Картотека опытно -экспериментальной деятельности
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Новикова Лидия Николаевна

Эта картотека - приложение к плану по опытно- экспериментальной деятельности в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx48.92 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

опытно-экспериментальной

деятельности

Снег и лед.

Цель. Формирование представлений о загрязнении снега и льда.

Ход занятия. Принести снег и лед в помещение и положить в емкость. Дети наблюдают за тем, как снег и лед тают в теплом помещении, образуется вода, появилась грязь. Взрослый и дети вместе делают вывод, что снег и лед грязные.

Музыка или шум?

Цель. Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материал. Металлофон,, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др.)

Ход занятия. Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут создавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет). Дети рассматривают коробочки со «звуками2, заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек.

Что звучит?

Цель. Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Материал. Дощечка. Карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

Ход занятия. За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т.д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (пошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.).

Изготовление цветных льдинок

Цель. Закрепить свойства воды (превращение в лёд).

Материал. Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки верёвочки.

Ход занятия. Взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Вместе с детьми размешивает краску в воде, заливает воду в формочки, опускает в них верёвочки, ставит на поднос, выносит на улицу, во время прогулки следят за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок.

Веселые человечки играют

Цель. Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, голова, волосами.

Материал. Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек», зеркало, муляжи частей тела человека (туловища, ног, рук, голова).

Ход занятия. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Чудесный мешочек»: найти в мешочке на ощупь человека (куклу - голыш). Дети по очереди выполняют задание и объясняют взрослому, как каждый из них узнал, что это человек (у него есть туловище, две руки, голова и т.д.), и почему не выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья и т.д.).

солнечными зайчиками.

Цель. Формировать представления о том, как с помощью зеркала можно отражать солнечные луч, вызывая блики на стенах (траве, дороге, воде).

Материал. Круглое зеркало небольшого размера (диаметром 7-10см).

Ход занятия. Взрослый предлагает детям посмотреть, как солнечный зайчик «бегает» по ковру «играет» в прятки. Взрослый предлагает детям поймать солнечный зайчик.

Буруны

Цель. Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материалы и оборудование. Тарелка (поднос, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце. Мыльный раствор в емкости объемом 0,5 стакана, цветок.

Ход занятия. Педагог наливает в тарелку или на поднос мыльный раствор, кладет в середину тарелки цветок и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно при помощи соломинки вдуть в большой пузырь несколько маленьких пузырьков). Педагог объясняет, как получается мыльный пузырь, предлагает детям надуть мыльные пузыри. Все вместе рассматривают и обсуждают: почему увеличился пузырь, откуда взялся воздух, почему одни пузыри маленькие, а другие большие. Дети познакомились с происхождением мыльных пузырей и научились пускать их. Вместе с педагогом дети делают вывод о том, что мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.

Огород на окне

Цель. Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо.

Материал. Ящик с землёй, клеёнка, проросший лук, луковицы, лейки с водой.

Ход занятия. Взрослый предлагает рассмотреть проросший лук (какой формы и цвета луковицы? У лука есть корешки и верхушка). Взрослый предлагает детям посадить луковицы в землю, и полить.

Ткань

Цель. Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Материал. Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, емкости с водой.

Ход занятия. Взрослый предлагает детям, рассмотреть ткань; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет понравившейся кусочек ткани, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает на две части ножницами (режется); опускает в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостной.

Свойства мокрого песка»

Цель: продемонстрировать свойство песка.

Ход опыта: Вместе с детьми засыпать сухой песок в формочки, перевернуть их, посмотреть, что получиться. Посыпать струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции. Сделать вывод.

Вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой на ладонь, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, мокрые песчинки слипаются друг с другом.

 «Разные ножки топают по снежной дорожке»

           Научить детей получать четкие следы на снегу Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры.

                                                

«Ледяная горка»

        Показать детям, как делать горку для куклы. При помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки.

«Делаем дорожки и узоры из песка»

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.

Описание опыта:

Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с  детьми рисуют коллективную картину  песком.

В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.

Заключение: ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка.  Расскажите,  пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали.

На прогулке проводятся игры с песком, учитывая проведенные опыты

Почему не получился куличик»

Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики

Описание опыта

Воспитатель  насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается.  Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы  они могли построить куличики.  Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.

Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики

Воспитатель: молодцы ребята. А сейчас мы попробуем нарисовать песком картину. Как вы думаете, из какого песка получится картина? (Дети отвечают). Давайте проверим ваши ответы

Свойства песка
Цель:

Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка  (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение  путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру

Предварительная работа: игры с песком на прогулке, рассматривание фотографий с видами построек из песка.

Оборудование:песок (для проведения занятия в группе), лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки.

Ход занятия

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить?

Дети по очереди рассказывают, что знают  о песке

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт.

Дети садятся полукругом вокруг большого стола. Если занятие проводится на улице, то вокруг стола около песочницы

«Ветер по морю гуляет»

Опыт № 1 «Море»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу.

Описание опыта: В глубокую емкость набрать воду, пустить  бумажные корабли. Дети сильно дуют.

Воспитатель: Ребята хотите послушать волшебную сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве, жили – были три брата. Старший брат – Ветрище, средний – Ветер, а младший – Ветерок. Как-то раз разгорелся у них спор: кто  из них самый нужный и важный. Вышел вперед старший брат и начал доказывать.

Я могуч,

Я гоняю стаи туч,

Я волную сине море

Всюду вею на просторе.

Воспитатель: Ребята, сильный ветер это плохо, как вы думаете почему?

Дети: Разрушает дома, завывает, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья.

Воспитатель: Сильный ветер это хорошо, как вы думаете почему?

Дети: Разгоняет тучи, гонит большие корабли, мельница крутиться.

Воспитатель: Ребята, а каким еще словом можно назвать Ветрище?

Дети: Ураган, буран, метель, вьюга, торнадо, пурга.

Воспитатель: Хорошо, а сейчас мы с вами превратимся в ветрище и докажем, что сильный ветер – это хорошо, а иногда и плохо.

Вывод: Сильный ветер это очень сильное движение воздуха оно опасно.

Опыт № 2 «Как работает воздух»

Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.

Материал: два одинаковых листа бумаги, стул.

Ход опыта:

1. Предложите малышу скомкать один лист бумаги.

2. Затем пускай встанет на стул и с одинаковой высоты бросит одновременно смятый и ровный листок.

3. Какой листок приземлился раньше?

Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.

«Узнаем, какая вода»

 Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Ход: загадка:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике

У нас кипит.

Она и в реченьке

Бежит, журчит. (Вода)

 Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?

 Люди пьют воду; варят еду; моют грязные фрукты и овощи; каждый день моют руки и лицо;  поливают растения, чтобы не засохли; вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;  люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.

 Сегодня мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь!

«Вода – жидкость», «У воды нет запаха»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).

Описание опыта: дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

 Что происходит с водой? Она льётся. Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Воспитатель предлагает детям понюхать воду. Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

«Нырки»

Цель: исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.

Ход опыта:

1. Постелите на столе клеенку, налейте в миску теплую воду.

2. Предложите малышу взять камень и медленно и осторожно, без всплесков, опустить его в воду.

3. Теперь смотрим, утонул ли он.

4. Пинцетом малыш вынимает камень, кладет в коробочку для предметов, которые тонут.

5. Теперь пускай повторит опыт для дерева и других предметов. Каждый из них малыш вынимает пинцетом и раскладывает в соответствующие коробочки для плавающих, тонущих предметов. С тем, что растворяются, поступим так: несколько крупинок сахара и соли сухим пинцетом отложим в коробочку для растворяющихся веществ.

Вывод: Тонут железо, камень, стекло. Ткань и бумага тонут, когда намокнут. Не тонет дерево и легкая пластмасса. Растворяется сахар и соль.

«Свет повсюду»


Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна), искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик).
Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, сундучок с прорезью.
Описание игры - эксперимента:
Галчонок  Любознайка  предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что ещё может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? ( Открыть сундучок, тогда попадает свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.
А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

Тема: «Свойства бумаги»

Цель: Познакомить детей со свойством: бумага рвется, непрозрачная. Оборудование: бумага разной плотности, карандаши, фломастеры. Ход: Опыт 1. предложить посмотреть бумагу разной плотности. - Можно через бумагу что-нибудь увидеть? Посмотрите. Делает вместе с детьми вывод: через плотную бумагу ничего не видно. - А что можно делать с бумагой. (рисовать) Опыт 2. - Проверим. Предлагаем ребенку альбомные листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши. Самостоятельная — творческая работа детей. Вывод: на плотной бумаге можно рисовать Опыт 3. «Мнем и разглаживаем» 6 А еще бумагу можно мять , сомните ее, у нас получился колобок ,а теперь разгладьте. Вывод: бумагу можно мять и разглаживать, плотная бумага непрозрачная, на ней можно рисовать.

«Красящие вещества фруктов»

Цели. Познакомить детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сама ягода, ее сок. Материалы и оборудование. 3-4 разных вида фруктов разного цвета ,листы фильтровальной бумаги, прозрачные пластмассовые стаканчики, пластмассовые ножи; клеенка, лупа. Ход. Предложить детям отгадать фрукт на вкус. Спросить, откуда берутся фруктовые соки, как они получаются, почему они разного цвета? Предложить детям рассмотреть фрукт через лупу, а потом самостоятельно выдавить сок из фрукта в стаканчик. Цвета соков сравнивают- все они имеют разный цвет. Предложить капнуть соком на листы фильтровальной бумаги и выяснить, что будет при высыхании сока. Результат. В результате сдавливания фруктов выделяется сок: чем сильнее сдавливать, тем больше сока получается. При высыхании сока остаются цветные пятна такого же цвета, как и сам сок. Вывод. Во всех ягодах есть сок. Он имеет цвет. При высыхании сока на поверхности бумаги или ткани остаются пятна такого же цвета, как и сок. Поэтому есть ягоды нужно аккуратно, чтобы не забрызгать одежд

«Как образуется тень»

 Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Ход: 1)Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света. 2) Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днем от солнца, вечером от фонарей и утром от различных предметов; в помещении от предметов разной степени прозрачности. Вывод: Тень появляется, когда есть источник света. Тень – это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет. От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. Лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева тень. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. В тени прохладнее, чем на солнце.

«Где прячутся детки?»

Цели. Показать детям, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее в строении семян, развивать навыки находить и заготавливать семена для следующих посадок.

Материалы и оборудование. Переспелые плоды помидора, огурца, кабачка; пластмассовые ножи по количеству детей, блюдца; пророщенные и сухие семена этих растений на всех детей; клеенка, лупа.

Ход. Вначале педагог и дети беседуют о том, как получается новое растение. Рассматривают через лупу сухие и пророщенные семена. Сравнивают, выясняют, что случилось и почему. Что необходимо, чтобы появилось новое растение? Откуда берутся семена? Педагог предлагает рассмотреть принесенные овощи и назвать их. Далее педагог говорит, что в каждом плоде есть семена, только они прячутся,  и предлагает их найти. Дети берут ножи и разрезают овощи. Внутри видят семена. Педагог  предлагает заготовить найденные семена на следующий год для посадок. Показывает, как аккуратно надо отделять семена от плода и выкладывать на блюдце. Дети повторяют действия, рассматривают семена и сравнивают их с сухими и пророщенными.

Результат. Дети находят семена внутри плодов и выкладывают их на блюдца для просушки и заготовки для посадки.

Вывод. В каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. В помидоре, огурце и кабачке семена находятся внутри плода. Чтобы заготовить семена для следующих посадок, необходимо разрезать плод, отделить семена и высушить их. Тогда в следующем году из этих семян можно будет вырастить новый урожай.

Рыбалка»

Цель. Закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.

Материалы и оборудование. Таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.

Ход. Художественное слово 

- Рыболов, какую рыбку

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

- Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока

Два дырявых башмака!

Педагог наливает в тазик воды и дает одному из детей сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросает несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предлагается ребенку выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т.д.

Результат. Дети вылавливали игрушки из таза с водой сачком. Педагог давал задание выловить конкретные игрушки. Дети при этом наблюдали за свойствами воды.

Вывод. Вода льется, протекает через сачок.

Солнышко и тень

На прогулке воспитатель показывает детям  зайчика и говорит: «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т.п. «Кто нагрел всё это?» - спрашивает воспитатель.

Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто нагрел?

Изготовление цветных льдинок

Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Игровой материал: Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки.

Ход игры: Взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Затем вместе с детьми размешивает краску в воде, заливают воду в формочки, опускают в них веревочки, ставит на поднос и выносит на улицу, во время прогулки следят за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки и украшают участок.

о согрел?».

«Какой дом прочнее»

Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.
Описание.
На дно емкости с водой воспитатель выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.
Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу.

Разноцветные стекляшки»

Задачи: познакомить детей со свойствами прозрачного стекла. Понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.

Материалы: Разноцветные стеклышки по количеству детей.

Ход эксперимента: Раздать детям разноцветные стекла, предложить  посмотреть через них. Ребята, что мы видим? (дети объясняют, что они видят).

Вывод: стекло прозрачное, через него все видно.

«Цветные капли»

1. Наливаем в банку растительное масло – примерно на половину или 2/3, чтобы было удобно смотреть.

2. Опускаем в банку цветные кубики льда, по очереди. Удивительная часть этого эксперимента происходит, когда кубик начинает таять. В воде невозможно рассмотреть, как процесс происходит, но это красиво видно в мас

3. По мере того как лед будет таять, его причудливые цветные капельки будут медленно опускаться вниз и как бы зависат

Лед, вода и масло состоят из маленьких частичек – молекул. Но у разных веществ эти молекулы находятся на неодинаковом расстоянии. Чем ближе и плотнее друг к другу, тем выше плотность вещества. У кубика льда плотность больше, чем у масла, но меньше, чем у воды. Поэтому кубик утонул в масле. Потом жидкая вода начала собираться на дне кубика льда, а когда достаточно накопилась, в работу вступила сила тяжести, и вода приобрела форму капли. Она упала вниз, но плотность масла помешала ей достигнуть дна, и капелька зависла в в

СОЛЕНАЯ СНЕЖИНКА

Снежинку нельзя занести домой - она сразу растает... А снежинку из этого опыта можно! Новогоднее украшение и химический опыт - два в одном.

Материалы, которые Вам понадобятся:

- синельная проволока ("пушистая" проволока или палочки-синель);
- стеклянная банка, объемом 0,5л;
- поваренная соль (18 чайных ложек);
- белая нитка;
- деревянная палочка для подвешивания снежинки.

Порядок действий:

1) Из синельной проволоки сгибаем снежинку. Привязываем к ней ниточку, за которую мы будем опускать снежинку в соляной раствор.
2) В стеклянную банку наливаем кипяток.
Нам нужно получить перенасыщенный солевой раствор. Добавляем в кипяток соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться в воде. Если соль была с примесями, раствор может получиться мутным. В этом случае его желательно отфильтровать и перелить в новую банку.
3) При помощи нитки и деревянной палочки опускаем снежинку в раствор так, чтобы она не касалась стенок банки. Ставим банку в тихое место.

В горячей воде процесс образования кристаллов идет намного быстрее. Поэтому основная часть кристаллов образуется до того, как вода остынет. Затем процесс продолжится, но пойдет уже гораздо медленнее.

Примерно через сутки снежинку можно достать из раствора и высушить. Зимнее украшение готово! Можно использовать ее как украшение для интерьера или как елочную игрушку.

Объяснение опыта

При растворении поваренной соли в воде появляется иллюзия того, что соль исчезает. Но это не так. Частички соли распадаются на мельчайшие кусочки, невидимые глазу. И, при определенных условиях, эти частичку могут собраться вместе и снова стать видимыми. И не просто видимыми! Они могут образовать причудливые структуры!

Когда мы готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя в банке с водой соли больше, чем она может "принять", то излишки соли тут же начинают снова собираться в кристаллы. Очагом роста кристаллов может послужить любое тело в воде: пылинка, не растворившийся кристаллик той же соли или нитка. Поэтому, когда мы опускаем в солевой раствор нашу снежинку, на ней тут же начинают расти кристаллы соли.

Как звери меняют в шубку?

Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой

природе.

Материал: Кусочки меха (старого), кора деревьев.

Взрослый предлагает детям подумать, что делать зверям, которым нужны зимой

теплые шубки, но купить их они не могут (отрастить новый мех, плотный, тяжелый).

Рассматривают старую вылезшую и плотную пушистую шкурку лисы. Выясняют, какую

из них лиса могла бы носить летом, какую зимой, откуда зимой появилась пушистая

шубка и куда она исчезает летом. Взрослый подводит детей к пониманию того, как

звери «развешивают» в лесу зимние шубы (проводит старой шкуркой по коре дерева, на

не остаются волоски).

Сколько в снеге воды?

Очень простой и наглядный эксперимент, показывающий, что у снега очень низкая плотность, т.е. между снежинками содержится много воздуха.

Набираем полную банку снега и закрываем её крышкой для чистоты эксперимента. При комнатной температуре снег начинает таять. В результате из 560 мл снега мы получили всего 100 мл воды и обсудили, что между снежинками много воздуха, поэтому снег такой легкий и пушистый.

Обратите внимание на чистоту воды, которая осталась от снега – у нас она была грязная. Хотя, когда набирали снег, выбирали самый белый и чистый. Этот опыт поможет убедить ребенка, что есть снег и лизать сосульки нельзя.

Скорость таяния снега

Какой снег растает быстрее, пушистый или сжатый в комок? Мы набрали 2 стакана снега и один хорошенько утрамбовали. Оба занесли в дом и оставили на столе. В результате, когда в стакане с пушистым снегом осталась только вода, во втором стакане все еще лежал комочек мокрого снега.

Почему так произошло, ведь визуально казалось, что пушистого снега больше? В рыхлом снеге содержится много воздуха, который по своей сути является газом. Газ нагревается быстрее и соответственно передает это тепло отдельным снежинкам, которые и превращаются в воду. В плотном снеге воздуха мало, поэтому тает он медленнее, преимущественно с периферии.

«Как листики летают по ветру»

Показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету, величине, форме; находить дерево, с которого упал лист.

Материалы и оборудование. Разноцветные листья разных деревьев, листы бумаги и простые карандаши – для каждого ребенка.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие в Царство «ДЕРЕВЬЕВ». Там нас ждет очень много интересного и нового.

(Воспитатель с детьми выходят на территорию детского сада, обходят его вокруг, наблюдают за листопадом и за деревьями.)

- Ребята, посмотрите, как красиво вокруг. Листья на деревьях и на земле окрасились в разные цвета, словно волшебник взмахнул своей палочкой и все преобразил. Найдите мне знакомые вам листочки.

(Дети находят листочки и подходят к воспитателю).

- Теперь нам нужно узнать, с каких деревьев эти листочки  опали. (Воспитатель помогает детям в случае их затруднения).

 - Мы с вами юные исследователи, поэтому я предлагаю вам провести небольшой, но очень интересный опыт, который поможет нам определить, какой листик медленнее остальных падает на землю и какой красивее всех кружится.

(Дети по очереди забираются на возвышенность и пускают листики по ветру, остальные ребята смотрят и оценивают падение листика).

- Какие же листики  падают медленнее?

- Крупные листики падают медленнее.

-Какие листики дольше кружатся?

-Березовые листочки дольше других кружатся.

- Ребята, предлагаю превратиться в деревья и проиграть физкультминутку:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

А деревцо все выше, выше.

-Сейчас мы вернемся в группу и уже в группе продолжим нашу работу. Ребята, я хочу попросить вас, выполнить графическое упражнение «Листики». У каждого из вас на листочках нарисован листик и дорожка по форме контура этого листика.

(Дети выполняют «дорожки» по пунктирным линиям (лист березы и спиралевидная «дорожка», лист дуба и «дорожка» с более раскрытой спиралью, лист клена и волнистая дорожка)).

После завершения работы, дети с помощью воспитателя делают вывод: крупные листики падают медленнее и почти не кружатся . Маленькие листики больше кружатся по ветру, но падают быстрее.

Могут ли камни менять цвет?

Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)

Вывод: Мокрый камень темнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе

В образовательном процессе экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установле...

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тематическая картотекаопытно - экспериментальной деятельности в старшей группе....

Картотека опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в зимнее время

Картотека опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в зимнее время...

Картотека "Опытно-экспериментальная деятельность по теме "Космос"

В данной картотеке представлено около 20 различных опытов и экспериментов, которые помогут детям наглядно понять как устроен космос, почему сменяются день и ночь, времена года. Для проведения опытов д...

Картотека опытно-экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста

Мы с детьми проводим различные опыты, и поэтому я решила поделиться с Вами!...

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ .МАЙ

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ .МАЙМАЙ1. Могут ли менять форму твердые предметы?Цель: выяснить, могут ли камни менять форму.Ход опыта: воспи...