Проект "Маленькие исследователи"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Лещева Гульчира Акрамовна

Краткосрочный проект для детей среднего и старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_issledovateli.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Маленькие исследователи"

Проводят: воспитатели коррекционной группы

 для детей с нарушениями речи

МДОУ «Д/с «Миляш» с.Кунашак

Лещева Г.А., Султанова Т.Н.

Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации: краткосрочный – 2 недели

Участники проекта: дети  среднего и старшего дошкольного возраста , родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование .

Задачи проекта:

- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта.

Методическое:

  1. “Организация  опытно-экспериментальной работы  в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 1»,сост. Н.В. Нищева.- СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.
  2. “Организация  опытно-экспериментальной работы  в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 2»,сост. Н.В. Нищева.- СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.
  3. «Простые опыты с природными материалами» М.Султанова – ООО «Хатбер-пресс». Москва,2015.
  4. «Простые опыты с водой» М.Султанова – ООО «Хатбер-пресс». Москва,2015.
  5. «Простые опыты с воздухом» М.Султанова – ООО «Хатбер-пресс». Москва,2015.
  6. «Простые опыты с бумагой» М.Султанова – ООО «Хатбер-пресс». Москва,2015.

Материально-техническое:

- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

- разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;

- подбор иллюстраций, детской литературы;

- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;

- оформление «детской лаборатории» в группе.

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

1. Подготовка к работе педагогов.

Анализ методической литературы.

Подборка  иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.

Составить картотеку «Опыты  с детьми дошкольного возраста»

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2. Сотрудничество с родителями.

Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.

Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1. Что мы знаем о живой и неживой природе?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

- для чего нужны эксперименты?

- вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать?

- Что такое  лупа?

- Какие вещества растворяет вода?

- Почему дует ветер?

- Как растет лук, пшеница?

- Как действует магнит на предметы?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

- Приготовить оборудование  для опытов.

- Внести в уголок природы объекты неживой и живой природы.

- Провести эксперименты и опыты.

- Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.

- Рассказать друг другу о том, что узнали.

II. Практический.

Формы организации образовательного процесса

В разных видах детской деятельности в системе “Педагог - Ребенок – Родители”

Работа с детьми

Дата

Формы работы

5.02

Беседа с детьми «Кто такие ученые, чем они занимаются»

Цель: уточнить представление об учёных, о назначении лаборатории и культуре поведения в ней.

Оформление уголка по экспериментированию.

6.02

НОД «Разноцветные шарики, каким будет новый цвет?»

Цель: познакомить детей со способом смешивания красок для получения нового цвета.

Практическая деятельность «Посадка лука», «Посев пшеницы»

Цель: познакомить со свойствами почвы, с условиями , которые нужны для роста растений( почва, свет, вода), рассмотреть лук, зерна пшеницы, привлечь к наблюдению за ростом растений, у ходу за посадками.

7.02

Эксперимент “ Волшебница вода”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха,  без  вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы.

Просмотр презентации  “Путешествие Капельки”.

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека.

8.02

Эксперимент “Твёрдая вода”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, холодный, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду.

Эксперимент “Разноцветные сосульки”.

Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.

9.02

Эксперимент “Воздух”.

Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим,  не имеет запаха, может передвигать предметы.

Эксперимент “Почему дует ветер”.

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха, с помощью веера показать как происходит движение воздуха.

Эксперимент “Вдох - выдох”.

Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Развлечение  с воздушными шарами.

Цель: закрепить знания о воздухе, создать хорошее настроение детям.

12.02

Эксперимент “Испытание магнита”.

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”.

Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

13.02

Эксперимент “Волшебный шарик”.

Цель: установить причину возникновения статистического электричества.

Эксперимент “Чудо-причёска”.

Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов

14.02

Эксперимент “Сила тяготения”.

Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.

Эксперимент “Две пробки”.

Цель: выяснить, как действуют сила притяжения.

Эксперимент “Упрямые предметы”.

Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.

Эксперимент “Почему предметы движутся”.

Цель: познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

16.02

НОД «Бумага»

Цель: познакомить со свойствами бумаги, ее конструктивным использованием.

Эксперимент «Что происходит с бумагой в воде»

Цель помочь детям узнать, что происходит с водой, когда она намокнет.

17.02

Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.

Работа с родителями

дата

Формы работы

5.02-16.02

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, одноразовые стаканчики, клеёнку.

Помощь родителей в подборе наглядного материала для уголка природы.

Дать задание родителям сделать или приобрести детский веер  для занятий по экспериментированию.

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.

Помощь родителей в проведение опытов :

Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “ Где находится воздух”.

III. Обобщающий.

Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”.

Презентация продуктов деятельности.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...