«Волшебная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Власова Ольга Петровна

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через опытно-экспериментальную деятельность.

Дать представление о соли и познакомить со способами добычи соли.

- Закреплять умение самостоятельно ставить простые опыты с солью, выделять её основные свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eta_volshebnaya_sol_zanyatie.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область

«Познавательное развитие»

(познавательно-исследовательская деятельность)

в старшей группе

Тема: «Волшебная соль»

 

Составила: Власова О.П. воспитатель

высшая квалификационная категория

г. Югорск 2019г

 

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- Дать представление о соли и познакомить соспособами добычи соли.

- Закреплять умение самостоятельно ставить простые опыты с солью, выделять её основныесвойства.

Развивающие:

- Развивать любознательность, наблюдательность, мышление, делать выводы( «Социально-коммуникативное развитие»)

- Развивать связную речь, отвечать на вопросы, активизировать словарный запас: растворилась, кристаллы, пресная, соленая, испарилась(«Речевое развитие»)

- Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредствам игровых заданий( «Физическое развитие»)

Воспитательные: 

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию. 

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,сотрудничество.

Материалы и оборудование:

Стаканы с водой, тарелки с солью, ложечки (по количеству детей), карты схемы, 2 контейнера с водой, пипетка, спиртовка, 2 яйца, лупы, салфетки (по количеству детей),краска акварель, стаканы для воды, цифровой микроскоп, телевизор, компьютер, листы бумаги.  

Методы и приёмы:

• Игровой;

• Словесный (объяснение, постановка проблемных вопросов, задание);

• Наглядный (атрибуты);

•  Практический (выполнение детьми заданий).

Ход занятия

Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать, 
За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!

Я пришла к вам не одна – 
Гостей в группу привела!

- Поздоровайтесь, ребята.

- Ребята, сегодня утром я обнаружила в группе письмо и посылку, ждала, когда вы все придете в группу.  Кто бы мог их к нам послать?  Читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я очень хочу стать поваром. Сегодня я сварил кашу. Но у неё получился почему – то необычный вкус! Попробуйте её и решите, всё ли я правильно сделал?»(Дети пробуют кашу.Высказывают своё мнение: каша соленая). Почему так случилось?

- Наверное, Незнайка мало знает о соли? Ребята, а у васдома есть соль? Для чего она нужна?

-Вы знаете, откуда берётся соль?

- Сейчас мы посмотрим, как добывают соль.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

- Я предлагаю вам стать исследователями и поделиться своими знаниями, чтобы потом отправить видеописьмо для Незнайки.

-Ребята, предлагаю вам пройти в научную лабораторию.

-Вам предстоит показать свои знания о свойствах соли, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Давайте вспомнить правила поведения в лаборатории.

Опыт-наблюдение1.«Волшебные стеклышки»

- Что вы видите на столе?

В центре стола у вас лежит схема-подсказка. Кто догадался, что мы сейчас будем делать?

- Рассмотрите соль подлупой. Какого она цвета, формы? Из чего она состоит? (Кристаллы).

- Сейчас я предлагаю вам пройти к телевизору и посмотреть на кристаллы соли через цифровой микроскоп, который увеличивает кристаллы соли во много раз.

- Чем отличаются кристаллы соли которые вы рассмотрели под лупой от кристаллов, которые вы увидели через микроскоп.

Вывод: соль-вещество белого цвета, которое состоит из кристаллов.

Опыт №2

- Дети, как вы думаете, кристаллы соли растворяются в воде?

(Воспитатель предлагает детям попробовать воду в стакане).

- Возьмителожку с солью и добавьте в стакан с водой. Размешайте. Что произошло с солью?  (Ответы детей.)

- Ребята, давайте посмотрим соленую воду через микроскоп? Что вы видите?

- Значит соль осталась в стакане, не исчезла, а только раствориласьв воде. Она изменила цвет и форму (закрепить слово растворилась). (Спросить 2-3 человека)

Вывод: Соль растворяется в воде, но некуда не исчезает.

Физминутка.

Дует, дует ветер, дует, задувает (махи руками на себя)

Желтые листочки с дерева срывает (кружатся на месте)

И летят листочки,

Кружат по дорожке (на цыпочках проходят по кругу)

Падают листочки прямо к нам под ножки (приседают).

Опыт 3 Выпаривание соли.  

(Воспитатель приглашает детей подойти к столу.На столе лежит карта-схема «Опасность»).

- Что обозначает эта карта-схема?

(Воспитатель проводит опыт по выпариванию соли из соленой воды)

- Куда исчезает вода? Что осталось в ложке?

Вывод: из соленой воды мы можем получить кристаллы соли путем выпаривания.

Опыт 4«Тонет- не тонет».

- На столе две емкости с водой. В одной – солёная (отмечен красным кружком), в другом -  пресная (синий кружок).

-Как вы думаете, если я опущу яйцо в пресную воду, оно утонет или будет плавать на поверхности? (Яйцо, кладём сначала в пресную воду (яйцо тонет), потом в солёную (яйцо подпрыгивает).

Вывод: в солёной воде некоторые предметы остаются на поверхности воды, а в пресной они тонут.

Рефлексия.

 -  Ну что мои дорогие исследователи, вам понравилось проводить опыты?

 - Мы много узнали о соли. Давайте сделаем вывод из проведенных опытов (соль белая, состоит из кристаллов, на вкус солёная, растворяется в воде,при выпаривании вновь превращается в кристаллы, в солёной воде некоторые предметы не тонут).

Самоанализ занятия

Ф.И.О. педагога: Власова Ольга Петровна

Должность:         воспитатель

Место работы:    МБОУ «СОШ №5» дошкольные группы

Возрастная группа: старшая группа

Тема занятия:     «Волшебная соль»

1. На занятии присутствовало 8 воспитанников (4 ребёнка с высоким уровнем развития, 4 детей со средним уровнем развития), возраст 5-6 лет, год обучения третий.  

2. Место в учебной программе; организованная образовательная деятельность, интегрированы области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

3. Цель занятия:создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Обучающие:дать представление о соли и познакомить со способами добычи соли. Закреплять умение самостоятельно ставить простые опыты с солью, выделять её основные свойства.

Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, мышление, делать выводы («Социально-коммуникативное развитие»). Развивать связную речь, отвечать на вопросы, активизировать словарный запас: растворилась, кристаллы, испарилась («Речевое развитие»). Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредствам игровых заданий («Физическое развитие»)  

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира и опытно-экспериментальной деятельности. Воспитывать, доброжелательное отношение друг к другу, сотрудничество.

4.Содержание занятия:

Вводная часть: организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе ООД был применен проблемно-ситуационный метод (письмо и посылка от Незнайки). Детям было, предложено показать свои знания о свойствах соли.

Основная часть ООД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

Считаю, что на протяжении всего занятия у детей поддерживался познавательный интерес. Занятие способствовало формированию умственных и практических действий. Дети проводили опыты и формулировали выводы.

5. На занятии использовала различные виды деятельности детей: упражнение, практическая деятельность, которые помогали детям овладевать способами и приёмами познания, применять полученные знания и умения на практике, что позволяло обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием.

6. Для организации детей на занятии использовала различные методы и приёмы: словесные (объяснение, постановка проблемных вопросов, задания, поощрения, указания), наглядные (атрибуты), практические (проведение детьми опытов).                                    

Занятие организовано с учетом работоспособности и утомляемости детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим предусмотрела проведение физкультминутки.

7. Дети отвечали на поставленные вопросы, работали с интересом, проявляли положительные эмоции. Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако некоторые дети работали не в своем обычном темпе.

8.По факту проведения ООД можно сказать, что поставленная цель достигнута. Считаю, что выбранная мной форма организации образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Считаю, что поставленные в образовательной деятельности задачи были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Краткосрочный проект «Волшебная соль»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Краткосрочный проект «Волшебная соль»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Презентация проекта "Волшебная соль" подготовительная группа

Мы с детьми решили всё узнать о соли- ведь мы о ней ничего не знаем.Цель: Формирование представлений детей о соли, как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращи...

Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль"

Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль" реализован в подготовительной группе....

Волшебная соль

В занятии экспериментальная деятельность сочетается с оздоровительной и творческой. Много двигательной активности. Сказка немного сокращена от оригинала, но  возможно её можно ещё сократить или у...