураша в стране Наурандии»
  1. Формы работы с детьми:
  • фронтальные;
  • групповые;
  • индивидуальные.
  1. Формы реализации программы:
  • целевые экскурсии;
  • тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
  • чтение художественной литературы;
  • конкурсы и викторины;
  • сбор материала для занятий вместе с родителями;

2.2. Календарно-тематический план

Сентябрь.  Вода

Тематический модуль/ блоки

Тема

Задачи

Обучающая информация

1

Введение

«Мы юные исследователи

Знакомство с программой, оборудованием, главным героем – мальчиком Наурашей.

Знакомство с понятием «ученый», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование».

2

Экспериментальный модуль «Опыты с водой»

«Такая волшебная вода»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды (вода может переходить из твердого состояния в жидкое);

-развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи.

-воспитывать уважительное отношение к мнению сверстников.

Вода прозрачная

Есть ли у воды цвет,

Есть ли у воды вкус,

Есть ли у воды запах,

Лед – это вода.

3

Экспериментальный модуль «Опыты с водой»

«Вода может подниматься»

Дети должны открыть для себя: Вода не имеет формы, вес и объем, под давлением вода может подниматься.

Вода может подниматься.

4

Экспериментальный модуль «Опыты с водой»

«Вода может оказывать давление»

Дети должны открыть для себя: жидкости - это жидкие дела, которые заполняют свободное пространство и имеют вес. Вода может оказывать давление во всех направлениях. Чем больше глубина, тем выше давление.

Вода может оказывать давление.

5

Экспериментальный модуль «Опыты с водой»

«Вода может передавать усилие»

Дети должны открыть ля себя:

- жидкость может заполнять свободное пространство;

- жидкости не сжимаются под давлением, поэтому жидкость находящаяся в закрытом сосуде, имеет постоянный объем.

Вода может передавать усилие.

6

Экспериментальный модуль «Опыты с водой»

«Вода показывает уровень заполнения»

Дети должны знать:

- в сообщающихся сосудах жидкость перетекает из одного в другой до тех пор, пока уровень в них не сравняется.

- в сообщающихся сосудах в состоянии равновесия уровень жидкости всегда одинакова независимо от формы и сосудов.

Вода показывает уровень заполнения.

7

Экспериментальный модуль «Опыты с водой»

«Струя воды может преодолевать большие расстояния»

В ходе опыта дети должны узнать законы:

- жидкости представляют с собой жидкие тела, которые легко перемещаются;

- под давлением жидкости перемещаются быстрее. Они могут преодолевать силу тяжести (течь вверх);

- чем же путь, по которому движется жидкость под давлением, тем выше скорость жидкости.

8

Экспериментальный модуль «Опыты с водой»

«Вода может вращать колесо»

В ходе опыта дети должны узнать:

- поток воды обладает энергией;

- поток воды возникает, когда вода течет (падает) вниз под действием силы тяжести.

- поток воды может оказывать силовое воздействие.

-энергия воды может быть преобразована механическую энергию.

Октябрь. Воздух

Тематический модуль/ блоки

Тема

Задачи

Обучающая информация

1

Экспериментальный модуль «Опыты с воздухом»

«Воздух можно видеть и чувствовать»

В ходе опыта дети должны открыть следующие законы:

- воздух – это тело, которое стремится заполнить любое свободное пространство.

- хотя воздух и не видимый, он занимает определенное место.

- воздух может втеснять другие тела; другие тела также могут вытеснять воздух.

- воздух сжимается, поэтому под давлением он может занимать меньшее пространство.

2

Экспериментальный модуль «Опыты с воздухом»

«Воздух может открывать двери»

В ходе опыта дети должны узнать:

- воздух – это тело, которое занимает собой все пустое пространство.

- под воздействием давления воздух можно перемещать из одного сосуда в другой (воздушный насос).

- необходимая для перемещения воздуха энергия при этом передается в другое место.

3

Экспериментальный модуль «Опыты с воздухом»

«Воздух может держать человека»

В ходе опыта дети должны узнать:

- воздух есть везде;

- воздух находится со всех сторон от предмета;

- если в пространстве, наполненном воздухом, падает тело, его падение можно затормозить воздушной подушкой.

- действие воздушной подушки зависит от площади падающего тела.

4

Экспериментальный модуль «Опыты с воздухом»

«Воздух может держать предметы»

В ходе опыта дети должны узнать:

- воздух – это тело, которое занимает собой все пустое пространство.

5

Экспериментальный модуль «Опыты с воздухом»

«Воздух может приводить в движение транспортные средства»

В ходе опыта дети должны узнать:

- воздух – это тело, которое нуждается в пространстве.

- воздух – это эластичное тело, которое в замкнутом пространстве можно сжать.

- при сжатии воздуха сохраняет примененное для сжатия усилие как энергию.

6

Экспериментальный модуль «Опыты с воздухом»

«Воздух может поднимать тела»

В ходе опыта дети должны узнать:

- воздух –это вещество , которое нуждается в пространстве;

- воздух – это эластично вещество, которое в замкнутом пространстве можно сжать.

7

Экспериментальный модуль «Опыты с воздухом»

«Энергию можно получать из воздуха»

В ходе опыта дети узнают:

Содержащаяся в движущемся воздухе (ветре) энергия может проявлять себя как сила, встречая сопротивления.

Ноябрь. Температура

Тематический модуль/ блоки

Тема

Задачи

Обучающая информация

1

Игровой блок «Наураша в стране Наурандии». Лаборатория «Температура»

«Температура»

-познакомить детей с понятиями «температура», «градус», «температура тела человека», «комфортная температура», «кипение, замерзание воды»;

-обучать ребенка измерять температуру различных объектов;

Способствовать развитию интереса детей к исследованиям;

Что такое температура.

Что такое градус

Температура тела человека

Кипение воды

Замерзание воды

Что такое ноль градусов

Комфортная температура

2

Игровой блок «Наураша в стране Наурандии». Лаборатория «Температура»

«Что такое термометр?»

-познакомить детей с принципом работы термометра, его многообразием;

- показать многообразие используемых термометров (водный, уличный, медицинский датчик температур цифровой лаборатории).

-развивать умение измерять температуру.

Воспитывать познавательный интерес.

3

Игровой блок «Наураша в стране Наурандии». Лаборатория «Температура»

«На солнышке тепло»

Дать детям представление о том, что солнце является источником тепла, нагревать объекты неживой природы. Развивать умение действовать по алгоритму, фиксировать результат и формулировать вывод. Воспитывать познавательный интерес.

4

Игровой блок «Наураша в стране Наурандии». Лаборатория «Температура»

«Ближе-теплее»

Дать представление о времени суток, смене дня и ночи. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температур нагревания предметов зависит от расстояния до источника тепла.

Декабрь. Магниты

Тематический модуль/ блоки

Тема

Задачи

Обучающая информация

1

Игровой блок «Наураша в стране Наурандии». Лаборатория «Магнитное поле»

«Тянем-потянем»

- Познакомить детей с понятием «магнитное поле», «кольцевой и плоские магниты», «магнитные полюса», «магнитное поле Земли», «магнитные и не магнитные материалы»;

- учить измерять поле различных магнитов;

- показать на примерах взаимодействие магнитов;

- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

2

Игровой блок «Наураша в стране Наурандии». Лаборатория «Магнитное поле»

«Дальше-слабее»

3

Экспериментальный модуль «Опыты магнитами»

«Магнитные материалы»

4

Экспериментальный модуль «Опыты магнитами»

«Сила магнита»

5

Экспериментальный модуль «Опыты магнитами»

«У магнита есть полюса»

6

Экспериментальный модуль «Опыты магнитами»

«Земля – это магнит»

7

Экспериментальный модуль «Опыты магнитами»

«Как работает магнит»

Январь. Песок и глина

Тематический модуль/ блоки

Тема

Задачи

Обучающая информация

1

Экспериментальный модуль «Опыты с песком и глиной»

«Песок-рыхлый, сыпучий»

«Из чего состоят песок и глина»

Познакомить детей с песком и глиной.

 В ходе опыта дети должны узнать:

- песок, в отличии от глины, «сыпучий», рыхлый.

А глина слипается комочками, ее нельзя легко высыпать из стаканчика.

- песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли к друг другу.

Какой песок, какая глина?

Что легче высыпать песок или глину?

Чем похожи чем отличаются

2

Экспериментальный модуль «Опыты с песком и глиной»

«Сухой и мокрый песок»

«Влажный песок и влажная глина»

В ходе опыта дети должны узнать:

-сухой песок легче мокрого

-во влажную глину легче сажать растения

3

Экспериментальный модуль «Опыты с песком и глиной»

«Откуда берется песок»

В ходе опыта дети должны узнать:

-когда камешки сталкиваются друг с другом, из них высыпается песок.

4

Экспериментальный модуль «Опыты с песком и глиной»

«Палочка в песке и в глине»

В ходе опыта дети должны узнать:

-воткнуть палочку легче в песок, потому что он рыхлый.

5

Экспериментальный модуль «Опыты с песком и глиной»

«Что пропускает воду быстрее»

В ходе опыта дети должны узнать:

- быстрее всего вода просачивается между камешками. На втором месте по скорости просачивания оказывается песок. Глина же не пускает воду, ее частички слиплись, и вода не может найти себе места среди них.

6

Экспериментальный модуль «Опыты с песком и глиной»

«Как передвигаться по песку»

В ходе опыта дети должны узнать:

- пустынным животным нужно не просто ходить, но и быстро бегать по рыхлому, сыпучему песку, который к тому же бывает очень горячим. Поэтому у многих из них широкие ступни и другие приспособления, которые не дают им увязнуть в песке.

7

Экспериментальный модуль «Опыты с песком и глиной»

«Из чего сделан кирпич»

В ходе опыта дети должны узнать:

Кирпичи делают из глины. Из них строят дома.

8

Экспериментальный модуль «Опыты с песком и глиной»

«Почему внутри песочных часов песок»

В ходе опыта дети должны узнать:

- в песочных часах используется песок, потому что он сыпучий. Глин плотная, она не может так сыпаться, поэтому ее нельзя использовать для изготовления таких часов.

Февраль. Свет и звук

Тематический модуль/ блоки

Тема

Задачи

Обучающая информация

1

Игровой блок «Наураша в стране Наурандии».

Лаборатория света

Что такое свет?

Познакомить детей с понятиями «свет», «фотоны», «скорость света», «освещенность»;

-учить сравнивать освещенность разных объектов;

- объяснить, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов;

2

Экспериментальный модуль «Опыты со светом»

Распространение света.

«Свет и тень».

Познакомить детей со следующими свойствами света:

- свет всегда распространяется прямолинейно;

- свет распространяется во все стороны;

-свет не проникает сквозь непрозрачные предметы, за непрозрачным предметом образуется тень;

Размер и направление тени зависят от направления света, падающего на непрозрачный предмет;

3

Экспериментальный модуль «Опыты со светом»

Отражение света.

Отражение в зеркале

Отражение в стекле.

Познакомить детей со следующими свойствами света:

- блестящие поверхности меняют направление распространения световых лучей (отражают их).

- в зеркалах мы видим предметы, которые находятся перед ними, в зеркале можно увидеть отражение другого зеркала.

- прозрачные тела, так же как зеркала, могут отражать падающий на них свет, но не весь, а только небольшую его часть;

-при перемещение предмета перед стеклом отражение за стеклом путешествуют за ним.

4

Экспериментальный модуль «Опыты со светом»

Цвет света.

Свет и цвет.

Познакомить детей со следующими свойствами света:

- цвет кажется белым, хотя состоит из разных цветов;

- цвета лучей света – это цвета радуги;

- свет может быть цветным;

- цветной свет можно смешивать. При этом возникают новые цвета;

- есть основные цвета (красный, синий, желтый), из которых можно составить много других цветов.

5

Игровой блок «Наураша в стране Наурандии».

Лаборатория звук.

Что такое звук

Обогащать и уточнять представление детей об устройстве функционировании человеческого организма;

- знакомить детей с органом слуха;

Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении;

Познакомить с понятиями «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки».

- объяснять детям вред громких звуков, рассказать о плохом воздействии длительного шума на организм человека;

- способствовать развитию интереса детей к исследованиями и экспериментами.

6

Экспериментальный модуль «Опыты со звуком»

Звук вокруг нас.

Откуда звук

Вибрация и звук.

7

Экспериментальный модуль «Опыты со звуком»

Как увидеть звук.

Не только увидеть, но и почувствовать.

8

Экспериментальный модуль «Опыты со звуком»

Забавные телефоны.

Почему в космосе нет звука.

Март. Электричество

Тематический модуль/ блоки

Тема

Задачи

Обучающая информация

1

Игровой блок «Наураша в стране Наурандии».

Лаборатория «Электричество»

«Батарейка»

Дать детям общее представление об электричестве;

- познакомить с понятиями «электрический ток», «напряжение», «электроны», «электроды»;

- ознакомить с правилами безопасности при работе с электричеством;

- учить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока;

Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Что такое электричество

Откуда ток в батарейке

Почему гори лампочка

2

Игровой блок «Наураша в стране Наурандии».

Лаборатория «Электричество»

«Электроплоды»

Электрояблоко

Электролимон

Три батарейки

Картошка под напряжением

Водное электричество.

Апрель. Природа- растения.

Тематический модуль/ блоки

Тема

Задачи

Обучающая информация

1

Экспериментальный модуль «Опыты с растениями»

«Тонут ли шишки»

«Шишки в разную погоду»

Дать детям представление:

- шишки не тонут,

- во влажную погоду шишки зарываются, их чешуйки плотно прилегают друг к другу. В сухую погоду и в сухом помещении шишки раскрываются.

2

Экспериментальный модуль «Опыты с растениями»

«Нужна ли растению вода?»

«Растения не могут жить без воды»

Дать детям представление:

- без воды растение начало увядать. Когда его снова стали поливать, листья расправились, табель тал упругим.

- в банке без воды у лука появились коротенькие стрелки, а в банке  водой выросли большие стрелки и корни.

3

Экспериментальный модуль «Опыты с растениями»

Что внутри у огурца

Дать детям представление:

- внутри огурца есть вода. Поэтому на бумаге остался влажный след, а на стенках банки появились капельки. В теплом месте капельки воды начали испаряться, поэтому половинка огурца уменьшилась.

4

Экспериментальный модуль «Опыты с растениями»

«Что внутри картофелины?»

Дать детям представление:

- летом в клубне накапливаются запасы, что бы растение могло пережить холодную зиму и прорасти веной.

5

Экспериментальный модуль «Опыты с растениями»

«Корень или стебель»

Дать детям представление:

- клубень - это подземный утолщенный стебель.

Май. Природа- насекомые.

Тематический модуль/ блоки

Тема

Задачи

Обучающая информация

1

Экспериментальный модуль «Опыты с насекомыми»

Муравьиная дорожка

Дать детям представление

Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Но примерно через 20 минут они успокоятся и начнут исследовать свой новый дом. Скоро несколько муравьев найдут вырезы в перегородке и переползут на половину коробки, где находится банан. Примерно через час ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

С помощью химических сигналов общаются не только муравьи, но и многие другие насекомые. Например, мотылек-самец чувствует самку за несколько километров благодаря своим хеморецепторам - участкам усиков, воспринимающим запах.

2

Экспериментальный модуль «Опыты с насекомыми»

Изучение паутины

Дать детям представление:

За миллионы лет пауки научились плести паутину различного рисунка. Каждая паутина соответствует условиям жизни паука и лучше всего подходит для его любимой пищи. Паук начинает плести паутину с ее основных частей - осевых нитей и нитей крепления. Затем промежутки между основными нитями он заполняет сеткой более тонких нитей. Нити паутины образуются в специальном органе на брюшке паука.

Паутина очень устойчива, очень долговечна и очень прочна. Она прочнее шелка, прочнее любого синтетического волокна и прочнее стальной проволоки. Если из паутины паука-крестовика спрясть веревочку толщиной в карандашный грифель, то, чтобы ее порвать, потребуется груз около 250 килограммов, то есть на такой веревочке можно подвесить небольшую корову. На шелковой веревочке такой же толщины можно подвесить только 35 килограммов, на нейлоновой - около 50-60, и чуть больше на стальной проволоке.

3

Экспериментальный модуль «Опыты с насекомыми»

Пудинг для птиц

Дать детям представление:

Кормушка сделана так, что из нее смогут есть многие виды птиц. Воробьи и другие ловкие мелкие птички будут садиться на веревки и на края миски, а более крупные птицы, например сойка, скорее всего, выберут место в середине. Возможно, иногда ты будешь видеть, как птицы дерутся из-за еды, но обычно, если регулярно добавлять корм, то все остаются довольны.

Все животные - и птицы здесь не исключение - охотно едят зимой жир, ведь он является источником энергии. Птицам жир нравится, потому что он не только дает много энергии, но и усваивается легче, чем белок. Проследи за кормушкой в разное время суток и запиши, какие птицы прилетают на кормежку.

4

Экспериментальный модуль «Опыты с насекомыми»

Любимый цвет насекомых

Дать детям представление:

Красный и фиолетовый цвета привлекают крупных насекомых - бабочек, мотыльков, пчел. Синий цвет больше нравится мухам. Обрати внимание, что осы любят желтый цвет (возможно, об этом уже догадывался тот, кто пробовал одеться в желтую одежду на пикник). Меньше всего насекомых привлекает зеленый цвет, потому что зеленые цветы (например, цветы-сережки на деревьях) обычно бывают без нектара. Но если поставить блюдечко с медом на лист зеленой бумаги, насекомые полетят туда, забыв о своих любимых цветах.

Насекомые предпочитают те цвета, которые напоминают им о любимом нектаре. Но любимые цвета зависят и от условий жизни насекомого. Например, если убрать привлекающий множество пчел ярко-желтый цветок кабачка, пчелы сначала будут искать желтый цвет, но потом переключатся на розовый клевер. Теперь их будут больше привлекать розовый или фиолетовый цвета. Мед на зеленом листе бумаге заставляет насекомых забыть о цветах и ориентироваться по запаху, поскольку запах явно означает еду. Именно поэтому насекомые на пикнике садятся на твой даже не совсем яркий бутерброд, хотя видят кругом много самых разных цветов.

3.Список литературы

  1. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ « СФЕРА», 2005.
  2. Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.,ТЦ Сфера, 2004 г.
  3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий \ авт. – сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2012 г.
  4. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
  5. Прохорова. Л. Н.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005
  6. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада. СП6 «Детство-пресс»,2004 г.
  7. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1998 г.
  8. Рыжова Н.А. Волшебница – вода; Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1997 г. 7.Хабарова Т.В. Экологические проекты в ДОУ и начальной школе. Сыктывкар, 2004 г.
  9. Шапира А.Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - М.,Мозаика-Синтез, 2002 г.
  10. Интернет-ресурсы
  11. Журналы по дошкольному воспитанию

 

Приложение 1

Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

По методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», цель которой выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей; исследовать предпочитаемый вид деятельности. По методике «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования. По методике «Радости и огорчения» Н. В. Ковалевой, которая помогает выявить место исследовательской деятельности в системе целостных ориентаций дошкольников.  

Показатели

Диагностические методики

Отношение детей к экспериментальной   деятельности

Методика «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности

Уровни сформированности экспериментальной деятельностью

Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей  овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.)

Уровень развития любознательности, познавательной активности

Мини тесты «Изучение познавательной инициативы».  «Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер

Уровень  представлений  о предметах и объектах неживой природы

Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой  

Показатели уровня овладения  детьми среднего дошкольного возраста

экспериментальной деятельностью

  • Отдает предпочтение экспериментированию после привлечения внимания педагога к данному виду деятельности. Выбирает материалы  для экспериментирования с помощью взрослого. Интерес и эмоциональный отклик  на проведение опытно-экспериментальной деятельности недостаточно устойчивый.
  • Понимает проблему исследования с помощью взрослого.  Понимает цели по наводящим вопросам.
  • Пытается планировать свою деятельность с помощью алгоритма, образца взрослого.
  • Увлекается процессом, тяготеет к однообразным, примитивным действиям,  манипулируя предметами, забывая о цели. Устанавливает связи и последовательность действий в экспериментировании только с помощью взрослого
  • Делает простые выводы с помощью педагога. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.

Диагностические упражнения

«Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер,

Цель: исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

Ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов  отгадать, что спрятано в коробке, не задавая при этом прямых вопросов  типа «Что это? Что можно с ним сделать чтобы определить его свойства , качества, признаки?»

Качественный и количественный анализ вопросов:

  • Оценивается изменение в развитии любознательности в форме вопросов по показателям « продуктивность» и  «уровень вопроса»
  • общее количество
  • ориентация детей на поиск ответа, а не на последующие вопросы, попытку с  помощью вопросов проверить свои конкретные  гипотезы

Методика «Маленький исследователь»  (Л.Н. Прохорова) 

Цель: выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, определение цели, составления плана.

Детям предлагается схематическое изображение «Уголка экспериментирования»  с различными материалами в соответствии с требованиями программы по возрастным группам

Ребенку предлагается осуществлять  выбор материалов  по алгоритму составить план проведения опытов.

«К тебе пришел в гости твой друг- исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери,  куда бы он отправился, «какие материалы выбрал для опыта», «какой опыт провел?»

За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изо деятельность) – 2 балла, за третий (чтение книг) - 3 балла, за четвертый (экспериментирование) - 4 балла.  

Мини тесты Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н.

Цель: определение уровня представлений о предметах и объектах неживой

  1. Опиши качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги;  из резины; из металла; из пластмасса.
  2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?
  3. Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи.
  4. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д.)покажи.
  5. Сравни свойства песка, глины, почвы.
  6. Расскажи о свойствах магнита.
  7. Сравни  свойства стекла и пластмассы, их назначение.
  8. Сравни свойства дерева и железа, их назначение.
  9. Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.
  10. Сравни свойства стекла и пластмасса, их назначение.

Методика «Радости и огорчения»  (Н.В. Ковалева)

Цель: Методика помогает выявить место исследовательской деятельности в системе целостных ориентаций дошкольников, развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать.

После организованной опытно-экспериментальной деятельности  ребенка спрашивают:

  • Что тебе больше всего порадовало ?
  • Что тебя больше всего огорчило ?
  • Сравни что было до, что стало после?
  • Сделай вывод что получилось?
  • Докажи, что мы сделали правильно( в среднем возрасте с опорой на образец, схему)
  • с какими материалами можно провести такой же опыт?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой деятельности по экспериментированию

Перспективный план по экспериментированию с детьми подготовительной группы. Занятия проводятся один раз в неделю. Дети проводят опыты с пекком, водой, растениями....

Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"

Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Программа кружковой деятельности по экспериментированию в старшей группе на тему:"Мы исследователи"

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития исследовательской деятельности. Ребенок познает ми...

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...