Окружающий мир Познавательные опыты для дошкольников
картотека по окружающему миру

Пзнавательные опыты для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2.docx17.18 КБ
Файл okruzhayushchiy_mir_2.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Составление описательного рассказа по пейзажной картине

Цель: составление описательного рассказа по пейзажной картине.

Задачи:

  1. Обогащать словарный запас детей описательными прилагательными.
  2. Развивать умение составлять небольшие творческие рассказы.
  3. Развивать наблюдательность и ассоциативное мышление.

Ход занятия:

На двух мольбертах размещены картинки с осенними изменениями в природе.

Ребята, что это за картинки? Давайте их рассмотрим. Как вы думаете, какое время года изображено на этих картинках? (Осень) Мне кажется, что эти картинки – подсказка для нас. О каких осенних изменениях в природе рассказывают эти картинки?

Дети называют осенние изменения, картинки служат опорой: пожелтели листья, трава пожухла, поникли цветы, прохладно, ветер прохладный, погода переменчивая, небо затянуто облаками, в ясную погоду в воздухе летают серебристые нити - паутинки, дни становятся короче, птицы улетают в теплые края и т.д.

Ребята, давайте еще поищем, какие следы оставила нам осень. (На ковре подготовлена полянка с муляжами - осенними листочками, грибочками, овощами и осенними цветами)

Дети находят грибочки, красивые осенние листья, овощи, осенние цветы.

Передавайте осенний лист и назовите:

пять названий деревьев (береза, клен, дуб, рябина, тополь)

пять названий грибов (подберезовик, лисички, опята, грузди, масленок)

пять признаков осени (летает паутинка, листья пожелтели, дуют холодные ветра, утром бывают туманы, насекомые исчезают)

пять перелетных птиц (ласточка, жаворонок, утки, лебеди, скворец)

пять цветов осени!  (золотой, красный, багряный, коричневый, желтый)

Передавайте гриб и продолжайте предложение:

- Осенний листочек похож на …

- Осенняя тучка похожа на …

- Осенняя погода похожа на…

- Пенек на полянке похож на …

А теперь вообразите, что вы: осенний ветерок, листочек, тучка, или дождик и расскажите, что с вами может приключиться? Когда рассказываете, говорите «Я», а не «ОН».

Пример: Я осенняя тучка, я плыла по небу и встретила солнышко. Солнышко мне сказало, чтобы я уходила, и вдруг подул легкий ветерок, и я полетела путешествовать по всему миру.

Ребята, можно ли осень назвать художником? Какими красками пишет свои картины художница-осень? Какие картины она написала?

Верно, осень-художница раскрасила деревья ярко-желтыми красками, рябину украсила яркими бусами, землю укрыла золотым ковром из листьев. Подует легкий ветерок и закружатся листочки. Трава местами еще зеленая, а местами сменила свой цвет на желтый. Доцветают последние цветы на клумбах, золотые лучики солнца уже не жгучие, а теплые. Птицы готовятся к отлету в теплые края.

Давайте мы тоже превратимся в художников, и «нарисуем» словами осенние картины. Выберите из нашей корзинки подарок осени, а теперь поделитесь на группы: грибочки к грибочкам, листочки к листочкам, цветочки к цветочкам, овощи к овощам.

Художники все картины оформляют рамкой. Каждая группа выберите рамочку для своей картины, место и пейзаж и опишите, что вы видите в этой рамке.  Но прежде внимательно посмотрите и подумайте, о чем будете рассказывать.  Ведь мысль – это как клубочек ниток. Когда о чем-то рассказываешь, старайтесь не упустить клубочек из виду, а то запутаться можно.

Вспоминайте все красивые слова, которые мы сегодня говорили об осени. Всмотритесь в свою картину, что вы там видите?

Какое небо?

Какое солнышко?

Есть ли на небе облака?

Какие они?

Какие деревья?

Какая трава?

Какая земля?

Какие звуки вы слышите?

Что вы чувствуете?

Чем пахнет на вашей картине? (прелыми листьями)

Дети выбирают место в группе для описания.

Берут рамку и «наводят» ее на пейзаж. Получается вид в рамке.

Индивидуальная работа с каждой группой

Дети сочиняют рассказ о своей картине.

Воспитатель фотографирует каждую картину.

Ребята, я приглашаю всех на выставку картин!

На ноутбуке воспитатель показывает фотографии картин.  

Ребята, расскажите о своей картине.  Старайтесь так описать свою картину, чтобы каждому захотелось ее увидеть. Договоритесь, кто начинает рассказ, кто продолжает, кто заканчивает.

Каждая группа рассказывает о своей картине.

Вы всё рассмотрели? Какая деталь особенно запомнилась?  Вопросы для слушателей:

- Какие детали картины не попали в рассказ?

- Как об этом сказать красиво?

Ребята, а как бы вы назвали свою картину одним словом? Двумя или тремя словами?

Ребята, помогла ли вам рамка создать словесную картину? Какая картина вам запомнилась и почему?

Ребята, можем ли мы сами написать осенние картины? А чем можно нарисовать?

Сегодня я предлагаю нарисовать картину необычным способом: с помощью осеннего листа. Такая техника рисования называется отпечаток или оттиск.  

Посмотрите, я приготовила для вас мольберты. Кто желает нарисовать картину возьмите краски, кисточки, осенние листья и начинайте рисовать.

Выбирайте более рельефную выпуклую сторону листа, с помощью кисти наносим краску на лист и отпечатываем. Вспоминайте какие у осени цвета?  (желтый, красный, оранжевый, зеленый, коричневый).



Предварительный просмотр:

Опыт№1

 

Эффект радуги.

 

Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги. Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

 

 

 

Опыт№2.

 

Свойства воды. Показать, что вода не имеет формы.

 

Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи. Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

 

 

Опыт № 3.

 

Показать сокодвижение в стебле растения.

 

2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден. Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

 

Опыт №4

 

Воздух есть внутри пустых предметов.

 

 Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха. Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.

 

 

 

Опыт№5

 

Вода способна испаряться.

 

 Показать детям, что в холодном помещении вода испаряется медленно. Чем сильнее нагревать воду, тем сильнее она испаряется. В три банки наливается одинаковое количество воды. Одна банка помещается на подоконник, вторая – рядом с отопительной батареей, третья – на стол к воспитателю. Сравнить результаты через день.

Опыт№6

 

Пар – это тоже вода.

 

Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Опыт№7

 

Лед легче воды.

 

 Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край. Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.

 

Опыт№8

Магнит.

 

Познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы. Предложить детям исследовать притяжение магнитом  предметов из разных материалов, подвести детей к выводу: все, что притягивается магнитом, сделано из железа. Результаты опытов зарисовать.

Опыт№9

 

Солнечная лаборатория.

 

Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

 

Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным? Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

 

 

Опыт №10

 

Песок может двигаться.

 

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

 

Опыт №11

В почве есть воздух.

 Бросить в воду кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Вывод: в почве содержится воздух.

Опыт №12

В почве содержится вода.

 Нагреть на солнце ком земли, затем подержать  на нем холодное стекло. На стекле образуются капельки воды. Объяснить, что вода, которая содержалась в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле пар снова превратился в воду – стал росой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательные опыты для дошкольников "Волшебница - вода"

Дорогие друзья!Если вы любите все таинственное и необычное, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора и первооткрывателя.Вы знаете...

Познавательные опыты для дошкольников "Воздух - невидимка"

Дорогие друзья!Если вы любите все таинственное и необычное, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора и первооткрывателя.Вы знаете...

Познавательные опыты для дошкольников "Что у нас под ногами живет?"

Дорогие друзья!Если вы любите все таинственное и необычное, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора и первооткрывателя.Вы знаете, что ...

Познавательные опыты для дошкольников "Кто в доме природе живет?"

Дорогие друзья!Если вы любите все таинственное и необычное, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора и первооткрывателя.Вы знаете, что ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Познавательные опыты для дошкольников"

Ваш малыш любит таинственное, загадочное и необычное? тогда обязательно проведите вместе с ним нехитрые, но очень любопытные опыты....