Проект «По лесочку погуляем, все о деревцах узнаем» Подготовительная группа
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Связь человека с природой - актуальный вопрос на сегодняшний день. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение беречь природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. В современном мире теряется тесная связь человека и природы, т.к. в последнее время человек редко бывает на природе, мало общается с природой, дети часто не замечают красоты природы, проходят мимо деревьев, неосторожно обращаются с ними. Данный проект расширяет представления детей о деревьях, дает возможность ближе познакомиться с деревьями - живыми объектами природы, а также с их важной ролью в жизни человека и природы. В ходе проекта дети будут наблюдать, изучать, исследовать деревья, их строение, изменения и делать выводы. Этот проект формирует экологическое сознание родителей и детей о необходимости бережного и заботливого отношения с природой.
Проблема
Деревья окружают нас везде и постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Хотя деревья «живут» рядом с нами, дети не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы.
Формулирование проблемы: «А нужны ли вообще деревья в городе?»
Вид проекта — познавательный, краткосрочный (2 недели)
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование познавательно-исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширять знания детей о деревьях как объектах живой природы, их особенностях строения;
- Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать деревья, кустарники и объекты окружающей природы; искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения, эстетические суждения;
- Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, исследованиях, опытах, рассуждениях, развивать умения делать выводы;
- Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за деревьями, цветами и другими живыми объектами на участке и в группе;
- Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности;
-Воспитывать основы экологического сознания, гуманно-ценностного отношения к природе через понимание ценности природы;
- Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
Предполагаемый результат:
Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.
Родители: повысится интерес к данному вопросу, расширится запас экологических знаний родителей.
Продукты проекта: разработанные консультации для родителей «Прогулки с семьей в лес», «Правила поведения на природе» ,выставка творческих работ детей «Загадочный лес»; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», изготовление логической паутины «Деревья»
Материалы к проекту
Электронная презентация: «Жизнь в лесу», «Пожары в лесу», «Берегите природу»
Мультфильмы: « Грузовичок Пик. Мусор в лесу», « Фиксики. Бумага», «Однажды в лесу»
Дидактические игры: « Найди листок», «Найди дерево по описанию».
«С какого дерева плод?», «Какие предметы сделаны из дерева?».
Глобус, карта родного города.
Уголок «Эксперементирования» (природный материал для исследований и экспериментирования).
Уголок «Книг» (художественная литература: рассказы, сказки, стихотворения, басни, пословицы и поговорки).
Альбомы иллюстраций по темам: «Деревья и кустарники», «Лес», «Добрые дела в природе».
Художественная литература: И.Токмакова «Береза», «Дуб», «Ива», «Рябина», «Ключи от леса», «Живи, елочка», И. Бунин «Лес, точно терем расписной», С. Есенин «Белая береза», «Поет зима - аукает», И.Суриков «Зима», К.Коровин «Белка» (в сокр.), Е. Чарушин рассказы «Про зверей и птиц», экологические сказки (интернет-ресурсы).
Познавательная литература: «Всё о деревьях», познавательные журналы.
Этапы проекта
1этап: Подготовительный:
- определение цели проекта;
- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- практическая работа по подготовке необходимых материалов, наглядностей, игр, обогащение предметно-развивающей среды;
2 этап: Основной
1. Беседы с детьми:
- «Что я знаю о строении дерева?»
- «Деревья – живая природа»
- «Деревья - друзья человека»
- «Почему нужно беречь и охранять деревья? Красная Книга»
- «Как уберечь лес от пожара?»
- «Деревья – доктора»
- «Какие бывают деревья?»
- «Здравствуй, дерево!»;
- «Какие деревья растут на участке»;
- «Как деревья помогают человеку»;
- «Как появляются деревья»;
- «Почему нужно беречь и охранять деревья»;
2. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Зима», «Дубовая роща» : И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;
3. Дидактические игры:
-«Кто живет на дереве?»
-«Что нужно дереву для жизни?»
-«Какой у дерева наряд?»
-«Четвертый лишний»
-«Сколько знаем мы деревьев?»
-«Плоды деревьев»
-«Какие деревья растут в смешанном (хвойном) лесу?»
-«Назови деревья, занесенные в Красную Книгу»
-«Назови предметы из дерева»
-«Дерево для жука (белки и др.) – это…»
-«Сравни березу, дуб, рябину»
-«Ассоциации»
-«Паутинка»
4.Сюжетно-ролевые игры: «Семья собирается в поход в лес», «Лесничий», «Юные исследователи природы».
5. Ознакомление детей с художественной литературой:
И.Токмакова «Береза», «Дуб», «Ива», «Рябина», «Ключи от леса», «Живи, елочка», И.Бунин «Лес, точно терем расписной», С.Есенин «Береза», «Поет зима - аукает», И.Суриков «Зима», К.Коровин «Белка» (в сокр.),
Е. Чарушин рассказы «Про зверей и птиц», экологические сказки (интернет-ресурсы), заучивание наизусть стихотворений А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало», С.А.Есенина «Береза». И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»; заучивание: П. Воронько «Берёзка».
6.Ознакомление с музыкальными произведениями
Прослушивание: запись «Голоса леса», Ф.Шопен «Осенний вальс», «Зима» из цикла «Времена года» А.Вивальди, Г.Свиридов «Метель».
Разучивание песен: «Разноцветные листики падают» сл. М.В. Сидоровой, муз. И.Г.Смирновой, «Есть у осени любимое занятье» сл. и муз. Н.Куликовой.
7.Экскурсии, наблюдения, исследовательская деятельность:
- Экскурсия «В гости к рябине».
- Наблюдения «Сравни 2 деревца – береза и тополь»
- Наблюдения «Как изменился клен?»
- Наблюдение «Какие деревья первые сбросили листья»
- Наблюдение «Жители деревьев» (за белкой и птицами)
- Акция «Покорми птиц», наблюдение за пернатыми гостями.
-Проведение опытов с землей, водой, песком, льдом.
8. ИКТ-деятельность. Просмотр с детьми:
- Электронных презентаций: «Жизнь в лесу», «Пожары в лесу», «Ярусы леса», «Берегите природу»
Мультфильмы: « Грузовичок Пик. Мусор в лесу», « Фиксики. Бумага», «Однажды в лесу»
9. Организованная образовательная деятельность:
Тема: «Кому нужны деревья?» (ознакомление с природой)
Тема: «О чем говорят деревья?» (художественная литература)
Тема: «Золотой наряд Осени» (рисование)
Тема: «Тайны леса» (интегрированное занятие)
10. Продуктивная деятельность:
- Выставки детских рисунков: «Осенние мелодии»
-Лепка на картоне: «Рябиновые ветви»
- Коллективная аппликация: панно «Золотая осень» (из листьев).
11. Работа с родителями
Участие родителей в выставках:
- Выставка работ на тему: «Краски Осени» (рисование родителей с детьми осенних пейзажей)
Проведение консультаций для родителей:
Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу».
«Прогулки с семьей в лесу»
Оформление папок-передвижек: «Осень»; «Прогулки с семьей в лес».
«Правила поведения в природе».
3 этап: Заключительный
Итоговое занятие по теме: «Тайны леса»
Интеллектуальная паутина «Деревья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_lesochku_pogulyaem_vse_o_derevtsah_uznaem.docx | 256.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 43»
Методическая разработка на конкурс
«Экологическое пространство как средство
формирования экологической культуры и безопасности
жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
Номинация «Природное наследие нации»
Проект «По лесочку погуляем, все о деревцах узнаем»
Подготовительная группа
Подготовила - Прахова Екатерина Андреевна
- воспитатель
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Связь человека с природой - актуальный вопрос на сегодняшний день. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение беречь природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. В современном мире теряется тесная связь человека и природы, т.к. в последнее время человек редко бывает на природе, мало общается с природой, дети часто не замечают красоты природы, проходят мимо деревьев, неосторожно обращаются с ними. Данный проект расширяет представления детей о деревьях, дает возможность ближе познакомиться с деревьями - живыми объектами природы, а также с их важной ролью в жизни человека и природы. В ходе проекта дети будут наблюдать, изучать, исследовать деревья, их строение, изменения и делать выводы. Этот проект формирует экологическое сознание родителей и детей о необходимости бережного и заботливого отношения с природой.
Проблема
Деревья окружают нас везде и постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Хотя деревья «живут» рядом с нами, дети не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы.
Формулирование проблемы: «А нужны ли вообще деревья в городе?»
Вид проекта — познавательный, краткосрочный (2 недели)
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование познавательно-исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширять знания детей о деревьях как объектах живой природы, их особенностях строения;
- Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать деревья, кустарники и объекты окружающей природы; искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения, эстетические суждения;
- Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, исследованиях, опытах, рассуждениях, развивать умения делать выводы;
- Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за деревьями, цветами и другими живыми объектами на участке и в группе;
- Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности;
-Воспитывать основы экологического сознания, гуманно-ценностного отношения к природе через понимание ценности природы;
- Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
Предполагаемый результат:
Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.
Родители: повысится интерес к данному вопросу, расширится запас экологических знаний родителей.
Продукты проекта: разработанные консультации для родителей «Прогулки с семьей в лес», «Правила поведения на природе» ,выставка творческих работ детей «Загадочный лес»; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», изготовление логической паутины «Деревья»
Материалы к проекту
Электронная презентация: «Жизнь в лесу», «Пожары в лесу», «Берегите природу»
Мультфильмы: « Грузовичок Пик. Мусор в лесу», « Фиксики. Бумага», «Однажды в лесу»
Дидактические игры: « Найди листок», «Найди дерево по описанию».
«С какого дерева плод?», «Какие предметы сделаны из дерева?».
Глобус, карта родного города.
Уголок «Эксперементирования» (природный материал для исследований и экспериментирования).
Уголок «Книг» (художественная литература: рассказы, сказки, стихотворения, басни, пословицы и поговорки).
Альбомы иллюстраций по темам: «Деревья и кустарники», «Лес», «Добрые дела в природе».
Художественная литература: И.Токмакова «Береза», «Дуб», «Ива», «Рябина», «Ключи от леса», «Живи, елочка», И. Бунин «Лес, точно терем расписной», С. Есенин «Белая береза», «Поет зима - аукает», И.Суриков «Зима», К.Коровин «Белка» (в сокр.), Е. Чарушин рассказы «Про зверей и птиц», экологические сказки (интернет-ресурсы).
Познавательная литература: «Всё о деревьях», познавательные журналы.
Этапы проекта
1этап: Подготовительный:
- определение цели проекта;
- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- практическая работа по подготовке необходимых материалов, наглядностей, игр, обогащение предметно-развивающей среды;
2 этап: Основной
1. Беседы с детьми:
- «Что я знаю о строении дерева?»
- «Деревья – живая природа»
- «Деревья - друзья человека»
- «Почему нужно беречь и охранять деревья? Красная Книга»
- «Как уберечь лес от пожара?»
- «Деревья – доктора»
- «Какие бывают деревья?»
- «Здравствуй, дерево!»;
- «Какие деревья растут на участке»;
- «Как деревья помогают человеку»;
- «Как появляются деревья»;
- «Почему нужно беречь и охранять деревья»;
2. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Зима», «Дубовая роща» : И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;
3. Дидактические игры:
-«Кто живет на дереве?»
-«Что нужно дереву для жизни?»
-«Какой у дерева наряд?»
-«Четвертый лишний»
-«Сколько знаем мы деревьев?»
-«Плоды деревьев»
-«Какие деревья растут в смешанном (хвойном) лесу?»
-«Назови деревья, занесенные в Красную Книгу»
-«Назови предметы из дерева»
-«Дерево для жука (белки и др.) – это…»
-«Сравни березу, дуб, рябину»
-«Ассоциации»
-«Паутинка»
4.Сюжетно-ролевые игры: «Семья собирается в поход в лес», «Лесничий», «Юные исследователи природы».
5. Ознакомление детей с художественной литературой:
И.Токмакова «Береза», «Дуб», «Ива», «Рябина», «Ключи от леса», «Живи, елочка», И.Бунин «Лес, точно терем расписной», С.Есенин «Береза», «Поет зима - аукает», И.Суриков «Зима», К.Коровин «Белка» (в сокр.),
Е. Чарушин рассказы «Про зверей и птиц», экологические сказки (интернет-ресурсы), заучивание наизусть стихотворений А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало», С.А.Есенина «Береза». И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»; заучивание: П. Воронько «Берёзка».
6.Ознакомление с музыкальными произведениями
Прослушивание: запись «Голоса леса», Ф.Шопен «Осенний вальс», «Зима» из цикла «Времена года» А.Вивальди, Г.Свиридов «Метель».
Разучивание песен: «Разноцветные листики падают» сл. М.В. Сидоровой, муз. И.Г.Смирновой, «Есть у осени любимое занятье» сл. и муз. Н.Куликовой.
7.Экскурсии, наблюдения, исследовательская деятельность:
- Экскурсия «В гости к рябине».
- Наблюдения «Сравни 2 деревца – береза и тополь»
- Наблюдения «Как изменился клен?»
- Наблюдение «Какие деревья первые сбросили листья»
- Наблюдение «Жители деревьев» (за белкой и птицами)
- Акция «Покорми птиц», наблюдение за пернатыми гостями.
-Проведение опытов с землей, водой, песком, льдом.
8. ИКТ-деятельность. Просмотр с детьми:
- Электронных презентаций: «Жизнь в лесу», «Пожары в лесу», «Ярусы леса», «Берегите природу»
Мультфильмы: « Грузовичок Пик. Мусор в лесу», « Фиксики. Бумага», «Однажды в лесу»
9. Организованная образовательная деятельность:
Тема: «Кому нужны деревья?» (ознакомление с природой)
Тема: «О чем говорят деревья?» (художественная литература)
Тема: «Золотой наряд Осени» (рисование)
Тема: «Тайны леса» (интегрированное занятие)
10. Продуктивная деятельность:
- Выставки детских рисунков: «Осенние мелодии»
-Лепка на картоне: «Рябиновые ветви»
- Коллективная аппликация: панно «Золотая осень» (из листьев).
11. Работа с родителями
Участие родителей в выставках:
- Выставка работ на тему: «Краски Осени» (рисование родителей с детьми осенних пейзажей)
Проведение консультаций для родителей:
Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу».
«Прогулки с семьей в лесу»
Оформление папок-передвижек: «Осень»; «Прогулки с семьей в лес».
«Правила поведения в природе».
3 этап: Заключительный
Итоговое занятие по теме: «Тайны леса»
Интеллектуальная паутина «Деревья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Книга в гости к нам пришла" для подготовительной группы
Данный материал поможет сформировать интерес и любовь к книгам...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Человек и здоровье» . Проект расчитан на три года (средняя, старшая и подготовительная группы)
формационная карта проектаПолное название проекта: «Человек и здоровье»Автор проекта: Кирсанова Ирина НиколаевнаУчастники проекта:Воспитанники группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководител...
Фото-проект Вышивка для Мамы к 8-ому марта, подготовительная группа
обыгрывание подготовки к празднику 8-му марта, результат - вышивка для мамы....
Проект «Осень золотая явилась к нам опять» в подготовительной группе
Совершенствовать экологическую культуру дошкольников.Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада....
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны» для подготовительной группы.
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов.Углуб...
Проект «Мы помним героев» посвященный 65 – летию победы. Подготовительная группа
Тема: «Ознакомление с историческими событиями Великой Отечественной войны».Название: «Мы помним героев».Проблема: оформление мини-музея.Тематическое поле: Ознакомление с жизнью родных и близких в годы...
Проект На лесной полянке для детей старшей и подготовительной группы
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» ПРОЕКТ«На лесной полянке» Проект разработала: музыкальный руководительШуленина...