Занятие НОД "Воздух - невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Чередниченко Любовь Ивановна

План конспект занятия по окружающему миру "Воздух - невидимка" в младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_nevidimka.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: Познавательно-исследовательская

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, безопасность, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество.

Тип: интегрированное.

Возраст детей: младший дошкольный возраст (3—4 года)

Формы непосредственной образовательной деятельности:  беседа, решение проблемных ситуаций, подвижная игра,   обсуждение,  ответы на вопросы, исследовательская деятельность.  

Формы организации: группа.

Задачи:

Образовательные:

-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

-дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

-способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

-способствовать формированию у детей познавательного интереса;

-обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Развивающие:

-развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

-развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

-развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

-воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

-воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарь новых слов:   прозрачный, невидимый.

Предварительная  работа: 

-наблюдения за ветром;

-проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

-эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

Оборудование и материалы:

-листы бумаги по количеству детей,

-покрывало;

-апельсин, чеснок;

-воздушные шары (по количеству детей);

-аудио  запись «Звуки леса»;

-мыльные пузыри (по количеству детей);

-духовые инструменты (по количеству детей);

-фломастеры (по количеству детей);

-ленты (по количеству детей).

План конспекта непосредственной образовательной деятельности.

  1. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.

Воспитатель. Ребята, сегодня на почту нашего детского сада пришло письмо. Сейчас я его прочитаю: «Дети, на нашей Земле произошла беда. Исчез воздух, вода, солнце, животные, растения, люди. Помогите вернуть воздух Земле». Нам нужно найти воздух.  Ну что ребята поможем?

Дети. Поможем.

Воспитатель. 

 А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе?  А вы, ребята видели воздух?

Дети. Нет.

Воспитатель. Скажите, ребята,  вы видите воздух вокруг нас?

Дети. Нет, не видим.

Воспитатель. Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети. Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель. Мы воздух не видим, но можем его поймать.

       Игра с воздухом:  «Парашют»

У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какое красивое у меня покрывало. Оно какое? (Легкое, воздушное, воздуху послушное). Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и взяться за края покрывала.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

- Здорово мы поиграли с воздухом. Вам понравилось? И мне очень понравилось играть с вами.

  1. Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель.

Ребята, мы узнали,  что воздух находится вокруг нас, он везде, и он не видим. Интересно, а можем мы его почувствовать, понюхать, попробовать, поиграть с ним? (Ответы детей). Мы этого ещё не знаем, не умеем. Предлагаю вам исследовать воздух.

  1. Открытие нового знания.

Воспитатель. 

Попробуем почувствовать воздух.  Подуем на ладошку. (Дети выполняют) Что мы чувствуем?

Дети. Холод.

Воспитатель. Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. (Дети выполняют). Что мы сейчас почувствовали?

Дети. Ветерок.

Воспитатель. Ребята, есть еще одно интересное свойство у воздуха - с ним можно поиграть. Предлагаю  поиграть в игру «ветерок». Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.

Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает.

- Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.

Воспитатель. Скажите, а воздух имеет вкус? (Нет). Можно ли попробовать воздух на вкус? (ответы детей). Лизните его. Что нибудь почувствовали? (Нет). Значит, воздух не имеет вкуса. Ребята, а чем может пахнуть  воздух? (ответы детей). Давайте, понюхаем воздух. Чистый воздух не пахнет. Воздух в нашей группе чистый? (Да). Потому что всегда убирается пыль, моют полы и игрушки и много комнатных растений. Чистый воздух не имеет запаха. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Но он хорошо присваивает чужие запахи.  Предлагаю в этом убедиться.

 Воспитатель мнёт корку апельсина.

Воспитатель. Что вы чувствуете?

Дети. Пахнет апельсином.

Воспитатель. Правильно, этот запах идёт от корки апельсина.

Воспитатель отходит от детей подальше и давит дольку чеснока.

Воспитатель.  Вы чувствуете запах? Чем пахнет?

Дети. Пахнет чесноком.

Воспитатель. Правильно, запах дошёл до вас. Значит, запах передаётся по воздуху. Скажите ещё раз: воздух имеет запах?

Дети. Нет.

Воспитатель. Мы настолько привыкли к воздуху, что даже не замечаем его. А может быть можно обойтись без воздуха? Зачем он нам нужен?! Давайте проверим: попробуем не дышать, пока весь песок не пересыпится  в песочных часах. Сделайте вдох и задержите дыхание. Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, а  вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Вам было хорошо или плохо без воздуха?

Дети. Плохо.

Воспитатель. Чего нам не хватало?

Дети. Воздуха.

Воспитатель. Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.  Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям!

4. Воспроизведение нового в типовой ситуации.

Воспитатель. Ребята, мы узнали, что воздух находится везде, мы им дышим, поэтому он есть внутри нас. Сейчас мы в этом убедимся.

На столе лежат духовые инструменты, мыльные пузыри. Звучит музыка, дети выбирают себе любой предмет и играют с ним. Создаётся игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала.

Воспитатель. Что находится внутри мыльных пузырей?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух.  Что вам помогает играть на духовых инструментах?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Правильно, когда артист играет, он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, и получаются звуки. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас.

5.Итог непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Теперь ребята, давайте вспомним всё, что мы узнали о воздухе. Воздух бесцветный и невидимый. Он не имеет запаха – только передаёт чужие запахи. С воздухом можно играть. Он нужен для жизни людям, животным, растениям и нашей Земле. Я предлагаю передать воздух в воздушных шарах.

 Воспитатель выносит 10 гелиевых шаров.

Воспитатель. Что бы наша Земля ни грустила, и не печалилась, мы подарим свои улыбки. Их мы нарисуем на наших шарах.

 Дети фломастерами рисуют на шарах улыбки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект занятия "Воздух - невидимка"

Конспект занятия "Воздух - невидимка"Цель: Сформировать представления о взаимозависимости жизнедеятельности живых организмов в природе; о необходимости беречь и не засорять окружающую среду....

Познавательное занятие "Воздух-невидимка"

Познакомить детей со свойствами воздуха ( упругость, сжимаемость, вес), закрепить знания о его невидимости прозрачности; способы обнаружения и роли воздуха в жизни человека....

Конспект занятия Воздух-невидимка

Конспект занятия в средней группе и иллюстрации...

Конспект познавательного занятия "Воздух - Невидимка"

Познакомить детей со стихией природы-воздухом....

Занятие по развитию мелкой моторики у детей в старшей группе. Тема занятия: « Дворец невидимка».

Занятие по развитию мелкой моторики у детей в  старшей  группе.Тема занятия: « Дворец невидимка».Цель: Развивать мелкую мускулатуру рук.Интеграция образовательных областей: &laqu...