Проект «По лесочку погуляем, все о деревцах узнаем» Подготовительная группа
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Прахова Екатерина Андреевна

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,

 мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

 

В. А. Сухомлинский

Актуальность                                                                        

Связь человека с природой - актуальный вопрос на сегодняшний день. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение беречь природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. В современном мире теряется тесная связь человека и природы, т.к. в последнее время человек редко бывает на природе, мало общается с природой, дети часто не замечают красоты природы, проходят мимо деревьев, неосторожно обращаются с ними. Данный проект расширяет представления детей о деревьях, дает возможность ближе познакомиться с деревьями - живыми объектами природы, а также с их важной ролью в жизни человека и природы. В ходе проекта дети будут наблюдать, изучать, исследовать деревья, их строение, изменения и делать выводы. Этот проект формирует экологическое сознание родителей и детей о необходимости бережного и заботливого отношения с природой.

 

Проблема

Деревья окружают нас везде и постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Хотя деревья «живут» рядом с нами, дети не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы.

Формулирование проблемы: «А нужны ли  вообще деревья в городе?»

 

Вид проекта — познавательный, краткосрочный (2 недели)

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста.

 

Цель: Формирование познавательно-исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.

 

Задачи:

- Расширять знания детей о деревьях как объектах живой природы, их особенностях строения;

- Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать деревья, кустарники и объекты окружающей природы; искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения, эстетические суждения;

- Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, исследованиях, опытах, рассуждениях, развивать умения делать выводы;

- Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за деревьями, цветами и другими живыми объектами на участке и в группе;

- Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности;

-Воспитывать основы экологического сознания, гуманно-ценностного отношения к природе через понимание ценности природы;

- Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.       

Предполагаемый результат:

Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.

Родители: повысится интерес к данному вопросу, расширится запас экологических знаний родителей.

 

Продукты проекта:  разработанные консультации для родителей «Прогулки с семьей в лес», «Правила поведения на природе» ,выставка творческих работ детей «Загадочный лес»; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», изготовление логической паутины «Деревья»

 

Материалы к проекту

Электронная презентация: «Жизнь в лесу», «Пожары в лесу», «Берегите природу» 

Мультфильмы: « Грузовичок Пик. Мусор в лесу», « Фиксики. Бумага», «Однажды в лесу»

Дидактические игры: « Найди листок», «Найди дерево по описанию».

 «С какого дерева плод?», «Какие предметы сделаны из дерева?».

Глобус, карта родного города.

Уголок «Эксперементирования» (природный материал для исследований и экспериментирования).

Уголок «Книг» (художественная литература: рассказы, сказки, стихотворения, басни, пословицы и поговорки).

Альбомы иллюстраций по темам: «Деревья и кустарники», «Лес», «Добрые дела в природе».

 

Художественная литература: И.Токмакова «Береза», «Дуб», «Ива», «Рябина», «Ключи от леса», «Живи, елочка», И. Бунин «Лес, точно терем расписной»,           С. Есенин «Белая береза», «Поет зима - аукает», И.Суриков «Зима», К.Коровин «Белка» (в сокр.), Е. Чарушин рассказы «Про зверей и птиц», экологические сказки (интернет-ресурсы).

                                                                                                       

Познавательная литература:  «Всё о деревьях», познавательные журналы.

 

Этапы проекта

1этап:  Подготовительный:

- определение цели проекта;

- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

- практическая работа по подготовке необходимых материалов, наглядностей, игр,  обогащение предметно-развивающей среды;                                                        

 

2 этап: Основной

1. Беседы с детьми:

- «Что я знаю о строении дерева?»

- «Деревья – живая природа»

- «Деревья - друзья человека»

- «Почему нужно беречь и охранять деревья? Красная Книга»

- «Как уберечь лес от пожара?»

- «Деревья – доктора»

- «Какие бывают деревья?»

- «Здравствуй, дерево!»;

- «Какие деревья растут на участке»;

- «Как деревья помогают человеку»;

- «Как появляются деревья»;

- «Почему нужно беречь и охранять деревья»;

2. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Зима», «Дубовая роща» : И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща»  и беседы по их содержанию;

 

 

3. Дидактические игры:

-«Кто живет на дереве?»

-«Что нужно дереву для жизни?»

-«Какой у дерева наряд?»

-«Четвертый лишний»

-«Сколько знаем мы деревьев?»

-«Плоды деревьев»

-«Какие деревья растут в смешанном (хвойном) лесу?»

-«Назови деревья, занесенные в Красную Книгу»

-«Назови предметы из дерева»

-«Дерево для жука (белки и др.) – это…»

-«Сравни березу, дуб, рябину»

-«Ассоциации»

-«Паутинка»


 

4.Сюжетно-ролевые игры: «Семья собирается в поход в лес», «Лесничий», «Юные исследователи природы».


 

5. Ознакомление детей с художественной литературой:

И.Токмакова «Береза», «Дуб», «Ива», «Рябина», «Ключи от леса», «Живи, елочка», И.Бунин  «Лес, точно терем расписной»,     С.Есенин «Береза», «Поет зима - аукает», И.Суриков «Зима», К.Коровин «Белка» (в сокр.),

Е. Чарушин рассказы «Про зверей и птиц», экологические сказки (интернет-ресурсы), заучивание наизусть стихотворений А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало», С.А.Есенина «Береза». И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»; заучивание: П. Воронько «Берёзка».

 

 

6.Ознакомление с музыкальными произведениями

Прослушивание:  запись «Голоса леса», Ф.Шопен «Осенний вальс», «Зима» из цикла «Времена года» А.Вивальди, Г.Свиридов «Метель».

Разучивание песен: «Разноцветные листики падают» сл. М.В. Сидоровой, муз. И.Г.Смирновой, «Есть у осени любимое занятье» сл. и муз. Н.Куликовой.


7.Экскурсии, наблюдения, исследовательская деятельность:

- Экскурсия «В гости к рябине».

- Наблюдения «Сравни 2 деревца – береза и тополь»

- Наблюдения «Как изменился клен?»

- Наблюдение «Какие деревья первые сбросили листья»

- Наблюдение «Жители деревьев» (за белкой и птицами)

- Акция «Покорми птиц», наблюдение за пернатыми гостями.

-Проведение опытов с землей, водой, песком, льдом.


8. ИКТ-деятельность. Просмотр с детьми:

- Электронных презентаций: «Жизнь в лесу», «Пожары в лесу», «Ярусы леса», «Берегите природу»

Мультфильмы: « Грузовичок Пик. Мусор в лесу», « Фиксики. Бумага», «Однажды в лесу»

 

9. Организованная образовательная деятельность:

Тема: «Кому нужны деревья?» (ознакомление с природой)

Тема: «О чем говорят деревья?» (художественная литература)

Тема: «Золотой наряд Осени» (рисование)

Тема: «Тайны леса» (интегрированное занятие)


10. Продуктивная деятельность:

- Выставки детских рисунков: «Осенние мелодии»

-Лепка на картоне: «Рябиновые ветви» 

- Коллективная аппликация: панно «Золотая осень» (из листьев).          

 

11. Работа с родителями

Участие родителей в выставках:

- Выставка работ на тему: «Краски Осени» (рисование родителей с детьми осенних пейзажей)

 Проведение консультаций для родителей

Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу».

«Прогулки с семьей в лесу»

Оформление папок-передвижек:  «Осень»; «Прогулки с семьей в лес».

«Правила поведения в природе».

 

3 этап: Заключительный

Итоговое занятие по теме: «Тайны леса»

Интеллектуальная паутина «Деревья»

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_lesochku_pogulyaem_vse_o_derevtsah_uznaem.docx256.1 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 43»

Методическая разработка на конкурс

«Экологическое пространство как средство

формирования экологической культуры и безопасности

жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Номинация «Природное наследие нации»

Проект «По лесочку погуляем, все о деревцах узнаем»

Подготовительная группа

                                                               Подготовила - Прахова Екатерина Андреевна

- воспитатель

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,

 мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Связь человека с природой - актуальный вопрос на сегодняшний день. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение беречь природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. В современном мире теряется тесная связь человека и природы, т.к. в последнее время человек редко бывает на природе, мало общается с природой, дети часто не замечают красоты природы, проходят мимо деревьев, неосторожно обращаются с ними. Данный проект расширяет представления детей о деревьях, дает возможность ближе познакомиться с деревьями - живыми объектами природы, а также с их важной ролью в жизни человека и природы. В ходе проекта дети будут наблюдать, изучать, исследовать деревья, их строение, изменения и делать выводы. Этот проект формирует экологическое сознание родителей и детей о необходимости бережного и заботливого отношения с природой.

Проблема

Деревья окружают нас везде и постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Хотя деревья «живут» рядом с нами, дети не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы.

Формулирование проблемы: «А нужны ли  вообще деревья в городе?»

Вид проекта — познавательный, краткосрочный (2 недели)

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. 

Цель: Формирование познавательно-исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Расширять знания детей о деревьях как объектах живой природы, их особенностях строения;

- Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать деревья, кустарники и объекты окружающей природы; искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения, эстетические суждения;

- Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, исследованиях, опытах, рассуждениях, развивать умения делать выводы;

- Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за деревьями, цветами и другими живыми объектами на участке и в группе;

- Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности;

-Воспитывать основы экологического сознания, гуманно-ценностного отношения к природе через понимание ценности природы;

- Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.       

Предполагаемый результат:

Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.

Родители: повысится интерес к данному вопросу, расширится запас экологических знаний родителей.

Продукты проекта:  разработанные консультации для родителей «Прогулки с семьей в лес», «Правила поведения на природе» ,выставка творческих работ детей «Загадочный лес»; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», изготовление логической паутины «Деревья»

Материалы к проекту

Электронная презентация: «Жизнь в лесу», «Пожары в лесу», «Берегите природу» 

Мультфильмы: « Грузовичок Пик. Мусор в лесу», « Фиксики. Бумага», «Однажды в лесу» 

Дидактические игры: « Найди листок», «Найди дерево по описанию».

 «С какого дерева плод?», «Какие предметы сделаны из дерева?».

Глобус, карта родного города.

Уголок «Эксперементирования» (природный материал для исследований и экспериментирования).

Уголок «Книг» (художественная литература: рассказы, сказки, стихотворения, басни, пословицы и поговорки).

Альбомы иллюстраций по темам: «Деревья и кустарники», «Лес», «Добрые дела в природе».

Художественная литература: И.Токмакова «Береза», «Дуб», «Ива», «Рябина», «Ключи от леса», «Живи, елочка», И. Бунин «Лес, точно терем расписной»,           С. Есенин «Белая береза», «Поет зима - аукает», И.Суриков «Зима», К.Коровин «Белка» (в сокр.), Е. Чарушин рассказы «Про зверей и птиц», экологические сказки (интернет-ресурсы).

                                                                                                       

Познавательная литература:  «Всё о деревьях», познавательные журналы.

Этапы проекта

1этап:  Подготовительный:

- определение цели проекта;

- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

- практическая работа по подготовке необходимых материалов, наглядностей, игр,  обогащение предметно-развивающей среды;                                                        

2 этап: Основной

1. Беседы с детьми:

- «Что я знаю о строении дерева?»

- «Деревья – живая природа»

- «Деревья - друзья человека»

- «Почему нужно беречь и охранять деревья? Красная Книга»

- «Как уберечь лес от пожара?»

- «Деревья – доктора»

- «Какие бывают деревья?»

- «Здравствуй, дерево!»;

- «Какие деревья растут на участке»;

- «Как деревья помогают человеку»;

- «Как появляются деревья»;

- «Почему нужно беречь и охранять деревья»;

2. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Зима», «Дубовая роща» : И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща»  и беседы по их содержанию;

3. Дидактические игры:

-«Кто живет на дереве?»

-«Что нужно дереву для жизни?»

-«Какой у дерева наряд?»

-«Четвертый лишний»

-«Сколько знаем мы деревьев?»

-«Плоды деревьев»

-«Какие деревья растут в смешанном (хвойном) лесу?»

-«Назови деревья, занесенные в Красную Книгу»

-«Назови предметы из дерева»

-«Дерево для жука (белки и др.) – это…»

-«Сравни березу, дуб, рябину»

-«Ассоциации»

-«Паутинка»


4.Сюжетно-ролевые игры: «Семья собирается в поход в лес», «Лесничий», «Юные исследователи природы».


5. Ознакомление детей с художественной литературой:

И.Токмакова «Береза», «Дуб», «Ива», «Рябина», «Ключи от леса», «Живи, елочка», И.Бунин  «Лес, точно терем расписной»,     С.Есенин «Береза», «Поет зима - аукает», И.Суриков «Зима», К.Коровин «Белка» (в сокр.),

Е. Чарушин рассказы «Про зверей и птиц», экологические сказки (интернет-ресурсы), заучивание наизусть стихотворений А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало», С.А.Есенина «Береза». И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»; заучивание: П. Воронько «Берёзка».

6.Ознакомление с музыкальными произведениями

Прослушивание:  запись «Голоса леса», Ф.Шопен «Осенний вальс», «Зима» из цикла «Времена года» А.Вивальди, Г.Свиридов «Метель».

Разучивание песен: «Разноцветные листики падают» сл. М.В. Сидоровой, муз. И.Г.Смирновой, «Есть у осени любимое занятье» сл. и муз. Н.Куликовой.


7.Экскурсии, наблюдения, исследовательская деятельность:

- Экскурсия «В гости к рябине».

- Наблюдения «Сравни 2 деревца – береза и тополь»

- Наблюдения «Как изменился клен?»

- Наблюдение «Какие деревья первые сбросили листья»

- Наблюдение «Жители деревьев» (за белкой и птицами)

- Акция «Покорми птиц», наблюдение за пернатыми гостями.

-Проведение опытов с землей, водой, песком, льдом.


8. ИКТ-деятельность. Просмотр с детьми:

- Электронных презентаций: «Жизнь в лесу», «Пожары в лесу», «Ярусы леса», «Берегите природу»

Мультфильмы: « Грузовичок Пик. Мусор в лесу», « Фиксики. Бумага», «Однажды в лесу» 

9. Организованная образовательная деятельность:

Тема: «Кому нужны деревья?» (ознакомление с природой)

Тема: «О чем говорят деревья?» (художественная литература)

Тема: «Золотой наряд Осени» (рисование)

Тема: «Тайны леса» (интегрированное занятие)


10. Продуктивная деятельность: 

- Выставки детских рисунков: «Осенние мелодии»

-Лепка на картоне: «Рябиновые ветви» 

- Коллективная аппликация: панно «Золотая осень» (из листьев).          

11. Работа с родителями

Участие родителей в выставках:

- Выставка работ на тему: «Краски Осени» (рисование родителей с детьми осенних пейзажей)

 Проведение консультаций для родителей

Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу».

«Прогулки с семьей в лесу»

Оформление папок-передвижек:  «Осень»; «Прогулки с семьей в лес».

«Правила поведения в природе».

3 этап: Заключительный

Итоговое занятие по теме: «Тайны леса»

Интеллектуальная паутина «Деревья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Книга в гости к нам пришла" для подготовительной группы

Данный материал поможет сформировать интерес и любовь к книгам...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Человек и здоровье» . Проект расчитан на три года (средняя, старшая и подготовительная группы)

формационная карта проектаПолное название проекта: «Человек и здоровье»Автор проекта: Кирсанова Ирина НиколаевнаУчастники проекта:Воспитанники группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководител...

Фото-проект Вышивка для Мамы к 8-ому марта, подготовительная группа

обыгрывание подготовки к празднику 8-му марта, результат - вышивка для мамы....

Проект «Осень золотая явилась к нам опять» в подготовительной группе

Совершенствовать  экологическую  культуру дошкольников.Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада....

Проект «Все профессии нужны, все профессии важны» для подготовительной группы.

В старшем дошкольном возрасте  особое значение для полноценного  развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом  предметов.Углуб...

Проект «Мы помним героев» посвященный 65 – летию победы. Подготовительная группа

Тема: «Ознакомление с историческими событиями Великой Отечественной войны».Название: «Мы помним героев».Проблема: оформление мини-музея.Тематическое поле: Ознакомление с жизнью родных и близких в годы...

Проект На лесной полянке для детей старшей и подготовительной группы

МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»   ПРОЕКТ«На лесной  полянке»   Проект разработала: музыкальный руководительШуленина...