Проект " Метеостанция в детском саду"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Коваленко Оксана Владимировна

Наименование проекта: « Метеорологическая станция в детском саду»

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный 1 год (май 2018-май 2019)

Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, дети.

Постановка проблемы: у дошкольников не достаточно сформированы знания о погоде, недостаточно условий для организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта: создание предметно- развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников ,формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи проекта для педагогов:

1.Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;

Задачи проекта для родителей:

Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса ( помощь в изготовлении приборов, в оформлении клумбы на площадке);

Оформить с родителями альбом «  Глаза поили душу красотой»;

Оформить альбом « Народные приметы погоды в картинках».

Задачи проекта для детей:

1. Познакомить с профессией метеоролога;

2.Учить фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символах в календарях природы;

3.Познакомить с приборами –помощниками: термометром, флюгером, дождемером, снегомером, солнечными часами, « ловцом облаков»;4. Расширить представления о свойствах объектов живой и неживой природы;

4.Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения.

5.Воспитывать интерес и потребность в общении с природой народной .

6. Приобщать  детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.

7. Воспитывать основы экологической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         МДОУ  Детский сад № 109 « Изюминка»

Проект на тему:

                  «Метеостанция в детском саду»

                                                   

                                               Ярославль 2018 год

Наименование проекта: « Метеорологическая станция в детском саду»

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный 1 год (май 2018-май 2019)

Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, дети

Постановка проблемы: у дошкольников не достаточно сформированы знания о погоде, недостаточно условий для организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта: создание предметно- развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников ,формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи проекта для педагогов:

1.Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;

Задачи проекта для родителей:

Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса ( помощь в изготовлении приборов, в оформлении клумбы на площадке);

Оформить с родителями альбом «  Глаза поили душу красотой»;

Оформить альбом « Народные приметы погоды в картинках».

Задачи проекта для детей:

1. Познакомить с профессией метеоролога;

2.Учить фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символах в календарях природы;

3.Познакомить с приборами –помощниками: термометром, флюгером, дождемером, снегомером, солнечными часами, « ловцом облаков»;4. Расширить представления о свойствах объектов живой и неживой природы;

5.Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения.

6.Воспитывать интерес и потребность в общении с природой народной .

7. Приобщать  детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.

8. Воспитывать основы экологической культуры.

Продукт- результаты по проекту : презентация проекта , совместное мероприятие с детьми и родителями « юные метеорологи».

Критерии эффективности: цель достигнута, если у дошкольников сформировались знания о погоде, представления о свойствах объектов живой и не живой природы,  дошкольники умеют определять приметы погоды по цветам, поведению птиц. У детей есть желание  наблюдать за погодой, заботиться о птицах и растениях.

                    Методы реализации проекта:

Практические: создание развивающей среды, наблюдения, опытно- экспериментальная деятельность.

Словесные: беседы, наблюдения , чтение художественной литературы, дидактические игры, подвижные игры.

Наглядные: сбор фотоматериалов, конкурсы, выставки, оформление альбомов.

                                           План работы

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение –их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать. Именно для этого в нашем детском саду мы решили организовать метеоплощадку.

Подготовительный этап.

1.знакомство с методической, научно-популярной литературой по теме,

2.опрос родителей с целью выявления уровня заинтересованности данной формой работы с детьми;

3.изучение требований к организации метеоплощадки,

4.составление перспективного плана работы над проектом.

Основной этап.

Деятельность детей:

-знакомство с приборами-помощниками;

 -знакомство с растениями-синоптиками;

 -наблюдения, опыты и эксперименты на метеоплощадке;

- фиксация результатов в календаре погоды и дневнике наблюдений;

-составление прогноза погоды;

-игровая деятельность с использованием знаний, приобретенных в результате работы над проектом.

Деятельность родителей:

-оказание помощи в оборудовании метеоплощадки;

-помощь в изготовлении в изготовлении приборов, пособий.

Деятельность педагогов:

-сбор информации для оформления альбомов;

-размещение на метеостанции приборов помощников, для наблюдений за погодой.

-приобретение ростовых  фигур для оформления площадки.

Содержание проекта.

На организационном, начальном этапе мы познакомились с методической, научно-популярной литературой по теме; изучили «Методические рекомендации по оборудованию метеоплощадки в ДОУ» составили план работы над проектом .На основном  этапе созданы элементы метеоплощадки: метеостанция и метеодомик, где используется оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и их родителями.

Основное оборудование на метеоплощадке.

Наблюдение за ветром.

 Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью ,меняясь иногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление , откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава, а так же компаса  флажков и султанчиков расположенных в метеодомике.

Флюгер -состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части-флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгер по сторонам света выполняется с помощью компаса.

Ветряной рукав-позволяет определить силу ветра. Штиль-листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер-колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер-слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер-листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развивает рукав. Умеренный ветер-ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Сильный ветер-качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.

Температура воздуха.

Необходимая вещь на метеостанции это - термометр. Он позволяет детям при помощи воспитателя определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т.д. Наблюдения  за температурой воздуха  состоят из измерений температуры воздуха по спиртовому термометру. Термометр расположен на метеодимике. Метеодомик расположен на метеоплощадке, так, чтобы вокруг нее был свободный обмен воздуха. Укреплен на железной подставке прочно. Стенки метеодомика моются по мере загрязнения, зимой очищаются от снега.

Термометр- позволяет детям при помощи воспитателя определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т.д. Термометр служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус Цифры ,стоящие около делений , показывают число градусов. Ноль-граница между градусами тепла и холода. Отсчет температуры ведут от ноля градусов. Вверх от ноля отсчитывают градусы тепла, вниз-градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5, а пять градусов холода так: -5.

Наблюдение за осадками

Дождемер –используется для измерения количества выпавших осадков. Емкость для выпавших осадков прикреплена к метеодомику (обрезанная пластиковая бутылка с крышечкой снизу), мерный стаканчик, для измерения количества осадков, внутри метеодомика.

Наблюдение за снежным  покровом- состоят из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется его признаками: равномерный (без сугробов). Умеренно неравномерный(небольшие сугробы).Без оголенных мест или с оголенными местами. Очень неравномерный (большие сугробы). С проталинами. Лежит только местами. Снегомер-применяется для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова. Он изготовлен из трубки  длиной 140 см, толщиной 2 см, имеет шкалу в сантиметрах.

Планшет для наблюдение за снежинками -представляет собой картонку черного цвета с помощью ее дети рассматривают снежинки и замечают, что все снежинки имеют разную форму, но все они симметричны. Планшеты на каждого ребенка и лупа , находятся внутри метеодомика.

Наблюдение за небом и облачностью

Для определения вида облаков используется « ловец облаков», который расположен на метеоплощадке, а очки с разной степенью затемнения и трубы, которые находятся в метеодомике, позволяют детям наблюдать за небом независимо от погодных условий. Так же в метеодомике есть мини « ловцы облаков» рассчитанные на индивидуальные наблюдения.

Наблюдения за влажностью воздуха

Гигрометром нашего метеоцентра является сосновая шишка, которая расположена на метеодомике, если шишка раскрыта- воздух сухой, если шишка закрывается- воздух влажный.

Солнечные часы

Древнейшее приспособление для определения времени, они состоят из циферблата и стержня, тень которого, перемещаясь по циферблату вследствие движения солнца, показывает солнечное время .Солнечные часы находятся на метеоплощадке. Устанавливаются на метеоплощадке с 21 марта по 23 сентября.

Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводятся наблюдения за погодой. Данные заносятся в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. Так же все данные отмечаются на экране наблюдений расположенном на метеоплощадке. В конце месяца анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца сезона, как она менялась, сколько было ясных, пасмурных, дождливых, снежных, ветреных, морозных дней.

С наступлением тепла  на метеоплощадку высажены растения-синоптики:

 анютины глазки, одуванчики, календула  перед дождем закрывают свои цветки;

герань наоборот вытягивается и распрямляет стебли;

лилии, гиацинты, флоксы - перед дождем усиленно пахнут;

если на широких листьях канн утром выступают прозрачные капельки воды, днем обязательно пойдет дождь.

На метеоплощадке расположена «столовая для птиц» и скворечники, ведь птицы то же являются синоптиками, и помогают нам предсказать погоду

Метеоплощадка вызвала интерес и взрослых и детей. В процессе создания приборов  много нового узнали не только воспитанники, но и педагоги, родители. В теплое время года особенно были особенно ценны показания приборов и растений для практической деятельности и наша площадка стала изюминкой детского сада. Работа на метеоплощадке продолжается.

                       

                      Предполагаемый результат:

1. Обогащение пространства ДОУ.

2. Получение воспитанниками элементарных представлений о погоде и её значении  в жизни человека, о профессии метеоролога: дети активно используют специальные приборы для наблюдения за погодой,  снимают показания с приборов;

знакомы с растениями-синоптиками;

фиксируют результаты наблюдений с помощью условных знаков;

используют результаты наблюдений для составления прогноза погоды;

используют прогноз погоды в деятельности.3. Включение родителей в активное сотрудничество, нацеленное на совместное развитие ребенка.

                        Заключительный этап

Проведение совместного мероприятия детей с родителями « юные метеорологи»

Презентация для педагогов ДОУ.



Предварительный просмотр:

Основной этап.

  План работы с детьми сентября 2018-май 2019г.

В сентябре и октябре мы знакомим детей с приборами на метеоплощадке, в течение года ведем дневник наблюдений, анализируем, делаем выводы наших наблюдений, изучаем народные приметы, совместно с родителями дети делают рисунки примет.

Сентябрь.

Тема

Задачи

«Знакомство с профессией метеоролога.»

Цель: дать представления о профессии метеоролога и о работе метеорологической станции.

Образовательные задачи: формировать представление о важности и значимости профессии метеоролога;

Развивающие :обогащать словарный запас , развивать связную речь;

Воспитательные :  воспитывать уважение к людям данной профессии.

«Знакомство с прибором метеоплощадки- термометром.»

Цель: ознакомление с термометром и видами термометров, совершенствовать навыки экспериментирования.

Задачи:

Образовательные : познакомить детей с различными видами термометров и принципом их работы;

Развивающие : развивать познавательную активность, развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные : воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.

«Знакомство с прибором

 « Ловец облаков».

Цель: Формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о  неживой природе , мыслительных операций через поисково-познавательную деятельность.

Задачи:

Образовательные: Углублять и систематизировать знания о круговороте воды в природе, дать представление о процессе образования облаков с помощью опыта, познакомить с видами облаков и с прибором метеостанции « ловец облаков».

Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего.

«Сентябрь –златоцвет»

Цель: познакомить с народным название месяца, народными приметами, продолжать наблюдать за рябиной: « Много рябины-осень будет дождливая-мало-сухая», « Много на рябине ягод-жди морозов сильных».

Октябрь.

Тема

Задачи

Знакомство с дождемером

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением как дождь, дать элементарные представление о круговороте воды в природе.

Задачи:

Образовательные: познакомить с природным явлением дождь, формировать интерес к познанию природы. Учить понимать и оценивать природные явления , их влияние на погоду. Познакомить с различными видами дождя;

Развивающие: развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность:

Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.

Знакомство с «Ветряным рукавом и флюгером».

Цель: ознакомление с прибором    метеоплощадки-флюгером и веряным рукавом, совершенствование навыков экспериментирования.

Задачи:

Образовательные: формировать элементарные представления об явлении природы- ветре;

Развивающие: развивать познавательную-практическую деятельность детей; Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.

«Солнце»

Задачи: формировать умение видеть красоту неба, развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

« Октябрь-грязник, листопад»

Цель: познакомить с народным названием месяца, народными приметами « Ворона прячет клюв под крыло- к холоду, если птицы садятся на верхушки деревьев – к теплу».

Ноябрь

Тема

Задачи

« Ноябрь - ворота зимы, полузимник»

Цель: познакомить с народным названием месяца,  приметами: « Синица к избе- зима на дворе».

Итоговое занятие

« Осень»

Цель: Закрепление представлений детей об осенних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных.

Задачи:

Образовательные: Формировать умение пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях природы по символам и знакам, формировать умение анализировать, сравнивать как изменился световой день.

«Развешивание кормушек»

Задачи: формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе, воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам, познакомить с приметой « вороны купаются к теплу; птицы ощипываются к дождю».

Декабрь

Тема

Задачи

« Снег и его свойства»

Знакомство с

« планшетом для рассматривания снежинок»

Задачи: Уточнить и расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; учить анализировать , делать выводы, вызвать радость  от открытий полученных опытов.

« Пернатые синоптики»

Задачи: познакомить детей как по поведению птиц можно предсказать погоду : перед морозом вороны и галки садятся на снег, перед оттепелью на верхушки деревьев.

« Декабрь- студень»

Задачи: познакомить с народным названием месяца, приметами « Много снега-много хлеба». Познакомить с прибором « Снегомер».

Январь

Тема

Задачи

« Январь-просинец»

Задачи: Познакомить с народным названием месяца, приметами « Если зимой на небе много звезд-жди на следующий день мороза», « собака в снегу валяется-скоро вьюга».

Февраль.

Тема

Задачи

« Добрые дела зимой»

Задачи: закрепит представления детей о прилетающих птицах на метеоплощадку, продолжать прививать детям  желание помогать птицам зимой. Познакомиться с приметой « птица хохлится к непогоде»., « воробьи прячутся под крышу-будет мороз и метель».

« Февраль- бокогрей»

Задачи: познакомить с народным названием месяца, приметами « У февраля два друга-метель, да вьюга».

Итоговое занятие

 « Прошла зима холодная».

Задачи: уточнить представления детей о зимних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных. Продолжать учить пользоваться календарем погоды, анализировать делать выводы. Познакомиться с приметой « появились высокие кучевые облака-к ясной погоде».

Март

Тема

Задачи

«Весна идет, весне дорогу!»

Задачи: формировать представление о марте, как о месяце пробуждения природы, развивать умения замечать новые изменения в природе, знакомить с особенностями деревьев в весеннее время (в каком состоянии они находятся);обращать внимание на деревья, пробуждающиеся самыми первыми.

« Наблюдение за настом».

Задачи: формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе; продолжать знакомить со свойствами снега; воспитывать интерес к весенним наблюдениям.

« Март- протальник»

Задачи: Познакомить с народным названием месяца , приметами « Грач на горе- весна на дворе».

Апрель

Тема

Задачи

« Птицы»

Задачи: развивать умения устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью живых организмов.

« Апрель- снегогон»

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами « Чайка прилетела- лед идет».

« Путь на небосклоне»

На примере закрепить знания о том, что весной солнце начинает светить ярче и чаще, световой день становится длиннее, взаимосвязь живой и неживой природы, значение Солнца для всего живого на Земле.

Май

Тема

Задачи

« Насекомые – предсказатели погоды»

Задачи: познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду: « паук плетет паутину- к ясной погоде», «муравьи закрывают ходы в муравейник- к дождю».

« Май- травень»

Задачи: познакомить с народным названием месяца, приметами : «Май леса наряжает- лето в гости ожидает», « Когда цветет черемуха- живет холод».

« Цветы»

Задачи: Закрепить и уточнить знания детей о садовых цветах: их названиях, строении, особенностях внешнего вида; научить детей посеву семян цветов – бархатцев. Формировать умение выполнять работу в определенной последовательности; формировать у детей представление о том, что растения живые и могут расти, если для них созданы специальные условия: вода, свет, тепло. Продолжать воспитывать интерес и  любовь к растениям, умение замечать красоту цветов и любоваться ею.

Итоговое мероприятие родителей с детьми

« Юные метеорологи»

Подвести итог проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Метеостанция в детском саду"

laquo;Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в...

Проект " Метеостанция в детском саду"

Проект " Метеостанция в детском саду"...

Проект "Метеостанция в детском саду"

Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики,которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, ко...

ПРОЕКТ МЕТЕОСТАНЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

ПРОЕКТМЕТЕОСТАНЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ               Воспитатель:Григорьева Н.И.  Содержание:...

Проект метеостанция в детском саду «Умничка»

Как известно, основы любого образования закладываются в детстве. Современный дошкольник – пытливый исследователь окружающего мира, готовый к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспр...

Проект "Метеостанция в детском саду"

Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее знач...

Проект "Метеостанция в детском саду"

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоциональноценностное отношение ...