Исследование 10
| «Какой камень тяжелее?»
|
Ход исследования. Подберите разные камни приблизительно одинаковой формы и размера. Возьмите по одному камню в каждую руку и сравните их вес. Какой из камней тяжелее? Для этих же целей можно использовать весы. Вывод. Одни камни тяжелее, другие легче. Связь с повседневной жизнью. Поищите на участке разные камни. Пусть дети их поднимут (небольшие камни) или попробуют их поднять (большие камни). Найдите на территории детского сада самый легкий и самый тяжелый камни.
|
Исследование11
| «Могут ли камни издавать звуки?»
|
Ход исследования. Раздайте детям камешки и спросите, могут ли камни издавать звуки. Пусть дети постучат одним камешком о другой. Камешки можно чередовать. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? Может ли камень шипеть? Возьмите кусочек мела и выдавите на него немного сока из лимона. Что происходит? Теперь сделайте то же самое с гранитом. Шипит ли этот камень? (Можно сказать, что некоторые камни могут злиться, «шипят», наверное, им не нравится лимонный сок.) Вывод. Камни твердые, когда мы стучим одним камешком о другой, появляется звук. Если на некоторые камешки капнуть лимонным соком, на их поверхности появляются пузырьки, которые тихонько «шипят». Это выделяется углекислый газ от воздействия кислоты. Связь с повседневной жизнью. Когда в горах бывают камнепады, слышится очень сильный шум, грохот, потому что большие камни падают и бьются друг о друга.
|
|
Исследование 12
| «Каким камешком можно рисовать?»
|
Ход исследования. Раздайте детям дощечки для рисования и разные камни (мел, каменный уголь, графит, кремень, кирпич). Каким камешком лучше всего рисовать? Пусть дети попробуют нарисовать линию каждым из камешков и сравнить, насколько хорошо они заметны на дощечке. Рисовать можно на листах темной и белой бумаги. Какой из камней пачкает руки? Вывод. Одни камешки оставляют следы на дощечке, бумаге и на руках, другие — нет. Связь с повседневной жизнью. Повторите исследование на прогулке, попробовав рисовать разными камешками на асфальте. Мел используют в школе, в детском саду для того, чтобы писать на доске, им можно нарисовать классики или картины на асфальте, а вот гранит для этого не подходит. Графит оставляет заметные следы на бумаге, поэтому его используют для рисования.
|
|
Исследование 13
| «Что легче?»
|
Ход исследования. Возьмите камень (любой, кроме пемзы и керамзита), деревянный брусок, пенопластовый кубик (все приблизительно одного размера) и сравните их по весу. Какой материал тяжелее, а какой — легче? Опустите в емкость все материалы, чтобы выяснить, что с ними происходит в воде. Вывод. Камень тяжелее дерева, а дерево тяжелее пенопласта. Камень тонет, потому что он тяжелее воды. Дерево и пенопласт не тонут, они легче воды. Связь с повседневной жизнью. Когда людям нужно переместить срубленные деревья из одного места в другое, они бросают их в реку. Вместе с течением реки бревна приплывают по назначению. А вот камни так переправлять нельзя, так как они тонут. Зато из камней можно сделать мостик (если в не очень глубоком месте набросать много камней), а из бревен нельзя (бревна уплывут). |
Исследование 14
| «Нагреваются ли камешки?»
|
Ход исследования. Потрогайте разные камни: они холодные или теплые? Пусть каждый ребенок сожмет камешек в кулачке и затем проверит, нагрелся он или нет. Подержите камни под лампой и потрогайте их. Стали ли они теплее? Вывод. Камни могут нагреваться и охлаждаться. Они могут быть теплыми и холодными. Связь с повседневной жизнью. Дети на прогулке могут потрогать находящиеся на участке камни, чтобы определить, изменяется ли их температура в зависимости от погоды, времени года, какие камни нагреваются быстрее, а какие медленнее. Степень нагрева зависит от размера и характера окраски поверхности камня. Чем меньше и темнее камень, тем быстрее он нагревается. Ребенку часто говорят: «Не сиди на холодном камне». В какое время года это чаще бывает?
|
|
Исследование 15
| «Из чего состоит соль?»
|
Ход исследования. Рассмотрите через лупу крупную каменную соль. Из чего она состоит? Из маленьких кристалликов. Из похожих кристаллов состоят и многие камни. Попробуйте получить кристаллы в процессе опыта. Насыпьте соль на тарелку или поднос, накройте его влажной бумагой. (Можно просто побрызгать на соль водой.) Поставьте емкость в теплое место и подождите, когда бумага и тарелка полностью высохнут. Рассмотрите, что произошло с солью. Вы получили кристаллы. Получить кристаллы можно и другим образом: насыпайте соль в миску с горячей водой до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Оставьте емкость на некоторое время, дав воде испариться. Из соли получатся маленькие кубики, которые хорошо видны под лупой. Вывод. Соль состоит из кристаллов. Из таких же кристаллов состоят и многие камни (минералы). Связь с повседневной жизнью. Кристаллы, похожие на кристаллы соли, можно обнаружить и в других камешках. Покажите детям, например, кристаллы кварца, аметиста. Когда в морях, соленых озерах испаряется вода, образуются кристаллы соли. |
|
Исследование 16 | «Тонут ли камни в воде?» |
Ход исследования Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
|
Исследование 17
| «Камешки, растения, животные»
|
Ход исследования. Приготовьте мел, известняк (постарайтесь найти известняк с отпечатками животных, растений), жемчуг (как показывает опыт, бусы из недорогого речного или морского жемчуга, привезенные в качестве сувениров из других стран, бывают во многих семьях), янтарь (разного цвета, с разнообразными включениями), каменный уголь (в том числе с отпечатками растений), разные ракушки, створки речных моллюсков перламутровок и беззубок (их легко найти на берегах медленно текущих рек, озер, но не нужно специально для экспериментирования уничтожать этих животных!), кораллы (, рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, устриц и жемчуга, изделия из него и лупы. Рассмотрите с детьми все ка мешки и скажите детям, что на вид камешки разные, но все они так или иначе связаны с растениями или животными. Вывод. Некоторые камешки образовались благодаря животным и растениям. В известняках, меловых породах можно найти отпечатки древних растений и животных. Благодаря таким отпечаткам можно узнать о том, какие животные и растения были на Земле много-много лет назад. Связь с повседневной жизнью. Поищите камешки с отпечатками в оформлении разных зданий, памятников. Найдите украшения из жемчуга, янтаря, кораллов. Рассмотрите кусочки мела, которым пишете на доске.
|
|
Исследование 18
| «Отпечатки на известняке»
|
Ход исследования. Возьмите кусочки ракушечного известняка, постучите ими друг о друга, рассмотрите образовавшиеся крошки через лупу. Что видно при увеличении? Рассмотрите различные раковины, какие они — твердые или мягкие? Расскажите детям, что из похожих ракушек, только очень древних, и образовались некоторые камешки. Внимательно изучите отпечатки живых организмов на известняках. Вывод. Некоторые камни состоят из остатков очень мелких животных, которые когда-то жили на Земле. Животные умерли, но остались их скелеты, панцири. Один из таких камней — известняк. Связь с повседневной жизнью. Благодаря отпечаткам на камнях, ученые узнали, какие животные жили и какие растения росли в очень-очень давние времена.
|
|
Исследование 19 | «Магнит и камень» |
Ход исследования Для проведения данного исследования нам понадобится магнит большого и малого размера. При исследовании отвечаем на вопросы: почему некоторые камни магнитятся? почему камень большого размера не крепится к магниту? А малый магнит прикрепляется кс низу к камню?
|
Исследование 20
| «Отпечатки на каменном угле»
|
Ход исследования. Рассмотрите каменный уголь, поищите на нем отпечатки растений. Расскажите детям, что это очень интересный камень, который получился из остатков растений. Вывод. Когда-то, очень-очень давно, на Земле росли необычные леса с огромными папоротниками, хвощами и другими большими растениями размером с большое дерево. Эти деревья умирали, падали и попадали в болото. (Покажите детям эти растения и пейзажи древних лесов.) Там они лежали долго-долго, пока не превратились в каменный уголь. И сейчас на некоторых угольках можно найти узоры листьев и коры древних растений. Связь с повседневной жизнью. Каменный уголь рассказывает нам о лесах, которые росли на Земле в очень давние времена. Поскольку каменный уголь произошел от растений, он может гореть, как и древесные дрова. Человек давно использует каменный уголь для того, чтобы получать тепло.
|
|
Исследование 21
| «Откуда берутся жемчужины?»
|
Ход исследования. Пусть дети возьмут в ладошки жемчужины — необычные драгоценные камни. Чем они отличаются от других? Они круглые, небольшие. Рассмотрите створки наших речных «устриц» — перловиц или беззубок, обратив внимание на то, как блестят, переливаются, словно радуга, их стенки изнутри. Мы даже иногда говорим, что они «перламутровые». Вот и жемчужинки образуются из такого перламутра внутри похожих моллюсков. Они так и называются — жемчужницы. Жемчужинки появляются тогда, когда в раковину попадает какое-либо чужеродное вещество, например песчинка или кусочек другой раковины. Во многих странах есть специальные пловцы, которые умеют нырять на большую глубину и добывать устриц с жемчугом. На севере нашей страны (в Европейской части) раньше добывали не очень крупный речной жемчуг. Однако из-за того, что таких моллюсков ловили очень много, их количество со временем резко сократилось, и они стали редкими. Такая же проблема стоит и перед многими другими странами. Кроме того, жемчужницы исчезают из-за загрязнения водоемов, так как живут только в чистых местах. Вывод. Жемчужины рождаются в раковинах речных и морских моллюсков. Поэтому жемчуг бывает речным и морским. Связь с повседневной жизнью. Человек использует природу для того, чтобы получить то, что ему нравится, но очень часто он делает это неумело. Из-за добычи жемчуга перловиц стало мало. А ведь перловицы нужны не только людям, они нужны в море или в реке. Они очищают воду, ими питаются другие животные. Поэтому сейчас этих моллюсков охраняют.
|
Исследование 22
| «Почему жемчужина прыгает?»
|
Ход исследования. Попробуйте бросить жемчужину на толстое стекло — она подпрыгнет несколько раз. Если жемчужина ударяется об пол, она подскакивает, словно мячик. Это происходит потому, что жемчужина упругая. Она не любит нагревания и охлаждения. Жемчуг издавна ценился людьми, о нем слагали легенды. Есть розовые, голубые, золотисто-желтые, черные жемчужины. Вывод. Жемчужина твердая, упругая. Связь с повседневной жизнью. Поскольку жемчужины очень красивы, из них делают разные украшения. Украшения из жемчуга не стоит нагревать и охлаждать, так как они меняют цвет.
|
|
Исследование 23
| «Янтарь — застывшая смола»
|
Ход исследования. Приготовьте разные по цвету и по форме кусочки янтаря (темный, светлый, зеленоватый, округлый и продолговатый) и кусочки засохшей сосновой смолы. Исследуйте цвет и форму разных янтарных камешков. Сравните их с кусочками сосновой смолы по запаху, твердости. Расскажите детям о том, что янтарь — это тоже необычный камень, который очень- очень давно получился из смолы сосен. Жители Прибалтики называют его кусочком солнечных лучей. Почему? Дело в том, что еще древние люди ценили янтарь и делали из него бусы, фигурки людей, игрушки (топорики, шарики, куколки). В янтаре можно обнаружить древних насекомых (жуков, бабочек, муравьев, кузнечиков, стрекоз, мух), паучков, дождевых червей, семена, листья, цветки растений. Если вам попадется камешек с насекомым внутри, попробуйте сочинить историю о том, как бабочка или жучок там очутились. (Например, смола блестела на солнце, и это привлекло насекомых, которые прилетели на этот блеск, а затем увязли в ней, да так и остались.) Вывод. Янтарь — это кусочки смолы древних сосен. При нагревании этот камень становится мягким. Отыщите на стволах елей, сосен смолу. Исследуйте ее: можно ли с помощью такой смолы что-нибудь приклеить к коре? Пусть дети попробуют это сделать. Поскольку смола клейкая, к ней могут прилипать и жучки, кусочки листьев. Именно так многие насекомые и паучки, листья и цветки попали внутрь янтаря.
|
|
Исследование 24
| «Янтарь — мягкий камень»
|
Ход исследования. Обработайте кусочек природного янтаря стальным надфилем и шлифовальной шкуркой. Каким стал камень? Вывод. Янтарь — мягкий камень. Связь с повседневной жизнью. Поскольку янтарь — камень мягкий, его обрабатывают и делают из него разные украшения, картины. Во дворце г. Царское село (Ленинградская область) есть даже целая янтарная комната.
|
Исследование 25
| «Тонет ли янтарь?»
|
Ход исследования. Приготовьте две емкости: одну с пресной, другую — с морской водой. (Для получения морской воды добавьте в теплую воду из-под крана немного соли и тщательно размешайте.) Опустите кусочки янтаря в обе емкости. В какой воде янтарь плавает? Этот камешек в морской воде плавает, а в пресной тонет. Вывод. Янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной. Связь с повседневной жизнью. Существуют легенды, в которых рассказывается о том, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. На берегах Балтийского моря можно обнаружить кусочки янтаря, которые волны выбрасывают на берег.
|
|
Исследование 26
| «Что происходит с янтарем при нагревании?»
|
Ход исследования. Попробуйте потереть необработанный янтарь зубным порошком — он хорошо полируется. При нагревании этот камень становится мягким. Вывод. Янтарь довольно мягкий, его поверхность и форму можно изменить, особенно если камешек нагреть. Связь с повседневной жизнью. Благодаря тому, что янтарь мягкий, из него можно делать кулоны и другие украшения разной формы.
|
|
Исследование 27
| «На что похожи кораллы?»
|
Ход исследования. Рассмотрите кораллы. На что они похожи? Какого они цвета? Как дети думают, откуда могут взяться такие необычные «веточки»? Объясните, что кораллы — это животные, обитающие в теплых океанах и морях. То, что мы держим в руках, — это как бы их скелет. Рассмотрите внимательно строение кораллов, их поверхность, выясните, похожи ли между собой разные кораллы. Вывод. Кораллы — это скелеты особых морских животных. Связь с повседневной жизнью. Кораллы всегда ценились людьми, из них делали амулеты, которые будто бы должны были защитить людей от всяких напастей. Кроме того, из них получались отличные бусы, броши и другие украшения. Кораллы могут жить только в чистой воде, но моря загрязняются, и кораллов становится меньше. Кораллы растут вместе и образуют огромные поля. Самое большое количество кораллов находится у берегов Австралии и называется Большой Коралловый риф. (Можно найти его на карте.)
|
Исследование 28
| «Откуда на камнях трещины?»
|
Ход исследования. Возьмите две стеклянные бутылки с водой: одну оставьте открытой, другую плотно закройте. Поставьте их в очень холодном месте (зимой — за окно или на участке, летом — в морозильную камеру). Что произошло? Воде почему-то стало не хватать места в бутылке, из первой она «вылезла» наружу, а у второй разорвала стенки. Во время нашего опыта вода замерзла, превратилась в лед, а лед занимает больше места, чем вода. Вывод. Вода может быть очень «сильной». Когда она превращается в лед, она занимает больше места. Связь с повседневной жизнью. Спросите детей, кто из них бывал в горах. Скажите им, что горы большие, высокие, а камни, из которых они состоят, очень крепкие. Почему же тогда и горы, и камни разрушаются? Откуда берутся трещины на камнях?
|
|
Исследование 29
| «Как лед расширяет трещины?» |
Ход исследования. Обсудите, что произойдет, если вода попадет в трещину камня. Выберите камень, на котором заметны трещины, и намочите его в воде. (Для этих целей подойдет, например, известняк.) Мокрый камень положите в морозилку холодильника или за окно (в морозную погоду). Спустя несколько часов внесите образец в теплое помещение и подождите, пока он нагреется. Рассмотрите внимательно трещины: они должны стать немножко больше. Дело в том, что при замерзании вода в углублениях увеличивается в объеме, и как бы расталкивает стенки трещины, раскалывает камень. Если камень помещать в холод неоднократно, увеличение трещины будет более заметным (Этот опыт дети проводят совместно со взрослыми.) Вывод. Когда вода замерзает, она превращается в лед. Лед давит на стенки трещины, так как ему нужно больше места, чем воде. В результате трещина расширяется. Связь с повседневной жизнью. В природе все происходит точно так же. Вода после дождя или таяния снега попадает в трещины на камнях, потом замерзает и увеличивает трещину. Так происходит в течение очень длительного времени, до тех пор, пока камень не разрушится. Поищите трещины на крупных камнях. Повторите проведенный опыт на крупных камнях, которые есть на территории детского сада. |
|
Исследование 30
| «Круги на воде»
|
Ход исследования Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка, и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют. Вывод: От большого камня круги шире, чем от маленького.
|
Исследование 31
| «Что происходит, когда сталкиваются камни?»
|
Ход исследования. Для этого опыта лучше взять камни помягче, например, мел, известняк. Пусть дети постучат камешками друг о друга. Что происходит? Вывод. Когда камни сталкиваются, от них откалываются маленькие кусочки, образуются ямки, трещины. Связь с повседневной жизнью. В природных условиях камни тоже сталкиваются. Они катятся вниз с горы, их передвигают вода, ветер, животные. Даже песчинки, которые ветер ударяет о камни, способны образовать небольшие ямки. Через некоторое время в ямки попадает вода, которая замерзает (как и в бутылке). Вода «раздвигает» стенки трещины. Чем шире трещина, тем больше земли и песчинок самого камня в ней накапливается. Если есть земля, значит, появляются и растения, например мхи, лишайники. Пусть дети подумают над смыслом поговорки «Вода камень точит». Что это значит? В природе вода и ветер разрушают горы.
|
|
Исследование 32
| «Рассматривание камней через лупу.»
|
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). Ход исследования Для выполнения исследования ,детям предлагается заполнить таблицу ,совместно с воспитателем.
Рисунок камня | Название, где встречается и применение в жизни |
| Цвет | Блеск | Твердость | Форма | Текстура | Наличие включений | Черта | Прочие особенности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исследование 33
| «Определение характера поверхности.»
|
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
|
Исследование 34
| «Разнообразие камней по внешним признакам» |
Материал: разнообразные камни, мисочки с водой. Рассмотрим, какие бывают камни. Найдите среди них самый большой (маленький, самый красивый (невзрачный) и т. д. Пусть дети обоснуют свой выбор. Ход исследования Выложите камни в ряд от большого к маленькому, от шершавого до гладкого, от белого до самого темного. Выберите камушки, похожие на овал, круг, четырехугольник. С закрытыми глазами выбираем самый гладкий (шершавый, самый круглый (неровный). Рассматриваем самый круглый камень. Как вы думаете, этот камешек всегда был таким круглым или у него были углы? Вода двигает морские и речные камушки. Они трутся о песок, друг о друга, и острые углы постепенно исчезают, стираются, - так камушек становится круглым. Дети берут камешки в ладони, трясут их, ударяют друг о друга, слушают, как они стучат.
|
|
Исследование 35
| «Какими бывают камни по цвету.» |
Определить цвет камня (серый, коричневый, белый, красный, синий). Ход исследования Для выполнения задания ,детям предлагается раздаточный материал палитра цветов размером А4.
Дети методом подбора определяют оттенок подходящий к камню. Вывод: камни по цвету и форме бывают разные
|
Исследование 36 | «Камни бывают разные…» |
по температуре и гладкости поверхности, что в тепле они нагреваются; в воде камни становятся мокрыми и изменяют цвет.» Материал: камни, разные по цвету, размеру, форме, шероховатости, емкости с водой, салфетки. Ход исследования Потрогаем разные камешки. Холодные они или теплые? Шершавые или гладкие? Зажмите камешек в кулаке и подержите. Каким он стал (теплым). Почему (руки теплые). Значит, камешки могут нагреваться. Это можно показать и на прогулке, когда камни на солнце нагреваются. Можно вспомнить каменный берег моря. Что будет, если мы положим камешек в воду (предположения детей). Он утонет? Будет плавать? Бросим камешек в воду и понаблюдаем, что произойдет. На воде образуются круги. Может ли камешек плавать? Опустим в миску еще несколько камешков, потрогаем их в воде и вынем. Можно положить в емкость большой камень и полить его водой. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие камешки красивее?
|
|
Исследование 37
| «Определение размера» |
Одинакового размера ли ваши камни? Ход исследования Для выполнения этого исследования требуется раздаточный материал шаблон « шкало возрастания» формат А4,линейка или предмет условной мерки.
Вывод: камни бывают разных размеров.
|
|
Исследование 38
| «Определение веса.» |
Ход исследования Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Для измерения веса используются весы противовесом могут быть сами камни как мелкие так и крупные или условные меры веса(мешочки с песком).
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. |
Исследование 39
| «Определение температуры.» |
Ход исследования Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.) При работе можно использовать горячую воду, обогревательные системы комнаты. Вывод: камни могут быть теплые и холодные. |
|
Исследование 40
| «Камень может издавать звуки» |
Цель: сформировать представление о свойствах камня. Материалы: разнообразные камни. Ход исследования : как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Как нам это проверить? Постучите разными камешками друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются? Вывод: Тяжелые камни издают звук громкий, маленькие – тонкий, легкие –тихий. Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.
|
| «Можно ли менять форму камня и глины» |
Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). Материалы: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. Ход исследования предлагаем детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? (Сухой, твердый.) Какая глина? (Влажная, мягкая, остаются ямки.) Дети по очереди берут ка мень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные сто роны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чем отлича ется глина от камня? (Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.) Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? (Глина вязкая, сохраняет форму.) Какой еще материал похож на глину?
|