"Ханты и манси - таежные жители"
план-конспект занятия по окружающему миру
- Познакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа.
- Дать детям понятие о древнем переносном жилище - чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге - как центре Вселенной.
- Упражнять в образовании относительных прилагательных
- Развивать внимание, познавательную активность.
- Воспитывать интерес и уважение к жизни и традициям коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hanty_i_mansi_-_taezhnye_zhiteli.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Рзаханова Диана Идаятовна
Ханты-мансийский автономный округ Югра
Конспект занятия по окружающему мира
«Ханты и манси - таежные жители»
- Познакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа.
- Дать детям понятие о древнем переносном жилище - чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге - как центре Вселенной.
- Упражнять в образовании относительных прилагательных
- Развивать внимание, познавательную активность.
- Воспитывать интерес и уважение к жизни и традициям коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа
Словарная работа: еловые, берестяной, олений.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
В: Здравствуйте ребята!
Собирайтесь дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
(Дети называют свои имена)
В: Знаете ли вы, ребята, что за люди населяют наш северный край с древних времен?
Д: Нет.
В: Тогда слушайте. Самыми древними людьми или, как мы называем, коренными жителями нашего края являются ханты и манси. Ханте - означает "народ", "человек". Ханты и манси - это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. Климат нашего края суровый, большую часть территории покрывают громадные болота, леса богаты зверем и птицей, реки - рыбой. Поэтому, основные занятия этих людей - охота, рыболовство, а дальше на Севере - оленеводство. Основной пищей было мясо и рыба. Одежду шили из звериных шкур и рыбьей кожи. Летом передвигались на лодках, а зимой на лыжах. Они должны были приспособиться не только к природным условиям, но и к делу своих рук.
У всех людей есть дома, только все они разные. Это зависит от того, в какой местности живут люди.
Русские люди в прошлом всегда строили вот такие дома из дерева. Обратите внимание на доску. (Показать русскую избу). Народы, живущие в горах, строили себе дом из камня (Показать каменный дом).
В: Ханты и манси строили свои жилища из того материала, который был у них под рукой. Сегодня мы познакомимся с жилищной переносной постройкой - чумом, который ставился на берегу реки. До сих пор люди не придумали ничего лучше этого жилища - оно легко ставится и также легко собирается, и перевозится. Посмотрите, как выглядит чум. (Показать изображение чума)
В: На что он похож?
Д: На треугольник.
В: Я расскажу вам, как он строится и где ставится. Чум строится из шестов, которые тщательно выбираются и готовятся из прочных пород деревьев - ели и сосны.
В: Как мы называем шест из ели?
Д: Еловый.
В: А из сосны?
Д: Сосновый.
В: Выбирается и место, где ставятся шесты. Обычно это продуваемое место на берегу реки.
В: Как вы думаете, почему?
Д: Потому что летом много комаров и мошек.
В: При установке чума, шесты располагались так, чтобы дверь была обращена по направлению восхода солнца или к воде.
В: А как вы думаете, покрывали чум ... Чем?
Д: Берестой.
В: Правильно, берестой.
В: Как можно назвать чум, покрытый берестой?
Д: Берестяной
В: Но берестяной чум - это летний чум.
В: А чем же покрывался чум зимой?
Д: Оленьей шкурой
В: Правильно, зимой его покрывали оленьими шкурами. Почему?
Д: Потому, что оленьи шкуры очень теплые.
В: Посмотрите, сверху чума всегда оставляли небольшое отверстие. Как вы думаете, для чего?
Д: Чтобы выходил дым.
В: Правильно, для того, чтобы выходил дым от костра.
В: Только ханты называли его не костром, а очагом. Очаг считается частью семьи, угли из очага, по традиции, нельзя передавать в другой дом, чтобы не начались несчастья. Для чего нужен очаг?
В: Для приготовления пищи, тепла.
Д: Очаг нужен для приготовления пищи для обогрева жилья.
В: Он объединяет вокруг себя всех домочадцев и одновременно связывает землю с небом. Ханты считают, что очаг - центр вселенной. Как вы думаете, где располагают очаг?
Д: Вверху чума.
В: Его располагают точно под верхушкой чума, чтобы дым выходил в отверстие. Ребята, давайте попробуем собрать чум.
Игра-эстафета "Кто быстрее соберет чум".
Долгими зимними вечерами домочадцы располагались вокруг очага, и бабушка рассказывала легенды о тех далеких временах, когда на земле появились люди. Послушайте.
"Стал Номи-Торум (Бог) думать, чем кормиться они будут, чем от холода свои тела прикроют. Решил он сохатого зверя поселить, а на болота оленей выпустить. Туда и люди на промысел пойдут, там жить станут. Из веток сделают жилища, покроют его шкурами оленей. С тех пор люди промышляют оленей, лесных зверей, а живут в чумах".
Итог:
В: Что вас сегодня заинтересовало? О чем вы раньше не знали, а сегодня узнали? Что хотели бы узнать об этих людях?
Список использованной литературы
1.Волдина Т.В. Хантыйский фольклор Томск: Издательство Том. ун-та 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие для старших дошкольников "ХАНТЫ И МАНСИ - КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРА"
Тема краеведения очень актуальная. Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в последние годы всё увереннее набирает силу процесс реа...
проект "Коренные жители севера: ханты и манси"
сведения о малочисленных народах севера, образе жизни и быта ханты и манси....
Презентация "Ханты и манси - жители Югры"
Презентация "Ханты и манси - жители Югры" для воспитанников старшего дошкольного возраста расширяет и обогащает представления детей о жизни и быте коренных народов ХМАО-Югры....
Конспект НОД "Ханты и манси - жители Югры"
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Ханты и манси – жители Югры»...
Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...
Беседа "Ханты и манси – коренные жители севера"
Обогатить знания детей о коренных жителях севера – хантах, дать представление об их стойбищах. Упражнять в рисовании с натуры. Активизиров...
Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»
Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»...