Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Нуриева Анна Игоревна

Цель: Расширять и уточнять представления детей о насекомых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром

Нуриева Анна Игоревна воспитатель МДОУ «Детский сад № 109»

Тема: «Насекомые»

Возраст: 5-6 лет

Цель: Расширять и уточнять представления детей о насекомых.

Виды задач

Интеграция образовательных областей

Предпосылки УУД

  1. Обучающие:

1.1. Совершенствовать у детей представление о составных частях насекомого (голова, грудь, брюшко, усики, крылья, ноги, хоботок )

Познавательное развитие

Познавательные (логические) УУД: анализ – выделяет существенные признаки объектов.

Познавательные (общеучебные) УУД: создаёт, использует, преобразовывает наглядные модели (знаково-символические).

Регулятивные (контроль) УУД: осуществить действие по образцу и заданному правилу; сравнить свой результат с образцом.

Коммуникативные (продуктивное взаимодействие) УУД: интегрируется в группу сверстников.

Коммуникативные (владение монологической и диалогической речью) УУД: слушает собеседника и вступает в диалог.

1.2 Упражнять (по плану и образцу) рассказывать о насекомом, составлять рассказ по картинке с последовательно развивающимся действием.

1.3.Формировать фонематическое восприятие, увеличение словарного запаса.

1.4. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Речевое развитие

  1. Развивающие:

2.1.Развивать любознательность и наблюдательность

2.2. Развивать целостное восприятие предмета.

2.3. Развивать память и внимание.

2.4. Развивать словесно- логическое мышление детей

Познавательное развитие

Познавательные (общеучебные) УУД: понимает смысл заданного.

Регулятивные (контроль) УУД: осуществить действие заданному правилу; способен понять ошибку, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

Коммуникативные (владение монологической и диалогической речью) УУД: слушает собеседника и вступает в диалог.

Личностные (смыслообразование) УУД: проявляет осознанный познавательный интерес.

2.5. Развивать общую и мелкую моторику.

2.6. Развивать зрительно-моторную координацию.

Физическое развитие

2.7.Развивать диалогическую, монологическую речь. 2.8. Развивать грамматический строй речи

2.9. Добиваться от детей четкого произношения звуков

Речевое развитие

  1. Воспитательные:

3.1.Воспитывать бережное отношения к маленьким соседям на планете.

3.2.Воспитывать у детей любовь к  природе и чувство сопереживания.

3.3.Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.

3.4. Воспитывать самостоятельность.

3.5.Воспитывать усидчивость, умение слушать взрослого и товарища. 

3.6.Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.

Социально-коммуникативное

развитие

Коммуникативные (продуктивное взаимодействие) УУД: позитивно относится к процессу учебного сотрудничества.

Коммуникативные (владение монологической и диалогической речью) УУД: слушает собеседника и вступает в диалог.

Личностные (нравственно-этическая ориентация) УУД:

проявляет эмпатию, сопереживание, внимательное и доброжелательное отношению к растительному миру.

4.Коррекционные:

4.1. Автоматизировать звуки в чистоговорке. 4.2.Формировать устойчивый интерес и стремление к активной деятельности, умение слушать других, не перебивать.

4.3 Повышать самооценку детей через похвалу

Предварительная работа с детьми: 

  • Домашнее задание – просмотр мультфильмов « О насекомых»
  • Разгадывание загадок по данной теме
  • Составление разрезных картинок
  • Чтение сказок  К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок» и др
  • Выполнение  аппликации инетрадиционное рисование «Бабочка»,нетрадиционное рисование лепка  с изображением насекомых,
  • Рассматривание  игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме,

Предварительная работа воспитателя:

  • Составление конспекта
  • Изготовление атрибутов и оформление (лужайки)
  • Отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление.  
  • Подбор звуков насекомых.
  • Составление картотеки загадок, стихотворений по теме

Словарная работа: брюшко, голова, усы, крылья, жук, пчела, оса, кузнечик, стрекоза. и т.д.

Методические приёмы:

  • Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материалов);
  • Словесные (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
  • Игровые (использование сюрпризных моментов);
  • Поощрение, анализ занятия.

Оборудование и материалы ООД: Макеты полянки  паука на паутине, письмо, разрезные картинки, прищепки (насекомые), фигурки (насекомые), колокольчик, мяч, звуки природы, схема (развитие бабочки)

Структура занятия:

  • Гимнастика для глаз «Мир вокруг» 
  • «Введение» детей в проблемную ситуацию:  Паук наложил злые чары на насекомых, они не могут пробудится.
  • Д/и «Собери насекомое»
  • Игра с прищепками «Кто что ест»
  • Физкультминутка « Бабочка»
  • Рассказ детей по цепочке с помощью схемы. «Развитие бабочки»
  • Игра «Четвёртый лишний» ( с мячом) Составление предложений  с союзом «потому что».
  • Чистоговорка.
  • Д/и « Чего не хватает?»
  • Звук насекомых, итог ООД с сюрпризным моментом.

Ход ООД

Этапы ООД

Продол

житель

ность

Задачи

Методы, приёмы, формы

Ход ООД

1.Организационный этап

(подготовка к ООД)

2 мин.

   ____

Воспитатель Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли  гости. Поздороваемся  

Дети здороваются

Воспитатель Молодцы! А сейчас все внимание на меня, подготовим наши глаза, что бы ни чего не проморгали.

Гимнастика для глаз «Мир вокруг» 

Глазки видят всё вокруг, 
Обведем глазами круг.
Глазкам видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведем мы снова круг,
Поглядим  на мир вокруг.

Воспитатель Молодцы! Вот теперь наши глаза готовы? А вы готовы поглядеть на мир?

Ответы детей

Ребята посмотрите, какая то веревочка. Потрогаем ее?

Слышаться звон колокольчика

2.Мотивационный этап (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию)

2 мин.

____

Беседа

Чтение стихотворения

Воспитатель Дети вы слышите?  Посмотрим кто  звенит в колокольчик?

Ответы детей

(звук привел детей к паутине с пауком на полянке)

Воспитатель Кто же это?(паук) (На паутине письмо) Ребята посмотрите у него письмо. Прочитаем?

Ответы детей

Воспитатель  читает письмо

                          Тише дети, не шумите, злые чары не снимите.

                          Насекомые все спят, не хочу их пробуждать.

                          Ну а если захотите пробудить их ото сна

                          Вам придется потрудится и порадовать меня.(ПАУК)

3.Этап создания проблемной ситуации (актуализации и знаний)

                                                                                       3.Игровая  деятельность

Беседа

Проблемный вопрос

Воспитатель Какой сердитый паук. Посмотрите и правда полянка пустая.  Но если мы не поможем пробудится насекомым что будет с природой?

Ответы детей

Воспитатель Поможем насекомым? Порадуем паука и снимем злые чары

Ответы детей

Подходите к столу

4.Этап решения проблемной ситуации

18 мин.

Объяснение правел игры с мячом

1. Д/ и «Собери насекомых»

Воспитатель Ребята у меня есть картинки с насекомыми, но их нужно собрать. Соберем насекомых?

 (Дети, подходят к столу и собирают картинки).

Воспитатель Какое насекомое собрали?

Ответы детей.

Воспитатель Молодцы! Вы постарались и паук радуется

Паук звенит в колокольчик……

Ну а мы продолжаем помогать насекомым

2. Игра с прищепками «Кто что ест»

Воспитатель. Возьмите каждый по насекомому и посадите его чем оно питается.

Дети выполняют задание. обговаривая свой выбор

Воспитатель Молодцы! Думаю пауку радостно, что вы столько знаете о насекомых. А мы  немного отдохнем.

Физкультминутка «Бабочка»

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Воспитатель  Молодцы, размялись? А сейчас все вновь собрались, расскажем пауку как появляется бабочка

3.Рассказы детей по цепочке(по схеме)

«Развитие бабочки»

Воспитатель Что сначала откладывает бабочка?

Ответы детей (Бабочка откладывает яйца)

Воспитатель Кто появляется из яйца?

(Из яйца появляется гусеница.)

 Воспитатель Что делает гусеница?

(Она питается листьями и растет.)

 Воспитатель  В кого она превращается?

(Гусеница превращается в куколку.)

 Воспитатель  Кто выходит из куколки?

(Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут,  бабочка начинает летать.)

Воспитатель  Здорово!!!Сколько всего паук узнал про бабочек, теперь он снимет и с них чары. Ну а мы продолжаем, другим насекомым тоже нужна наша помощь. Садитесь на стулья

  1. Игра «Четвёртый лишний». С мячом

Воспитатель называет  четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор. Составление предложений  с союзом «потому что».

-бабочка, стрекоза, енот, пчела;

- кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

-пчела, стрекоза, енот, пчела;

- кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

-Жук, пчела, муравей, кошка;

- Слон, бабочка, шмель, гусеница;

- Божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;

- Ёлка, таракан, муха, кузнечик;

- Паук, светлячок, саранча, кровать.

Воспитатель  Молодцы!  И тут порадовали паука. Но на этом мы не остановимся покажем пауку как разговаривают насекомые?

Встаем рядом со стульями и повторяем вместе со мной

  1. Чистогоровка

Жу – жу – жу  жжужит пчела. Хороши мои дела
Зу – зу – зу комар пищит. Укусить скорей спешит
Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
Жук жужжит 
гу- жу –гу – жу. Я любого разбужу.

Ха-ха-ха не боимся паука

-Отлично! -Готовы дальше снимать злые чары? Присаживайтесь на стулья.
                       6. Д/и « Чего не хватает?»

Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью, которых они передвигаются.

Как передвигаются мухи,   бабочки, стрекозы? ( летают)

Как передвигаются муравьи? (бегают).

Как передвигается кузнечик? (прыгает).

Дети выполняют задания.

Звуки насекомых

Воспитатель Ребята вы  слышите?

Ответы детей

Воспитатель Вы молодцы, помогли насекомым, сняли злые чары паука. А вот и насекомые, паук нам их вернул, рассадите их на полянке так, как      они маскируются .

5. Рефлексивный этап (подведение итогов ООД, самооценка детей)

3 мин.

Беседа

Вопросы

Обобщение ответов

Воспитатель

- Вспомним, что мы с вами делали? ответы детей)

- Что больше всего понравилось?(ответы детей)

-Молодцы  и за вашу помощь насекомые вам приготовили  подарок.

(мармеладки насекомые)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Зима не лето, в шубу одета".

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему:"Зима не лето, в шубу одета"....