«Комнатные растения – красота нашей жизни!»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii.docx | 39.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №13 «Умка»
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе
«Комнатные растения – красота нашей жизни!»
Подготовила и провела: воспитатель
Шибанкова Е.М
Г.Химки
2017год
Вид проекта: познавательно –творческий.
Тип проекта: групповой, среди детей старшей логопедической группы «Сказка».
Участники проекта: дети старшей логопедической группы «Сказка», родители воспитанников, воспитатель Шибанова Е.В.
Продолжительность проекта: среднесрочный (1,5 месяца)
Сроки реализации проекта: с 2.12. 2019 по 24.01. 2020 года.
Актуальность темы:
С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу. Достаточное время дети проводят в помещении, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом уголке природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие. Во время педагогического наблюдения у дошкольников были выявлены существенные трудности при уходе за комнатными растениями. А во время беседы выяснилось, что у детей имеется недостаточный уровень знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними. Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой. Так как метод проектов представляется наиболее эффективным в работе с дошкольниками, то мною был разработан и реализован с детьми старшей группы проект «Комнатные растения – красота нашей жизни!». Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения» позволяет объединить вместе теоретические знания детей с практическими навыками, развить интерес к окружающему миру.
Цель проекта: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях и правилах ухода за ними.
Задачи проекта:
- учить детей узнавать и называть комнатные растения;
- уточнить знания детей о необходимых условиях для жизни и роста растений;
- способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека;
- продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей;
- развивать практические навыки ухода за комнатными растениями;
- развивать познавательный интерес и исследовательскую деятельность;
- развивать связную речь, активизировать словарный запас дошкольников;
- расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы;
- развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение);
- воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, желание за ними ухаживать.
Объяснительная записка: реализуя данный проект, можно добиться того, что у детей останется много разнообразных впечатлений и знаний о комнатных растениях. Решению поставленных задач будут способствовать разнообразные формы работы с детьми: беседы, наблюдения, чтение соответствующей тематике проекта литературы, дидактические игры, изобразительная деятельность и пр.
Гипотеза: если в течение месяца следовать чётко намеченному плану, то можно реализовать все поставленные задачи.
Предполагаемый результат:
- у детей проявится ярко выраженный интерес к живой природе. Они научаться различать и называть комнатные растения;
- дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;
- владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком;
- обогащение словарного запаса детей по данной теме;
- приобретение практических навыков;
- расширение экологической среды группы;
- активизируются познавательная и творческая активность детей, родителей, повысится компетентность педагога.
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Комнатные растения»;
- рассматривание цветов в уголке природы группы;
- чтение соответствующей тематике литературы.
Сотрудничество с семьей:
- анкетирование «Что вы знаете о комнатных растениях?»;
- оснащение уголка природы комнатными растениями;
- фотогалерея «Мой ребенок любит цветы».
Методы:
1. Наглядные методы
-наблюдения;
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических игр.
2. Словесные методы
-чтение литературных произведений;
-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно- ролевых, дидактических, игр драматизаций и др.);
-загадывание загадок;
-проведение викторин, конкурсов.
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
-оформление выставки «Комнатные растения нашей группы»;
-изготовление с детьми наглядных пособий.
Материально-техническое обеспечение проекта:
- художественная литература, энциклопедии;
- методическая литература;
- презентации о видах комнатных растений, зачем человеку комнатные растения, паспорт комнатных растений;
- дидактические игры;
- материалы для проведения опытно-экспериментальной деятельности;
- иллюстрированный материал;
- «Уголок природы» в группе;
- проектор и ноутбук;
- Интернет-ресурсы;
- атрибуты для сюжетных игр;
- НОД детей и педагога.
- материалы и пособия для продуктивной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Воспитанник будет
Знать:
- правила ухода за комнатными цветами;
- названия комнатных цветов.
Иметь представление:
- о разновидностях комнатных цветов;
- о значении комнатных цветов в жизни человека;
- о строении цветов (корень, ствол, листья, лепестки.)
Уметь:
- ухаживать за комнатными цветами;
- будут учиться подмечать красоту растительного мира.
Виды совместной деятельности
Образовательная деятельность с направлениями развития | Вид деятельности |
Социально-коммуникативное развитие: социализация, трудовое воспитание, безопасность. | -ситуация общения: «Как люди выращивают комнатные растения»; -ИОС «Что будет, если не будем поливать комнатные цветы?»; «Хорошо – плохо» (комнатные цветы); -настольно печатная игра: «Собери цветок»; «Посади цветочек в горшок»; -с/р игра «Магазин цветов», «Цветовод»; -НОД: «Мир комнатных растений»; -работа в уголке природы: «Полей комнатное растение», «Дежурство в уголке природы»; -Центр безопасности. «Безопасность при уходе за комнатными растениями» (рассматривание иллюстраций). |
Познавательное развитие; исследовательская деятельность, ФЦКМ, ФЭМП. | -НОД: «Растения в нашем уголке природы»; «Уход за комнатными растениями»; -Исследовательская деятельность: сравнение листьев у растений: фикус и фиалка; герань и бальзамин; опыт «Дети солнца» - что происходит с растением, если ему не хватает света; -беседа: «Что растет на окошке?»; «Кто такие зеленые друзья? Почему они так называются?», «Могут ли растения болеть и почему?» |
Речевое развитие: чтение художественной литературы. | -составление рассказов – описаний о комнатных цветах; -рассматривание картины «Уголок живой природы в детском саду»; -придумывание сказки о комнатном цветке. -чтение художественной литературы: В. Катаев «Цветик – семицветик», Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е Благинина «Бальзамин»,Г.Х.Андерсен «Дюймовочка». Стихотворение Е. Благининой «Бальзамин», Г.Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др. Л.Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка», Н. Нищева «Комнатные цветы», О. Аленкина «Кактус», Ю. Лысаков «Кактус», Б. Ферпер «Бегония», Б. Пастернак «Герань» и др. |
Художественно-эстетическое развитие: изобразительная деятельность, конструктивно-модельная деятельность, музыкальная деятельность | -рисование «Комнатное растение» (Спатифиллум); -декоративное рисование: закладка «Городецкий цветок»; -лепка «Цветок в горшке»; -самостоятельная деятельность: раскрашивание раскрасок по теме «Комнатные цветы» -прослушивание музыкального произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов»; |
Физическое развитие | -утренняя гимнастика: «Чудный день»; -гимнастика после сна: физкультминутка «Цветочек»; -пальчиковые игры «Комнатные растения»; -дыхательная гимнастика «Приятный аромат». |
Реализация проекта
1.Подготовительный этап:
Цель данного этапа - определить тему, цель и задачи данного проекта; изучить и создать информационную базу по проекту; подобрать необходимое оборудование и материалы; диагностировать уровень знаний воспитанников о мире комнатных растений в начале проекта.
На данном этапе необходимо показать проблему- изучение уровня знаний детей старшей группы о комнатных растениях показало, что у детей отсутствует целостная система сформированных представлений и навыков о комнатных растениях. Было выявлено, что дети испытывали трудности в различении комнатных растений по внешнему виду, способам ухода за ними.
Содержание работы подготовительного этапа:
- тематические беседы с детьми;
- рекомендации родителям;
- анкетирование;
- наблюдения;
- подбор литературы для детей;
- подбор наглядно-демонстрационного материала;
- разработка НОД;
- подбор загадок, пословиц, поговорок;
- подбор дидактических, подвижных, словесных игр;
- определение тематики проблемных вопросов;
- подбор оборудования.
2. Основной этап:
Цель: обогащение и расширение знаний о комнатных растениях, правилах ухода за ними. Этот этап включает в себя организацию целенаправленной деятельности взрослых и детей, в результате которой дети получат необходимую информацию по теме проекта и навыки практической деятельности.
Планируемые мероприятия предусматривают активное участие и взаимодействие детей, включая их в процесс познания. Дошкольники становятся активными исследователями окружающего мира вместе с педагогами и родителями.
Содержание работы основного этапа:
- социально-коммуникативное развитие: социализация, трудовое воспитан познавательное развитие; исследовательская деятельность, ФЦКМ, ФЭМП;
- речевое развитие: чтение художественной литературы;
- художественно-эстетическое развитие: изобразительная деятельность, конструктивно-модельная деятельность, музыкальная деятельность;
- физическое развитие.
Работа с родителями:
- анкетирование «Что вы знаете о комнатных растениях?»;
- оснащение уголка природы комнатными растениями;
- домашняя работа «Мой ребенок любит цветы».
3. Заключительный этап:
Завершающий этап включает в себя подведение итогов, представление презентации.
Цель: закрепление и обобщение знаний и представлений о комнатных растениях.
Содержание работы заключительного этапа:
- Подведение итогов работы: беседы с детьми и родителями по теме «Что я узнал нового?»
- Оформление выставки рисунков, поделок по теме «Комнатные цветы».
- Выпуск и презентация альбома «Загадки комнатных растений».
- Составление памяток, рекомендаций для родителей «Как ухаживать за комнатными растениями».
- Ведение дневников наблюдений за ростом и развитием лука и посаженных отростков цветов.
- Обмен впечатлениями по работе над проектом.
- Оформление опыта работ по проекту в методический кабинет.
Результаты проекта:
- у детей появился ярко выраженный интерес к живой природе;
- большинство ребят научились называть и различать комнатные растения;
- сформировалось представление о необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
- усвоились нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;
- дети усвоили: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком;
- обогатился словарный запас детей по данной теме;
- расширилась экологическая среда группы;
- обогатилась развивающая среда в группе;
- активизировалась познавательная и творческая активность детей, родителей, повысилась компетентность педагогов.
Приложения к проекту:
- Приложение 1. Анкета для родителей «Что вы знаете о комнатных растениях?»;
- Приложение 2. Диагностика уровня знаний детей старшей группы по теме «Комнатные растения»;
- Приложение 3. НОД «Уход за комнатным растением»;
- Приложение 4. НОД (лепка) «Цветок в горшке»;
- Приложение 5. Беседа «Лекарство на подоконнике»;
- Приложение 6. Памятка для родителей «Опасные комнатные растения»;
- Приложение 7. Конспект занятия по художественному творчеству (декоративное рисование) закладка «Городецкий цветок»;
- Приложение 8. Конспект по художественному творчеству (аппликация) «Фикус»;
- Приложение 9. «Сказка о комнатном цветке Алоэ».
- Приложение 10. Конспект по художественному творчеству (рисование) «Комнатное растение - Спатифиллум».
- Приложение 11. Работа с родителями – «Мой ребенок любит комнатные цветы!» (Фотоотчет).
- Приложение 12. Фотоотчет по проекту.
Список используемой литературы:
1. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112 с.: цв. вкл.;
2. Атлас комнатных растений. – М.: АСТ, 2013. – 192 с.
3. С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 192 с.: цв. вкл.
Интернет-ресурсы:
1. www.maam.ru.proekt-komnatnye-rastenija-nashi-druzja-pasport-proekta-prezentacija
3. http: nsportal.ru.proekt-komnatnye-rastenija-krasota-nasheji-gizni
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комнатные растения - спутники нашей жизни» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Содержание работы педагога по данному конспекту направлено на расширение и углубление знаний старших дошкольников о комнатных растениях. их строении ,способах размножения. значении для здоровья челове...
Комнатные растения - спутники нашей жизни
Комнатные растения – спутники нашей жизни.Программное содержание:- Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях;- Обеспечить развитие умения анализировать, обобщать с п...
Конспект интегрированной НОД с детьми подготовительной группы «Комнатные растения - спутники нашей жизни»
Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядного материала;Закрепить знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений;Воспитывать трудолю...
"Комнатные растения - спутники нашей жизни"
Данный конспект расширяет знания детей о комнатных растениях, воспитывает интерес к уходу за растениями, любовь к ним, развивает логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядно-...
Проект "Комнатные растения - спутники нашей жизни"
В нашей группе комнатные растения «болеют», а мы хотим, чтобы в природном уголке было зеленое море....
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Комнатные растения-спутники нашей жизни"
Конспект для детей старшей группы.Время проведения апрель-май...
Конспект НОД для старшей группы на тему: «Комнатные растения - красота нашей жизни».
Познакомить детей с названиями цветов, научить правильно за ними ухаживать....