Конспект НОД по лексической теме "Домашние птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Материал предназначен для проведения интегрированного занятия в старшей группе для детей 5-6 лет с задежкой психического развития, завершающего лексическую тему "Домашние птицы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_leks_teme_domashnie_ptitsy.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Волшебное перышко»
для детей 5-6 лет с ЗПР (старшая группа)
Тема: «Домашние птицы»
Цель: Обобщение знаний и умений детей по лексической теме «Домашние птицы».
Задачи:
Образовательные:
Закрепить представление о домашних птицах и их птенцах, строении тела, издаваемых ими звуках, образе жизни;
Закрепить в речи названия домашних птиц и их птенцов;
Упражнять в образовании глаголов от звукоподражаний, и глаголов, обозначающих разные движения птиц; в употреблении прилагательных, обозначающих «семью» птиц;
Учить детей вербальным и невербальным средствам общения;
Упражнять в действиях по предложенной схеме;
Развивающие:
Развивать зрительное внимание; чувство формы и цвета;
Развивать фантазию и воображение;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к живым существам, бережное отношение к ним; умение слушать других, не перебивая; умение действовать сообща.
Предварительная работа:
Чтение сказки и просмотр мультфильма по сказке В. Сутеева «Петух и краски»
Прослушивание аудио записей с голосами птиц
Экспериментальная деятельность с перьями: с одного пера вода скатывается, другое становится совершенно мокрым; в тазу пробуем грести раскрытыми тремя пальцами (как у курицы) и сжатыми вместе, как ластами (как у утки).
Словарь:
домашние птицы, водоплавающие птицы, петух, курица, цыплята, утка, селезень, утята, гусь, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, куриная семья, утиная семья, гусиная семья, индюшиная семья, кукарекает, кудахчет, пищит, крякает, гогочет и др.
Оборудование:
- перо птицы среднего размера с привязанной ниткой
- мольберт с картинкой: петух с нераскрашенным хвостом. Перья на хвосте обозначены контуром и на каждом — цветной кружок с цифрой от 1 до 5
- картина «Птичий двор» (автор С.Вохринцева)
- «перья» для петушиного хвоста, соответствующие по цвету схеме, с кусочком двустороннего скотча
- набор разноцветных геометрических фигур
- аудиозаписи с голосами домашних птиц
- изображения домашних птиц: гуся, гусыни, гусенка; петуха, курицы, цыпленка; индюка, индюшки, индюшонка; селезня, утки, утенка (если используется коврограф, то картинки закрепляются на нем липкой лентой)
- макет пруда и птичьего двора. Пруд — лист синего картона, можно вокруг него сделать траву и камыши из пластилина. Птичий двор — коробка с низкими краями, наполненная искусственным или настоящим мхом, травой. Фигурки водоплавающих и сухопутных птиц.
Ход НОД:
Организационный момент. " Встаньте рядышком друг с другом и закройте глаза". Показать детям небольшое белое пуховое пёрышко. " Что это?" Когда дети ответят, уточнить, какое оно - чёрное или белое, длинное или короткое, гладкое или пушистое, лёгкое или тяжёлое. Предупредить детей, что пёрышко это не простое, а волшебное.
Стоит на него подуть, и оно покажет путь -
В какую сторону идти, чтоб хозяина найти.
- Интересно, кто потерял это перышко? (птица)
- Почему вы так считаете? (только птицы покрыты перьями)
Показать детям пёрышко, привязанное за нитку, и попросить детей подуть на волшебное пёрышко и произнести команду: «Раз, два, три - пёрышко, лети! ".
На птичьем дворе (беседа).
- «Волшебное» пёрышко привело нас на птичий двор, где живут домашние птицы.
Предложить детям внимательно рассмотреть картину" Птичий двор".
- Назовите двумя словами, кто здесь изображен. (домашние птицы)
- Посмотрите внимательно, ВСЕ ли птицы здесь домашние?
* на картине закреплены изображения голубя, воробья, вороны
- Какие птицы здесь — ДОМАШНИЕ? Почему? (о домашних птицах заботится человек — хозяин);
- Назовите диких птиц. Почему они считаются дикими? (ДИКИЕ птицы заботятся о себе сами)
- Какую пользу приносят человеку домашние птицы? (Мясо, яйца, пух, перья).
- А вот еще одно перышко! - воспитатель показывает бумажное перо возле мольберта.
- Как вы думаете, чье это перо?
Воспитатель направляет детей к мольберту, снимает покрывало.
1 ПЕРЫШКО - цифра 1 в цветном кружке.
В определенном месте группы – перо такого же цвета с этой цифрой. На хвосте петуха находится схема из цветных кружков с цифрами. Дети должны следовать схеме, соблюдая цифровой ряд. Чтобы выполнить задание, дети должны найти в группе перо, выполнить предложенную задачу и «подарить» очередное перо петуху.
Попросить детей встать (сесть) возле мольберта, а затем снять покрывало с картинки. На ней - изображение петуха с не раскрашенным хвостом.
- Ребята, что не так с этим петухом? (хвост не раскрашен)
- Давайте, ребята, поможем нашему петуху – найдем перышки для его хвоста. А сначала примерим ему перо, которое мы нашли. (закрепляем перо на хвосте петуха).
2 ПЕРЫШКО Задание: Сложи птицу из геометрических фигур . Садятся за стол. На столе для каждого — математический набор геометрических фигур.
- Давайте вспомним, какие части тела есть у птицы? (Есть крылья, клюв, туловище, лапы, хвост). Попробуйте сложить птицу из этих геометрических фигур.
Тем, кто не может справится с заданием, предлагаются карточки-схемы. Тем, кто быстро сделал, можно дать карточку с усложнением.
3 ПЕРЫШКО Игра «Кто у кого?»// «Детки потерялись», проводится на коврографе.
- Пока мы складывали фигуру птицы, все ПТЕНЦЫ разбежались. Давайте поможем птичьим мамам найти своих птенцов.
- Подскажите, кто у курицы? У гусыни?
У утки? У индюшки?
Вот теперь все семьи соединились. Давайте проверим:
Игра «Назови семью»:
Петух – курица - цыпленок. Чья это семья? - КУРИНАЯ
Гусь – гусыня - гусенок. Эта семья – ГУСИНАЯ.
Селезень – утка - утенок. Эта семья – УТИНАЯ.
Индюк – индюшка - индюшонок. Эта семья – ИНДЮШИНАЯ.
4 ПЕРЫШКО Игра «Узнай по голосу».
Спросить детей, смогут ли они определить по голосам разных домашних птиц - узнать и назвать её подходящим словом. Воспроизводится аудиозапись с голосами домашних птиц.
Например: «Кря - кря - кря". - Кто это? - Это крякает утка.
"Ку - ка - ре - ку!" - Кто это? - (Это кукарекает петух.)
"Ко - ко - ко, куд - куда". - Кто это? - (Это кудахчет курица.)
"Пи - пи - пи". - Кто это? - (Это пищит цыплёнок.)
" Га - га - га" о - Кто это? - (Это гогочет гусь.)
Включение записи голосов птиц, а дети угадывают - кто кричит.
5 ПЕРЫШКО Водоплавающие и сухопутные.
Рассматриваем следы куриной лапы с раскрытыми пальцами и утиной лапы с перепонками.
- Ребята, как вы думаете, зачем курице лапа с растопыренными пальцами? (разгребает землю, ищет червяков, семена растений)
- А зачем утке перепонки на лапах? (плавает, быстрее гребет лапой, как ластами)
*можно пояснить, что человек многому учится у природы.
- Попробуйте «царапать землю» раскрытыми пальцами // «грести лапой с перепонками».
Разделение птиц на водоплавающих и сухопутных на макете.
6 ПЕРЫШКО Рисование // раскрашивание картинки с домашними птицами
- Подарим петушку портреты его друзей — домашних птиц.
Заключительная беседа:
- Вот и закончилось наше путешествие на птичий двор. Давайте подарим петуху разноцветные перышки (прикрепить их на хвост).
- С кем мы сегодня встретились?
- Кто запомнился больше других?
- Что нового вы сегодня узнали?
В заключение можно предложить детям угощение петушками на палочке.
Дополнительные материалы:
Загадки:
По реке плывет, ныряет, Корм подводный собирает. Посмотрите, кря-кря-кря, Отыскала я червя. (Утка) | Зернышки клюет, Деток зовет: Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко! (Курица). |
Он стоит на нас гогочет, Ущипнуть за пятки хочет. Га-га-га, га-га-га. Не топчите берега (Гусь). | Тело перьями покрыто, Бородой трясет сердито, Хвост почти как у павлина, Когти остры, ноги длинны, Балы-балы-балы-бал, Во дворе всех распугал! (Индюк) |
Раньше всех встает, голосисто поет: Ку-ка-ре-ку! Не спи на боку! (Петух) |
Пальчиковая гимнастика
- Ребята, давайте покажем руками и пальцами утку. Держать правую руку горизонтально, противопоставив большой палец остальным. И соединять и разъединять их ритмично, имитируя открывающийся клюв утки. Выполняем со звукоподражанием кря-кря-кря.
Описание пальчикового упражнения «Гусь»: держать правую руку вертикально, изогнув ее запястье. Противопоставить большой палец остальным и соединять и разъединять пальцы, имитируя открывающийся клюв гуся. Игра проводится со звукоподражанием «га-га-га».
Описание пальчикового упражнения «Индюк»: большой и указательный пальцы соединить кончиками. Остальные пальцы опустить вниз, изображая бороду индюка. Игра выполняется со звукоподражанием «Балы-бал».
Описание пальчикового упражнения «Курица»: большой и указательный пальцы соединить кончиками, остальные пальцы наложить друг на друга в полусогнутом положении. Изображая маленький гребешок. Большой и указательный пальцы соединять и разъединять, имитируя открывающийся клюв у курицы. Игра выполняется со звукоподражанием «Ко-ко-ко».
Описание пальчикового упражнения «Петух»: большой и указательный пальцы соединить кончиками. Остальные пальцы поднять вверх, изображая петушиный гребень. Большой и указательный пальцы то соединять, то разъединять. Имитируя открывающийся клюв петуха. Игра выполняется со звукоподражанием «Ку-ка-ре-ку».
Материал для беседы:
- Вот послушайте: оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа. Жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. Поэтому вода легко скатывается с них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"
Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по лексической теме «Птицы».
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по лексической теме "Птицы"....
Конспект занятия по лексической тема "Зимующие птицы"
Лексическая тема "Зимующие птицы"...
Конспект занятия по лексической теме: "Зимующие птицы"
Занятие может быть как использовано для подгруппы детей старшего дошкольного возраста, так и фронтально...
План – конспект подгруппового логопедического занятия с детьми третьего года жизни с задержкой речевого развития. Лексическая тема: «Птицы»
Программное содержание:Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым.Обучение родителей различным формам общения со своим ребёнком; умению наблюдать за ребёнком, создать ситуацию речевого ...
Конспект занятия по лексической теме"Перелетные птицы"
НОД конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме "Перелетные птицы"...
Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы»
Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы»...