Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" , тема:"Путешествие в прошлое книги"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Знакомство детей с историей развития письменности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_proshloe_knigi.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД ОО «Познание» в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие в прошлое книги».
Программное содержание:
- Продолжить знакомство детей с историей происхождения и изготовления книги.
-Дать первоначальные знания о том, как делают бумагу.
-Учить формулировать свои высказывания.
- Возбудить интерес к творческой деятельности человека.
- Воспитывать бережное отношение к книге.
Предварительная работа:
Рассматривание красочно оформленных книг. Рассматривание, из каких частей состоит книга.
Чтение загадок, пословиц о книгах.
Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой».
Ремонт книжек-малышек из игры «Библиотека».
Материал к занятию:
Выставка разных книг.
Презентация «Путешествие в прошлое книги».
Пластилиновые таблички; деревянные палочки.
Рисуночное письмо от воспитателя.
Оборудование :
Проектор, ноутбук.
Ход занятия.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита
-Правильно, это – книга.
Для чего нужны книги?
(Выслушать ответы детей). Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умнее. Правильно, люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг.
Обратить внимание детей на выставку современных книг.
- Расскажите, какие бывают книги?
(словари, энциклопедии, книги для взрослых и детей).
- Из чего делают книги? (из бумаги).
- Из каких частей состоит книга? (обложка, корешок, страницы).
- А всегда ли книги были такими, как вы думаете? (Не всегда).
Давным-давно были времена, когда книг не было. Единственным средством сохранения и передачи информации о событиях, людях была человеческая память. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы. Потом, люди изобрели рисуночное письмо. Человек изображал в рисунке какие-либо действия. Автор без труда мог рассказать о том, что нарисовал. (Слайд )
А сейчас постарайтесь прочитать моё рисуночное письмо. (Воспитатель показывает лист с рисунком, дети пробуют его читать).
1. Бабушка читает сказку внучке
Теперь предлагаю прочитать предложение. Мы из него узнали, что бабушка читает сказку внучке и ничего не перепутали.
2. Дети пошли гулять в парк.
Из этого предложения мы точно узнали. Что дети пошли гулять в парк. А не в лес.
Какое письмо точно передает мысль автора печатное или рисованное?
Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Они записывали то, что хотели запомнить. На чём же люди писали?
В разных странах писали на том материале, который находился вокруг. Например, на глиняных табличках (Слайд ) . На влажной глиняной табличке писали острой палочкой. Затем её сушили, и письмо было готово.
Давайте и мы попробуем что-нибудь записать на глиняной табличке.
(Дети палочками пишут на пластилиновых дощечках).
Как вы думаете, удобно было читать такие книги? (Ответы детей). Действительно, это неудобно. Книги тяжёлые, листать их неудобно.
Пробовали люди писать и на бересте (Слайд ).
Береста – это наружная часть берёзовой коры. Буквы процарапывали особыми орудиями для письма. Сверху на рисунке - костяное орудие, в центре - металлическое, а снизу- чехол для них. Однако и такой способ письма был неудобен.
А вот в Древнем Египте писали на папирусе (Слайд ). Это болотное растение похожее на камыш. Стебли его гладкие разрезали вдоль и укладывали рядами, затем спрессовывали. Получался материал, похожий на бумагу, только тоньше. Большие тексты писали заострёнными палочками на длинных полосах папируса. Их длина иногда достигала до 40 метров, затем сворачивали в свитки. (Слайд ). К сожалению, папирус не очень прочный. Ему нужен только сухой воздух. Поэтому человек искал новый материал для письма. Им стал пергамент.
Пергамент – это обработанная кожа из шкур телят (Слайд ). Он был прочнее. Из пергамента впервые стали делать книги, очень похожие на наши. Они были очень дорогие, ведь на одну книгу требовалось целое стадо коров! Понятно, что купить книгу мог только богатый человек.
-А сейчас давайте немного отдохнём
Гимнастика для глаз «Солнышко»
Продолжим путешествие в прошлое книги.
Помогла человеку бумага. Изобрели её в Китае. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете от других народов. И только через века они узнали, как делать это чудо. И тогда появились первые книги из бумаги. Сначала их писали пером от руки. Обычно писал человек, у которого был красивый почерк. (Слайд с изображением летописца).
Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками. (Слайд с иллюстрацией старинной книги и нарисованные на листах древние заглавные буквы). Нужно было очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную.
Как вы думаете, эти книги были доступны многим людям?
А что придумали люди, чтобы книг было много? (Придумали печатать).
Человек придумал печатный станок и ускорил изготовление книг (Слайд ).
Первую книгу на Руси напечатал Иван Федоров (Слайд ).
Современные же станки обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготавливают переплёт, чтобы книга служила дольше (Слайд ). Всеми машинами управляют люди.
Как вы думаете, прежде чем напечатать книгу, что необходимо подготовить? (Ответы детей). Материал для книги. Над этим работают поэты, писатели, художники. (Слайд ) Они решают, какого размера будет книга, как она будет выглядеть, какие будут рисунки.
А где хранятся книги? (дома, на полках, в библиотеке) (Слайд )
А знаете ли вы...
Для изготовления 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев.А из 1 тонны бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей.Получается из 1 дерева 1700 тетрадей.
Основным сырьем для производства бумаги является древесная целлюлоза. Целлюлозу получают из лесных пород: в основном из ели, сосны и березы, но используют также и другие деревья.
На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки.
1 способ Самый экономичный способ получения древесной целлюлозы - механический: на деревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчаются до крошки, которая смешивается с водой. Бумага, изготовленная на основе такой целлюлозы, непрочна и чаще всего идет на производство, например, газет.
2 способ Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр и модных журналов, а также прочные оберточные материалы.
В этом случае щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту.
Очищенную и разваренную древесину фильтруют и промывают, чтобы очистить от примесей.
Далее к бумажному сырью добавляют дополнительные вещества.
Например, клеи - их присутствие в писчей бумаге отталкивает влагу.
Или смолы - благодаря им, написанное на бумаге чернилами на водной основе, не растекается и легко распознается человеческим глазом. После этого бумагу окрашивают, делают бумагу белой и непрозрачной. Бумажная масса, превращенная в кашицу, попадает в бумагоделательную машину.
Сначала кашица выливается на сетку бумагоделательной машины. Эта сетка натянута на два вала и все время вращается, перенося бумажную кашицу вперед. По мере продвижения бумажной массы по ленточному конвейеру часть содержащейся в ней воды вытекает через ячеистые отверстия, и бумажные волокна начинают сплетаться друг с другом, образуя так называемую рулонную ленту.
Вот такой сложный путь изготовления бумаги.
А вы знаете, как нужно обращаться с книгой? Давайте вместе вспомним правила пользования книгой.
Проводится дидактическая игра «Как я берегу книгу»: по предложенным сюжетным картинкам дети формулируют правила обращения с книгой.
Нельзя разбрасывать книги, надо ставить их на место.
Нельзя рвать, вырывать страницы.
Нельзя рисовать на книгах.
Нельзя загибать страницы, надо пользоваться закладкой.
Нельзя брать книгу грязными руками.
Нельзя есть над книгой.
Надо оборачивать книги в обложки.
Надо следить за книгами, если есть рваные, ихнадо подклеить.
Итог занятия, рефлексия:
- Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии?
-Как вы думаете, полезным для вас было занятие? Если да, то покажите зеленый квадратик, а если нет, то- красный.
- Ребята, дома вы расскажите своим родителям всё, что узнали сегодня о книге, а так же каждый из вас нарисует обложку для своей любимой книжки, а в стране знаний для этих обложек напечатают книги.
- А сейчас давайте пройдем в наш уголок книги и проверим, хорошо ли живется книгам в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Тема: «Путешествие в прошлое книги».
Знакомство дошкольников с историей создания книги и её развитием...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области " Познавательное развитие приобщение к социокультурным ценностям" по теме : " Путешествие в прошлое книги"в подготовительной группе
Знакомство детей с историей создания и изготовления книг....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в прошлое книги»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в прошлое книги»...
Познавательное развитие. Первичные представления об объектах окружающего и социального мира.Конспект занятия. Тема: «Путешествие в прошлое книги»
Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бере...
Конспект опытно - исследовательской ООД на тему: «Путешествие в прошлое книги».
Конспект опытно - исследовательской ООД на тему: «Путешествие в прошлое книги»....
Конспект ОД в подготовительной группе по познавательному развитию на тему: «Путешествие в прошлое книги»
Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бере...
Конспект ООД по ФЦКМ на тему: «Путешествие в прошлое книги»
Цель: Ознакомление с историей развития книги и письменности....