КОНСПЕКТ ООД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект ООД по образовательной облсти "Познание". Представленный материал расширяет знания детей об образе жизни животных и насекомых в зимний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_obitateli_zimnego_lesa.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ООД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ОБИТАТЕЛИ ЗИМНЕГО ЛЕСА».
Цель: уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных обитателей, их умение приспосабливаться к холодному периоду года.
Задачи: закрепить умение классифицировать животных по одному из признаков, размеру;
способствовать развитию мышления у детей, познавательного интереса;
обогащение словаря: крупное животное, мышкует, травоядные.
Воспитывать любовь к природе.
Материал к занятию: экран для теневого театра, фигурки для теневого театра: дятел, заяц, лиса, лось, картины: «Зайцы», « Лиса мышкует», картинка с изображением божьей коровки, картинка с изображением волка, круги трех размеров.
Ход занятия.
Воспитатель : ребята, сегодня мы с вами отправиться в путешествие по зимнему лесу. Как вы думаете, на чем можно отправиться в лес?
( ответы детей)
- А мы с вами поедем в санях, запряженных тройкой лошадей.
Звучит музыка «Саночки». Дети объезжают круг по залу и садятся на стулья.
- Вот мы и приехали.
Гаснет свет. Открывается теневой театр. Слышится звук вьюги. Высвечивается экран с лесом. Вьюга утихает. Раздается стук дятла.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, кто стучал в лесу?
(ответы детей.)
- Посмотрите внимательно, где он спрятался? Вы не видите его?
На экране высвечивается дятел.
- Давайте постучим язычками как дятел!
Артикуляционное упражнение «Дятел».
- Ребята, вы слышали, что дятел стучал по дереву. Что он делает?
(ответы детей.)
- А разве он может сейчас под корой что-нибудь найти? Ведь на улице холодно.
(ответы детей)
- А как же попали насекомые под кору?
( ответы детей.)
- В коре деревьев есть много трещин, углублений, туда и спрятались жучки и гусеницы на зиму и заснули.
- Ребята, для чего же дятел достает насекомых из-под коры?
(ответы детей)
- Давайте вспомним стихотворение о дятле. Кто из вас хочет рассказать его?
Он долго дерево долбил
И всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил
Длинноклювый пестрый дятел.
Воспитатель: ребята, а сейчас я вам загадаю загадку еще об одних лесных жителях, я уверена, что вы их встречали.
Народ веселый, трудовой
Охотно дом построил свой…
Все что-то тащат, все снуют,
Стараются, не устают…
Ты видел этих силачей.
Тогда скажи, дом этот чей?.
- Ребята, в какое время года можно встретить муравьев в лесу?
(ответы детей)
- Почему их не видно зимой?
(ответы детей)
- Ребята, расскажите, как муравьи зимуют?
(рассказы детей)
Воспитатель: На зиму ходы и выходы муравейника плотно закрыты, а сами муравьи собрались в большой клубок и заснули до весны.
Выставляю картинку божьей коровки.
- Ребята, а это что за насекомое?
( ответы детей)
- Божья коровка. Где она сейчас?
(ответы детей)
- Божья коровка, ребята, зимует под опавшими листьями, в жухлой траве, покрытых снегом.
Вывод: Жуки-короеды, муравьи, божьи коровки, это тоже обитатели зимнего леса. Они не умирают зимой. Они засыпают до весны, поэтому сейчас мы их не можем встретить.
Воспитатель: Ребята, давайте продолжим наше путешествие по зимнему лесу. Может кого из обитателей и встретим в лесу.
Гаснет свет. Высвечивается экран теневого театра. Появляется заяц. Он скачет по лесу. Подбегает к кустику, гложет веточку. Вдруг что-то слышит и прячется под куст.
Экран гаснет. Зажигается свет.
- Ребята, расскажите о том, что вы сейчас видели. Как вы думаете, кого испугался зайчик?
(рассказы детей)
Выставляется картина «зайцы»
- Давайте поговорим о зайце. Что помогает зайцу спрятаться от врагов?
(ответы детей )
(А что еще? Какого цвета заяц зимой?)
Физкультминуика.
Скачут зайки на лужайке
Прыг да скок, прыг да скок.
Прыгай прямо, прыгай вбок.
Прячьте уши за кусты
От волчицы и лисы.
Как нам страшно ой-ой-ой
Побежим скорей домой.
Открывается теневой театр. Появляется лиса. Принюхивается, начинает рыть снег.
Читаю стихотворение «Лиса мышкует»
Бродит по лесу лисица,
Ищет чем бы поживиться…
-Ребята, как вы думаете, что она могла услышать там, под снегом?
( ответы детей)
Продолжаю читать стихотворение:
Замер лес, кругом ни звука,
Но лисица чутким слухом
Слышит: возятся, пищат
В норках выводки мышат.
И плутовка быстро-быстро
Разрывает снег пушистый,
А мышата наутек,
Раз… и спрятались под стог!
-Ребята, давайте поиграем с лисой. Вы будете мышки, лиса будет охотиться за вами, будьте осторожны, ей попадайте ей в лапы.
Как только я хлопну в ладоши, мышки выбегают из норок, бегают, пищат. Когда услышите слово лиса, надо присесть и притаиться.
Проводится игра «Лиса и мыши».
Дети садятся на стулья после игры.
- Молодцы, ребята, перехитрили лису!
Выставляю картину «Лиса мышкует».
- Да, ребята, лиса учуяла мышей. Зимой, оказывается, под снегом живут мышата. Почему они туда спрятались?
(ответы детей)
Воспитатель: У них там норы, они их утеплили, наносили осенью корма и спокойно зимуют там.
- Ребята, подойдите к столам. Посмотрите на листочки. Мышка заблудилась, она услышала лису. Помогите ей быстро найти норку.
Дидактическое упражнение «Помоги мышке убежать от лисы».
- Молодцы, ребята, вы все правильно указали мышке дорогу домой.
- А кто еще из лесных жителей зимует под снегом? (медведь, еж).
- Да медведь спит в берлоге. Ребята, расскажите, как зимует ежик.
( рассказы детей)
- Ребята, а кто хочет рассказать стихотворение о еже?
Хитрый ежик колкий
Листья клена нанизал
На свои иголки.
Их несет к себе домой,
Стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой
Спать под елкой сладко.
Воспитатель: По-разному зимуют лесные жители. Одни бродят по лесу, другие забираются под снег, третьи спя всю зиму.
Гаснет свет. Звучит музыка. На экране теневого театра появляется лось. Подходит к дереву, гложет ветки, увидел стог сена, подошел к нему, взял клочок снега.
Включается свет.
- Ребята, вы узнали этого лесного жителя? (это лось)
- Да, это лось. Ребята, по размеру лоси какие животные. (большие)
- А каким другим словом можно сказать о размере лосей? (крупные)
Предложить нескольким детям повторить слово крупный.
- Ребята, лось самый крупный обитатель леса.. Расскажите, чем питается лось зимой.
(он объедает ветки, гложет…)
- Откуда ты это узнал?
- Ребята, как вы думаете, а летом, что едят лоси?
(траву, листья, молодые веточки…)
Вывод: Да, ребята, лоси травоядные животные. Летом они едят траву, листья деревьев, а зимой обгладывают кору деревьев, веточки, а случайно найденный стожок сена, просто лакомство.
- Ребята, а что вы еще хотели узнать о лосях?
(вопросы детей)
- Ребята, может кто-то из вас знает ответ на этот вопрос? (ответы детей)
* Спасибо за интересные вопросы и ответы.
* Я предлагаю вам спросить об этом у своих родителей, а потом рассказать всем.
- Ребята, не смотря на то, что лоси самые крупные животные, у них есть враги. Как вы думаете, кто они?
(волки. Если дети не отвечают, показать картинку.)
-А сейчас мы с вами поиграем, и вы узнаете , как лоси защищаются от врагов.
Подвижная игра «Лоси и волк».
После игры показать книгу.
- Ребята, у меня есть интересная книга о жизни лосей. Я вам потом почитаю ее.
- Давайте вспомним, кого мы сегодня встретили в зимнем лесу.
(дети перечисляют)
- Ребята, все эти животные обитатели зимнего леса. Мы их сейчас разделим на три группы.
Выставляю на мольберт три кружка один под другим:
Маленький кружок, средний и большой круг.
- Как вы думаете, что обозначают эти круги? (размер животных)
- В этом ряду каких животных мы поселим? ( маленький круг)
- А в этом ряду кто будет? (большой круг)
Обобщение: Ребята, вы теперь знаете, лес – это все равно что большой дом, в котором живет много разных жителей. Среди них есть мелкие обитателт, животные средних размеров и крупные животные.
Все обитатели леса по-разному зимуют: кто спит в своих мягких уютных домиках, кто-то бродит по лесу в поисках пищи. Давайте еще раз назовем, кто впадает в зимнюю спячку.
(дети перечисляют)
Трудно им всем зимой, но они выживают. Все обитатели леса приспособлены к жизни в лесу зимой.
- Ребята, вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Усаживайтесь поудобней в сани. Едем домой.
Звучит музыка «Саночки», дети уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1-ой младшей группе по теме: «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миров в 1 младшей группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторов...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Окружающий мир Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Зима не лето, в шубу одета".
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему:"Зима не лето, в шубу одета"....