Проект "Времена года"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект "Времена года" для детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Времена года" | 516.88 КБ |
Приложение 1 | 14.64 КБ |
Приложение 2 | 16.59 КБ |
Приложение 3 | 15.48 КБ |
Приложение 4 | 72.54 КБ |
Приложение 5 | 962.24 КБ |
Развлечение "Времена года" | 640.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД №55 «ИСКОРКА»
_____________________________________________________________________________
141654, Россия, Московская область, Клинский район, с.Петровское, ул.Центральная, д.5
Тел. 8 (49624) 6 – 46 – 31
Проект
«Времена года»
Воспитатель:
Гридасова М.С.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта | «Времена года» |
Тип проекта | Информационно - практико - ориентированный |
Возраст детей | Младший дошкольный возраст |
Исполнители | Дети второй младшей группы, воспитатели, родители |
Продолжительность | Долгосрочный проект с сентября 2019 г. по август 2020 г. |
Тематическое поле | ОО «Познавательное развитие» Экология. Формирование основ экологической культуры |
Актуальность | В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны |
Цель | Формирование начальных представлений о временах года. |
Задачи: | 1. Формирование первичных представлений об особенностях природы. 2. Формирование позитивных установок к различным видам труда. 3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. 4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи. |
Этапы реализации проекта | 1 этап – организационно - диагностический 02.09.2019 - 06.09.2020 г. |
2 этап - формирующий (блочный) | |
3 этап - заключительный |
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
- У младших дошкольников не достаточно сформированы представления о временах года;
- Не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года;
- Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
«Любовь к Родине, к родному краю начинается с любви к природе».
Задача ДОУ – научить любить Родину через любовь к окружающему миру. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.
Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
- Повышение качества образовательного процесса по экологическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
- Создание методической копилки по экологическому воспитанию.
- Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию основ экологической культуры у дошкольников.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к экологическому воспитанию через проектную деятельность, конкурсы, выставки.
- Укрепление связи семьи и ДОУ.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к основам экологической культуры, повышению интереса к ближайшему окружению.
ЦЕЛЬ
Формирование начальных представлений о временах года.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.
2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
ГИПОТЕЗЫ ПРОЕКТА
Процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если:
- Формировать представления и вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не только в ДОУ, но и в семье.
- Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
- Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
- Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.
НОВИЗНА
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО). Совместная работа по экологическому воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество экологического воспитания.
Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап –организационно – диагностический
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап – формирующий
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.
3 этап-заключительный
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта.
УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект разработан на основе образовательной программы дошкольного образования МДОУ – Д/с №55 «Искорка», учитывая положения федерального государственного образовательного стандарта ДО.
1. Психолого – педагогические условия: Владение знаниями программного содержания и хода деятельности. Психология детей дошкольного возраста, их возможности. Соблюдение техники безопасности и гигиенические требования в образовательной деятельности. Целесообразность размещения материала и эстетика оформления наглядных пособий.
2. Предметно-развивающая среда. Групповые центры: «Центр природы», «Центр книги», «Центр театра», «Центр игры».
3. Материально – технические условия: Наличие ТСО, фонотеки, коллекция учебно – методической литературы и наглядно – дидактических пособий.
ФОРМЫ РАБОТЫ
с детьми:
- Беседы;
- занятия;
- рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
- выставки детских работ по проекту «Осень разноцветная»;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
- заучивание стихов, пословиц, поговорок;
- творческая речевая деятельность;
- утренники, развлечения;
- конкурсы;
- театрализованная деятельность;
- сочинение рассказов и сказок о природе;
- видео просмотры.
с родителями:
- Наглядная пропаганда;
- беседы и консультации;
- дни открытых дверей;
- круглый стол;
- конкурсы.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
|
|
|
|
|
|
|
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
|
|
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Сформированы начальные представления о природном мире.
- Сформировано положительное отношение к различным видам труда.
- Обеспечено активное общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми
- Владение связной речью, как средством общения.
Ожидаемый результат
1. Лучше научить замечать красоту родной природы.
2. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
3. Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств.
4. Станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
5. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят
полученные знания на практике.
Пути реализации:
Блок № 1 «Осень разноцветная: сентябрь 2019 – ноябрь 2019 года» Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Вид деятельности | Срок реализации Тема | Форма реализации | |||||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй | |||||
Коммуникатив-ная, двигатель-ная, конструи-рование, вос-приятие худо-жественной литературы. | Сентябрь Рисование (нетрадицион-ная техника) «Разноцветный осенний листик» | Чтение художест-венной литерату-ры: И.Бунин «Лис-топад». Беседа: «Осень в гости к нам пришла». Аппликация «Осеннее дерево». Д/игра «Что нам осень принесла». П/ игра: «Листья» Экскурсия в осенний парк. Выставка работ «Дары Осени» | Разучивание стихотворе-ний об осени | Консульта-ция «Витамины с грядки» | |||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. | |||||||
Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских работ «Дары осени» | |||||||
Коммуникатив-ная, двигатель-ная, конструи-рование, восп-риятие худо-жественной литературы. | Октябрь Экскурсия в осенний парк. | Чтение художест-венной литерату-ры: З.Александро-ва «Дождик». Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку». Аппликация «Дождик, дождик – кап, кап, кап». П/игра «Солнышко и дождик». | Сбор гербария | Родитель-ское собрание: «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет». Фото выставка «Осень золотая». | |||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. | |||||||
Итоговое мероприятие: праздник «Золотая осень». | |||||||
Коммуникативная, двигательная, изобразительная | Ноябрь Животные | Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме» Рассматривание картин зайчиха с зайчатами. П/игра «Зайка беленький….». Раскрашивание «Морковка для зайчика». | Совместное ухаживание за домашними животными дома. | Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе» | |||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие | |||||||
Итоговое мероприятие: Фильм «Непоседы осенью» |
Блок № 2 «Волшебница – зима»: декабрь 2019 – февраль 2020 года» Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид деятельности | Срок реализа-ции Тема | Форма реализации | ||||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй | ||||
Коммуникатив-ная, двигательная, изобразительная, познавательно- исследовательс-кая. | Декабрь Пришла зима | Беседы на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос». Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий). Рисование: «Падает, падает снег» П/и «Два Мороза», «Мороз красный нос». Игровая ситуация «Не идется и не едется, потому что гололедица». Д/и «Когда это бывает», «Что сначала, что потом». | Работа детско- родительская на тему «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками» | Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме». Объявление конкурса: «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками». | ||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. | ||||||
Итоговое мероприятие: Итоговое мероприятие: Выставка «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками». Новогодний утренник. | ||||||
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно- исследовательская. | Январь. Зимующие птицы | Рассматривание альбома: Зи-мующие птицы. П\И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке». Чтение: М.Поз-нанская «Снег идет», О.Высотская «Холодно» Игра-опыт: «Цветной снег». Объёмная ап-пликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поско-рей». | Совместное кормление птиц в садике и дома. Изготовление кормушек. | Папка-передвижка: «Как помочь птицам зимой?» | ||
Интеграция О.О.: Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. | ||||||
Итоговое мероприятие: открытое занятие для педагогов МБДОУ «Детский сад №62 «Каравай» Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей» | ||||||
Коммуникативная, двигательная, познавательно- исследовательская | Февраль Зимние забавы | Беседа «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку». Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает»; Подвижные игры «На земле снежок лежит», «Снежиночки пушиночки», «Два мороза», «Остановись возле игрушки»; «Игра в снежки» | Детско-родительский рисунок на тему «Волшебница- зима» | Оформление папки – передвижки «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?» | ||
Интеграция О.О.: Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, | ||||||
Итоговое мероприятие: Спортивное развлечение в зале |
Блок № 4 «Весна-красна»: март 2020 – май 2020 года» Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид деятельности | Срок реализации Тема | Форма реализации | ||||||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй | ||||||
Коммуникативная, двигательная, изобразительная. | Март Весна пришла | Наблюдение за состоянием пого-ды; за небом; за снегом; за дере-вьями; птицами; за явлениями природы, харак-терными для наступления вес-ны – сосульки, ледоход, проталины. Чтение В.Берестов «Март». Рисование «Вот какие у нас сосульки». Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки?». Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла» | Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд» | «Чем же занять ребенка на прогулке весной?» | ||||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. | ||||||||
Итоговое мероприятие: утренник , посвящённый 8 марта | ||||||||
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно- исследовательская. | Апрель Прилёт птиц | Словесно-речевые игра «Что весной бывает». Пальчиковая игра «Возвра-щение птиц». Д/игра «Пере-лётные птицы. П/игра «Птич-ки, раз! Птич-ки, два!». | Изготовление скворечника с ребёнком дома. | Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!» | ||||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. | ||||||||
Итоговое мероприятие: Фильм « Непоседы весной». Праздник «Времена года» | ||||||||
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно- исследовательская. | Май Наш цветник | Словесно-речевые игра «Солнечные зайчики». Пальчиковая игра «Шарик» Д/игра: «Сол-нце или дождик». П/игра «Воробушки и кот». | Изготовление скворечника с ребёнком дома. | Консультация для родителей о безопасности «Ядовитые растения!» | ||||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. | ||||||||
Итоговое мероприятие: Экологическая акция «Посади дерево» |
Блок № 5 «Ах, лето»: июнь 2020 – август 2020 года» Программное содержание: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид деятельности | Срок реализации Тема | Форма реализации | ||||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодейст-вие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй | ||||
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы. | Июнь «Здравствуй, Лето» | Дидактическая игра «Что бывает летом?». Словесно-речевая игра «Лето к нам пришло». П/и «Солнышко и дождик». Рисование «Божья коровка». Потешка «Травка муравка». Труд: полив цветов. | Экскурсия в летний лес. | Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)». | ||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. | ||||||
Итоговое мероприятие: "Солнышко лучистое, в гости приходи!" | ||||||
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы, познавательно- исследовательская. | Июль «Расцвело цветами лето» | Беседа: «Цветы – краса земли». Д/игра «Сложи цветок» (уточ-нение знаний о строении цвет-ка – стебель, листья цветок). Хороводная игра «Вейся венок». Потешка «Как по лугу». Труд: полив цветов. Раскрашивание раскрасок «Цветы». Опыт «Нужна ли цветам вода». | Уход за огородом и цветником с детьми дома. | Консультация «О летнем отдыхе детей» | ||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. | ||||||
Итоговое мероприятие: Выставка детских рисунков. | ||||||
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы . | Август «Насекомые» | Д/игра «Кто ле-тает, а кто ползает». Чтение: А.Бар-то «Комары», Б.Заходер «Муха-чистюха». П/игра «Пчел-ки и медведи». Лепка -«Бабочка» Наблюдение - «Стрекоза». | Рассматривание насекомых. | Консульта-ция «Если ре-бенка ужали-ла пчела» | ||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. | ||||||
Итоговое мероприятие: Стенгазета «Как мы провели лето». |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Анкета для родителей
«Экологическое воспитание дошкольников»
Уважаемые родители!
Цель проведения данного анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в нашем ДОУ и его осуществления в семье.
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
- Да
- Нет
- Не знаю
2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
____________________________________________________________________
3. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона (города)?
- Да
- Нет
- Не знаю
4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего региона (города), чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
- Да
- Нет
- Не знаю
5. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?
- Да
- Нет
- Не знаю
6. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?
- Беседы с ребенком о природе
- Подкормка птиц
- Отдых на природе
- Наблюдение за природными объектами
- Чтение художественной литературы природоведческого содержания
- Другие формы_______________________________________________________
7. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?
- Высокий
- Средний
- Низкий
8. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
- Да. Каким образом? ____________________________________________________________
- Нет
9. Какую информацию Вы хотели бы получить по экологическому воспитанию дошкольников? ________________________________________________________________
10. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе?_______________________________________________________________________
11. Как вы оцениваете работу ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников? _____________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Картотека пальчиковых игр «Времена года»
Осень
«Листопад».
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят:
Руки поднять вверх.
Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна – кленовый,
Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.
С дуба – дубовый,
Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины – осиновый,
Указательный и большой соединить в виде колечка.
С рябины- рябиновый.
Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.
Полны листьев лес и сад
То-то радость для ребят!
Хлопки в ладоши.
«Осень».
Ветер северный подул, - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу
Снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
«Мы идем в осенний лес».
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел - потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать - приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!
«Яблоки».
Большой пальчик яблоки трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – шалун.
Разгибаем мизинец
Всё, всё, всё съедает.
«Овощи»
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
(дети делают ладошки «корзинкой»)
Вот пузатый кабачок
(сгибают пальчики, начиная с большого)
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина — молодец!
(показывают большой палец).
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой
Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка – крошка?
Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.
Зима
«Зима»
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Принесла мороз. пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Замерзает нос. ладошкой массажируем кончик носа
Снег, плавные движения ладонями
Сугробы, кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед. ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед! обе руки протянуть вперед.
«Зима»
Наши ручки замерзают. Кулачки крепко прижать друг к другу
Поиграем – ка немножко Разжать кулачки, хлопать в ладони.
Да похлопаем в ладошки. Хлопать в ладоши
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, Прижать ладони друг к другу, тереть
Сильно надо растереть. ладонь о ладонь.
Пальчики мы согреваем, Греем руки круговыми движениями,
Их сжимаем – разжимаем! сжимаем и разжимаем кулачки
"Снежок".
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок лепили. "Лепят снежок".
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе,
Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальником.
Раз — подбросим. "Подбрасывают".
Два — поймаем. Приседают, "ловят".
Три — уроним. Встают, "роняют".
И. сломаем. Топают.
«Снегири»
Вот на ветках, посмотри,
Четыре хлопка руками.
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки.
Изображают «крылышки»
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Повороты головой.
Улетать хотят.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью!
Вращательные движения кистями рук.
Весна
«К нам весна пришла»
К нам весна пришла,
Цветы красивые принесла!
Ручки протягивают вперёд «с букетом».
В палисадник мы пошли
И венок себе сплели!
Пальчики двигаются, будто плетут венок.
«Подснежник».
К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
«Птицы прилетают».
С наступлением весны, Пальцы расставлены, ладони перекрещены.
Птицы прилетают. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы. Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.
А грачи у лужицы Ладони раскрыты, соединены чашечкой.
Шумной стайкой кружатся. Круговые движения кистями рук.
Журавли летят торопятся, Пальцы расставлены, ладони перекрещены.
А малиновка и дрозд, Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
Занялись устройством гнезд. Пальцы рук в замок ладони открыты.
Лето
«Колокольчики»
В прятки пальчики играют
Сжимать и разжимать пальцы рук.
И головки убирают,
Открывать и закрывать глаза.
Словно синие цветки,
Распускают лепестки
Сводить и разводить пальцы «веером».
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Качание и наклоны кистей вправо-влево.
Колокольчик голубой
Поклонился, повернулся
К нам с тобой.
Круговые движения кистями.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы, а ты?
Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.
«Бабочка»
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые.
«Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Стихи о временах года
Весна
Весна, весна, красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
* * *
Весна, весна красная,
Пришла весна ясная!
Птицы громко поют —
Долго спать не дают.
* * *
Сельская песня
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой...
А. Н. Плещеев
* * *
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник!
С. Маршак
* * *
Воробушки
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы дожили!
— Мы живы! Живы мы!
В. Берестов
Лето
Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
* * *
Солнышко, вёдрышко,
Взойди поскорей,
Освети, обогрей —
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят.
* * *
Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
* * *
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки –
Очень рады солнышку.
* * *
Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Осень
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдёт —
И туман и непогоды
Осень поздняя несёт:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальние страны,
В тёплый край, за сине море
Улетает до весны.
А. С. Пушкин (Из поэмы "Цыганы")
* * *
Поднялась, шумит
Непогодушка,
Низко бор сырой
Наклоняется.
Ходят, плавают
Тучи по небу.
Ночь осенняя
Черней ворона.
И. С. Никитин
* * *
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. К. Толстой
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся —
И заплачет спросонья.
К. Д. Бальмонт
Зима
Уж ты, зимушка-зима,
Закружила да замела
Все дорожки, все лужки
Негде Сонечке пройти.
* * *
Уж ты, зимушка-зима,
Зима вьюжлива была,
Всё крутила, всё мела —
Примораживала,
Калинушку с малинушкой
Заламливала.
Всю травку повызнобила,
С шелковой травы цветы
Повысушила.
* * *
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки –
Самокаточки.
* * *
Улицей гуляет
Дедушка мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берёз;
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногою,
Только треск идёт.
С. Д. Дрожжин
Вопросы для закрепления знаний о временах года
1. Какие признаки весны в стихотворениях?
2. Что делают птички весной?
3. Какие первые цветы появляются весной?
4. Почему летом можно купаться в речках?
5. Какое летом солнышко? Как оно светит?
6. Какие признаки осени в стихотворении?
7. Куда улетают птицы осенью?
8. Какие признаки зимы в стихотворении?
9. Как люди помогают птицам зимой?
10. Какое твоё любимое время года? Почему?
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД №55 «ИСКОРКА»
_____________________________________________________________________________
141654, Россия, Московская область, Клинский район, с.Петровское, ул.Центральная, д.5
Тел. 8 (49624) 6 – 46 – 31
Конспект НОД
в младшей группе
«Времена года»
Воспитатель:
Гридасова М.С.
Конспект НОД в младшей группе
«Времена года»
Цель: дать детям представление о частях суток и о временах года.
Задачи:
1) формировать целостную картину окружающего мира;
2) активизировать познавательную и речевую деятельность детей;
3) развивать умения слушать и слышать вопрос;
4) отвечать на вопрос;
5) развивать сообразительность, быстроту реакции на сигнал в процессе игры и игрового общения.
6) закрепить понятия «один – много», «большой - маленький»;
7) закрепление геометрических фигур, цветов.
Материал:
- солнышко на веревке
- луна на веревке
- снеговик игрушечный
- снежинки из бумаги (маленькие, большие)
- бумажные птицы (воробушки)
- бумажные цветы (колокольчики, одуванчики, ромашки)
- геометрические клумбы из веревки
- бумажные листья клёна ( красные, жёлты, зеленые)
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите! Что это?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Утром солнышко проснулось, деткам улыбнулось! Скажите «Утро»!
Дети: Утро!
Воспитатель: А вы проснулись?
Дети: Да!
Дети сидят на ковре. Воспитатель поднимает в руке изображение солнца и предлагает детям подняться.
Воспитатель: Наше солнышко поднимается все выше и выше. Наступает день.
Воспитатель: Скажите «День»!
Дети: День!
Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, чтобы потянуться к солнышку.
Воспитатель: Днем становится светлее, чтобы мы с вами могли пойти на прогулку.
Воспитатель: Солнышко опускается вниз.
Воспитатель предлагает детям медленно опускать руки вниз.
Воспитатель: Наступает вечер. Скажите «Вечер»!
Дети: Вечер!
Воспитатель: Вечером дети возвращаются домой с прогулки.Солнце садится все ниже и ниже – наступает ночь. Дети, скажите «Ночь»!
Дети: Ночь!
Воспитатель: Посмотрите, дети! Солнышко пропало. На небе появилась луна.
Воспитатель предлагает сесть, сложить ладошки под щеки и изобразить то, как они спят.
Игра «День и Ночь».
Воспитатель: Дети, а сейчас мы отправимся в путешествие на паровозике по временам года.
Звучит музыка. Дети выстраиваются друг за другом и делают один круг по группе. Останавливаются на ковре.
Воспитатель:
Снег пушистый, серебристый
Легким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом
Посмотрите, сколько же тут много снежинок! А когда снежинки падают?
Дети: Зимой!
Воспитатель: Зимой становится холодно. Посмотрите дети, кто к нам пришёл?
Дети: Снеговик!
Воспитатель: Из чего лепят снеговика?
Дети: Из снега!
Воспитатель: Правильно! Дети, одну снежинку мы дадим снеговику, а много снежинок соберем в ведро.
Звучит музыка. Дети собирают снежинки с пола в ведро.
Воспитатель: Что-то нам стало совсем холодно. Давайте продолжим наше путешествие на паровозике.
Звучит музыка. Дети выстраиваются друг за другом в паровоз и делают круг по группе. Останавливаются на ковре.
Воспитатель:
Улетела злая вьюга,
Принесли весну грачи.
Побежали друг за другом
Беспокойные ручьи.
Стало теплее, снег растаял, наступила весна. Скажите «Весна»!
Дети: Весна!
Воспитатель: К нам прилетели птицы из теплых краёв. Посмотрите, сколько птиц на полу. Соберите, пожалуйста, маленьких птиц в гнездо, а больших птиц посадите на дерево.
Дети выполняют задание с птицами.
Воспитатель: Дети нам пора отправляться в путь!
Звучит музыка. Дети выстраиваются друг за другом в паровоз и делают круг по группе. Останавливаются на ковре.
Воспитатель:
Лето, лето к нам пришло,
Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком.
Кружат пчёлы, вьются птицы,
Детвора вся веселится.
Ой, как стало тепло и светло! Наступило лето. Скажите «Лето»!
Дети: Лето!
Воспитатель: Сколько же здесь цветов! И какие они красивые. Соберите мне ромашки в треугольную клумбу. Одуванчики в квадратную, колокольчики в круглую.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А сейчас мы отправляемся в дальнейшее путешествие.
Звучит музыка. Дети выстраиваются друг за другом в паровоз и делают круг по группе. Останавливаются на ковре.
Воспитатель:
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Наступила осень. скажите «Осень»!
Дети: Осень!
Воспитатель: Осенью становится холоднее, желтеют листья и падают с деревьев. Посмотрите, сколько листьев на полу! Соберите, пожалуйста, все жёлтые листья клёна.
Дети собирают с пола жёлтые листья.
Воспитатель: Соберите, пожалуйста, все зеленые листья.
Дети собирают с пола зеленые листья.
Воспитатель: Соберите, пожалуйста, все красные листья.
Дети собирают с пола красные листья.
Воспитатель: Мы с вами закончили наше путешествие. Посмотрите на картинку, и давайте вспомним, по каким временам года мы путешествовали.
Дети обращают внимание на мнемотаблицу «Времена года». Вместе с воспитателем повторяют все времена года. Затем выполняют упражнение для глаз три раза в одну и другую стороны.
Хороводная игра «Карусель».
Еле-еле-еле-еле Закрутились карусели А потом, а потом Все бегом, бегом, бегом Тише, тише, тише, тише Карусель остановите Раз-два, раз-два Вот и кончилась игра | Дети медленно идут по кругу, взявшись за руки Бегут по кругу Замедляют ход Останавливаются |
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Фотоотчёт
НОД рисование «Зимующие птицы»
Акция «Мы кормушку смастерили»
Наблюдение за природой
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД №55 «ИСКОРКА»
_____________________________________________________________________________
141654, Россия, Московская область, Клинский район, с.Петровское, ул.Центральная, д.5
Тел. 8 (49624) 6 – 46 – 31
Интегрированное развлечение для детей младшей группы
«Времена года»
Воспитатель:
Гридасова М.С.
Интегрированное развлечение во II младшей группе
На тему «Времена года»
Цель: Обогащение и расширение знаний детей о временах года и их характерных признаках.
Задачи :
1. Развивать речь детей, мышление, умение высказывать свое мнение.
2. Способствовать формированию навыков выполнения основных видов движений.
3. Развивать эмоциональную сферу детей, их эмоциональное окружение к окружающему миру.
Пособия для развлеченияи наглядный материал : картинки по сезонам на мультимедиа, деревья по временам года, корзинки, овощи, фонограммы, 2 мостика, лужи и ручеек из ткани, маски зайцев и лисы, цветы, клей, бумага для коллективной аппликации «Летний ковер», волшебная палочка.
Ход занятия :
В музыкальный зал входят дети и воспитатель.
В-ль : Ребята, вы любите путешествовать? А хотите, мы с вами отправимся в необычное приключение по временам года, а поможет нам в этом моя волшебная палочка. Вы готовы? Не боитесь трудностей? Возьмем с собой смелость, ловкость и смекалку!
Чики-чики чикалочка
Это волшебная палочка!
Моя палочка-превращалочка!
Если палочкой взмахнешь
В зимнее царство попадешь!
А в путь мы отправимся сначала на лыжах!
Музыка «Зима»(лыжи)+слайд №3 «Зима»
В-ль : В какое время года мы попали? А как вы узнали? Посмотри и полюбуйтесь, как дело кругом, все накрыло снегом снежным покрывалом. Очень тихо кругом и птиц не слышно, не поют, а где же они?
В-ль :А где же сама хозяйка зимнего царства?
Музыка Зимы. Появляется Зима.
Зима : Кругом глубокие снега
Куда я взгляд ни кину.
Метет и кружиться пурга
Вы узнаете Зиму?
Здравствуйте гости, вы не боитесь мороза? Чем вы любите зимой играть? Как одеваетесь, чтобы не замерзнуть?
Слайд №4 «Зимние забавы»
Зима: На чем любите кататься? А горки строите? А я зима холодная, как снегом запорошу, ветром холодным подую, не боитесь?
В-ль : Нет, мы знаем интересную игру, поиграешь с нами?
Одеть 2 маски зайцев и лису. Игра «Топай, хлопай»
Зима: Молодцы, дети! На память о себе я вам подарю снежинку.
Зима дарит снежинку и у ходит.
В-ль : Ну а нам опять пора
В путь дорогу детвора!
Чики-чики чикалочка
Это волшебная палочка!
Моя палочка-превращалочка!
Если палочкой взмахнешь
К весне в гости попадешь!
Отправляемся в путь на поезде.
Музыка «Поезд или песня». Фонограмма «Птицы». Слайд №5 «Весна-красна»
В-ль : Солнце сильно пригревает
И кругом снежок все тает.
Звенит веселая капель
И раздается птичья трель.
Быть может, кто-нибудь знает,
Когда же это бывает? (весной)
Весной появляется много луж, расцветают первые весенние цветы подснежники, мать-и-мачеха. Ребята, а вы хотите увидеть Весну-красну?Давайте позовем : «Весна-красна, иди к нам!»
Выходит Весна. Музыка Весны. Слайд №6 «Весенние приметы».
Весна : Я, Весна-красна.
В гости к вам пришла,
Тепло и солнце принесла.
Со мной все оживает,
С юга птицы прилетают
И первые весенние цветы расцветают,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
А вы не боитесь промочить ноги?
Аттракцион «Перепрыгни через лужи» и «Пройли по мостику».
Весна дарит капельку и уходит
В-ль : Ну нам опять пора
В путь дорогу детвора.
Чики-чики чикалочка
Это волшебная палочка!
Моя палочка-превращалочка!
Если палочкой взмахнешь
К лету в гости попадешь!
На лодках покатаемся и к лету отправляемся.
Упражнение-песня «Лодочка». Слайд №7 «Лето».
В-ль : Ой, как тут жарко! Много цветов, травы, жуков и бабочек. Куда мы с вами попали? (влето) А что летом растет в лесу? (земляника) А кто летает на цветами? А где же хозяйка летнего царства?
Выходит Лето с цветами. Музыка лета.
Лето : Вот и Лето к вам пришло
Стало сухо и тепло.
Распускаются ромашки,
Колокольчики и кашки.
Появляются Цветы
Небывалой крастоты.
Ребята, а что вы делаете летом? Где купаетесь, загораете?
Слайд №8 (Летнее развлечения детей)
В-ль: Лето, ты, наверное, очень любишь цветы, а мы с ребятами очень любим лето, ты нам очень нравишься и мы решили тебя порадовать, сделать тебе приятное и подарить подарок.
Коллективная аппликация, ковер «Цветы на поляне». Музыка лета.
Воспитатель дарит его Лету, а Лето дарит букет цветов и уходит.
В-ль : Ребята, мы у Зимы были в гостях? А у Весны? А у Лета? А у кого мы еще не были? (у осени)
Чики-чики чикалочка
Это волшебная палочка!
Моя палочка-превращалочка!
Если палочкой взмахнешь
В гости к Осени попадешь!
Упражнение «На велосипеде». Слайд №9 «Осень золотая».
В-ль : В какое время года мы попали? Как вы узнали? Да, верно. Осенью солнце светит мало, не греет, часто идут дожди, не слышно птиц, они собираются и улетают на юг, а листья на деревьях желтеют и опадают. А где же хлзяйка – Осень?Давайте мы ее позовем : «Осень, лсень, в гости просим!»
Музыка-песня «Осень». Слайд «Овощи, фрукты».
Осень : Здравствуйте, ребята, вы меня узнали?
В-ль : Да, мы тебя узнали и очень рады видеть. Мы споем для тебя песню.
Песня «Приходи красавица».
Осень : А фрукты и овощи вы знаете? А какие?
Игра «Собери Овощи! Осень дарит листочек и уходит».
В-ль : Ребята, да и нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза…
Чики-чики чикалочка
Это волшебная палочка!
Моя палочка-превращалочка!
Если палочкой взмахнешь
В детский сад ты попадешь!
В-ль :Вот мы и вернулись, никто не отстал, не заблудился? Молодцы! Понравилось вам путешевствовать? А где вам понравилось больше всего? У кого в гостях? А мне больше всем понравились подарки, вот только я все перепутала. Кто знает, кто что подарил? Вы, ребята, поможете мне разобраться? Кто подарил снежинку? Листок? Капельку? Цветы? Молодцы, ребята! Вы были сегодня умные, дружные, смелые.
Хоть и путешествие у нас завершается
Чудеса еще не кончаются.
Палочка волшебная. 1,2,3.
Сладкие подарки нам подари!
Угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)
Этот материал можно использовать в виде выступления на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...
"Поклонимся великим тем годам!" - приложение к проекту "Эти годы нам забыть нельзя"
«Поклонимся великим тем годам!»...
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.
Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения в 2012 -13 учебном году....
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....