Проект «Хоть пчёлка и не велика, но велики её дела!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В нашем веке все актуальнее становится тема об использовании природных продуктов, одними из которых являются продукты пчеловодства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hot_pchyolka_i_ne_velika_no_veliki_eyo_dela.docx | 179.91 КБ |
Предварительный просмотр:
- ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
В нашем веке все актуальнее становится тема об использовании природных продуктов, одними из которых являются продукты пчеловодства.
Лето - это великолепная пора, когда все живет и цветет. Летом вместе с родителями я ездил в гости к бабушке и дедушке. Вы представляете, мой дедушка занялся разведением пчел! У нас имеются пять домиков для пчел, то есть улья. Наблюдая за пчелами, я задался вопросом: «А как устроена их жизнь, есть ли у них семья? Чем питаются, как у них развиты органы зрения, обоняния, вкуса, как они летают? Что надо делать, чтобы пчёлы не кусали меня? И как же у них получается очень вкусный и полезный мёд?». Преодолевая страх, а я очень боюсь укуса пчелы, у меня появилось огромное желание исследовать тайный мир этих трудолюбивых насекомых. Большую помощь в моем исследовании оказал мне дедушка, отвечая на мои вопросы и показав мне жизнь пчел в обычной для них обстановке и моя подруга Настя, с которой мы вместе изучали информацию о насекомых-пчёлах, проводили анкетирование, исследовали качество мёда.
- I ЭТАП «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ» ИССЛЕДОВАНИЯ.
Цель этапа: изучить историю пчелы и пчеловодства; узнать о жизни пчёл, их роли в природе.
Летом проведя наблюдение за пчёлами на пасеке, изучив литературу, статьи в газетах и журналах по данной теме, нами было найдено множество интересных и занимательных фактов о пчёлах и продуктах пчеловодства.
2.1. ИСТОРИЯ ПЧЕЛОВОДСТВА
ИСТОРИЯ ПЧЕЛЫ И ПЧЕЛОВОДСТВА
Пчелы – древнейшие обитатели нашей планеты, а пчеловодство - одно из древнейших занятий человека. Пчелы существуют на Земле давно – их останки найдены среди окаменелостей других насекомых. Пчела появилась на 28 млн. лет раньше человека. Многие исторические памятники указывают на то, что первобытный человек знал и любил мед. Это подтверждают древние наскальные рисунки. В Древнем Египте мёд ценили высоко: все египетские фараоны носили титул «Повелитель пчёл». Символическое изображение этого насекомого при жизни фараона украшало царскую эмблему, а после смерти — его гробницу. Египтяне видели в пчелах образец самоотверженности, бесстрашия, презрения к опасности и смерти, а также блюстительниц идеальной чистоты и порядка. В Древней Греции пчеловоды впервые научились вставлять в ульи перегородки и с их помощью изымать избыточные запасы мёда.
На Руси испокон веков занимались разведением пчёл, использовали продукты пчеловодства. Благодаря Петру I, появились стойкие связи с Европой, и первым из экспортных пчелопродуктов был воск. По мнению древних, в том числе и наших предков, мед не земное вещество, а Божий дар. Падает он на Землю с неба утренней росой, а потом его светлые, как жемчуг, ароматные капли собирают с цветков пчелы. [1]
РОЛЬ ПЧЁЛ
Медоносные пчелы – единственные общественные насекомые, которых человек приблизил к своему дому. Экзамен «на полезность» она выдержала благодаря доставляемым человеку продуктам – меду и воску, прополису, пчелиному яду, маточному молочку. Все эти продукты обладают целебными свойствами. Медоносные пчелы активно участвуют в перекрёстном опылении растений, повышают их урожайность и жизнестойкость, что способствует воспроизводству и увеличению поверхности зелёной массы земли. Послужной список «добрых дел» пчёл этим не ограничивается. Пчела является кормом некоторым птицами, паукам - бокохорам. Пчела не только дарит человеку самый сладкий продукт природы – мед, помогает решать экологические проблемы, но и дает возможность его любознательному и пытливому уму проникнуть в увлекательные тайны ее жизни. Люди тысячелетиями наблюдают жизнь пчёл и не устают восхищаться свойственным им трудолюбием, самоотверженностью при обороне своих семей, запасливостью, совершенным качеством создаваемых продуктов. [2]
ТАЙНА ЖИЗНИ ПЧЕЛ
Мой дедушка – пчеловод. Однажды я осмелился пойти на пасеку и помочь дедушке качать мед. На первый взгляд может показаться, что разведение пчел и получение меда дело не хитрое, на самом деле это целая наука, требующая от пасечника знаний и опыта.
Содержание пчёл довольно непростое занятие. Необходимо иметь достаточно знаний и упорства для того, чтобы жизнь пчел была приятной, а разведение пчел успешным. Так и мой дедушка с большой заботой и любовью относится к этим маленьким, трудолюбивым насекомым. И пчелы ему платят тем же. Они чувствуют его неторопливую походку, светлую душу, редко, когда пчелы жалят своего хозяина. Интересно, что там внутри улья? Сняв крышку одного из них, я увидел «подушку». Оказывается, что это мешковина, которая необходима для утепления домика. Затем располагаются верхние вынимающие рамки, в которых пчелки производят мед. Все рамки сделаны самим дедушкой – из деревянных реек, а в них вощина.
Мой дедушка говорит, что за пчелами нужен особый уход. Осенью он готовится к зиме, утепляет улья и подкармливает пчел сахарным сиропом. Зимой наши пчелы находятся в помещении. Дедушка следит за температурой и влажностью, чтобы не было сквозняков и грызунов. Весной работа пчеловода заключается в том, чтобы правильно подготовить себя и пчел к новому рабочему периоду – к лету. В конце апреля дедушка расчищает снег на участке для того, чтобы выставить пчелиные улья. При этом он обязательно ориентируется на погоду, чтобы было тепло и сухо. Пчелы должны почистить и привести в порядок своё жилье, а дедушка им помогает.
В июне у пчел начинается процесс роения. В июле наступает пора главного медосбора. Дедушка ставит в ульи «магазины» (один этаж с пустыми рамами). Когда «магазины» заполняются медом, он их снимает и откачивает мед.
Наконец-то, дедушка и мне разрешил осмотреть пчёл и поучаствовать в трудоемком и интересном процессе - выкачка меда. Я был в восторге! Дедушка – страстный пчеловод. Он говорит, что при работе с пчелами нужно учитывать некоторые их особенности. Это позволит меньше подвергаться нападению со стороны пчел.
Чтобы подойти к ульям, мы оделись по всем правилам пчеловода. На голову – маску с защитной сеткой, тем самым закрыв лицо и голову. Одежда пчеловода обычно очень свободная. Шьется она из плотной хлопковой ткани. С одной стороны это защищает от укусов, с другой – одежда из натуральной ткани прекрасно «дышит» в жару. Она должна быть только белого цвета, чтобы не «разозлить» пчел. К белому пчелы относятся спокойно, ведь они очень легко раздражимые насекомые. Штаны мы заправили в обувь, а рукава–в специальные резиновые перчатки. Рукава должны быть с обтяжкой, чтобы под них не заползали пчелы. Мы были надежно защищены от пчелиных укусов.
Технология извлечения мёда проста. Моей главной обязанностью было вовремя подымить из дымаря на пчел. Дымарь нужен для того, чтобы пчелы стали более спокойными и незлобивыми. Как это происходит, мне пояснил дедушка. Реакция на дым – это важная особенность пчёл. Запах дыма мгновенно приводит всю семью в сильное возбуждение. Пчелы набрасываются на мед и с жадностью напиваются им. Дым для пчел, очевидно, сигнал бедствия. За ним всегда следует огонь (лесные пожары) – самая страшная беда для всех обитателей леса, в том числе и для пчел. Чтобы не погибнуть и улететь от огня, пчелы запасались самым необходимым – кормом, источником их пропитания в первые дни после того, как они оказывались вне своего жилища. Реакция на дым у пчел закрепилась и приобрела наследственный характер. Дым из дымаря пчеловода и теперь вызывает ответную реакцию у пчел, но своего улья они не покидают, так как за этим дымом огня не следует. Когда же брюшко пчелы заполнено медом, она не может пустить в ход жало и можно спокойно попасть в улей и извлечь рамку. Эту особенность подметили пчеловоды и с успехом ею пользуются.
Мы извлекли рамки с помощью «дымаря». Сначала стряхиваем с рамок пчел в улей, а те пчелы, которые остались, убираем при помощи щетки. После изъятия рамок из улья, нужно закрыть пчелиную семью. Затем помещаем рамки в специальный ящик и катим к медогонке, обязательному приспособлению, без которого меда не накачаешь. А еще нам потребуется специальный нож с изгибом, бидон или другая посуда для меда и жестяное сито.
Мы аккуратно обрезаем горячим ножом на рамках запечатанные соты. Срезанные крышечки сот носят названия – забрус. Это и есть, так называемый жевательный мед. Рамку устанавливаем в медогонку и начинаем вращать. Самая интересная работа закончена! Дедушка открывает кран медогонки и через сито медленно вытекает ароматный, аппетитный мед в большой бидон. Пустые рамки возвращаются обратно в улей. Хранить мёд нужно в сухом помещении с влажностью воздуха 60-70% и температурой воздуха от +5 до 100 C. Повышение влажности может привести к закисанию мёда. Рядом нельзя хранить рыбу и другие сильно пахнущие продукты, так как мёд имеет свойства впитывать запахи. Что за насекомые - пчёлы?
МЕДОНОСНАЯ ПЧЕЛА
Самый распространенный и общественный вид пчел –пчела медоносная – перепончатое насекомое семейства настоящих пчел. Тело обычно чёрное, густо опушенное, иногда пестро окрашенное, покрыто тонким, но прочным веществом – хитином. Длина около 7-15 мм. Все тело пчелы ясно разделяется на три подвижно соединенных между собой части: голову, грудь и брюшко. Всего в природе около 30 тыс. видов. Среди них самая интересная - медоносная пчела. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды. [3]
ПЧЕЛИНАЯ СЕМЬЯ
Все медоносные пчёлы живут большими семьями, общинами, сообществами, поэтому их называют общественными насекомыми. Пчелиная семья, согласно образному определению пчеловода П.И. Прокоповича, «самодействующая фабрика». Изучая материал дальше, мы узнали, что в каждой семье есть родители и дети.
Пчелиная семья – высокоорганизованное сообщество насекомых. Каждая из ее многочисленных особей выполняет работу, необходимую всей семье. Работа в семье не прекращается ни днем, ни ночью, не затихает ни на минуту. Казалось бы, каждая особь выполняет свою работу самостоятельно, независимо от других, но именно из этих отдельных действий и складывается общая гармония семьи как целого организма. [4]
УЛЕЙ
В далёкие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей – в лесу, в дуплах деревьев. Постепенно люди стали разводить пчёл вблизи жилья на специальных участках – пасеках. На пасеках медоносные пчелы живут в ульях - домах для пчелиных семей, сделанных людьми. В пчелином улье проходит жизнь пчел, в нем они строят свое гнездо. Задача пчелиного улья - максимально приблизить условия существования в нем пчелиных семей к условиям дупла - естественного жилища пчел. [5]
ОБОНЯНИЕ ПЧЁЛ
Можно сказать, что пчелы – «чемпионы» по обонянию. Способность пчел находить среди массы различных схожих между собою цветков цветки определенного вида и даже сорта позволяет говорить о необычайно остром и тонком обонянии медоносных пчел. Они в 1 тыс. раз сильнее чувствуют запахи, чем человек. Пчелы способны улавливать аромат цветов на расстоянии более, чем 1 км. Эти органы находятся у пчёл на усиках. Обоняние имеет большое значение в жизни пчёл: по запаху они отличают чужих пчёл от пчёл своей семьи, разыскивают нектар и т. д. Они способны различать огромное количество запахов.
ХОБОТОК И УСИКИ ПЧЁЛ
Пчёлы имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений. Хоботок служит пчелам-работницам не только для собирания нектара и воды, но и для других целей. При помощи хоботка работницы кормят трутней, хоботками они раскладывают корм в ячейки, в которых помещаются воспитываемые ими личинки, хоботком пчелы-приемщицы принимают нектар от пчел-сборщиц и т. д. У них также имеются усики, их ещё называют антеннами. У всех особей пчелиного семейства их два. В усиках пчелы размещены органы осязания, обоняния и, возможно, слуха. [6]
КРЫЛЬЯ И ГЛАЗА
У пчел пять глаз. Три в верхней части головы и два спереди. Пчелы различают шесть цветов: ультрафиолетовый, фиолетовый, пурпурный, желтый, синий и сине-зеленый. У пчелы две пары крыльев — передняя и задняя. Передняя пара больше и сильнее задней. Тоненькие, прозрачные и хрупкие на вид крылья позволяют пчеле развивать большую скорость и переносить груз, собранный с цветов. А иногда случается, что вес груза вдвое превышает вес самой пчелы. Пчела при полете делает 190—440 взмахов в секунду. Ей нужно сделать 11400 взмахов в минуту, чтобы получилось характерное ей жужжание. [7]
ПОЛЁТ И ТАНЕЦ ПЧЁЛ
Из энциклопедии о насекомых мы узнали, что пчела - это идеальный биоробот. Всё её тельце буквально напичкано сложной летательной, звуковой и обонятельной аппаратурой, необходимой для покорения воздушного пространства. Скорость полёта пчелы около 60 км/час. Пчела может абсолютно неподвижно зависать в воздухе, летать задним ходом. [8]
СБОР ПЫЛЬЦЫ
Нектар, собираемый пчёлами, через ротовые органы и пищевод поступает в медовый зобик пчелы, в котором она доставляет нектар в улей, где передаёт его молодым пчёлам-приёмщицам. Помимо нектара, пчелы собирают с растений цветочную пыльцу, являющуюся их белковым кормом. Тело пчелы густо опушено волосками. При посещении пчёлами цветков между волосками накапливается большое количество пыльцевых зёрен. Их пчелы счищают щёточками ножек и укладывают в корзиночки (углубления на задних ножках). Пыльцу при сборе пчелы увлажняют нектаром, благодаря чему пыльцевые зерна надёжнее удерживаются в корзиночках в виде плотных шариков, называемых обножкой. Вернувшись в улей с обножкой, пчёлы сбрасывают принесённые комочки пыльцы в ячейки сотов. Молодые пчёлы тут же утрамбовывают пыльцу головой, а когда ячейка будет почти заполнена, заливают её доверху мёдом. Пыльца, сложенная в ячейки сотов, утрамбованная и залитая мёдом, называется пергой.
4.2. ПРОДУКТЫ ПЧЕЛОВОДСТВА
Пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, пожалуй, которое полезно абсолютно. Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность. [9]
МЁД
Мёд - продукт жизнедеятельности растений, состоящий из переработанного пчелами нектара цветков с добавлением ферментов и цветочной пыльцы. Для того чтобы произвести 500 г меда, одной пчеле необходимо 10 млн. раз слетать от улья к цветку и обратно. А чтобы получился 1 кг меда, пчеле надо собрать нектар с 19 млн. цветов. Конечно, килограмм меда собирает много пчел. Но и у одной пчелы немало работы: в день рабочая пчела посещает в среднем 7 тысяч цветов.
Использование меда как эффективного лекарственного средства основывается на многих его свойствах, в том числе антибактериальном, бактерицидном, противовоспалительном и противоаллергическом действии. Мед используют как общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы средство. [4]
ПРОПОЛИС
Прополис - это пчелиный клей, которым пчелы заделывают щели в улье. Установлено, что прополисом можно лечить многие заболевания кожи и слизистых оболочек. Прополис содержит эфирные масла, воск, пыльцу. [5]
ВОСК ПЧЕЛИНЫЙ
Этот продукт вырабатывается восковыми железами пчелы. Выделяют его только молодые пчелы. Воск очень богат витамином А. Пчелиный воск находит применение в медицине. Он входит в состав некоторых пластырей, мазей, кремов.
МАТОЧНОЕ МОЛОЧКО
Маточное молочко вырабатывается молодыми рабочими пчелами и предназначается для кормления личинки, из которой развивается молодая матка, и самой матки. Маточное молочко в свежем виде представляет желеобразную массу, по консистенции похожую на крем или кисель. «Королевское желе» содержит минеральные соли, микроэлементы, витамины.
ЗАБРУС
Забрус - это срезанные полоской верхние крышечки запечатанных медовых сотов. Исследования показали, что забрус является высокоэффективным средством при лечении бактериальных и вирусных заболеваний носоглотки и верхних дыхательных путей, при этом не вызывает аллергии.[7]
Анализ литературы, материалов из глобальной сети Интернет позволили сделать
выводы:
- пчёлы появились 100 миллионов лет назад;
- люди стали собирать мёд в древности;
- пчёлы живут семьями;
- пчёлы делают мёд в определённой последовательности;
- мёд очень полезен для здоровья человека;
- II ЭТАП - «ОСНОВНОЙ» (практический, деятельностный) ИССЛЕДОВАНИЯ.
Цель этапа: научиться проводить эксперименты по определению качества мёда.
Нам стало интересно, а знают ли ребята нашей группы что-либо о жизни пчёл и их продуктах. С целью выяснения, мы провели анкетирование, в котором приняли участие дети, родители и воспитатели. По результатам анкетирования, в котором приняли участие 33 воспитанника (6-7 лет) и 39 взрослых (27-60 лет), мы пришли к следующим выводам: большинство опрошенных (100%) любят мед. 16% ребят знают о полезных свойствах меда. А взрослые назвали даже несколько полезных свойств меда. 19% участников опроса покупают мед на рынке, 39% - в магазине, 34% - у знакомого пчеловода. Только 8% сталкивались с некачественным медом. В основном (69%) участники опроса распознают мед по вкусовым качествам и используют мед в качестве лекарства (82%). 97% участников опроса чаще всего из продуктов пчеловодства используют мед (Приложение 1).
После анкетирования, мы задались вопросом «Если продукты пчеловодства так популярны, значит их можно подделать?». Но некачественный мёд не содержит полезных свойств и может нанести серьёзный вред здоровью! Чтобы избежать этого, было принято решение научиться определять качество мёда. В энциклопедии мы нашли необходимую информацию[3]:
- Мы решили проверить качество мёда. Следуя инструкциям из энциклопедии: понюхали его и ощутили аромат мёда и воска, значит мёд-настоящий.
- Нам захотелось проверить зрелость мёда. Набрали его в ложку и, покрутив, опрокинули. Мёд стекал медленно, значит это-зрелый мёд. Незрелый мёд стекает с ложки очень быстро.
- Мы узнали, что если в мёд добавлен сироп, то он имеет повышенную влажность, и решили проверить. Опустили в мёд кусочек хлеба и через 8-10 минут достали его. Хлеб не изменился, значит - мёд качественный, а если бы хлеб размягчился или вовсе расползся, это обозначало бы, что перед нами не что иное, как сахарный сироп.
- Мы решили выяснить, разбавлен ли мёд сахарным сиропом. Для этого, капнули мёд на бумажную салфетку, если вокруг меда появится влажное пятно, значит мёд разбавлен. Влажного пятна не появилось, мёд-натуральный.
- Мы решили проверить, есть ли в мёде примеси муки или крахмала. Разбавили мёд дистиллированной водой и добавили несколько капель йода. Если образуется синее пятно, то в мёде есть примеси муки или крахмала. Но у нас раствор не окрасился, значит, мёд – натуральный.
- Мы решили выяснить, присутствует ли в мёде мел. Разбавили мёд дистиллированной водой и добавили немного столового уксуса. Если вода зашипит, то в мёд был добавлен мел. У нас сладкая вода не зашипела, значит мёд–настоящий.
Все опыты и эксперименты с мёдом были успешно проведены, качество мёда определено (Приложение 2).
- III ЭТАП «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ» (итогово-презентационный) ИССЛЕДОВАНИЯ.
Цель этапа: подведение итогов и оценка успешности исследования; презентация продукта проекта педагогическому и родительскому сообществу.
На основе проведенных опытов нами была разработана памятка покупателя, которая поможет приобретать «правильный» мёд (Приложение 4). Созданы картотека опытов и экспериментов с мёдом «Пчёлкина лаборатория», альбомы «Пчёлкины загадки», «Пчёлкины рецепты», «Сказки и рассказы о пчёлках» (Приложение 5).
Мы с удовольствием работали над данной исследовательской работой. Узнали много интересного и увлекательного из жизни пчёл, истории пчеловодства, научились определять качество мёда. Теперь мы знаем какие продукты производят пчелы и чем они полезны! (Приложение 3)
Исследовать и размышлять интересно и поучительно! Скоро лето и мы снова сможем встретиться с дедушкой на пасеке, а значит, впереди новые открытия из жизни замечательных природных тружениц-медоносных пчёл.
Используемая литература и источники информации:
- История меда, пчеловодства. Как появился мед и пчелы? http://www.medpodillya.com/stati/istoriya-meda»;
- Королев В., Котова В., «750 ответов на самые важные вопросы по пчеловодству», ЭКСМО, 2009;
- Тасси Лаура. «Большая книга вопросов и ответов», М.: Росмэн, 2011;
- Сластэнский И. В. «Пчёлы: мёд и другие продукты» Л.:Лениздат, 2012;
- Виды мёда //http://pitanie-plus.com/produkty/raznoe/vidy-meda;
- Википедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/Мёд;
- Френкель М. М. «И пчёлы лечат», М.: Медицина, 1998;
- А. Захарова. «Мед и прополис: народный лечебник», Санкт-Петербург Издательская компания «Невский проспект», 2013;
- Все о меде // http://bashkir-med.narod.ru/bce.html;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект. Беседа для детей старшего возраста "Великие битвы Великой Отечественной войны 1941-1945 года"
Немецкие войска вероломно напали на наши границы. Началась Великая Отечественная война. На защиту страны встал весь народ. Песня "Священная война" поддерживала боевой дух наших солдат. Одними из самых...
«Великие песни Великой войны»
Цели: 1. Пробудить у старших дошкольников интерес к песням Великой Отечественной войны, к истории их создания. 2. Вызвать у детей чувство сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с вой...
Проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Великая Победа великого народа"
Гражданская позиция не может возникнуть вдруг, из неоткуда. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к ро...
Материалы проекта, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Воспитываем патриотов на историческом наследии Великой Отечественной войны"
Включают визитную карточку, план реализации, презентацию проекта...
Проект, посвященный победе нашего народа в Великой Отечественной войне: «Юность в сапогах» «Дети - герои Великой Отечественной войны»
Работа посвящена изучению роли и героизму детей во время Великой отечественной войны....
Отчет о реализации проекта "Великая война-великая Победа"
Отчет о реализации проекта "Великая война- великая Победа"...
ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ НАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА.
В преддверии праздника Победы наша группа «Василёк» решила навести порядок на братских могилах на Казанской горе....