Интегрированное занятие в старшей логопедической группе "Тайны воды"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Интегрированное занятие направлено на расширение и углубление представлений детей об окружающем мире посредством ознакомления с водой и тремя ее основными состояниями: жидким, твердым, газообразным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_vody.docx | 190.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 85 «РАДУГА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Интегрированное занятие
на тему:
«Тайны воды»
Воспитатель Самохина Т.Л.
г.Симферополь
Цель:
- Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством ознакомления с водой и тремя ее основными состояниями: жидким, твердым, газообразным.
Образовательные задачи:
- Закрепить полученные знания о воде.
- Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.
- Дать понятие о круговороте воды в природе.
- Учить детей делать логические выводы и умозаключения на основе опытов и игр с водой.
Учить задавать вопросы, формулировать и выслушивать любые ответы и благодарить за них.
- Дать знания о воде как первооснове жизни для всех живых организмов на земле.
Развивающие задачи:
-Развивать внимание, диалогическую речь, способность самостоятельно формулировать вопрос.
- Развивать эмоционально- положительное отношение к познанию окружающего мира.
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающей действительности и изучать их.
- Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.
- Проявлять терпение, чувства уважения к своим товарищам, умение дослушивать их ответы до конца.
Словарная работа:
- Обогащать речь детей словами и словосочетаниями: жидкое, газообразное, твердое состояние, испарение, корреспондент, ученые-исследователи, лаборатория, опыты, интервью.
- Активизация словаря: вода, пар, лед, снег, снежинка, газ, вещество.
Предварительная работа:
-Чтение сказок, рассказов, разгадывание загадок.
- Проведение опытов с водой: свойство воды растворять вещества.
- Рассматривание иллюстративных материалов.
- Наблюдения в природе.
- Поиски материала о воде дома.
- Работа со словарем.
Оборудование:
- Материалы для опытов и исследований: одноразовые прозрачные стаканчики с водой, пустой стакан, тарелочка для каждого ребенка.
- Банка с водой (3 л), стакан, до половины наполненный водой из этой банки, пипетка.
- Глобус.
- Термос с горячей водой, стеклышко.
- Кубики льда, перчатки.
- Аудиозаписи: «Шум дождя», муз. произведение «Снег кружится», музыкальный фон для практической работы.
- Микрофон.
- Снежинки из бумаги для д/и «Какой бывает вода?»
- Народная игра «Ручеек».
- Пальчиковая гимнастика «Пирог».
- Квадраты для конструирования снежинки для каждого ребенка.
- Клей, кисточка.
- Образец.
- Мягкая игрушка «Мудрая Сова».
Ход занятия
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься, слушать внимательно, ума набираться!
Мудрая Сова:
И я говорю вам: «Доброе утро! Я очень хочу с вами познакомиться». Сова знакомится с каждым ребенком.
Воспитатель:
Ребята, вы любите тайны? Мудрая Сова хочет вам сегодня открыть тайну одного чудесного вещества, а какого, отгадайте сами.
Загадка.
То твердая, то мягкая, но чаще всего – жидкая; то тихая, то шумная, а то вдруг закипит. Если нет ее – беда! А зовут ее - …(вода).
Мудрая Сова:
Правильно, молодцы! Вы уже многое знаете о воде, ее способностях растворять различные вещества. Но сегодня вы увидите чудесные превращения воды. Для этого мы должны отправиться в «Загадочную лабораторию». Что такое «лаборатория»? - (ответы детей). Там работают настоящие ученые-исследователи. Знаете, кто такие ученые? (Это много знающие, образованные люди). Учеными-исследователями сегодня будете вы. Пойдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Дети садятся за столы. Перед ними стаканы с водой, пустые стаканы, чистые тарелочки, салфетки.
Воспитатель:
Как вы думаете, что в стаканах? (Ответы детей).Попробуем перелить воду в пустой стакан, затем в тарелочку. Вода переливается. Она состоит из мелких капелек, вот таких:
Хотя они и держатся друг за дружку, но не крепко, поэтому вода растекается. Вода – жидкое вещество. Ее можно изобразить так:
В каждой капельке живет много водяных человечков, которые не дружат и не держатся за руки, поэтому вода растекается:
Но вода бывает не только в жидком состоянии. Мудрая Сова приготовила нам еще один сюрприз. Что это? (демонстрирую термос). Для чего нужен термос? (Он сохраняет тепло. Любое жидкое вещество в нем остается долгое время).
Воспитатель открывает термос.
Что выходит из термоса?
Почему из термоса выделяется пар? - Ответы детей.
Воспитатель накрывает термос стеклом, поднимает стекло.
Воспитатель:
Из термоса выходил пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? – Ответы детей.
Что стало с паром, во что он превратился? – Ответы детей.
Значит, пар – тоже вода. Это пар:
При нагревании вода превращается в пар. Пар, остывая, становится снова водой. Вот так чудеса! В природе пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки? – Ответы детей.
Воспитатель:
В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние воды называют газообразным. Его можно изобразить так:
Можно представить в виде недружных человечков, которые очень быстро разбегаются: они улетают в воздух, собираются в тучи:
Охлаждаясь и превращаясь в капельки воды, выпадают на землю в виде дождя.
Звучит аудиозапись «Шум дождя».
Мудрая Сова:
Прошел дождик и вам всем пора подышать свежим воздухом, а я пока подготовлю новое задание.
Воспитатель:
Ну что ж, воспользуемся советом Мудрой Совы и отправимся на прогулку.
Игры с лужами:
Упр1. Ходьба «змейкой» между лужами.
Упр2. «Перешагни через лужу»
Упр3. «Перепрыгни через лужи и сосчитай их».
Народная игра «Ручеек»
Воспитатель:
Ребята, нам пора продолжить наши исследования, возвращаемся в лабораторию.
Мудрая Сова:
Занимайте свои места. Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Воспитатель открывает коробку с кубиками льда. Дети рассматривают лед, трогают его руками, рассказывают о нем.
Опыт:
Воспитатель предлагает одному ребенку надеть перчатки, кладет ему в руки кубик льда. Сам берет кубик льда в голые руки. Дети наблюдают, что происходит с кубиками льда, делают самостоятельно вывод. (Лед–это вода, только в твердом состоянии. При воздействии тепла лед тает и снова превращается в воду).
Воспитатель:
Интересно, как же получается лед? – Ответы детей. Попробуйте разломать кусочек льда. Не удается и вот почему: в твердом веществе капельки расположены очень близко друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так:
В капельках твердого вещества живут очень дружные человечки. Они крепко держатся за руки и эту цепочку трудно разорвать, разъединить:
Ребята, возьмитесь крепко за руки, станьте теснее друг к другу, а я попробую разорвать вашу цепь. Это сделать трудно. Такие дружные человечки живут во всех твердых веществах. Какие вы знаете твердые вещества? – Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, в каких трех состояниях может быть вода? – Ответы детей.
Мудрая Сова:
Разрешите мне, пожалуйста, поработать корреспондентом и взять у ребят интервью.
Воспитатель:
Кто такой корреспондент? – Отвечают дети и Мудрая Сова (это человек, которого редакция газеты, журнала, телевидения, радио отправляет за информацией). Ребята, вы согласны дать интервью Сове-корреспонденту? – Ответы детей.
Корреспондент:
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, …
Вопросы.
1. Где встречается вода в природе?
2. Зачем нужна вода?
3.Какая бывает вода?
4. Верно ли, что любую воду можно пить?
5. Можно ли есть снег и лед? Почему?
6.Какая вода на вкус?
7. Чем можно измерить температуру воды?
8. Бывает ли вода опасна?
9. Как вы думаете, на земле много или мало воды? – Рассматриваем глобус.
10.Нужно ли беречь воду?
Воспитатель:
Это интересно
На земле больше соленой воды, чем пресной. Ведь большая ее часть – это моря и океаны, а в них вода…соленая. Представим, что вся вода планеты умещается в банке (3л), то пресная занимает всего лишь полстакана. Из стакана отбираю пипеткой 3 капли воды – это вода рек и озер. Пресной воды очень мало. Сейчас чистую питьевую воду у нас можно купить за деньги.
Вывод: питьевой воды для живых существ на планете недостаточно. Поэтому нужно бережно ее использовать.
11.Чего на планете больше: воды или суши? – Демонстрирую на примере яблока (1/4ч яблока очищаю – это суша, а остальное – вода).
12.Что случилось бы на планете, если бы вдруг исчезла вода?
Корреспондент:
Благодарю вас, с вами было очень интересно беседовать.
Воспитатель:
Нам с вами тоже было интересно пообщаться, спасибо.
Ребята, вода ведь бывает еще и в мягком состоянии. Послушайте эту запись и скажите, что это за вода? - звучит музыкальное произведение «Снег кружится». – Ответы детей.
Как называется явление в природе, когда идет снег? – Ответы детей. Когда бывает снег? (время года). Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «Снегопад». Из чего состоит снег? Отгадывают загадки.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые … (снежинки)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Дети рассматривают различные виды снежинок.
Воспитатель:
Ребята, я хочу предложить вам сконструировать снежинку из бумаги. Для этого мы должны перейти в художественную мастерскую.
Пальчиковая гимнастика « Пирог»
Коллективная практическая работа по оригами «Снежинка».
Каждый ребенок вслед за воспитателем складывает один лучик, а затем с помощью клея и кисточки собирают одну большую снежинку, вывешивают ее на выставку для родителей.
Итоговая дидактическая игра «Какая бывает вода?» (Дети стоят в кругу, воспитатель кладет каждому по очереди на ладошку снежинку. Пока снежинка не растаяла, ребенок должен сказать одно из свойств или состояний воды. Все заработанные снежинки остаются детям. Воспитатель и Мудрая Сова благодарят и хвалят детей за проделанную работу и прощаются с ними.
Дети со снежинками танцуют под музыку.
При подготовке и проведении этого занятия были использованы элементы инновационных технологий:
- здоровьесберегающих технологий (технология сохранения и стимулирования здоровья – это динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика;
- коррекционные технологии – это арттерапия, технология музыкального воздействия);
- информационно-коммуникационных технологий;
- технологии обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- игровых технологий;
- технологии мастерских;
- технологии проектной деятельности;
- ТРИЗ;
- исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по изодеятельности по теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах»
Конспект интегрированного занятияв старшей логопедической группе по изодеятельностипо теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах» Программное содержание: Поддерживать у детей потребность в ...
Интегрированное занятие в старшей логопедической группе "Новые приключения Лунтика"
Конспектинтегрированного занятия«Новые приключения Лунтика»в логопедической группе(старший возраст)МДОУ « Детский садкомбинированного вида № 35« Аленушка- 1»г. Ершова Саратовск...
Интегрированное занятие в старшей логопедической группе «Морские обитатели".
Использование в работе педагога психолога здоровьесберегающих технологий посредством интегративной деятельности....
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Кто в лесу главный?»
Представляю вашему вниманию конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Кто в лесу главный?»...
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «В гостях у матрешки»
Программное содержание: Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с народно – прикладным искусством, с русской народной игрушкой. Познакомить детей с историей создания русской матрешки,...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Волшебница Вода»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Волшебница Вода»...
Интегрированное занятие в старшей - подготовительной группе «Вода в природе и её свойства»
Интегрированное занятиев старшей - подготовительной группе«Вода в природе и её свойства»...