Конспект НОД по лексической теме "Домашние птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Веревкина Ирина Вячеславовна

Материал предназначен для проведения интегрированного занятия в старшей группе для детей 5-6 лет с задежкой психического развития, завершающего лексическую тему "Домашние птицы". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_leks_teme_domashnie_ptitsy.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Волшебное перышко»

для детей 5-6 лет с ЗПР (старшая группа)

Тема«Домашние птицы»

Цель: Обобщение знаний и умений детей по лексической теме «Домашние птицы».

Задачи:

Образовательные:

Закрепить представление о домашних птицах и их птенцах, строении тела, издаваемых ими звуках, образе жизни;

Закрепить в речи названия домашних птиц и их птенцов; 

Упражнять в образовании глаголов от звукоподражаний, и глаголов, обозначающих разные движения птиц; в употреблении прилагательных, обозначающих «семью» птиц;

Учить детей вербальным и невербальным средствам общения;

Упражнять в действиях по предложенной схеме;  

Развивающие:

Развивать зрительное внимание; чувство формы и цвета;

Развивать фантазию и воображение;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к живым существам, бережное отношение к ним; умение слушать других, не перебивая; умение действовать сообща.

Предварительная работа:

Чтение сказки и просмотр мультфильма по сказке В. Сутеева «Петух и краски»

Прослушивание аудио записей с голосами птиц

Экспериментальная деятельность с перьями: с одного пера вода скатывается, другое становится совершенно мокрым; в тазу пробуем грести раскрытыми тремя пальцами (как у курицы) и сжатыми вместе, как ластами (как у утки).

Словарь:

домашние птицы, водоплавающие птицы, петух, курица, цыплята, утка, селезень, утята, гусь, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, куриная семья, утиная семья, гусиная семья, индюшиная семья, кукарекает, кудахчет, пищит, крякает, гогочет и др.

Оборудование:

  • перо птицы среднего размера с привязанной ниткой
  • мольберт с картинкой: петух с нераскрашенным хвостом. Перья на хвосте обозначены контуром и на каждом — цветной кружок с цифрой от 1 до 5
  • картина «Птичий двор» (автор С.Вохринцева)
  • «перья» для петушиного хвоста, соответствующие по цвету схеме, с кусочком двустороннего скотча
  • набор разноцветных геометрических фигур
  • аудиозаписи с голосами домашних птиц
  • изображения домашних птиц: гуся, гусыни, гусенка; петуха, курицы, цыпленка; индюка, индюшки, индюшонка; селезня, утки, утенка (если используется коврограф, то картинки закрепляются на нем липкой лентой)
  • макет пруда и птичьего двора. Пруд — лист синего картона, можно вокруг него сделать траву и камыши из пластилина. Птичий двор — коробка с низкими краями, наполненная искусственным или настоящим мхом, травой. Фигурки водоплавающих и сухопутных птиц.

Ход НОД:

    Организационный момент. " Встаньте рядышком друг с другом и закройте глаза". Показать детям небольшое белое пуховое пёрышко. " Что это?" Когда дети ответят, уточнить, какое оно - чёрное или белое, длинное или короткое, гладкое или пушистое, лёгкое или тяжёлое. Предупредить детей, что пёрышко это не простое, а волшебное.

Стоит на него подуть, и оно покажет путь -

В какую сторону идти, чтоб хозяина найти.

- Интересно, кто потерял это перышко? (птица)

- Почему вы так считаете? (только птицы покрыты перьями)

Показать детям пёрышко, привязанное за нитку, и попросить детей подуть на волшебное пёрышко и произнести команду: «Раз, два, три - пёрышко, лети! ".

На птичьем дворе (беседа). 

- «Волшебное» пёрышко привело нас на птичий двор, где живут домашние птицы.

Предложить детям внимательно рассмотреть картину" Птичий двор".

  • Назовите двумя словами, кто здесь изображен. (домашние птицы)
  • Посмотрите внимательно, ВСЕ ли птицы здесь домашние?

* на картине закреплены изображения голубя, воробья, вороны

  • Какие птицы здесь — ДОМАШНИЕ? Почему? (о домашних птицах заботится человек — хозяин);
  • Назовите диких птиц. Почему они считаются дикими? (ДИКИЕ птицы заботятся о себе сами)
  • Какую пользу приносят человеку домашние птицы? (Мясо, яйца, пух, перья).

- А вот еще одно перышко! - воспитатель показывает бумажное перо возле мольберта.

- Как вы думаете, чье это перо?

Воспитатель направляет детей к мольберту, снимает покрывало.

1 ПЕРЫШКО - цифра 1 в цветном кружке.

В определенном месте группы – перо такого же цвета с этой цифрой. На хвосте петуха находится схема из цветных кружков с цифрами. Дети должны следовать схеме, соблюдая цифровой ряд. Чтобы выполнить задание, дети должны найти в группе перо, выполнить предложенную задачу и «подарить» очередное перо петуху.

Попросить детей встать (сесть) возле мольберта, а затем снять покрывало с картинки. На ней - изображение петуха с не раскрашенным хвостом.

- Ребята, что не так с этим петухом? (хвост не раскрашен)

- Давайте, ребята, поможем нашему петуху – найдем перышки для его хвоста. А сначала примерим ему перо, которое мы нашли. (закрепляем перо на хвосте петуха).

 2 ПЕРЫШКО   Задание: Сложи птицу из геометрических фигур .  Садятся за стол. На столе для каждого — математический набор геометрических фигур.

- Давайте вспомним, какие части тела есть у птицы? (Есть крылья, клюв, туловище, лапы, хвост). Попробуйте сложить птицу из этих геометрических фигур.

Тем, кто не может справится с заданием, предлагаются карточки-схемы. Тем, кто быстро сделал, можно дать карточку с усложнением.

3 ПЕРЫШКО  Игра «Кто у кого?»// «Детки потерялись», проводится на коврографе.

- Пока мы складывали фигуру птицы, все ПТЕНЦЫ разбежались. Давайте поможем птичьим мамам найти своих птенцов.

- Подскажите, кто у курицы?     У гусыни?

                          У утки?          У индюшки?

Вот теперь все семьи соединились. Давайте проверим:                      

     Игра «Назови семью»:

Петух – курица - цыпленок. Чья это семья? - КУРИНАЯ

Гусь – гусыня - гусенок. Эта семья – ГУСИНАЯ.

Селезень – утка - утенок. Эта семья – УТИНАЯ.

Индюк – индюшка - индюшонок. Эта семья – ИНДЮШИНАЯ.

4 ПЕРЫШКО  Игра «Узнай по голосу».

Спросить детей, смогут ли они определить по голосам разных домашних птиц - узнать и назвать её подходящим словом. Воспроизводится аудиозапись с голосами домашних птиц.

Например: «Кря - кря - кря". - Кто это? - Это крякает утка.

"Ку - ка - ре - ку!" - Кто это? - (Это кукарекает петух.) 

"Ко - ко - ко, куд - куда". - Кто это? - (Это кудахчет курица.) 

"Пи - пи - пи". - Кто это? - (Это пищит цыплёнок.) 

" Га - га - га" о - Кто это? - (Это гогочет гусь.)

Включение записи голосов птиц, а дети угадывают - кто кричит.

5 ПЕРЫШКО Водоплавающие и сухопутные.

Рассматриваем следы куриной лапы с раскрытыми пальцами и утиной лапы с перепонками.

 - Ребята, как вы думаете, зачем курице лапа с растопыренными пальцами? (разгребает землю, ищет червяков, семена растений)

- А зачем утке перепонки на лапах? (плавает, быстрее гребет лапой, как ластами)

*можно пояснить, что человек многому учится у природы.

- Попробуйте «царапать землю» раскрытыми пальцами // «грести лапой с перепонками».

Разделение птиц на водоплавающих и сухопутных на макете.

6 ПЕРЫШКО Рисование // раскрашивание картинки с домашними птицами

 - Подарим петушку портреты его друзей — домашних птиц. 

Заключительная беседа:

- Вот и закончилось наше путешествие на птичий двор. Давайте подарим петуху разноцветные перышки (прикрепить их на хвост).

  • С кем мы сегодня встретились?
  • Кто запомнился больше других?
  • Что нового вы сегодня узнали?

В заключение можно предложить детям угощение петушками на палочке.

Дополнительные материалы:

Загадки:

По реке плывет, ныряет,

Корм подводный собирает.

Посмотрите, кря-кря-кря,

Отыскала я червя. (Утка)

Зернышки клюет,

Деток зовет:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Не ходите далеко! (Курица).

Он стоит на нас гогочет,

Ущипнуть за пятки хочет.

Га-га-га, га-га-га.

Не топчите берега (Гусь).

Тело перьями покрыто,

Бородой трясет сердито,

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны,

Балы-балы-балы-бал,

Во дворе всех распугал! (Индюк)

Раньше всех встает, голосисто поет: Ку-ка-ре-ку! Не спи на боку! (Петух)

Пальчиковая гимнастика

- Ребята, давайте покажем руками и пальцами утку. Держать правую руку горизонтально, противопоставив большой палец остальным. И соединять и разъединять их ритмично, имитируя открывающийся клюв утки. Выполняем со звукоподражанием кря-кря-кря.

Описание пальчикового упражнения «Гусь»: держать правую руку вертикально, изогнув ее запястье. Противопоставить большой палец остальным и соединять и разъединять пальцы, имитируя открывающийся клюв гуся. Игра проводится со звукоподражанием «га-га-га».

Описание пальчикового упражнения «Индюк»: большой и указательный пальцы соединить кончиками. Остальные пальцы опустить вниз, изображая бороду индюка. Игра выполняется со звукоподражанием «Балы-бал».

Описание пальчикового упражнения «Курица»: большой и указательный пальцы соединить кончиками, остальные пальцы наложить друг на друга в полусогнутом положении. Изображая маленький гребешок. Большой и указательный пальцы соединять и разъединять, имитируя открывающийся клюв у курицы. Игра выполняется со звукоподражанием «Ко-ко-ко».

Описание пальчикового упражнения «Петух»: большой и указательный пальцы соединить кончиками. Остальные пальцы поднять вверх, изображая петушиный гребень. Большой и указательный пальцы то соединять, то разъединять. Имитируя открывающийся клюв петуха. Игра выполняется со звукоподражанием «Ку-ка-ре-ку».

Материал для беседы:

- Вот послушайте: оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа. Жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. Поэтому вода легко скатывается с них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по лексической теме «Птицы».

Конспект  непосредственной  образовательной  деятельности  с  детьми  по  лексической  теме  "Птицы"....

Конспект занятия по лексической теме: "Зимующие птицы"

Занятие может быть как использовано для  подгруппы детей старшего дошкольного возраста, так и фронтально...

План – конспект подгруппового логопедического занятия с детьми третьего года жизни с задержкой речевого развития. Лексическая тема: «Птицы»

Программное содержание:Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым.Обучение родителей различным формам общения со своим ребёнком; умению наблюдать за ребёнком, создать ситуацию  речевого ...

Конспект занятия по лексической теме"Перелетные птицы"

НОД конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме "Перелетные птицы"...

Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы»

Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы»...