Проект "Маленькие исследователи"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Краткосрочный проект для детей среднего и старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_issledovateli.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Маленькие исследователи"
Проводят: воспитатели коррекционной группы
для детей с нарушениями речи
МДОУ «Д/с «Миляш» с.Кунашак
Лещева Г.А., Султанова Т.Н.
Актуальность.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую деятельность.
Сроки реализации: краткосрочный – 2 недели
Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста , родители воспитанников, педагоги.
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование .
Задачи проекта:
- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
- “Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 1»,сост. Н.В. Нищева.- СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.
- “Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 2»,сост. Н.В. Нищева.- СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.
- «Простые опыты с природными материалами» М.Султанова – ООО «Хатбер-пресс». Москва,2015.
- «Простые опыты с водой» М.Султанова – ООО «Хатбер-пресс». Москва,2015.
- «Простые опыты с воздухом» М.Султанова – ООО «Хатбер-пресс». Москва,2015.
- «Простые опыты с бумагой» М.Султанова – ООО «Хатбер-пресс». Москва,2015.
Материально-техническое:
- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
- разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;
- оформление «детской лаборатории» в группе.
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
1. Подготовка к работе педагогов.
Анализ методической литературы.
Подборка иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.
Составить картотеку «Опыты с детьми дошкольного возраста»
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
2. Сотрудничество с родителями.
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.
Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.
3. Подготовительная работа с детьми.
- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
Примерный алгоритм группового проекта
Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.
1. Что мы знаем о живой и неживой природе?
Развивающие вопросы, которые можно задать детям:
- для чего нужны эксперименты?
- вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?
2. Что мы хотим узнать?
- Что такое лупа?
- Какие вещества растворяет вода?
- Почему дует ветер?
- Как растет лук, пшеница?
- Как действует магнит на предметы?
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Приготовить оборудование для опытов.
- Внести в уголок природы объекты неживой и живой природы.
- Провести эксперименты и опыты.
- Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.
- Рассказать друг другу о том, что узнали.
II. Практический.
Формы организации образовательного процесса
В разных видах детской деятельности в системе “Педагог - Ребенок – Родители”
Работа с детьми
Дата | Формы работы |
5.02 | Беседа с детьми «Кто такие ученые, чем они занимаются» Цель: уточнить представление об учёных, о назначении лаборатории и культуре поведения в ней. Оформление уголка по экспериментированию. |
6.02 | НОД «Разноцветные шарики, каким будет новый цвет?» Цель: познакомить детей со способом смешивания красок для получения нового цвета. Практическая деятельность «Посадка лука», «Посев пшеницы» Цель: познакомить со свойствами почвы, с условиями , которые нужны для роста растений( почва, свет, вода), рассмотреть лук, зерна пшеницы, привлечь к наблюдению за ростом растений, у ходу за посадками. |
7.02 | Эксперимент “ Волшебница вода”. Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы. Просмотр презентации “Путешествие Капельки”. Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека. |
8.02 | Эксперимент “Твёрдая вода”. Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, холодный, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду. Эксперимент “Разноцветные сосульки”. Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности. |
9.02 | Эксперимент “Воздух”. Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, может передвигать предметы. Эксперимент “Почему дует ветер”. Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха, с помощью веера показать как происходит движение воздуха. Эксперимент “Вдох - выдох”. Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Развлечение с воздушными шарами. Цель: закрепить знания о воздухе, создать хорошее настроение детям. |
12.02 | Эксперимент “Испытание магнита”. Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”. Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. |
13.02 | Эксперимент “Волшебный шарик”. Цель: установить причину возникновения статистического электричества. Эксперимент “Чудо-причёска”. Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов |
14.02 | Эксперимент “Сила тяготения”. Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле. Эксперимент “Две пробки”. Цель: выяснить, как действуют сила притяжения. Эксперимент “Упрямые предметы”. Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения. Эксперимент “Почему предметы движутся”. Цель: познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. |
16.02 | НОД «Бумага» Цель: познакомить со свойствами бумаги, ее конструктивным использованием. Эксперимент «Что происходит с бумагой в воде» Цель помочь детям узнать, что происходит с водой, когда она намокнет. |
17.02 | Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов. |
Работа с родителями
дата | Формы работы |
5.02-16.02 | Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент. |
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, одноразовые стаканчики, клеёнку. | |
Помощь родителей в подборе наглядного материала для уголка природы. | |
Дать задание родителям сделать или приобрести детский веер для занятий по экспериментированию. | |
Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми. | |
Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами. | |
Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке. | |
Помощь родителей в проведение опытов : | |
Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “ Где находится воздух”. |
III. Обобщающий.
Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”.
Презентация продуктов деятельности.
Ожидаемые результаты.
Для детей.
- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.
- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
Для педагогов.
Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...