Мастер – класс для воспитателей «Берегите природу»
материал по окружающему миру
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 21 «Надежда» городского округа Ступино
Мастер – класс
для воспитателей
«Берегите природу»
Составил: Воробьева О.С
Ступино
2019 г
Мастер – класс для воспитателей
«Берегите природу»
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
- Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
- Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
- Воспитывать любовь к природе.
МАСТЕР – КЛАСС:
Девиз:
«Все то, интересно, что неизвестно!»
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Евгений Евтушенко
Природа – это самая лучшая из книг.
Написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
Н.Гарин-Михайловский.
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о том, как сохранить природу.
В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.
В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей.
Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.
В начале нашего мероприятия, я предлагаю вам разделиться на команды с помощью изображений стихий природы (вода, огонь, земля, воздух).
(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на команды)
Ведущий: Единственное спасение от экологических бедствий – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам.
Первое задание каждой команде вспомнить и пояснить эти законы, привести пример.
Задание № 1 «Законы природы»
Четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.
Первый закон: «Всё связано со всем».
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».
Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром».
Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше».
Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Мы должны помнить, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов.
Задание № 2 «Экологическая разминка»
- Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
- У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
- Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)
- Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)
- Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)
- Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
- Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
- Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
- Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
- У кого уши на ногах? (у кузнечика)
- Какую траву любят кошки? (валериану)
- Самая высокая трава? (бамбук)
- Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)
- Какая птица не строит гнезда? (кукушка)
Задание № 3 Экологические задачи.
1. Во время экскурсии школьники шли по лесной тропинке вдоль реки. Обратили внимание на обилие плодоносящих рябин. Переправившись на другой берег, пошли в обратном направлении. Ученики заметили, что на этом берегу растут, совсем иные древесные породы и вовсе нет красивых плодоносящих рябин. И вдруг на опушке леса, выходящей к реке, обнаружили маленькие рябинки, растущие группами. Как они могли появиться здесь?
2. Весной часто можно видеть костры, в которых наряду с накопившимся за зиму мусором сжигают прошлогодние побуревшие листья растений, отмершие сухие остатки прошлогодней травы. Считается, что при этом быстрее и лучше будет расти новая, зеленая трава. Что на этот счет думают экологи? Согласны ли вы с такими действиями? Ответ надо обосновать.
3. Встречаются в наших лесах сказочно торжественные ельники – зеленомошники с толстым бархатно- мягким ковром зеленых мхов. О таких лесах Н.А. Некрасов писал: "Темень тут вечная, тайна великая, солнце сюда не доносит лучей”. Объясните смысл слов поэта, опираясь на биологические Особенности ели и мха.
4. Иногда на значительном расстоянии от кедровника можно увидеть такую картину: отворочен камень и там растет молодой кедр. Как он сюда мог попасть? Объясните.
Задание № 4 «Простые истины»
Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.
1. Педагогическая ситуация
Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
2.Педагогическая ситуация
На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации
Задание № 5 «Загадки - иллюстрации»
Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания.
(Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников. Необходимо определить автора и название произведения.)
Задание № 6 «Народные приметы»
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.
- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию
- Ворона кричит зимой – к метели
- Лягушки квакают – к дождю
- Воробьи в пыли купаются – к дождю
- Около луны звезда народилась – к потеплению
- Собаки катаются – к пурге
Задание № 7 “Загадочный ларец”
В этом ящике лежит то, из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфору, кормовые дрожжи. Что лежит в этом ларце? (ветки ели, пихты).
Заключение
А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь).
Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры. Я хочу подарить вам лебедей, будем вместе повышать экологическую культуру!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей "Береги себя"
Основная цель мастер-класса - направить педагогов на позитивный настрой, сознательное бережное отношение к собственному здоровью, заботе о своем организме....
Мастер – класс для воспитателей «Берегите природу»
Мастер - класс способствует развитию творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышает профессиональное мастерство педагогов....
Мастер - класс для воспитателей "Берегите природу"
В разделе "Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО" главной задачей воспитателя является активизирование мыслител...
Мастер – класс для воспитателей «Берегите природу»
развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов....
Мастер- класс для воспитателей "Берегите природу"
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.Задачи:1....
Мастер – класс для воспитателей «Берегите природу»
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.Задачи:Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитате...
Мастер – класс для воспитателей «Берегите природу!»
Мастер – класс для воспитателей «Берегите природу!»...