Картотека экспериментальной деятельности по теме "Камни".
картотека по окружающему миру
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov_s_kamnyami.docx | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «КАМНИ»
Опыт №1
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Воспитатель:
Возьмите по одному камешку. Посмотрите на ваши камни. Какие они? У кого самый маленький? У кого самый большой?
Погладьте камни. Какие они на ощупь? Кому достался шероховатый камень? А кому гладкий?
Ответы детей.
Вывод: камни бывают большие и маленькие, шероховатые и гладкие.
Опыт №2
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Воспитатель берет в руки лупу.
Кто из вас знает, как называется этот предмет?
Ответы детей: лупа.
Для чего он нужен?
Ответы детей: для увеличения предметов.
Посмотрите на свои ладошки. А теперь посмотрите на них через лупу. Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ним тоже самое.
Что интересного вы увидели? Есть ли у вас одинаковые камешки?
Ответы детей: увидел крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры разного цвета
Вывод: камни по форме и цвету бывают разные.
Опыт №3
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Воспитатель:
Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет?
Предположительные ответы детей.
Воспитатель:
Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло.
Ответы детей: пластилин изменил форму, а камень нет.
Воспитатель:
Почему, как вы думаете?
Ответы детей: потому, что пластилин мягкий, а камень твердый.
Воспитатель:
Ребята, вы молодцы, вы определили еще одно свойство камней. Какое?
Вывод: камень твердый.
Опыт №4
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Воспитатель:
Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что произошло?
Ответы детей: деревянный брусок не утонул, а камень – утонул.
Воспитатель:
Почему так получилось?
Ответы детей: потому что деревянный брусок легкий, а камень тяжелый.
Сформулируйте свойство камня, о котором мы сейчас узнали
Ответы детей: камень тяжелый и плотный.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Опыт № 5
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Воспитатель:
Ребята, возьмите в руки и рассмотрите самый круглый камень. Как вы думаете, этот камешек всегда был таким круглым или у него были углы?
Предположительные ответы детей.
Воспитатель:
Вода двигает морские и речные камушки. Они трутся о песок, друг о друга, и острые углы постепенно исчезают, стираются, так камушек становится круглым.
Вывод: вода точит камни, делает их округлыми и гладкими.
Опыт № 6
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Воспитатель предлагает детям подержать камни в ладошках и определить самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие и тяжелые.
Опыт № 7
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Воспитатель:
Давайте потрогаем разные камешки. Холодные они или теплые?
Ответы детей.
Воспитатель:
Зажмите камешек в кулаке и подержите. Каким он стал?
Ответ детей: теплым.
Воспитатель:
Почему?
Ответ детей: потому что руки теплые и камень нагрелся в руках.
Вывод: камни могут нагреваться, они проводники тепла.
Это можно показать и на прогулке, когда камни на солнце нагреваются.
Опыт № 8
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Воспитатель:
Как вы думаете, могут ли камни менять цвет?
Предположительные ответы детей.
Воспитатель предлагает детям положить камень в воду, а потом достать его и положить рядом с сухим канем.
Воспитатель:
Камень, который мы положили в воду, стал каким?
Ответ детей: мокрым.
Воспитатель:
Сравните мокрый камень с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? Какие камни вам нравятся больше, сухие или мокрые?
Ответ детей: цветом.
Вывод: мокрые камни изменяют цвет, они становятся темнее.
Опыт № 9
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, может ли камень издавать звуки?
Предположительные ответы детей.
Воспитатель:
Как нам это проверить? Постучите разными камешками друг о друга. Похожи ли
звуки, которые при этом получаются?
Ответ детей.
Вывод: тяжелые камни издают звук громкий, легкие – тихий. Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Экспериментальная деятельность в ДОУ"
Картотека "Экспериментальная деятельность в ДОУ"...
Картотека экспериментальной деятельности в ДОУ
Как познакомить детей со свойствами мокрого песка, со свойствами воды и воздуха.Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. Устан...
Картотека экспериментальной деятельности во второй младшей группе.
Как многообразен окружающий мир !!!Как познакомить детей сс свойствами воды и песка,глины и камня,круп и резины?этот материал поможет воспитателям расскрыть мир для ребенка....
Картотека экспериментальной деятельности
Цель:- Побуждать и поддерживать пытливость и естественную любознательность ребенка.- Активизировать умственные способности.- Формировать познание наглядных взаимосвязей природных объектов и явлений с ...
Картотека экспериментальной деятельности
Мы уже немного писали о ледяных опытах в домашних условиях, но кому же захочется сидеть дома, когда на улице можно придумать игры с настоящими снегом и льдом.Строить, рисовать, создавать, изучать...
Картотека экспериментальной деятельности в младшей группе
Опыты и эксперименты...