НОД Познавательно-исследовательская деятельность Мой дом, моя семья
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми (мир социальных отношений) " Мой дом, моя семья" представлена в музыкально-игровой форме, которая наиболее близка детскому восприятию, увлекательна и разнообразна. Это позволяет детям погрузиться в атмосферу русского народного быта, раскрывает основные понятия трудовой деятельности родителей, их круг обязанностей, помогает ощутить настроение праздника, радость совместного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий НОД "Мой дом, моя семья" | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД Познавательно-исследовательская деятельность: познание социального мира «Мой дом, моя семья»
Цель: Развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи, быта русского народа.
Задачи: 1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями о русской народной культуре и социальным взаимодействием в семье.
2.Развитие у детей умственных способностей: развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
3. Умение устанавливать простейшие связи между явлениями и предметами, делать простейшие обобщения.
3. Закрепление знаний детей о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта; обогащение словаря детей народными пословицами, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.); воспитание интереса к родной культуре, любви к маме и семье; побуждение больше узнавать о народном декоративно - прикладном искусстве;. привитие любови и интереса к русской старине, фольклорным традициям.
Предварительная работа: Знакомство с деревянными и глиняными изделиями в русской избе, игра на ложках, роспись матрешки, заучивание пословиц, загадок, русских народных игр. Просмотр презентаций «Мамина Любовь», «Печь-матушка», «Предметы русского быта». Изготовление макета пилы и топора.
Оборудование: макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, рушник, скатерть, деревянная и глиняная посуда, прялка, сундучок, чугунок, самовар, балалайка), каравай, баранки.
Ход НОД
Хозяйка(воспитатель) и дети одеты в русский народный костюмы
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Мы позвали в гости к нам,
Поздравлять мы будем мам!
День матери-праздник пока молодой
Но все ему рады, конечно!
Мам все ребята поздравить хотят
Их любят они бесконечно!
Хозяйка:
А где же мои гости?
Эй, девчоночки-девчушки,
Веселушки-хохотушки!
Эй, мальчишки-молодцы,
Озорные удальцы!
Заходят дети и останавливаются на «пороге».
Проходите, проходите,
Милости просим в нашу избу,
Так дом называли мы в старину!
А у вас как дом сейчас называется? (Ответы детей)
Хозяйка: А-а-а-а-а! Квартира!
В старинные времена самую большую комнату в избе называли горница. А вашу большую комнату как называют? (Ответы детей)
Гостиная? Какое красивое название, там гостей встречают, да?
Ну а вы, ребята, проходите в нашу горницу, присаживайтесь поближе к печке, гости дорогие.
А почему поближе к печке, я вам сейчас расскажу.
Дети проходят и садятся на лавки мальчики напротив девочек.
Хозяйка:
Скоро праздник наших мам,
Их поздравить нужно нам.
Пригласила я вас, гости дорогие, на праздник, а дорогих гостей всегда к печи –матушке усаживали, а непрошенных возле порога. Горница у нас небольшая, да какая красивая! На убранство погляди! А кто в избе убирался? Кто полы мыл, посуду? Стирал? Красивые скатерти ткал да вышивал? Как вы думаете? Кто это всё делал, скажите, ребята! (ответы)
Хозяйка: Конечно, хозяйка в доме, мама! В старину мамы варили кашу да щи в русской печи! Трудно было, а сейчас у мамы ещё есть помощники: Кто знает, что маме на кухне помогает? Правильно! И плита, и мультиварка всё варит, маме домашний труд облегчает. А где мы можем с мамой покушать, если оказались далеко от дома? (ответы)
А как вы думаете, что в избе было самым главным? Ответ вы узнаете, если отгадайте мою загадки:
Летом спит, зимой горит.
Рот открывает, что дают – глотает. (ПЕЧЬ)
Что из угла в угол не переставишь?
Что из избы не вытащишь? (Печь)
Дети отвечают, хозяйка хвалит:
У хозяйки гордость-печь!
Поведу о ней я речь!
Мама всё готовит в печке,
И хлеба, и калачи!
Кашу и картошку,
И баранью ножку!
А чтобы всё это приготовить, надо сначала дрова нарубить, да в избу принести. Такую работу по дому делал глава семьи папа. А сейчас у нас папы печку топят? А где вы видели настоящую печку? На даче у бабушки? Тогда надо помочь бабушке! Давайте и мы напилим и нарубим дров, становись друг за другом!
Физкультминутка
За дровами мы идём,
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
Хозяйка: Ух! Устали, столько дров напилили, на всю зиму хватит!
Ну садитесь на лавку, отдохните, да посмотрите, что рядом с ней стоит.
Рядом с лавкой стоит какой то красивый ящик, украшенный разными узорами. Как вы думаете, что это за расписной короб? (ответы детей) А что там хранится? Давайте заглянем в него!
В сундуке храним одежду, которую сама шила и вышивала мама. А у вас мамы шьют вам одежду? Вяжут носочки? (ответы) А где вы одежду покупаете?
Мама у нас рукодельница, да веселая какая! Умела петь и танцевать! Сейчас мы и гостей наших нарядим, отгадайте, как называются такие куколки? (надевают девочкам платочки).
Слушайте загадку:
В алых шелковых платочках,
Сарафанчики в цветочках.
А внутри секреты есть
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наши русские …(матрешки)
Мальчики берут бубны и приветствуют девочек-матрешек.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки!
Выходит девочка в платочке.
1-я матрешка: ( Ева К)
Я матрешка расписная
Мои щечки алые.
Выходи ко мне подружки
Девочки румяные!
Девочки достают из сундука платочки, повязывают их и становятся в полукруг и читают вместе стихотворение.
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных.
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Хозяйка: У мамы было мало свободного времени, ведь забот и хлопот по дому было много. А что мама делает по дому? (ответы детей)
Правильно! И семью накормить, и посуду перемыть, постирать, приготовить обед. Но когда все дела были переделаны, мамы и девочки собирались на посиделки, пряли, вышивали, песни пели. Приглашали на посиделки и молодых ребят, играли в народные игры. Давайте и мы поиграем в ручеек.
Музыкальная игра «Ручеек» (под музыку «Во поле береза стояла»), трек 3.
Мальчики подходят к девочкам, кланяются и подают руку, девочки кланяются, берут руку мальчика и строятся парами. Игра повторяется до окончания музыки. В конце мальчик ведёт девочку за руку и они садятся рядом на стульчики.
Хозяйка: Как и мамы папы тоже трудились для своей семьи. Раньше все в избе делалось своими руками из дерева и глины. Весной и летом и осенью мужчины работали в поле, а долгими, зимними вечерами резали миски, долбили ковши из дерева.
Хозяйка: Хватит молча гостевать – пора загадки отгадать.
А что еще вырезали из дерева? Загадаю вам загадку, и вы сразу догадаетесь! Послушайте внимательно!
Загадки:
№1. Деревянная точеная, ручка золоченая. (ложка)
№2. Если я пуста бываю
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду! (ложка)
Ай, да молодцы! А вот ещё одна загадка. Сама не ест, а всех кормит? (Ложка) А у вас дома и в садике из чего ложки сделаны?
(Хозяйка показывает деревянные расписные ложки)
Разные ложки и ковши
Ты разгляди ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может солнцем залитые!
Деревянные ложками ели в старину, а сейчас они украшают интерьер и ещё на них играют!
Хозяйка: Ну, ребята, не сидите
Поиграть на них идите!
ИГРА «Ложечки»Трек 4
Отгадайте, а какой ещё музыкальный инструмент звучал в старину на посиделках.
Хозяйка: Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки
Кто смышленей погляжу!
Загадка:
И бренчит, и звенит,
Всех игрою веселит,
А всего то три струны
Ей для этого нужны.
Что же это. Отгадай-ка?
Это наша…(балалайка)
Дети отгадывают.
Хозяйка: В старину мамы любили песни петь, умели играть на музыкальных инструментах. А ваши мамы умеют петь? А частушки любят слушать? Давайте мамам споём наши частушки!
Хозяйка берет в руки балалайку и наигрывает частушечный наигрыш. Выходят девочки петь частушки, а мальчики берут ложки и бубны, встают позади девочек.
Хозяйка вместе с девочками:
Мы надели сарафаны
И хотим понравиться.
Полюбуйтесь нами мамы
Разве не красавицы?
2-я матрешка Соня:
Что же делать маменька,
Что родилась маленька?
Что же делать, родненька,
Хоть мала, да модненька!
3-я матрёшка Юля:
Мама шьет и вышивает
Меня ярко наряжает!
Сапоги на ножках
Сарафан в горошках!
Ох!
4-я матрешка Маша:
У меня на сарафане
Петухи да петухи!
Когда вырасту большая –
Берегитесь, женихи!
Ох!
Хозяйка вместе с матрешками:
Закружитесь сарафаны
Каблучки сверкайте!
Веселитесь, гости, с нами,
Только поспевайте!
Ох!
Мальчики играют на бубнах, на проигрыш и притопывают ножкой. Девочки приседают и кружатся. Продолжают петь мальчики.
1-ый мальчик: Саша
Лучик солнечный проснулся
Улыбнулся, потянулся.
И сказал, прищурясь нам
«Нынче праздник наших мам»!
2-ой мальчик: Артем
Маму нежно обниму,
Крепко поцелую.
Потому что я люблю
Мамочку родную!
3-ий мальчик: Дима
Дорогие наши мамы,
Очень-очень любят нас!
Ну а я для своей мамы
Песенку спою сейчас! Ух!
4-ый мальчик Ваня и все вместе:
Мы сегодня нарядились,
Будем петь и танцевать!
Будем вместе веселиться,
Будем маму поздравлять! Ух!
Дети садятся на лавку.
Хозяйка: Молодцы, ребята и девчата! И петь, и плясать умеют! И загадки отгадывать! И маме помогать умеют! А посуду дома моете? А посуду какой помощник маме помогает мыть? (ответы) А стирает мама в чем? В корыте? (ответы) Правильно, мамам сейчас гораздо легче справляться с домашними делами, но как и в старину, и сейчас мамы любят и заботятся о своих родных и близких, встречают папу с работы, забирают малыша из детского сада, гуляют с ним, читают перед сном сказки, поют колыбельные песенки. А на праздники пекут блины, ватрушки да пироги! Давайте поможем маме и напечем угощенье для гостей!
Дети вместе с хозяйкой украшают печенье глазурью для мамы и для гостей В конце хозяйка приглашает всех гостей к столу.
Хозяйка: Любим мы чаёвничать, чай из самовара попить!
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Хозяйка: Дети что такое рушник? (полотенце)
Ребенок:
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей
Тары – бары – растабары
Выпьем чай из самовара.
Хозяйка: Добрый гость всегда в пору. Проходите, гости к столу, чайком угоститесь! Приходите еще, будем вам рады. До свидания, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....