Проект "Круговорот воды в природе"
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Няганский технологический колледж»
Исследовательский проект
Автор:
Урывкова Елизавета
студентка ДО - 17
Нягань 2020
Оглавление
- Введение_______________________________________________________________2
- Основная часть__________________________________________________________3
- Заключение_____________________________________________________________7
- Список литературы ______________________________________________________8
- Приложение____________________________________________________________9
Введение
Тип проект: краткосрочный, экспериментально – исследовательский.
Проблема: Что мне нужно знать о воде, какая бывает вода, откуда она берётся?
Объект: вода.
Предмет: круговорот воды.
Цель: изучить и познакомиться с круговоротом воды в природе.
Гипотеза: можно ли в домашних условиях увидеть круговорот воды?
Задачи:
- Выяснить опытно-экспериментальным путем свойства и польза воды.
- Создать книгу экспериментов с водой.
- Создать модель круговорота воды в природе.
Актуальность: Дети часто попадают в опасные ситуации и порой не знают выхода из неё, иногда рядом нет взрослого человека, чтобы подсказать выход из ситуации. Я захотела изучить и познакомиться с круговоротом воды в природе.
Основная часть
I этап – Вода на земле.
Вода – самое большое богатство на земле, ведь она – непременное условие жизни. Вода – талантливый художник природы, потому что именно водяной пар, рассеянный в воздухе позволяет нам воспринимать великолепие красок заката и восхода солнца. Вода искусный строитель, постоянно меняющий облик земли. Вода – главное вещество в природе, одно из его чудес.
II этап – Состояние воды.
Вода в природе может встречаться в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Вода способна переходить из одного состояния в другое - из твердого в жидкое (таять), из жидкого в твёрдое (замерзать), из жидкого в газообразное (испаряться), из газообразного в жидкое, превращаясь в капельки воды.
В этом можно убедиться даже в бытовых условиях: на крышки кастрюли с кипящей водой есть капли воды – это водяной пар, который испаряется с поверхности нагретой воды и холодился в воздухе, снова превратился в воду. Если струхнуть эти капельки в воду, со временем они снова превратятся в пар, а потом опять в воду. Это – круговорот воды в кастрюле, стоящей на плите.
III этап- Свойство воды.
Обычно твердые вещества тяжелее, чем те же вещества жидком состоянии. Наппример, кусочек железа тонет в расплавленном железе, а свинцовый кубик тонет в расплавленном свинце. Лед не тонет в воде. Если бросить кусочки льда в емкость с водой, он не утонет, а будет плавать на поверхности.
При замерзании вода занимает большой объем, чем прежде; она расширяется, по этому лед легче воды. Уже одного этого свойства достаточно, чтобы выделить лет, твердое состояние воды, из ряда твердых веществ как исключение.
IV этап – Круговорот воды в природе.
В природе то же происходит круговорот воды. Движущая сила перемещений воды – это солнечное тепло. Солнце нагревает воду, которая в природе находится повсюду – в реках, озерах, морях, океанах, почве, подзимней: роса, туман, и облака – это тоже туман. Вода есть во всех живых организмах. Солнце нагревает воду, и она испаряется с поверхности водоемов, почве, растений. Например, летом лес испаряет влаги больше, чем озеро той же площади. Большую часть пара испаряет мировой океан. Вода в нем соленая, а та, которая испаряется с его поверхности – перстная. Таким образом, океан – мировая фабрика пресной воды, без которой жизнь на земле не возможна.
Теплый водяной пар поднимается вверх, образуется в облако, которое ветер несет по небу, постепенно влаги становиться все больше и больше, облака превращаются в тучи, и вода возвращается на поверхность земли в виде дождя, снега и града. Осадки выпадают далеко от того места, где испарилась эта вода.
Не вся вода возвышается с суши в океан одновременно. Дольше всего она задерживается в ледниках и глубоко подземных водах. Корни деревьев впитывают капли воды с растворенными в ней минералами и полезными веществами, петая ствол и листья. Солнце нагревает листья, и влага испаряется с их поверхности.
Жидкая вода на поверхности планеты бывает двух видов: соленая и пресная. Соленая вода находится в морях и океанах, пресная - в реках, озерах, ручьях, водохранилищах, болотах. Подземные воды могут быть как пресными, так и солеными. В таком случае последние называются минеральными водами. Площадь морей и океанов на Земле во много раз превосходит площадь всех рек, озер, болот и водохранилищ вместе взятых. Поэтому, соленой воды на нашей планете во много раз больше, чем пресной.
Вода в твёрдом состоянии может быть представлена в виде снега и льда. Лед на Земле находится в ледниках . Ледники могут быть горными и покровными. Горные ледники находятся на наиболее высоких горных вершинах, где из-за низких температур в течение всего года выпавший снег не успевает таять. Наиболее крупные ледники находятся в горах Кавказа, Гималаев.
Газообразная вода - это водяной пар в атмосфере, который мы видим с земли в виде облаков. Облака образуются на разных высотах, и поэтому имеют разный вид и форму. В зависимости от этого облака делят на слоистые, перистые, кучевые и т.д.
Вода находится в постоянном движении. Испаряясь с поверхности водоемов, почвы, растений, вода накапливается в атмосфере и, рано или поздно, выпадает в виде осадков, пополняя запасы в океанах, реках, озерах и т.п.
Таким образом, количество воды на Земле не изменяется, она только меняет свои формы - это и есть круговорот воды в природе. Из всех выпадающих осадков 80% попадает непосредственно в океан. Для нас же наибольший интерес представляют оставшиеся 20%, выпадающие на суше, так как большинство используемых человеком источников воды пополняется именно за счет этого вида осадков. Упрощенно говоря, у воды, выпавшей на суше, есть два пути. Либо она, собираясь в ручейки, речушки и реки, попадает в результате в озера и водохранилища - так называемые открытые (или поверхностные) источники водозабора. Либо вода, просачиваясь через почву и подпочвенные слои, пополняет запасы грунтовых вод. Поверхностные и грунтовые воды и составляют два основных источника водоснабжения. Оба этих водных ресурса взаимосвязаны и имеют как свои преимущества, так и недостатки в качестве источника питьевой воды.
V этап – Текучесть воды.
Дождевая вода и снег – чистая природная вода, но, попадания на землю, она загрязняется веществами с ее поверхности. Сброс сточных вод в водоемы – очень серьезная проблема загрязнения окружающей среды.
Заключение
Круговорот воды в природе происходит постоянно, в любой момент времени (в любое время суток, сезон) и все процессы происходят одновременно: вода испаряется, образуются облака, в виде дождя и снега вода возвращается на землю, вновь испаряется с поверхности водоемов, почвы, растений.
- А вывод такой получил я, друзья и дня без воды прожить нам нельзя.
- Вода это главное чудо планеты.
- Ни запаха нет у нее и ни цвета.
- Бывает вода очень твердой – это лед, бывает и жидкой, из крана течет.
- Если ее нагреть на плите, то облачком она может улететь, для обмена веществ.
Список литературы
1.Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
2.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
3.Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
Приложение
- Проведения эксперимента "Круговорота воды в природе для этого я использовала:"
- пакет на застежке;
- цветные маркеры;
- вода;
- синий пищевой краситель (по желанию);
- скотч.
Пошаговая инструкция, как я проводила эксперимент "Круговорота воды в природе"
1.Подогрела воду, чтобы над ней образовался пар, но не довела до кипения.
2.Добавила в воду синий краситель, чтобы у меня получилась «вода из океана».
3.Залейте подогретую воду в пакет, и застегнула его.
4.Подвесила пакет вертикально на окне, приклеив его скотчем.
5.Когда вода начнет испаряться, мы увидим, как вверху пакета начнет собираться конденсат.
6.Через какое-то время капельки воды появятся внутри пакета. Когда они станут очень большими и тяжелыми, они, в конце концов, сползут вниз. Это стадия возвращения воды обратно в пакет (море).
Если вода все еще теплая или если пакет висит на солнечной стороне, цикличность круговорота воды в нем будет продолжаться. Свойства воды способны влиять на нашу среду обитания, поэтому знания и эксперименты, связанные с ней, очень полезны. Благодаря такому простому наглядному эксперименту с водой ребенок сможет сам увидеть и понять, как происходит круговорот воды в природе на примере маленького пакета с жидкостью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Интересное занятие по Экспериментированию с детьми. На заметку воспитателям....
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
...
«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...
«Круговорот воды в природе. Свойство воды».Конспект НОД по исследованию обьектов живой и неживой природы; с применением ИКТ-технологии
Развивать представления детей о разнообразных свойствах воды...