Использование метода моделирования в экологическом образовании и воспитание детей
статья по окружающему миру
Тема: Использование метода моделирования в экологическом образовании и воспитание детей.
Побудить же в детях живое чувство природы - значит возбудить одно из самых благодетельных,
воспитывающих душу влияний. (К.Д. Ушинский)
Формирование экологической культуры населения, начало ее становления приходится на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
В старшем дошкольном возрасте процесс познания окружающего мира становится все более сложным. Многие объекты и явления природы невозможно воспринимать непосредственно, так как они бывают столь многогранны и сложны, что дети затрудняются вычленить наиболее важные признаки изучаемого. Перед ребенком 5-7 лет встает проблема: построить обобщенное представление о процессе или явлении. Такую возможность дает моделирование.
Моделирование - это исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей.
При моделировании необходимо учитывать следующие требования:
- модель должна чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
- быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
- ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью; она должна облегчать познание.
Моделирование объектов - это совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей.
Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Безразличны, несущественны для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств, признаков. Это могут быть графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.
Моделирование как активная самостоятельная деятельность мы используем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями можно привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности:
1. Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;
3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;
4. Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);
5. Руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как "рыбы", "птицы", "звери", "домашние животные", "дикие животные", "растения", "живое", "неживое" и т.д.
Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений детей. Пугливость, скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные, и скрытые от восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ - все это создает объективные трудности для познания явлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых находится еще в становлении. Указанные обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы, их свойств и признаков. Особое значение приобретают действующие, предметные модели, которые вскрывают характер функционирования объекта, показывают механизм его связи с окружающими условиями.
В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности.
В своей работе мы используем три вида моделей:
Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель воспроизводит главные части предмета, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски (автор С.И. Николаева).
|
Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.
|
Предметно-схематическая модель показывает связи, дает возможность отчетливо представить их в обобщенном виде. Например: модели по ознакомлению дошкольников с природой:
В |
- модель покровительственной окраски ;
|
|
- модель "длинных и коротких ног"
|
|
Третий вид - графические модели (графики, формулы, схемы и т.п.) Например:
|
Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями, решая важную познавательную задачу - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.
Моделирование позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям, формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его связями и зависимостями.
Далее дети самостоятельно используют усвоенные модели и приемы работы с ними в собственной деятельности. Организация работы дошкольников с моделями имеет свои особенности:
- начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;
- целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;
- обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ayzilya.docx | 141.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Использование метода моделирования в экологическом образовании и воспитание детей.
Побудить же в детях живое чувство природы - значит возбудить одно из самых благодетельных,
воспитывающих душу влияний. (К.Д. Ушинский)
Формирование экологической культуры населения, начало ее становления приходится на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
В старшем дошкольном возрасте процесс познания окружающего мира становится все более сложным. Многие объекты и явления природы невозможно воспринимать непосредственно, так как они бывают столь многогранны и сложны, что дети затрудняются вычленить наиболее важные признаки изучаемого. Перед ребенком 5-7 лет встает проблема: построить обобщенное представление о процессе или явлении. Такую возможность дает моделирование.
Моделирование - это исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей.
При моделировании необходимо учитывать следующие требования:
- модель должна чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
- быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
- ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью; она должна облегчать познание.
Моделирование объектов - это совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей.
Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Безразличны, несущественны для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств, признаков. Это могут быть графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.
Моделирование как активная самостоятельная деятельность мы используем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями можно привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности:
1. Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;
3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;
4. Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);
5. Руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как "рыбы", "птицы", "звери", "домашние животные", "дикие животные", "растения", "живое", "неживое" и т.д.
Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений детей. Пугливость, скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные, и скрытые от восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ - все это создает объективные трудности для познания явлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых находится еще в становлении. Указанные обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы, их свойств и признаков. Особое значение приобретают действующие, предметные модели, которые вскрывают характер функционирования объекта, показывают механизм его связи с окружающими условиями.
В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности.
В своей работе мы используем три вида моделей:
Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель воспроизводит главные части предмета, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски (автор С.И. Николаева).
Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.
Предметно-схематическая модель показывает связи, дает возможность отчетливо представить их в обобщенном виде. Например: модели по ознакомлению дошкольников с природой:
В |
- модель покровительственной окраски ;
- модель "длинных и коротких ног"
Третий вид - графические модели (графики, формулы, схемы и т.п.) Например:
Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями, решая важную познавательную задачу - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.
Моделирование позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям, формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его связями и зависимостями.
Далее дети самостоятельно используют усвоенные модели и приемы работы с ними в собственной деятельности. Организация работы дошкольников с моделями имеет свои особенности:
- начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;
- целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;
- обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников
моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...
Доклад на тему: «Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармо...
Использование метода моделирования в экологическом образовании дошкольников
МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ...ТРАДИЦИОННЫЕ:НАГЛЯДНЫЕСЛОВЕСНЫЕПРАКТИЧЕСКИЕРабочие экологические тетрадиРабота в экологической тетради значительно обогащает...
Использование метода моделирования для экологического воспитания дошкольников
В презентации представлены основные понятия метода "моделирования" применительно к экологическому воспитанию дошкольников. Приведены примеры разных моделей, отмечены особенности использовани...
Семинар «Использование метода проектов в экологическом образовании»
Цель семинара: совершенствование работы в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культуры посредством метода проектов....
Обобщение опыта работы по теме: « Использование метода проекта в экологическом образовании дошкольников»
Обобщение опыта работы по теме:« Использование метода проекта в экологическом образовании дошкольников»...
«Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и детей, направленная на создание и использование моделей. Моделирование -это з...