Интегрированное занятие в старшей логопедической группе "Тайны воды"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Самохина Татьяна Леонидовна

Интегрированное занятие направлено на расширение и углубление представлений детей об окружающем мире посредством ознакомления с водой и тремя ее основными состояниями: жидким, твердым, газообразным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_vody.docx190.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 85 «РАДУГА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

                         

Интегрированное занятие

на тему:

«Тайны воды»

Воспитатель Самохина Т.Л.

г.Симферополь

Цель:

- Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством ознакомления с водой и тремя ее основными состояниями: жидким, твердым, газообразным. 

Образовательные задачи:

- Закрепить полученные знания о воде.

- Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.

- Дать понятие о круговороте воды в природе.

- Учить детей делать логические выводы и умозаключения на основе опытов и игр с водой.

  Учить задавать вопросы, формулировать и выслушивать любые ответы и  благодарить за них.

   - Дать знания о воде как первооснове жизни для всех живых организмов на земле.

Развивающие задачи:

-Развивать внимание, диалогическую речь, способность самостоятельно формулировать вопрос.

- Развивать эмоционально- положительное отношение к познанию окружающего мира.

- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающей действительности и изучать их.

- Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.

- Проявлять терпение, чувства уважения к своим товарищам, умение дослушивать их ответы до конца.

Словарная работа:

- Обогащать речь детей словами и словосочетаниями: жидкое, газообразное, твердое состояние, испарение, корреспондент, ученые-исследователи, лаборатория, опыты, интервью.

- Активизация словаря: вода, пар, лед, снег, снежинка, газ, вещество.

Предварительная работа:

-Чтение сказок, рассказов, разгадывание загадок.

- Проведение опытов с водой: свойство воды растворять вещества.

- Рассматривание иллюстративных материалов.

- Наблюдения в природе.

- Поиски материала о воде дома.

- Работа со словарем.

Оборудование:

- Материалы для опытов и исследований: одноразовые прозрачные стаканчики с водой, пустой стакан, тарелочка для каждого ребенка.  

- Банка с водой (3 л), стакан, до половины наполненный водой из этой банки, пипетка.

- Глобус.

- Термос с горячей водой, стеклышко.

- Кубики льда, перчатки.

- Аудиозаписи: «Шум дождя», муз. произведение «Снег кружится», музыкальный фон для практической работы.

- Микрофон.

- Снежинки из бумаги для д/и «Какой бывает вода?»

- Народная игра «Ручеек».

- Пальчиковая гимнастика «Пирог».

- Квадраты для конструирования снежинки для каждого ребенка.

- Клей, кисточка.

- Образец.

- Мягкая игрушка «Мудрая Сова».

                                      Ход занятия

Воспитатель:

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься, слушать внимательно, ума набираться!

Мудрая Сова:

И я говорю вам: «Доброе утро! Я очень хочу с вами познакомиться». Сова знакомится с каждым ребенком.

Воспитатель:

Ребята, вы любите тайны? Мудрая Сова хочет вам сегодня открыть тайну одного чудесного вещества, а какого, отгадайте сами.

Загадка.

То твердая, то мягкая, но чаще всего – жидкая; то тихая, то шумная, а то вдруг закипит. Если нет ее – беда! А зовут ее - …(вода).

Мудрая Сова:

Правильно, молодцы! Вы уже многое знаете о воде, ее способностях растворять различные вещества. Но сегодня вы увидите чудесные превращения воды. Для этого мы должны отправиться в «Загадочную лабораторию». Что такое «лаборатория»? - (ответы детей). Там работают настоящие ученые-исследователи. Знаете, кто такие ученые? (Это много знающие, образованные люди). Учеными-исследователями сегодня будете вы. Пойдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Дети садятся за столы. Перед ними стаканы с водой, пустые стаканы, чистые тарелочки, салфетки.

Воспитатель:

Как вы думаете, что в стаканах? (Ответы детей).Попробуем перелить воду в пустой стакан, затем в тарелочку. Вода переливается. Она состоит из мелких капелек, вот таких:

 Описание: http://g.10-bal.ru/pars_docs/refs/1/940/940_html_27b75bb3.jpg

Хотя они и держатся друг за дружку, но не крепко, поэтому вода растекается. Вода – жидкое вещество. Ее можно изобразить так:

Описание: http://qvectors.net/downloads/images/vector/misc/5449-vector-texture-drop-blisters.jpg

В каждой капельке живет много водяных человечков, которые не дружат и не держатся за руки, поэтому вода растекается:

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Изображение 027.jpg

Но вода бывает не только в жидком состоянии. Мудрая Сова приготовила нам еще один сюрприз. Что это? (демонстрирую термос). Для чего нужен термос? (Он сохраняет тепло. Любое жидкое вещество в нем остается долгое время).

Воспитатель открывает термос.

Что выходит из термоса?

Почему из термоса выделяется пар? - Ответы детей.

Воспитатель накрывает термос стеклом, поднимает стекло.

Воспитатель:

Из термоса выходил пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? – Ответы детей.

Что стало с паром, во что он превратился? – Ответы детей.

Значит, пар – тоже вода. Это пар:

При нагревании вода превращается в пар. Пар, остывая, становится снова водой. Вот так чудеса! В природе пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки? – Ответы детей.

Воспитатель:

В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние воды называют газообразным. Его можно изобразить так:

Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f79598857190a53c5a7a41bd6e447459&n=22Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f79598857190a53c5a7a41bd6e447459&n=22Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f79598857190a53c5a7a41bd6e447459&n=22Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f79598857190a53c5a7a41bd6e447459&n=22

Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f79598857190a53c5a7a41bd6e447459&n=22Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f79598857190a53c5a7a41bd6e447459&n=22Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f79598857190a53c5a7a41bd6e447459&n=22Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f79598857190a53c5a7a41bd6e447459&n=22

Можно представить в виде недружных человечков, которые очень быстро разбегаются: они улетают в воздух, собираются в тучи:

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Изображение 027.jpg

Охлаждаясь и превращаясь в капельки воды,  выпадают на землю в виде дождя.

Звучит аудиозапись «Шум дождя».

Мудрая Сова:

Прошел дождик и вам всем пора подышать свежим воздухом, а я пока подготовлю новое задание.

Воспитатель:

Ну что ж, воспользуемся советом Мудрой Совы и отправимся на прогулку.

Игры с лужами:

Упр1. Ходьба «змейкой» между лужами.

Упр2. «Перешагни через лужу»

Упр3. «Перепрыгни через лужи и сосчитай их».

Народная игра «Ручеек»

Воспитатель:

Ребята, нам пора продолжить наши исследования, возвращаемся в лабораторию.

Мудрая Сова:

Занимайте свои места. Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Воспитатель открывает коробку с кубиками льда. Дети рассматривают лед, трогают его руками, рассказывают о нем.

Опыт:

Воспитатель предлагает одному ребенку надеть перчатки, кладет ему в руки кубик льда. Сам берет кубик льда в голые руки. Дети наблюдают, что происходит с кубиками льда, делают самостоятельно вывод. (Лед–это вода, только в твердом состоянии. При воздействии тепла лед тает и снова превращается в воду). 

Воспитатель:

Интересно, как же получается лед? – Ответы детей. Попробуйте разломать кусочек льда. Не удается и вот почему: в твердом веществе капельки расположены очень близко друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так:

Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f79598857190a53c5a7a41bd6e447459&n=22Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f79598857190a53c5a7a41bd6e447459&n=22Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f79598857190a53c5a7a41bd6e447459&n=22

Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f79598857190a53c5a7a41bd6e447459&n=22Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f79598857190a53c5a7a41bd6e447459&n=22Описание: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f79598857190a53c5a7a41bd6e447459&n=22

В капельках твердого вещества живут очень дружные человечки. Они крепко держатся за руки и эту цепочку трудно разорвать, разъединить:

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Изображение 027.jpg

Ребята, возьмитесь крепко за руки, станьте теснее друг к другу, а я попробую разорвать вашу цепь. Это сделать трудно. Такие дружные человечки живут во всех твердых веществах. Какие вы знаете твердые вещества? – Ответы детей.

Воспитатель:

Ребята, в каких трех состояниях может быть вода? – Ответы детей.

Мудрая Сова:

Разрешите мне, пожалуйста, поработать корреспондентом и взять у ребят интервью.

Воспитатель:

Кто такой корреспондент? – Отвечают дети и Мудрая Сова (это человек, которого редакция газеты, журнала, телевидения, радио отправляет за информацией). Ребята, вы согласны дать интервью Сове-корреспонденту? – Ответы детей.

Корреспондент:

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, …

Вопросы.

   1. Где встречается вода в природе?

   2. Зачем нужна вода?

   3.Какая бывает вода?

   4. Верно ли, что любую воду можно пить?

   5. Можно ли есть снег и лед? Почему?

   6.Какая вода на вкус?

   7. Чем можно измерить температуру воды?

   8. Бывает ли вода опасна?

   9. Как вы думаете, на земле много или мало воды? – Рассматриваем глобус.

   10.Нужно ли беречь воду?

Воспитатель:

 Это интересно

На земле больше соленой воды, чем пресной. Ведь  большая ее часть – это моря и океаны, а в них вода…соленая. Представим, что вся вода планеты умещается в банке (3л), то пресная занимает всего лишь полстакана. Из стакана отбираю пипеткой 3 капли воды – это вода рек и озер. Пресной воды очень мало. Сейчас чистую питьевую воду у нас можно купить за деньги.

Вывод: питьевой воды для живых существ на планете недостаточно. Поэтому нужно бережно ее использовать.

11.Чего на планете больше: воды или суши? – Демонстрирую на примере яблока (1/4ч яблока очищаю – это суша, а остальное – вода).

12.Что случилось бы на планете, если бы вдруг исчезла вода?

Корреспондент:

Благодарю вас, с вами было очень интересно беседовать.

Воспитатель:

Нам с вами тоже было интересно пообщаться, спасибо.

Ребята, вода ведь бывает еще и в мягком состоянии. Послушайте эту запись и скажите, что это за вода?  - звучит музыкальное произведение «Снег кружится». – Ответы детей.

Как называется явление в природе, когда идет снег? – Ответы детей. Когда бывает снег? (время года). Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «Снегопад». Из чего состоит снег? Отгадывают загадки.     

С неба падают зимою

     И кружатся над землею

     Легкие пушинки,

     Белые … (снежинки)                  

 Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Дети рассматривают различные виды снежинок.

Воспитатель:

Ребята, я хочу предложить вам сконструировать снежинку из бумаги. Для этого мы должны перейти в художественную мастерскую.

Пальчиковая гимнастика « Пирог»

Коллективная практическая работа по оригами «Снежинка».

Каждый ребенок вслед за воспитателем складывает один лучик, а затем с помощью клея и кисточки собирают одну большую снежинку, вывешивают ее на выставку для родителей.

Итоговая дидактическая игра «Какая бывает вода?» (Дети стоят в кругу, воспитатель кладет каждому по очереди на ладошку снежинку. Пока снежинка не растаяла, ребенок должен сказать одно из свойств или состояний воды. Все заработанные снежинки остаются детям. Воспитатель и Мудрая Сова благодарят и хвалят детей за проделанную работу и прощаются с ними.

Дети со снежинками танцуют  под музыку.   

При подготовке и проведении этого занятия были использованы элементы инновационных технологий:

  - здоровьесберегающих технологий (технология сохранения и стимулирования здоровья – это динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика;

- коррекционные технологии – это арттерапия, технология музыкального воздействия);

  - информационно-коммуникационных технологий;

  - технологии обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа);

  - игровых технологий;

  - технологии мастерских;

  - технологии проектной деятельности;

  - ТРИЗ;

  - исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по изодеятельности по теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах»

Конспект интегрированного занятияв старшей логопедической группе по изодеятельностипо теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах» Программное содержание: Поддерживать у детей потребность в ...

Интегрированное занятие в старшей логопедической группе "Новые приключения Лунтика"

Конспектинтегрированного занятия«Новые приключения Лунтика»в  логопедической группе(старший возраст)МДОУ « Детский садкомбинированного вида  № 35« Аленушка- 1»г. Ершова Саратовск...

Интегрированное занятие в старшей логопедической группе «Морские обитатели".

Использование в работе педагога психолога здоровьесберегающих технологий посредством интегративной деятельности....

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Кто в лесу главный?»

Представляю вашему вниманию конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Кто в лесу главный?»...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «В гостях у матрешки»

Программное содержание: Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с народно – прикладным искусством, с русской народной игрушкой. Познакомить детей с историей создания русской матрешки,...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Волшебница Вода»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Волшебница Вода»...

Интегрированное занятие в старшей - подготовительной группе «Вода в природе и её свойства»

Интегрированное занятиев старшей - подготовительной группе«Вода в природе и её свойства»...