Мероприятие–событие " В зимнем лесу".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Одна из главных задач данного мероприятия заключается в том, чтобы сформировать у детей умения различать деревья в зимнее время. В этом нам помогла сказка Нины Павловой «Зимняя пирушка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_-_sobytie_v_zimnem_lesu.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное
Образовательное Учреждение
Школа № 1391
Дошкольная образовательная площадка № 6
Мероприятие–событие
" В зимнем лесу".
старшая группа
Авторы: Тупикова Лариса Николаевна, воспитатель,
Соколова Алёна Владимировна, воспитатель.
г. Москва, 2018 г.
Оглавление.Введение…………………………………………………………………………..3
Ход занятия………………………………………………………………..............5
Вывод…………………………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………...12
Приложения……………………………………………………………………...13
Введение :
Современные дети растут экологически невоспитанными, у них очень узкие представления о живом. В основном они владеют информацией, предоставляемой интернетом и касающейся конкретных проявлений мира флоры и фауны. Такой подход к изучению вопроса ведёт к потребительскому отношению к природе. Родители очень мало занимаются воспитанием экологической культуры у детей. Решать эту проблему нужно начинать с самого раннего возраста детей.
Исследования современных учёных показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после 7 лет оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней.
И вот тут важное место занимаем мы, педагоги. Мы стараемся спланировать работу по экологическому воспитанию так, чтобы каждое мероприятие формировало сочувственное отношение к окружающему миру, пополняло систему экологических знаний и представлений, учило видеть красоту мира через деятельность детей (например, уход за растениями, домашними животными и т.д). Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего мира, мы формируем простейшие представления о природе, о взаимосвязях всего живого; приобщаем к труду, так как это показатель заботы об окружающем мире; воспитываем уважение и любовь к природе, а также прививаем понимание важности заботы о ней.
Дети нашей группы живут в большом городе. Высотные здания, плотные потоки автомобилей, толпы людей - вот сфера жизни детей мегаполисов. На природе дети бывают очень редко, а если и происходит это, то в основном в тёплое время года. Беседы с детьми показали, что дошкольники плохо знают как живёт лес и его обитатели зимой. Мы разработали цикл мероприятий, в которых знакомим детей с особенностями зимнего леса: правилами поведения в лесу, с тем, что происходит с деревьями зимой, какой образ жизни ведут лесные звери в зимний период.
Одна из главных задач данного мероприятия заключается в том, чтобы сформировать у детей умения различать деревья в зимнее время. В этом нам помогла сказка Нины Павловой «Зимняя пирушка».
Цель:
Воспитывать любовь к природе. Прививать чувство ответственности за окружающий мир. Закладывать основы экологической культуры. Нацелить детей на применение полученных знаний на практике.
Задачи:
Формировать знания о жизни деревьев зимой, об особенностях берёзы, дуба, липы и клёна, по которым их можно выделить среди других деревьев
Способствовать развитию слуховой памяти, выразительности речи.
Формировать интерес к растительному миру, готовность и осознанность бережного отношения к природе.
Формировать умение видеть красоту родной природы, развивать наблюдательность, эстетическое восприятие, воспитывать желание заботиться о деревьях, бережное отношение к ним.
Воспитывать умение внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы не выкрикивая, до конца выслушивать сверстников.
Приучать детей действовать сообща со сверстниками, проявлять коммуникативные умения.
Интеграция:
познавательное развитие: беседы, дидактические игры;
речевое развитие: беседы, декламация стихов;
физическое развитие: разминка «Станем мы деревьями», подвижная игра "Зайка беленький сидит";
художественно–эстетическое развитие: слушание музыки, рисование деревьев для оформления зала, рассматривание иллюстраций в дидактических играх;
социально–коммуникативное развитие: совместная деятельность в играх.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы по теме, экологические беседы, заучивание стихов, изучение энциклопедий про деревья, изготовление экологического плаката «Не навреди!», рисование зимних деревьев, с использованием нетрадиционных техник.
Материал:
Оформление зала в виде зимнего леса. Экологический плакат «Не навреди!». Рисунки детей, выполненные в традиционных и нетрадиционных техниках. Костюмы зайца, белки, ворона, медведя, лисы для сценки. костюм Лесовичка для взрослого. Иллюстрации различных деревьев для дидактических игр.
Ход занятия:
В группу к детям приходит Лесовичок:
- Я, старик, лесу домовик.
Зовусь Лесовиком,
Кличут Лешим, Лешаком.
Лес, мой дом - уж много лет,
Каких друзей здесь только нет:
Белки, зайцы, барсучата,
И медведи, и лисята.
Со зверюшками дружу.
За порядком я слежу:
Чтобы веток не ломали,
Не шумели и не дрались.
Малышей не обижали,
Правила в лесу чтоб соблюдали!
- Хотите прогуляться по зимнему лесу? Тогда я приглашаю вас на прогулку.
Лесовичок приводит детей в зал, который оформлен под зимний лес.
Дети любуются красотой зимних деревьев, слушая рассказ Лесовичка.
«Зимний лес стоит, точно заколдованный: нигде в нём не скрипнет, не хрустнет. Ёлки - бабушки стоят в белых снежных шалях, склонив ветви до самой земли. Берёзки - девушки белоствольные красуются в кружевных нарядах. Дубы - богатыри стоят неподвижно в серебряных доспехах.
Природа спит, отдыхает от летней работы. Большая часть животных сладко спит в своих норах, а растения дремлют, берегут силы для весны.
Тихо в зимнем лесу, только иногда на проталинке мелькнёт заяц, или пробежит лисица, заметая след пушистым хвостом, и с дерева нет - нет да и сорвётся, тяжело помахивая крыльями, тетерев. И всё это без шума: всё это видишь, а не слышишь».
Воспитатель:
Красиво у тебя в лесу, Лесовичок. А дети наши знают стихи о зимнем лесе, хочешь послушать?
Дети исполняют стихи:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Федор Тютчев
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Принагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
С. Есенин
Проводится разминка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги - это корни, Их расставим шире, (Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево, (Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали. (Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело - прочный ствол. (Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой (Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается. (Поднимают соединённые руки над головой.)
Наши руки – ветви - (Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют. (Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно, (Качают головой.)
Если ветры дуют. (Качают поднятыми руками.)
Появляется Ворон (ребёнок):
Я, Ворон - мудрый,
Очень разумный.
В лесу летаю,
Лесовику помогаю.
А вы, знаете, как нужно вести себя в лесу?
Дети:
Не шуметь, не ломать ветки, не бросать мусор, не пугать птиц, а подкармливать их, не обижать животных.
Ворон:
Молодцы! Ну, если вы всё знаете, тогда отгадайте мои загадки:
Это что за время года,
Когда спит кругом природа.
С золотыми берегами
Под пушистыми снегами? (Зима.)
Воет ветер за окном,
Мокрый снег кружит волчком.
Это – зимушки подруга
Злая ветреница – … (вьюга)
С неба прилетел,
Покружился и сел,
Шубою белою
Землю одел. (Снег)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло.(Лед)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады. (мороз)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (Заяц)
Из-за дерева выбегает Зайчик (ребёнок) и предлагает детям порезвиться на опушке леса, поиграть в игру «Зайка беленький сидит». (Приложение 1).
Воспитатель:
Расскажи, Зайка, как живётся тебе зимой?
Заяц:
Трудно живётся, нам зайцам. От волка прячемся, от лисицы убегаем. Шубка белая помогает, не видно меня на снегу, да лапы сильные спасают. Но страшней всего - это от голода не погибнуть. Осинки нам помогают. Кору грызём, весну ждём!
Воспитатель.
Зайчик, а как ты находишь осину, ведь зимой, без листьев все деревья одинаковые, трудно отличить друг от друга.
Заяц:
Ой, очень просто! Хотите узнать? Тогда я позову своих друзей и мы вам покажем сказку.
Литературно - музыкальная композиция «Однажды в зимнем лесу» (по мотивам сказки Н.Павловой «Зимняя пирушка). (Приложение 2).
После просмотра проводятся дидактические игры: «Угадай дерево по описанию». (Приложение 3).
Лесовичок:
Ребята, скажите, где воздух чище: в лесу или в городе?
Дети.
Воздух в лесу чище, чем в городе.
Лесовичок:
Почему?
Ответы детей:
В лесу много деревьев, которые очищают воздух от пыли и грязи, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В лесу нет машин, заводов. В городах воздух загрязняют выхлопные газы машин. Заводские трубы выбрасывают в воздух вредные вещества. Люди бросают мусор, который плохо пахнет, жгут костры, курят сигареты.
Лесовичок:
Что надо сделать, чтобы воздух в городах стал чистым и безопасным для человечества?
Ответы детей:
Надо изобрести машину, которая будет очищать воздух, не оставлять автомобили с включенным двигателем, не рубить лес, беречь деревья, ухаживать за ними, сажать новые деревья и кустарники, разбивать парки и скверы, выбросать мусор только в специальные для этого места: контейнеры, мусорные баки, заводы и фабрики вынести за черту города, люди не должны курить, не жечь костры.
Воспитатель:
Посмотри, Лесовичок, какой дети изготовили плакат. В середине они изобразили дерево, которое плачет. А вокруг всё то, что губит его. Но мы очень надеемся, что на нашей Земле ни одно дерево не прольёт ни одной слезинки.
Дети читают стихотворение Елизаветы Скопиной:
Берегите леса!
Берегите леса, берегите!
От пожаров, от злых людей!
Сохраните леса, сохраните!
Для своих любимых детей!
Сберегите леса! Очень просим!
Обращаемся к вам от детей!
Чтобы были лесные просторы:
Для людей, для птиц, для зверей!
Чтобы было раздолье лесное,
Где смогли бы мы отдыхать
От палящего летом зноя,
А зимой лыжню протоптать.
Сберегите леса для животных,
Ведь без леса им не прожить!
Окружите леса заботой,
Птицы гнёзда весной будут вить!
Берегите его тем более
От обидчиков, от огня.
Лес для жизни нашей условие,
Словно воздух и земля.
Сберегите леса! Сохраните!
Не устанем мы говорить!
Сберегите леса! Сохраните!
В этом мире потомкам жить!
Вывод.
В ходе этого мероприятия дети побывали в гостях у Лесовичка в зимнем лесу. Узнали много нового и интересного о жизни деревьев в зимний период. Эта работа способствовала формированию у детей знаний о том, что мы тоже часть природы, научила нас правильно относиться к ней. Мы считаем, что дети лучше усваивают новый материал в игровой форме интересной для них, чему и поспособствовало данное мероприятие.
Заключение.
Чтобы дети выросли экологически грамотными людьми, они должны любить природу, знать и понимать её проблемы. Как можно беречь и ценить зеленые насаждения, если не знаешь, как называется то, или иное дерево, его особенности. На данном мероприятии дети получили знания о деревьях, научились их различать в зимнее время года. В дальнейшем, мы продолжим формировать у детей экологические знания, чтобы подвести их к главному выводу, что человек-часть природы, и мы должны охранять и беречь ее и только от нас зависит экологическое будущее нашей планеты.
Литература.
1.День дерева. Интегрированное занятие. // Ребёнок в детском саду, №2/2010, стр. 58.
2.Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?– М., 2001
3.Алябьева Е. А. «Читаем детям 3-7 лет». ("Приложение к журналу" Воспитатель ДОУ") – М., 2009.
4.Нина Павловна «Зимние сказки» Клевер-Медиа-Групп 2018г.
5.http://ped-kopilka.ru/blogs/rima-ahatovna-afanaseva/stihotvorenie-o-sohraneni-lesa-dlja-shkolnikov.html
6. Подвижная игра «Зайка серенький сидит» https://mihalkina-shat-dou6.edumsko.ru/articles/podvizhnaya_igra_zajka_belen_kij_sidit
7. Игра «Найди дерево по описанию» https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/09/16/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya
Приложения.
Приложение 1.
Подвижная игра «Зайка серенький сидит».
Цель:
приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.
Описание:
Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями
И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,
Вот так, вот так имитируя заячьи уши.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих
Надо зайке поскакать. ногах на месте.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Мишка зайку испугал, показывают мишку
Зайка прыг и ускакал.
Дети убегают на свои места.
Приложение 2.
Музыкально-литературная композиция
«Однажды в лесу».
(по сказке Н.МЮ Павловой «Зимняя игрушка»).
Цель: развивать познавательный интерес к миру природы, любознательность, способность наблюдать. Закреплять умение различать деревья зимой по характерным признакам. Воспитывать у детей экологическую культуру, любовь к природе.
Звучит песня Ю. Антонова « Живёт повсюду красота».
(На сцене, в зимнем лесу спит бурый медведь. Появляются белка с зайцем, пытаются разбудить его, зовут друзей. Звери будят медведя, хаотично двигаются, показывают ему красивый зимний лес).
Ворон:
Хотим сегодня рассказать, Что о деревьях нужно знать! Уметь деревья различать И летом, и зимою. Зачем нам нужно это знать? Чтоб лес любить и охранять. Пока растут леса на свете, Дышать спокойно будет вся планета!
Инсценировка песни « Деревья»
(Звери выполняют движения, в соответствии с текстом. Звери убегают с полянки, остаются Заяц и Белка. )
Голос: Заяц всё лето кормил хромую белку: озорной мальчишка перебил ей лапку. А когда белка поправилась, она простилась с зайцем и сказала:
Белка: Спасибо тебе, зайчик, спасибо! Смотри, никаких запасов на зиму не делай. Летом ты меня кормил, зимой я тебя прокормлю.
(Заяц убегает, белка бродит по поляне. )
Голос: Но с того дня заяц белку не видел. Последняя травка скрылась под снегом. И остались зайцу, чтобы поглодать, только голые веточки да кора. ( заяц медленно двигается между деревьями). В непогоду он часто голодал. Тогда он вспоминал белку, и ему становилось веселее: ( Останавливается в центре) «Стоит мне только её найти, а тогда заживём!» ( заяц направляется к белке)
Голос: И вот наконец заяц наткнулся на белку.
Заяц: Здравствуй, какое счастье, что я тебя нашёл! Ведь как раз сегодня я с утра ничего не ел.
Белка: Ладно, ладно, поставлю для друга самовар. Вот только принёс бы ты мне берёзовых веток, я бы из них угольков нажгла.
Заяц: Принесу, принесу, хлопотунья.
(Звучит В.Моцарт «Симфония № 40», фрагмент. Заяц убегает).
Голос: А белка - то хитрила. Ей стало жаль своих запасов. И она нарочно отослала зайца. «Когда-то он ещё найдёт берёзку,- думала белка.- А я тем временем потихоньку перетащу все свои запасы в другое дупло и сделаю вид, будто меня куница съела». Но не успела белка вдеть в иголку нитку, чтобы починить мешок, а заяц тут как тут.
(Звучит В. Моцарт «Симфония № 40», фрагмент. Заяц возвращается.)
Заяц: На, получай берёзовые ветки, хлопотунья!
Белка: Быстро же ты обернулся.
Заяц: Да ведь берёзку - то нетрудно найти, с опушки видно, как березнячок белеется.
Белка: Это верно
Голос: сказала белка. И давай хитрить дальше:
Белка: Угольки - то у меня будут, а разжечь - то мне их нечем. Принёс бы ты мне осиновых веток, а я бы из них спички сделала.
Заяц: Принесу, принесу, хлопотунья.
(Звучит В. Моцарт «Увертюра», фрагмент. Заяц убегает.)
Голос: А белка думает: «Ну, осину - то ты зимой не скоро отыщешь: ведь без листьев все деревья друг на друга похожи, одна берёзка белая ото всех отличается». Но не успела белка первую заплату на мешок положить, а заяц уж тут как тут
(Звучит В. Моцарт «Увертюра», фрагмент. Заяц возвращается.)
Заяц: На, получай осиновые ветки, хлопотунья.
Белка: Быстро же ты обернулся.
Заяц: Да ведь осину - то нетрудно найти, осинничек как частокол стоит. Осинки тоненькие, пряменькие, серо -зелёные, а кора у них горькая.
Белка: Это верно
Голос: сказала белка. И давай хитрить дальше:
Белка: Самоварчик - то я поставлю, а как я на стол накрою? Ведь стола - то у меня нету. Принёс бы ты мне дубовых брёвнышек, напилила бы я досочки, сделала бы дубовый стол.
Заяц: Принесу, принесу, хлопотунья.
( Звучит И. Штраус Полька «Трик-Трак», фрагмент.Заяц убегает.)
Голос: А белка думает: «Ну, дуб - то ты зимой не скоро отыщешь». Но не успела белка десяти орешков в мешок сложить, а заяц уж тут как тут.
( Звучит И. Штраус Полька «Трик-Трак», фрагмент. Заяц возвращается.)
Заяц: На, получай дубовые брёвнышки, хлопотунья.
Белка: Быстро же ты обернулся.
Заяц: Да ведь дуб - то нетрудно найти,- сказал заяц,- большой, толстый да корявый, а на веточках зимой, как флаги, висят засохшие листья.
Белка: Это верно.
Голос: сказала белка. И давай хитрить дальше:
Белка: Стол то я сделаю, а пошоркать его нечем. Принёс бы ты мне липовой мочалки.
Заяц: Принесу, принесу, хлопотунья.
( Звучит Поль Мориа. Заяц убегает. )
Голос: А белка думает: «Ну, липу - то ты зимой не скоро отыщешь!» Но не успела белка мешок с орехами перевязать, а заяц тут как тут.
( Звучит Поль Мориа. Заяц возвращается.)
Заяц: На, получай липовую мочалку, хлопотунья.
Белка: Быстро же ты обернулся.
Заяц: Да ведь липу - то нетрудно найти,у неё каждая ветка посередине прогнулась, будто на ней в этом месте сидел верхом медвежонок.
Белка: Это верно
Голос: сказала белка. И давай хитрить дальше:
Белка: Пировать - то мы с тобой попируем, но какой же это пир без музыки? Принёс бы ты мне кленовых брёвнышек. Сделала бы я из них балалаечку.
Заяц: Принесу, принесу, хлопотунья.
( Звучит В. Моцарт «Серенада». Заяц убегает. )
Голос: А белка думает: «Ну, клён - то ты зимой уж не скоро отыщешь! Но не успела первый мешок с орехами взвалить на плечи, а заяц тут как тут.
( Звучит В. Моцарт «Серенада». Заяц возвращается.)
Заяц: На, получай кленовые брёвнышки, хлопотунья.
Белка: Быстро же ты обернулся.
Заяц: Да ведь клён - то нетрудно найти,у него все прутики сидят парами, вот как человек стоит, руки кверху поднял: тело - это ветка, руки - прутики. Только и загоняла же ты меня, хлопотунья! Ну да ничего, уж для такого праздника стыдно не постараться. Да и лапы у меня большие, крепкие, не чета твоим. Я, когда летом перевязывал тебе лапку, всё удивлялся, как такие лапочки могут выдержать твои прыжки?
Голос: Тут белка вспомнила, как заяц за ней ухаживал, как всё лето её кормил, и белке стало стыдно. Ей стало так стыдно, что она вся покраснела и из серенькой стала опять рыжей.
Белка (нежно и ласково): Посиди немножко, зайчик. Я всё сейчас приготовлю.
(Белка выставляет на пенёк угощение и предлагает зайцу его попробовать).
Голос: А когда белка угостила зайца, то у них такое веселье пошло, что даже все ближние деревья в этот вечер жалели, что у них нет ног, чтобы потанцевать.
На поляне появляются все звери и исполняют песню «Лесной марш» музыка Ю. Чичкова, стихи П. Синяковского (1 куплет).
Приложение 3.
«Найди дерево по описанию».
Дидактическая задача:
Найти предмет по описанию.
Игровое действие:
Угадывание растений по описанию.
Правило:
Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.
Ход игры.
Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, дуб и липа, осина и клен).
Дети должны найти соответствующую дереву картинку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка «В зимнем лесу»
Сценарий праздника для средней группы....
Комплексное тематическое занятие во 2-ой младшей группе на тему: « Путешествие в зимнем лесу».
Программные задачи:1.Закреплять знание о зиме, ее приметах;2. продолжать ходить стайкой за воспитателем, перешагивать...
Конспект занятия 1 младшей группы на тему: " Встречи в зимнем лесу"
Программные задачи:1 .Формировать у детей представление о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.2. Познакомить малышей со свойствами и качествами л...
Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"
Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...
Конспект экскурсии в зимний лес «Красота зимнего леса»
Цель: расширять представления детей о лесе в зимний период, воспитывать любовь к природе.Задачи:Образовательные: учить детей называть зимние признаки, обогащать словарь прилагательными.Развивающие: ра...
Сценарий развлечения «Зимние забавы» в старшей группе «Б» (игровая конкурсная программа) «Письмо из зимнего леса» »
Дети помогают спасти зимний лес от происков Госпожи Метелицы...
Сценарий зимнего развлечения "В зимнем лесу" для детей младшего возраста
Развлечение "В зимнем лесу" предназначено для детей младшего возраста, как итоговое мероприятие по теме "Зима"...