Педагогическая гостиная «Творческая мастерская как форма приближения ребенка к профессии» Епифанова С.Ю., зам. по ВМР МАДОУ детского сада "Ивушка"
методическая разработка по окружающему миру
Одна из современных форм совместной деятельности педагога с детьми - творческая мастерская, которая поможет сформировать представления о профессиях взрослых у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическая гостиная "Творческая мастерская, как форма приближения ребенка к профессии" | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая гостиная «Творческая мастерская как форма приближения ребенка к профессии»
Провели: Епифанова С.Ю., зам по ВМР, воспитатели: Тихомирова Н.Ю., Тюрина Е.В., Лукина М.И., Денисова С.А., Сметанкина А.С., Пелагеина А.Н., Алемасова Г.В.
Цель: создать условия для формирования знаний у педагогов об использовании творческих мастерских при формировании знаний о разных профессиях у детей дошкольного возраста. Повысить их профессиональную компетентность и мотивацию на использование такой формы работы, как Творческая мастерская. Обобщение и обмен педагогическим опытом путем прямого и комментированного показа.
План:
- Презентация «Творческая мастерская как форма приближения ребенка к профессии»
- Видео ролики творческих мастерских во 2-й младшей, средней, старшей и подготовительных группах.
- Методическая папка «Творческие мастерские»
1 слайд
Уважаемые коллеги, сегодня мне хотелось бы представить вам одну из современных форм совместной деятельности педагога с детьми - творческая мастерская.
2слайд
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДО, которые определяют содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т.п.). Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Одна из задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
В Стратегии развития воспитания в РФ говорится о том, что «развитие воспитания в системе образования предполагает подготовку личности к трудовой деятельности», для этого необходимо «развитие вариативности воспи-тательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей». То есть необходимо включать ребенка в различные виды деятельности, позволяющие расширить интересы, опыт доступной трудовой деятельности, сформировать начальные универсальные трудовые умения и ценностные установки. Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей дошкольного воспитания и предполагает в основном информирование и организацию сюжетно-ролевых игр. Однако современные образовательные технологии позволяют решать различные задачи в этой области. И поэтому мы считаем, что организация первичной профессионализации целесообразна методом погружения ребенка в различные
группы профессий. Таким образом выстраивается модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится строить социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда. Деятельностный характер ранней профориентации позволит развивать навыки ручного и посильного физического труда, что является
основой многих специальностей. Сущность деятельностного подхода сформулирована в китайском изречении: «Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю — я усваиваю».
3 слайд
Само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создается что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее.
Творческая мастерская – одна из форм образовательной деятельности, позволяющая детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творчестве.
Мастерская-условно обозначенное пространство группы со столами, составленными в один общий стол так, чтобы дети и воспитатель могли сидеть вместе.
Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала; оказании помощи в реализации его возможностей; способствование развитию самостоятельности и креативной личности; развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к предметному миру.
4слайд
В детском саду выделяют несколько типов мастерских в зависимости от состава участников, целей и способов деятельности, временной продолжительности процесса.
По составу участников мастерские подразделяются:
- на занятия только для детей;
- только для педагогов
- только для родителей (законных представителей)
- которые могут быть проведены и с взрослыми, и с детьми.
5слайд
По целям и видам деятельности выделяются:
- художественная мастерская (включает в себя аппликацию, рисование, лепку);
- театральная (изготовление элементов костюмов, пригласительных билетов, афиш, декораций);
- мастерская игр и игрушек (мебель из спичечных коробков, игрушек из коробочек);
- сувенирная мастерская (изготовление поздравительных открыток, подарков );
- архитектурная мастерская (изготовление макетов домов, дорог, карты поселка, ландшафтных макетов – гор, вулканов).
По временной продолжительности мастерские разделяют на «одноактные» (в течение одного занятия) и длительного действия (2-3 занятия), когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод погружения) или даже в течение нескольких недель.
Использование мастерской возможно, как в виде самостоятельной единицы, организованной в свободное от непрерывной образовательной деятельности, так и как форма организации занятий (или как ее часть) при проведении комплексного занятия.
В каждой мастерской обязательно есть мастер-педагог, задача, которого включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.
6 слайд
Работа в творческой мастерской может осуществляться по следующему алгоритму:
Мотивация; обсуждение увиденного; совместное с детьми планирование предстоящей работы; распределение обязанностей по желанию детей, если работают в паре или в микрогруппе; совместная деятельность воспитателя и детей ( работа с разнообразным материалом: словом, звуком, природными материалами, схемами, моделями, предметами) ; включение в рефлексивную деятельность: анализ своих мыслей, взглядов (чему удивились, что узнали, что порадовало). Результатом может быть: создание книг-самоделок, детского журнала, оформление коллекции, дизайн одежды, печенье, украшенное детьми, альбом из фото детских работ...
7слайд
При организации мастерской необходимо соблюдение ряда существенных условий. Так Н.А. Короткова, И.А. Мухина выделяют следующие условия.
1.Необходимо организовать общее пространство для работы. Это может быть большой рабочий стол (или несколько столов), сделанный из сдвинутых обычных столов с необходимыми материалами, инструментами, образцами.
Это могут быть отдельные места для индивидуальной работы.
За рабочим столом должны быть обязательно предусмотрены и места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя, который не отделяет себя от детей, а располагается рядом с ними. Места за детьми не рекомендуется закреплять жестко, как на занятии, здесь каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу самостоятельно выбирая себе соседей. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя, который на каждом проведении мастерской располагается рядом с тем или иным ребенком, которому требуется повышенное внимание в связи с имеющимися трудностями в данном типе работы или материалом и инструментами.
Организованное таким образом общее рабочие пространство содействует появлению чувства свободы, обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринуждённо обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваются мнениями и открытиями «Смотри, как у меня», «Я понял, как это сделано!»
2.Второе условие – возможность общения участников мастерской друг с другом, где диалог (между участниками мастерской, отдельными группами, с самим собой) выступает главным принципом взаимодействия, сотрудничества, сотворчества в ходе работы.
3.Следующим условием, по мнению Н.А. Коротковой, выступает то, что начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи работы. Иначе говоря, педагог предлагает детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям.
Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия), но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный результат поддерживает это стремление и у остальных участников.
Атмосфера, создаваемая при работе в мастерской, должна способствовать творческому саморазвитию личности ребенка и стимулировать его. «При этом важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции при этом испытываем». Поэтому от педагога требуется особое внимание к состоянию эмоциональной сферы ребенка.
4.Немаловажным условие в данной ситуации служит и то, что деятельность в мастерской должна быть безоценочной, т.е. недопустимы критические замечания в адрес любого участника мастерской, что создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности с реализацией принципов «педагогики успеха».
Как отмечает Н.А. Короткова, предлагаемая детям работа должна быть спроектирована воспитателем на 25-30 минут, необходимых для достижения конечной цели (исходя из темпов работы «среднего» ребенка группы), при этом нужно иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь включиться в деятельность, справиться с ней, действуя в собственном темпе.
5.В связи с этим еще одним немаловажным условием при организации мастерской является тот факт, что вся деятельность имеет открытый временной конец.
По мере завершения (достижения принятой каждым цели), дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Взрослый в это время не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, ободряя своим присутствием медлительных детей.
Таким образом, детям предлагается работа, предполагающая достижение собственного (личного) целостного продукта каждым из членов группы. Конечные продукты всех участников, не теряя самостоятельной ценности, могут в итоге образовать общий продукт – коллекцию, макет, большое панно и т.п. Иначе говоря, все члены группы могут работать вместе, рядом в общем смысловом поле, но каждый утверждает себя в собственном результате. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важны сам процесс постижения истины и создание творческого продукта.
А сейчас вашему вниманию предоставляем небольшой опыт работы по организации творческой мастерской в нашем ДОУ.
8-9 слайд
По программе «Детство», Творческую мастерскую можно организовывать, начиная со 2-й младшей группы. Наша творческая мастерская «Пекарня «Плюшкин-Ватрушкин» была организована после разговора с детьми. На полдник было печенье. Воспитатель задавала вопросы о том, кто печет печенье, из каких продуктов. Дети заинтересовались и педагог предложила им самим испечь печенье. На творческой мастерской в пекарне дети с удовольствием раскатывали тесто, выдавливали формочками печенье, а потом относили на кухню вместе с педагогом и угощали всех в группе.
10-11слайды
В другой 2-й младшей группе развили эту идею дальше и провели творческую мастерскую в кондитерской «Сладкая жизнь». Девочки украшали печенье кремом, посыпали конфитюром. Научились работать с кондитерским шприцом и мешочком.
12-13 сл. В средней группе была организована творческая мастерская «Архитектурное бюро». В этой группе большинство- мальчики, которые очень любят строить из различного конструктора, интересуются строительными профессиями. Поэтому педагогом им была предложена данная мастерская. Они изучили этапы подготовки к строительству. Рисовали чертежи построек, подбирали конструктор и пытались создать постройку в соответствии со своим чертежом. В творческой мастерской на выбор был самый разнообразный конструктор и вся обстановка располагала к творчеству.
14-15 сл.
В старшей группе многих детей интересовали профессии, связанные с телевидением. Педагогом была разработана творческая мастерская «Кастинг телеведущего программы « Прогноз погоды». Проведена предварительная работа: организация сюжетно-ролевой игры «Телестудия», ежедневные наблюдения за погодой, беседы о телевидении, о погоде, о синоптиках, презентация «Профессии на телевидении», коммуникативные игры «Интервью», «Мы – корреспонденты (журналисты)», просмотр с детьми видеосюжетов "Новости", "Новости культуры", "Новости спорта", "Прогноз погоды",заучивание стихов о погоде. Распределены роли: режиссер, корреспондент, оператор, помощник режиссера, гример, костюмер, музыкальный редактор, телеведущий. Создали даже гримерную. Педагог создал презентацию с картой Нижегородской области и узнаваемыми местами г. Бор. На мастерской детям были даны примеры выступлений ведущих, а потом они сами попробовали себя в роли ведущих.
16-17 слайд
В старшей группе компенсирующей направленности, с целью формирования представлений детей о людях творческой профессии ( художник-витражист), формирования умения работать с витражными красками, развития мелкой моторики была организована творческая мастерская «Волшебный витраж». Педагогом распечатаны рисунки в витражной технике, сделаны шаблоны для первого этапа, чтобы упростить работу детям. Во время работы в мастерской видно, что одним детям тяжело выдавливать краску, а другим не составляет труда. Одни активно самостоятельно пользуются разными цветами, другим требуется помощь в подборе цветов. Но все дети получили положительный результат и проявили желание дальше работать в этой мастерской.
18-19-слайд
В подготовительной группе компенсирующей направленности в основном мальчики, которые очень любят режиссерские игры с мелкими предметами и использованием песочных столов. Рассуждая с педагогом, каким бы они хотели видеть свой город, решили создать планы различных объектов. Ангелина Николаевна познакомила их с профессиями ландшафтного дизайнера и ландшафтного архитектора. Определилось 3 команды из пар, которые разрабатывали спортивную площадку, детскую площадку и аквапарк- наверное, все о чем мечтают дети. На предварительной работе были беседы о профессиях взрослых, изготовление чертежей, макетов оборудования, чтение художественных произведений, проведение речевых игр по теме «Профессии», рассматривание фотоальбомов «Города мира», «Архитектура парков», коллективная работа по созданию макета «Наш детский сад «Ивушка». На мастерской детям было предложено спроектировать макеты по своим чертежам и с помощью сделанных ими атрибутов, построек, строительного материала, бросового материала. А так же представить свой макет, рассказать о нем. Ценность данной мастерской как в речевом, так и в творческом развитии бесспорна. Она дала ребятам возможность заняться любимым делом и проявить себя, реализовать свои желания.
20-21 слайд
Чтобы придать актуальность и новизну процессу дежурства, педагог предложила детям подготовительной группы организовать праздник мальчикам, пригласив их в кафе. Для этого она предлагает примерить на себя роль официантов и научиться украшать стол салфетками. Девочки с энтузиазмом восприняли идею. Окончание данной мастерской так же получилось открытым, так как стол еще не сервирован правильно, необходимы еще подарки для мальчиков, поэтому работа в мастерской будет многоэтапной.
2.А сейчас предлагаем вашему вниманию посмотреть видео с мастерской. Остальные вы можете посмотреть по ссылкам на слайдах.
3.По итогам мы так же подготовили методическую папку с конспектами творческих мастерских, идеями которых вы можете воспользоваться для планирования работы с детьми своей группы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая гостиная на тему: «Инновационные формы и методы взаимодействия с дошкольниками подготовительной группы и их родителями в рамках реализации педагогического проекта «Птицы - наши друзья».
В основе проведения «Педагогической гостиной» лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями, где родителям и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива....
Творческая мастерская как форма организации совместной деятельности для развития способностей и поддержки интересов у детей раннего возраста
Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.Ранни...
Творческая мастерская как форма организации продуктивной деятельности дошкольников.
В статье представлен материал о "Творческой мастерской", как инновационной форме организации деятельности,об особенностях организации работы "Творческой мастерской" в ДОО,...
«Творческая мастерская как форма взаимодействия с семьями воспитанников»
laquo;Творческая мастерская как форма взаимодействия с семьями воспитанников»...
Детская творческая мастерская, как форма продуктивного взаимодействия воспитателя и детей 4-5 лет
Данная разработка может использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений как метод взаимодействияс детьми по развитиютворческой дятельности детей, познавательного, речевого и социально-...
«Творческая мастерская» как форма организации продуктивных видов деятельности дошкольников.
Автором представлен материал о «творческих мастерских», которые могут быть использованы в различных направлениях деятельности детей...