Проект "Почему некоторые животные впадают в спячку?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Некоторые животные впадают в спячку не только зимой, но и летом. Спячка - это способ перенесения неблагоприятных условий окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pro_spyachku.docx | 321.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №241
«Детский сад комбинированного вида»
Тема: «Почему некоторые животные впадают в спячку?»
(проект)
Автор работы:
Стародубова Александра Сергеевна, 6 лет
Научный руководитель:
Рославлева Д. А.,
Педагог дополнительного образования МАДОУ №241
Кемерово 2021
Введение
Тип проекта: индивидуальный, исследовательский.
Продолжительность проекта: 4 недели.
Участники проекта: педагог дополнительного образования, ребенок, родители.
Проблема: разговаривая о зиме, признаках зимы, о жизни животных в зимнее время, у меня возник вопрос: почему некоторые животные впадают в спячку?
Гипотеза ребенка: потому что на улице холодно.
Актуальность: многие дети при разговоре о зиме, ее признаках, жизни животных зимой и о том, как они приспосабливаются к таким суровым условиям, думают, что некоторые животные впадают в спячку, потому что наступают холода. Но ведь причина кроется не только в этом: их несколько. Поэтому очень важно раскрыть ребенку все причины, по которым некоторые животные впадают в спячку. И не просто рассказать о причинах, а еще и подвести к пониманию причинно-следственных связей.
Цель ребёнка: выяснить причины, по которым некоторые животные впадают в спячку.
Цель педагога: удовлетворить любознательность ребенка и раскрыть причины, по которым некоторые животные впадают в спячку.
Задачи для ребёнка:
1. Выяснить какие животные впадают в спячку.
2. Выяснить, когда некоторые животные впадают в спячку.
3. Узнать причины, по которым некоторые животные впадают в спячку.
4. Проявить фантазию, сделать «спальню» (берлога, нора и т. д.) какого-нибудь животного, впадающего в спячку.
5. Узнать одинаковая ли «спячка» у животных, впадающих в спячку.
Задачи для педагога:
1. Расширять представление ребенка о видах спячки.
2. Познакомить с причинами спячки и ее значением в жизни некоторых животных.
3. Активизировать исследовательскую деятельность, мыслительные способности.
4. Вовлекать родителей в совместную проектную деятельность по ознакомлению с миром животных и причинами, по которым некоторые животные впадают в спячку.
Предполагаемый результат:
- Знать виды спячки.
- Знать, какие животные впадают в спячку.
- Знать причины, по которым некоторые животные впадают в спячку.
Этапы работы
1. Выяснение, что такое спячка, ее виды, причины:
-поиск в интернете, в энциклопедии.
2. Беседа ребенка с родителями.
3. Дидактические игры «Теплокровные и холоднокровные», «Кто чем питается?», «Третий лишний».
4. Работа с иллюстрациями виды берлоги и других мест, в которых некоторые животные проводят период спячки.
4. Создание поделки «Спальня для медведя».
Ход проекта:
1.Мне очень интересно стало, почему белый медведь, который живет в более жестких климатических условиях, не впадает в спячку на зиму, а бурый медведь, обитающий в нашей местности с более мягким климатом (по сравнению с севером) спит несколько месяцев? И почему вообще одни животные впадают в спячку, а другие – нет? Тогда я задала этот вопрос Диане Анатольевне (она ведет у нас занятия по экологии). Она помогла мне найти на него ответ.
Сначала мы послушали шутливую песенку «Почему медведь зимою спит?». Конечно же и ответ на вопрос - тоже шутка. Потом я узнала, что все животные делятся на холоднокровных и теплокровных. Холоднокровные животные - это те животные, которые не могут сами поддерживать температуру своего тела. Для того, чтобы вести активный образ жизни им нужно, чтобы тепло поступало из вне. К таким животным относятся пресмыкающиеся, земноводные, рыбы и все беспозвоночные: насекомые, моллюски, черви и т.д. Как только температура воздуха падает до определенной отметки, они все впадают в спячку. Но спят не только они. Зимою спят и некоторые теплокровные животные: многие грызуны, ежи, барсуки, еноты. И, конечно же, самый знаменитый из сонь - медведь. После этого я по картинке определяла, какое животное – холоднокровное, а какое – теплокровное.
2. Потом мы стали изучать вопрос, где проводят период спячки те животные, которые его имеют.
Я знала, что бурый медведь спит в берлоге (в закрытой (грунтовой) - вырытой в земле или в верховой, т.е. попросту ямке прямо под снегом – этого я не знала раньше, теперь знаю), а вот где спят остальные?
Я узнала, что еж спит в норе, которую роет сам глубиной до полутора метров, куда еще натаскивает много опавших листьев. А у барсука нора с ответвлениями – «комнатами», одна из которых «спальня», но в южных районах барсук может не впадать в спячку. Лягушка спит на дне водоемов, кстати ее спячка называется анабиоз (ил оцепенение). Насекомые пережидают зиму под корой деревьев, в земле, в дуплах (дикие пчелы) или других укромных местах и называется их спячка «диапауза».
3.Но ведь холод – не единственная причина спячки? Диана Анатольевна спросила: чем зима отличается от других времен года? Я ответила, что зимой нет листьев и травы. Поэтому травоядные животные, которые питались преимущественно ими, испытывают большие трудности с питанием. Тогда Диана Анатольевна спросила: каких я знаю диких животных, которые питаются растительностью? Это олени, лоси, косули, кабаны и другие копытные. Это многие виды птиц и рыб. Это грызуны. И если крупные травоядные животные могут как-то раздобыть себе еду: выкапывая ее из-под снега, переходя на питание ветками и корой растений, мхом и т.п., то мелким животным без растений не прожить. Поэтому они и впадают в спячку. Зимою спят многие грызуны: суслики, хомяки, сурки, сони. А раз зимою нет не только растительности, но и мелких грызунов, лягушек, червей, моллюсков и прочей мелкой живности, а также насекомых, то становится нечего есть животным, которые ими питались: многим птицам, ежам, землеройкам, летучим мышам, барсукам, енотам-полоскунам и медведям. И им приходится либо перебираться в теплые края, где насекомые не спят (как это делают птицы), либо впадать в спячку (как это делают ежи).
4. После этого рассказа мы поиграли в игру «Кто чем питается?» (составляли цепи питания).
5. А еще я узнала, что спячка бывает не только зимняя, но и летняя (от жары). В нее впадают те животные, которые не могут поддерживать нужную им температуру тела в условиях высокой температуры и засухи. Это некоторые рыбы и амфибии, а также млекопитающие. Например, африканский еж и тенрек (мадагаскарский насекомоядный зверек). В летнюю спячку в июне месяце от жары впадает и песчаный суслик, который проживает в Средней Азии, Казахстане и в Поволжье. Самое удивительное, что его летняя спячка без перерыва переходит в зимнюю! И просыпается он только в феврале-апреле. То есть не спит этот суслик только 2-4 месяца в году!
6. Бывает спячка глубокая (она же настоящая) как у суслика, и поверхностная как у медведя и бурундука, когда животное легко разбудить. Есть спячка нерегулярная – у белки, когда наступают совсем уж лютые холода; суточная – у летучих мышей (они не могут самостоятельно поддерживать температуру тела, поэтому ночью, в период похолодания, впадают в оцепенение, длящееся до утра).
7. Затем поиграли в игру «Третий лишний?» (из трех картинок с животными нужно было выбрать лишнюю и объяснить свой выбор).
8. А дома с мамой и папой я сделала «спальню» медведя – берлогу. Вот что у нас получилось!
Заключение
Теперь я знаю, что некоторые животные впадают в спячку не столько от холода, сколько от отсутствия пищи. Спячка – это приспособление для перенесения неблагоприятных условий окружающей среды.
Список использованной литературы:
- Энциклопедия для малышей в сказках[Текст] / Елена Ульева. – 11-е издание. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 95 с.
- Звери Сибири[Текст] / Н. В. И Т. А. Скалон. – Кемерово: «СКИФ»: ИПП «Кузбасс», 2008. – 128 с.
- Большая энциклопедия живой природы[Текст] / И. В. Травина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 200 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки (консультация)
Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки (консультация для родителей)...
: «В некотором царстве, в некотором государстве».
Итоговое занятиепо математикево второй младшей группетема: «В гостях у Петрушки»составитель: Ануфарьян К.С. 2011 го...
Экологическая сказка "В некотором царстве, в некотором государстве"
Театрализованное развлечение для детей старшей группы...
Проектпочему хлеб всему голова
Проект «Почему хлеб всему голова» Цель: Сформировать у детей представление о том, как выращивают хлеб, о составных компонентах хлеба, о пользе и составных его ценности в рационе питания, формиров...
Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу
Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...
"Какие животные впадают в зимнюю спячку" презентация
в презентации рассказывается о животных, впадающих в зимнюю спячку...