Опыты и эксперименты
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Арушанян Лаура Эрнестовна

Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование.

Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.

Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:

 

  • формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
  • знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);
  • формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);
  • познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
  • учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
  • стимулировать познавательную деятельность;
  • познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);
  • воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
  • развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenty.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды экспериментирование в старшей группе: знакомство со свойствами песка и глины ; воздух, его свойства и значение; изучение свойств воды ; формирование знаний о теле человека; природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства ; наблюдение за явлением магнетизма ; почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.

Слайд 2

Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности: Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов. Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная, театрализованная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр: «Определи на вкус»; «Определи по запаху»; «Узнай по голосу»; «Оденем куклу на прогулку»; «Где живёт вода» Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей. Правила проведения опыта: установить цель (для чего проводится опыт); подготовить материал и оборудование; продумать поэтапную инструкцию; подвести итоги; доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление. Рассказ — создание ярких словесных образов, стимулирующих познавательную активность детей . Беседа — уточнение и систематизация новой информации. Примерные темы для познавательной беседы: «Воздух в моей жизни»; «Зачем нужно беречь уши»; «Волшебный снег»; «Плавающее перо»; «Удивительный песок»; «Таинственные камни»; «Волшебница вода». Художественное слово и творчество: Чтение художественной литературы («Муха-цокотуха», «Что ты знаешь о рыбах», «Чудо-дерево», «Почему деревья не ходят», «Каменный цветок» и т. д.). Песочная анимация, рисование цветным песком («Песчаные художники»). Лепка из глины и мокрого песка («Олешек», «Песчаная кулинария»). Рисование мыльными пузырями, кляксография , штампирование , рисование магнитом («Забавная клякса», «Путешествие капельки», «Красочные брызги», «Волшебное дерево»). Конструирование из природного и бросового материала, бумагопластика , оригами («Сказочный корабль», «Подводный мир»). Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.

Слайд 3

Формы работы на занятии: фронтальные; групповые; индивидуальные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Опыты и эксперименты летом на участке детского сада Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.

я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно проводить на прогулке с детьми в детском саду. Описанные опыты можно проводить с детьми 3-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателя...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Конспект НОД. Опыты и эксперименты "Цветные опыты"

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"

Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

Картотека опытов и экспериментов «Внимание, эксперимент!»

Опыт №1 «Делаем облако».Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.Налейте в трехлитровую банку горяч...