Мастер – класс для воспитателей «Берегите природу»
методическая разработка по окружающему миру

Кириченко Валентина Яковлевна

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:

  1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  3. Воспитывать любовь к природе.
     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_na_kursy.docx264.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

для воспитателей

«Берегите природу»

hello_html_79f5944a.png

 Мастер – класс для воспитателей

 «Расширять и систематизировать экологические знания педагогов »                                                                                      

МАДОУ д/с№115

Воспитатель: Кириченко Валентина Яковлевна

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:

  1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  3. Воспитывать любовь к природе.

   Слайд 2. Девиз: «Все то, интересно, что неизвестно!»

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Евгений Евтушенко

Слайд 3.Природа – это самая лучшая из книг.
Написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.

Н.Гарин-Михайловский.

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:

  1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  3. Воспитывать любовь к природе.

В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.

В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей.
Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.
Ведущий: Единственное спасение от экологических бедствий – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам.
Первое задание вспомнить и пояснить эти законы, привести пример.
Слайд 4.
«Законы природы»
Четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.
Первый закон: «Всё связано со всем».
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».
Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Слайд 5.Третий закон: «Ничто не даётся даром».
Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Слайд 6.Четвёртый закон: «Природа знает лучше». 
Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Слайд 7.Мы должны помнить, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов.

 Слайд 8. «Экологическая разминка»

1.Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

2.У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)

3.Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)

4.Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)

5.Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)

6.Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)

7.Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)

Слайд 9.8.Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

9.Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)

10.У кого уши на ногах? (у кузнечика)

11.Какую траву любят кошки? (валериану)

12.Самая высокая трава? (бамбук)

13.Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)

14.Какая птица не строит гнезда? (кукушка)

15. Какое дерево цветёт первым? (Верба) 

16. Какое дерево даёт сладкий сок? (Берёза) 

17. Какое дерево один раз в год приносит много радости детям? (Ель) 

Слайд 10. «Простые истины»                             
1.Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуаци
2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации

3. Педагогическая ситуация

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

 Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

 Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

Слайд 11. «Народные приметы»

Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.
- Кошка свернулась клубочком –
к похолоданию
- Ворона кричит зимой –
к метели
- Лягушки квакают –
 к дождю
- Воробьи в пыли купаются –
к дождю
- Около луны звезда народилась
– к потеплению
- Собаки катаются
– к пурге
 

Слайд 12. “Черный ящик”

В этом ящике лежит то, из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфору, кормовые дрожжи. Что лежит в черном ящике? (ветки ели, пихты).

Конкурс «Черный ящик» – в ящике находится самое распространенное в     природе вещество, находящиеся в 3-х состояниях, назовите эти состояния (вода).

Слайд 13. Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. 

  1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
  2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).
  3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
  4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
  5. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
  6. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
  7. - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
  8. - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
  9. - Цветы перед дождем –  (пахнут сильнее).
  10. - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
  11. - Ворона кричит зимой – (к метели).
  12. - Лягушки квакают – (к дождю).
  13. - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
  14. - Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

А сейчас предлагаю немного расслабиться .

Шуточная игра «Концовки обманки». 

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

   Слайд 14.Заключение
А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка?
(Лебедь)
Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры. Я хочу подарить вам лебедей, будем вместе повышать экологическую культуру!
От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.
Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.
Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.

Слайд 15-16 оригами « Лебедь»

На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы все проявили профессиональное мастерство, творчество, фантазию. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое или получил знакомую информацию.

Слайд 17. Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:

«Вы - талантливы все»!

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Благодарю всех за участие

Схема-оригами «Лебедь»hello_html_271d3d9.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Береги себя"

Основная цель мастер-класса -  направить педагогов на позитивный настрой, сознательное бережное отношение к собственному здоровью, заботе о своем организме....

Мастер – класс для воспитателей «Берегите природу»

Мастер - класс способствует развитию творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышает профессиональное мастерство педагогов....

Мастер - класс для воспитателей "Берегите природу"

В разделе "Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО" главной задачей воспитателя является активизирование  мыслител...

Мастер – класс для воспитателей «Берегите природу»

развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов....

Мастер- класс для воспитателей "Берегите природу"

Цель:  развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.Задачи:1....

Мастер – класс для воспитателей «Берегите природу!»

Мастер – класс для воспитателей «Берегите природу!»...