Мастер-класс для педагогов
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Березовский детский сад»
Мастер-класс для педагогов
(по экологическому воспитанию)
на тему: «Путешествие в экологию».
Подготовил: воспитатель
Колпакова А.В.
Д. Березовка, 2020 г
Цель:
развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.
Задачи:
Обучающие:
Уточнить знания о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.
Развивающие:
Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений. Расширить знания детей о животных, птицах и растениях, занесенных в Красную книгу.
Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.
Развивать продуктивную деятельность.
Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора детей.
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке.
Воспитывающие:
Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам. Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе.
Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование, ноутбук, сундучок, фломастеры, конверты с ситуациями, пословицами, ромашка, доски, картинки живой и неживой природы, фонограммы к песням, цветные листочки.
Подготовка к Мастер-классу:
1.Подобрать высказывания и афоризмы о природе.
2. Записать фонограммы песен о природе.
3 Подготовить конверты с заданиями.
4.Картинки живой и неживой природы.
5. Игра: Ромашка.
6. Кроссворд «Лекарственные растения»
7. Красная Книга России
Ход мастер-класса:
В: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: «Путешествие в Экологию», он позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада. «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой». «Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта». Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); - формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие); - развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её). - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
- В:Для того, чтобы было удобно нам сегодня общаться вам нужно разделиться на две команды. Цветные листочки будут означать название вашей команды. А сейчас предлагаю несколько приёмов работы по экологическому воспитанию.
- В:Отвечаем быстро на блиц-вопросы.
В: – Кто на себе дом носит?
П:-Улитка
В: – Не птичка, а с крыльями.
П:-Бабочка
В:– У какого зверя куст на голове?
П:-лось.
В:– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет?
П:-гриб
В:– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
В:– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых?
П:Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти
В:– Для чего на водоёмах зимой делают проруби.
П:Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать
В:– Перечислите хвойные деревья.
П:-Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта
В:– Какие животные впадают в спячку?
П:-Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.
В:– Какие животные меняют на зиму окраску.
П:-Заяц, белка
В:– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов?
П:-Кукушка)
В:– Какую птицу называют “лесным доктором?
П:-Дятла.
В:– Какое животное называют “кораблём пустыни”
П:-верблюд
- В: Предлагаю поиграть в Д/И: «Собери правильно»
Словно крыша над землею,
Голубые небеса
А под крышей голубою –
И поляны, и цветы,
И, конечно, я и ты! –
Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: -мир какой природы? П:-П:-живой природы и мир неживой природы.
В:На досках картинки живой и неживой природы перепутаны, вы должны их разделить. Для этого задания я приглашаю команду-зелёных. А пока команда работает мы с вами вспомним правила поведения на природе.
(воспитатели по очереди перечисляют правила поведения на природе)
В: Команда готова, пожалуйста назовите, что входит в понятие живая и неживая природа и что было лишнее, а мы проверим.
(Команда желтых проверяют задание)
В:Следующее задание для команды -жёлтых
4. В: конверт с заданием у вас на столе
В:. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…». Чем можно объяснить такую жестокость детей?
П:(Не воспитан, не любит природу, живодер)
В:Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?
П:(чтение литературы, посещение зоопарка)
В: Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?
П:(Не проводили беседы)
В:Как вы поступите в данной ситуации?
А мы пока поиграем.
Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:
1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).
2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).
3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).
4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).
5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).
6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).
7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).
8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).
9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).
10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).
11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).
12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).
В:Команда желтых готова отвечать. Пожалуйста читайте ситуацию и объясняйте.
(Педагоги зачитывают ситуацию и объясняют)
В: А сейчас для всех.
5. Предлагаю послушать фрагменты из песен о природе и назвать песню.(Ведущий включает фонограмму с песнями коллеги называют песню)
П:«Урожайная», «Если добрый ты», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Падают, падают листья
6. В:Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое для команды-красных. В конверте у вас написаны пословицы, вы должны нарисовать пословицу так, чтобы другие команды смогли ее “прочитать”.
1.Весна красна цветами, а осень пирогами.
2.Готовь сани летом, а телегу зимой.
Пока команда готовиться, мы с вами поиграем.
А для вас. Конкурс «Волшебный сундучок» – что находится в сундучке отгадайте?
В: Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
П:(Вода). (бутылка с водой)
В: В сундучке, то без чего не сможем жить.
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря, разжечь не сможем мы огня.
П:(Воздух) (воздушный шарик)
(Команда готова показать нам свой ответ )
В:Показывайте, что у вас получилось, а мы постараемся отгадать.
(Педагоги отгадывают пословицы по рисункам)
В:Я предлагаю вам волшебный цветок ромашку с интересными фактами по очереди, отрываем лепесток, и зачитываем начиная со слов А знаете ли вы?
8. 1. «А знаете ли вы?» что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.
2.«А знаете ли вы?»Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.
3 . «А знаете ли вы?» Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.
4. «А знаете ли вы?»Мухи глухие, у них вообще нет слуха.
5. «А знаете ли вы?»Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало( консервные банки, шляпы, кастрюли)
6. «А знаете ли вы?»Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.
7. «А знаете ли вы?»Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.
8. «А знаете ли вы?»Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.
9 . «А знаете ли вы?» Глаз у страуса больше, чем его мозг.
10. «А знаете ли вы?»Гигантский кальмар имеет самый большой глаз в мире.
В:Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.
9. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать экологический кроссворд «Лекарственные растения»
Если все слова угадаем, то получим сердечное лекарственное растение.
1.Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка отгадай- чабрец
2. Он красивой розе брат,
Если ты не виноват,
Все равно имей ввиду,
Может уколоть в саду. - шиповник
3.В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?- рябина
4.Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? Подорожник
5.Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто. – полынь.
6. Он "любит - не любит" ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком.
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарственным другом зовем- ромашка
7.Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... Одуванчик
8.Весной растет, Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа.- липа
9. Возле дома куст растёт,
Белым цветом он цветёт –
Будут ягоды на нём,
Осенью их соберём.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная ... калина
10. Ключевое слово- Сердечное средство-боярышник
В:А сейчас мы пройдёмся По страницам Красной книги
(Картинка с изображением красной книги)
Я считаю, что ученые не зря решили издать Красную Книгу, Красная книга России, выпущенная в 2001 г, имеет объем в 860 страниц, она богата иллюстрирована. Каждому виду в книге присвоено число, которое называется категорией статуса редкости. Оно принимает значение от 0 до 5. 0 соответствует тем видам, которые, вероятно, исчезли – их представителей не видели уже 50 лет. Принадлежность к категории 5 означает, что численность вида восстанавливается, и скоро его можно будет исключить из Красной книги..
Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета?
Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем. Давайте вспомним какие животные птицы и растения, занесены в красную книгу и находятся на территории России.
В Красной книге перечислены сотни видов животных. Укажем на наиболее известных из них.
(Картинки с изображением животных)
Амурский тигр. Белый медведь. Русская выхухоль.Атлантический морж.Северный морской лев.
Вот некоторые примеры редких растений из Красной книги России:
(Картинки с изображением растений)
Подснежник широколистный. Лук алтайский. Частуха Валенберга. Полынь сенявинская.
Также в красную книгу занесены птицы,насекомые,рыбы,растения и тд.
В книге приводится довольно большой список, но описать животное с точностью и рассказать о каких-либо его особенностях практически невозможно.
Спасибо всем за внимание и участие в моём мероприятии
В концу мастер-класса дарю сердечки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...
Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу
Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...
Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....
Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"
Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...