«Волшебная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через опытно-экспериментальную деятельность.
Дать представление о соли и познакомить со способами добычи соли.- Закреплять умение самостоятельно ставить простые опыты с солью, выделять её основные свойства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eta_volshebnaya_sol_zanyatie.docx | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область
«Познавательное развитие»
(познавательно-исследовательская деятельность)
в старшей группе
Тема: «Волшебная соль»
Составила: Власова О.П. воспитатель
высшая квалификационная категория
г. Югорск 2019г
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Дать представление о соли и познакомить соспособами добычи соли.
- Закреплять умение самостоятельно ставить простые опыты с солью, выделять её основныесвойства.
Развивающие:
- Развивать любознательность, наблюдательность, мышление, делать выводы( «Социально-коммуникативное развитие»)
- Развивать связную речь, отвечать на вопросы, активизировать словарный запас: растворилась, кристаллы, пресная, соленая, испарилась(«Речевое развитие»)
- Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредствам игровых заданий( «Физическое развитие»)
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,сотрудничество.
Материалы и оборудование:
Стаканы с водой, тарелки с солью, ложечки (по количеству детей), карты схемы, 2 контейнера с водой, пипетка, спиртовка, 2 яйца, лупы, салфетки (по количеству детей),краска акварель, стаканы для воды, цифровой микроскоп, телевизор, компьютер, листы бумаги.
Методы и приёмы:
• Игровой;
• Словесный (объяснение, постановка проблемных вопросов, задание);
• Наглядный (атрибуты);
• Практический (выполнение детьми заданий).
Ход занятия
Проходите, ребятишки, | Друг на друга посмотрите |
- Поздоровайтесь, ребята.
- Ребята, сегодня утром я обнаружила в группе письмо и посылку, ждала, когда вы все придете в группу. Кто бы мог их к нам послать? Читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я очень хочу стать поваром. Сегодня я сварил кашу. Но у неё получился почему – то необычный вкус! Попробуйте её и решите, всё ли я правильно сделал?»(Дети пробуют кашу.Высказывают своё мнение: каша соленая). Почему так случилось?
- Наверное, Незнайка мало знает о соли? Ребята, а у васдома есть соль? Для чего она нужна?
-Вы знаете, откуда берётся соль?
- Сейчас мы посмотрим, как добывают соль.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Я предлагаю вам стать исследователями и поделиться своими знаниями, чтобы потом отправить видеописьмо для Незнайки.
-Ребята, предлагаю вам пройти в научную лабораторию.
-Вам предстоит показать свои знания о свойствах соли, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Давайте вспомнить правила поведения в лаборатории.
Опыт-наблюдение1.«Волшебные стеклышки»
- Что вы видите на столе?
В центре стола у вас лежит схема-подсказка. Кто догадался, что мы сейчас будем делать?
- Рассмотрите соль подлупой. Какого она цвета, формы? Из чего она состоит? (Кристаллы).
- Сейчас я предлагаю вам пройти к телевизору и посмотреть на кристаллы соли через цифровой микроскоп, который увеличивает кристаллы соли во много раз.
- Чем отличаются кристаллы соли которые вы рассмотрели под лупой от кристаллов, которые вы увидели через микроскоп.
Вывод: соль-вещество белого цвета, которое состоит из кристаллов.
Опыт №2
- Дети, как вы думаете, кристаллы соли растворяются в воде?
(Воспитатель предлагает детям попробовать воду в стакане).
- Возьмителожку с солью и добавьте в стакан с водой. Размешайте. Что произошло с солью? (Ответы детей.)
- Ребята, давайте посмотрим соленую воду через микроскоп? Что вы видите?
- Значит соль осталась в стакане, не исчезла, а только раствориласьв воде. Она изменила цвет и форму (закрепить слово растворилась). (Спросить 2-3 человека)
Вывод: Соль растворяется в воде, но некуда не исчезает.
Физминутка.
Дует, дует ветер, дует, задувает (махи руками на себя)
Желтые листочки с дерева срывает (кружатся на месте)
И летят листочки,
Кружат по дорожке (на цыпочках проходят по кругу)
Падают листочки прямо к нам под ножки (приседают).
Опыт 3 Выпаривание соли.
(Воспитатель приглашает детей подойти к столу.На столе лежит карта-схема «Опасность»).
- Что обозначает эта карта-схема?
(Воспитатель проводит опыт по выпариванию соли из соленой воды)
- Куда исчезает вода? Что осталось в ложке?
Вывод: из соленой воды мы можем получить кристаллы соли путем выпаривания.
Опыт 4«Тонет- не тонет».
- На столе две емкости с водой. В одной – солёная (отмечен красным кружком), в другом - пресная (синий кружок).
-Как вы думаете, если я опущу яйцо в пресную воду, оно утонет или будет плавать на поверхности? (Яйцо, кладём сначала в пресную воду (яйцо тонет), потом в солёную (яйцо подпрыгивает).
Вывод: в солёной воде некоторые предметы остаются на поверхности воды, а в пресной они тонут.
Рефлексия.
- Ну что мои дорогие исследователи, вам понравилось проводить опыты?
- Мы много узнали о соли. Давайте сделаем вывод из проведенных опытов (соль белая, состоит из кристаллов, на вкус солёная, растворяется в воде,при выпаривании вновь превращается в кристаллы, в солёной воде некоторые предметы не тонут).
Самоанализ занятия
Ф.И.О. педагога: Власова Ольга Петровна
Должность: воспитатель
Место работы: МБОУ «СОШ №5» дошкольные группы
Возрастная группа: старшая группа
Тема занятия: «Волшебная соль»
1. На занятии присутствовало 8 воспитанников (4 ребёнка с высоким уровнем развития, 4 детей со средним уровнем развития), возраст 5-6 лет, год обучения третий.
2. Место в учебной программе; организованная образовательная деятельность, интегрированы области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
3. Цель занятия:создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:дать представление о соли и познакомить со способами добычи соли. Закреплять умение самостоятельно ставить простые опыты с солью, выделять её основные свойства.
Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, мышление, делать выводы («Социально-коммуникативное развитие»). Развивать связную речь, отвечать на вопросы, активизировать словарный запас: растворилась, кристаллы, испарилась («Речевое развитие»). Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредствам игровых заданий («Физическое развитие»)
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира и опытно-экспериментальной деятельности. Воспитывать, доброжелательное отношение друг к другу, сотрудничество.
4.Содержание занятия:
Вводная часть: организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе ООД был применен проблемно-ситуационный метод (письмо и посылка от Незнайки). Детям было, предложено показать свои знания о свойствах соли.
Основная часть ООД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.
Считаю, что на протяжении всего занятия у детей поддерживался познавательный интерес. Занятие способствовало формированию умственных и практических действий. Дети проводили опыты и формулировали выводы.
5. На занятии использовала различные виды деятельности детей: упражнение, практическая деятельность, которые помогали детям овладевать способами и приёмами познания, применять полученные знания и умения на практике, что позволяло обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием.
6. Для организации детей на занятии использовала различные методы и приёмы: словесные (объяснение, постановка проблемных вопросов, задания, поощрения, указания), наглядные (атрибуты), практические (проведение детьми опытов).
Занятие организовано с учетом работоспособности и утомляемости детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим предусмотрела проведение физкультминутки.
7. Дети отвечали на поставленные вопросы, работали с интересом, проявляли положительные эмоции. Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако некоторые дети работали не в своем обычном темпе.
8.По факту проведения ООД можно сказать, что поставленная цель достигнута. Считаю, что выбранная мной форма организации образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Считаю, что поставленные в образовательной деятельности задачи были выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание...
Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Краткосрочный проект «Волшебная соль»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Краткосрочный проект «Волшебная соль»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Презентация проекта "Волшебная соль" подготовительная группа
Мы с детьми решили всё узнать о соли- ведь мы о ней ничего не знаем.Цель: Формирование представлений детей о соли, как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращи...
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль"
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль" реализован в подготовительной группе....
Волшебная соль
В занятии экспериментальная деятельность сочетается с оздоровительной и творческой. Много двигательной активности. Сказка немного сокращена от оригинала, но возможно её можно ещё сократить или у...