Сюжетно-ролевая игра "Поход в лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шумская Ксения Сергеевна

Конспект  сюжетно-ролевой игры "Поход в лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Поход в лес»

Разработали и провели воспитатели средней группы:

Шумская К.С.

Волкова С.Н.

Цель: совершенствовать умения детей играть в сюжетно-ролевую игру «Поход в лес».

Задачи:

Обучающие:

1. Закреплять умение детей совместно играть, распределять роли, подготавливать условия для среды.

2. Способствовать установлению ролевого диалога между детьми.

3. Способствовать развитию основ экологического сознания детей на приеме разных ситуаций, возникших по вине людей.

4. Активизировать словарь детей словами, отражающими специфику речи людей разных профессий (фотограф, шофер, кондуктор, лесник )

Развивающие:

5. Развивать творческие способности в передаче ролевого образа.

6. Развивать логическое мышление, внимание.

7. Развивать самостоятельность, творческую инициативу.

Воспитывающие:

8. Воспитывать бережное отношение к природе.

9. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение сотрудничать.

Игровой материал: рюкзаки на каждого ребенка,  макеты деревьев (елки, березки, дуб, рябина), листья, корзинки, игрушечные звери, ящерицы, грибы,  мусор, пакет для мусора, фотоаппарат, бинокли, коврики, еда - муляжи, модули для автобуса, сумка кондуктора, руль и кепка шоферу, плакат костра, ружье, собака для лесника ,спички, музыка.

Игровые роли: шофер, кондуктор, дети – помощники и санитары леса, фотограф, лесник.

Подготовка детей к игре: Просмотр иллюстраций по теме «В лесу»«Санитары леса»«Спички не игрушка», чтение познавательных рассказов о лесе, о его важности для жизни человека. Беседы о правилах поведения, на улице, в лесу, на природе. Дидактические игры: «Что делать если заблудился в лесу?»«Как помочь другу в беде?».

Приемы организации игры: Выбор всего необходимого детьми в поход, ролевое участие. Участие педагога в диалоге с детьми, моделирование игровой ситуации, советы и разрешение различных проблемных ситуаций, показ образца ролевого поведения.

Ход игры

Начало игры. Вступительное слово воспитателя, дети отгадывают загадку.

Загадка: Весной одевается, а осенью раздевается. Ответ (Лес)

 Беседа о погоде

- Посмотрите дети, какое сейчас время года?

Ответ детей.

Давайте представим, что наступила золотая осень, что  делают люди, животные, птицы? Что происходит с природой осенью? (Дети  описывают приметы осени, действия животных, птиц, людей )

- А вы бы хотели сходить в поход? (да)

     Решение детей идти в поход.

Воспитатель: Недавно я была в лесу. Я увидела много интересного. А вы хотите совершить путешествие в лес?

Дети: Да.

- Чем будем заниматься в походе? ( фотографироваться, отдыхать, наблюдать за природой)

- Что же нужно, чтобы отправится в поход? (рюкзаки, еда и. т. д.)

1. Подготовка игровой среды, атрибутов.

 Беседа о выборе атрибутов для рюкзака.

- Возьмите, пожалуйста, все необходимое в поход, я вас здесь подожду и проверю все ли я взяла с собой. Много всего не берите, мы с вами пойдем ненадолго. (Дети выбирают самостоятельно)

 Рассуждение о выборе транспорта.

  - А на  чем же можно отправиться в поход? (варианты детей)

Принимается решение, что едем на автобусе. Дети из подручного материала строят автобус. Воспитатель предлагает пройти на автобусную остановку соблюдая правила дорожного движения.

     Шофер: Кто заказывал автобус для поездки в лес? Пожалуйста, проходите и присаживайтесь.

Кондуктор: Уважаемые пассажиры, приобретайте пожалуйста билеты на поездку.

Дети приобретают билеты и запевают песню. (звучит шум автобуса)

Мы едем, едем, едем

В далекие края.

Веселые соседи, хорошие друзья.

Нам весело живется.

Мы песенку поем,

А в песенке поется о том, как мы живем!

Тра-та-та, тра-та-та.

Мы ребята хоть куда.

Дружно все играем, песни распеваем.

лепим, красим и считаем.

Книжки добрые читаем!

     Вот мы как с вами быстро доехали до леса.

(Музыка «Звуки леса»)

- Ой, какие красивые деревья, а воздух, чистый какой, красота…

Чтобы не нарушать покой природы и не спугнуть никого, мы с вами шуметь не будем.

- Как вы думаете, что еще нельзя делать в лесу? (гнезда разрушать, кору деревьев портить, муравейники нельзя разрушать, грибы топтать, ветки ломать)

А как же те люди называются, которые капканы на зверей расставляют? (Браконьеры)

- Они хорошие? (Нет, они убивают зверей)

2. Проигрывание сюжета «На полянке».

Какая чудесная полянка, так и хочется отдохнуть, давайте сделаем привал? (Давайте)

     - Ой, посмотрите, кто-то намусорил?

- Как же мы будем здесь отдыхать?

 Ребенок говорит: Давайте соберем мусор, я как раз захватил (а) мусорные мешки.

Воспитатель: Куда же мы денем собранный мусор?

Ответ детей: Заберем с собой.

Воспитатель: Правильно ребята, после каждого посещения леса, мусор нужно забирать с собой, а не выбрасывать где придется.

Воспитатель: Ребята посмотрите какие здесь красивые деревья.

Как  называется лес, где растут одни березы? (березовая роща).

Как называется лес, где растут одни ели? (ельник).  

Как называется лес, где растут одни сосны? ( сосновый бор).

Как называется лес, где растут одни дубы? ( дубовая роща).

Как называется лес, где расту разные деревья? (смешанный лес).

Как вы думаете, в каком лесу находимся мы с вами?

Воспитатель: Какие вы молодцы. Посмотрите сколько здесь листиков с деревьев разных. Как вы думаете почему они изменили цвет и опали?

Ответы детей: Деревья готовятся  к зиме, в листья поступает мало питательных веществ и они начинают менять цвет и опадают.  

Воспитатель: Совершенно верно. Как можно использовать листья с деревьев?

Ответы детей: Красивые листочки засушить, сделать гербарий, использовать в поделках, заготавливают березовые, дубовые веники для бани чтобы парится. Для кроликов и коз заготавливают осину это их лакомство на зиму.

Воспитатель: Давайте с вами определим с какого дерева листок.

Дети на макеты деревьев приклеивают соответствующие листочки.

                               3. Проигрывание сюжета «Встреча с лесником»

    Воспитатель: Ребята слышите кто то сюда идет.

(из-за деревьев показывается лесник).

Ребенок говорит: Здравствуйте, а вы кто?

Лесник: Я дядя Вася.

Ребенок говорит: А что вы здесь делаете?

 Лесник: Я работаю Лесником на данном участке. Слежу, чтобы браконьеры не убивали животных, птиц и не ставили на них капканы, ловушки.

Ребенок говорит: Зачем вам ружье и собака?

Лесник: Собака мне помогает, сообщает о том, что кто- то рядом, зверь или браконьер. А ружье мне нужно для защиты в случае нападения дикого зверя. Я стреляю в воздух и хищный зверь, испугавшись убегает.

Воспитатель: А мы с ребятами приехали на экскурсию, посмотреть как красиво в осеннем лесу. Может вы останетесь с нами?

Лесник: Спасибо за приглашение, но мне пора идти дальше. (уходит).

Воспитатель и дети прощаются с егерем.

Воспитатель: Ребята а не пора ли нам немного отдохнуть и перекусить.

Дети соглашаются.

4. Проигрывание сюжета «Пикник»

    Воспитатель:

 - Как же лучше расположится? (предложения детей)

Ребенок говорит: -

У меня есть спички нужно развести костер. (достает спички и начинает чиркать и поджигать траву и ветки.

Дети:

-Нельзя так делать! (объясняют правила разведения костра в лесу).

Нужно выкопать ямку подальше от деревьев и кустарников или обложить камнями если есть. Наложить хворосту и коры и аккуратно поджечь.

Воспитатель: 

-Теперь ты понял, что не правильное разведение огня может привести к лесному пожару.

Ребенок говорит: «А у меня коврика нет?»

Ребенок говорит: Может, ты прямо так присядешь на землю? 

Ребенок говорит:  Нет нельзя, земля холодная можно заболеть

     Воспитатель:

    - Что же делать?

Ребенок говорит: «Садись со мной… или со мной…»

И у меня есть покрывало кому некуда присесть, садитесь со мной.

(Все достают продукты и кушают, угощают друг друга)

Ребенок говорит:

- Как вкусно кушать на открытом воздухе.

Воспитатель:

- Ребята, а я забыла взять воды попить, что же делать? (Дети предлагают попить их воды)

- Как мы здорово отдыхаем… Но нам пора собираться. 

- Ой, ребята, а мусор, так и оставим? (Нет)

-А почему? (Заберем, с собой в мусорный контейнер выбросим)

- Молодцы, конечно в лесу мусорить нельзя. Ну, вот собрались, теперь можно и ехать, все взяли свои велосипеды.

 

5. Проигрывание сюжета «Тушение костра».

Воспитатель:

- Ребята, что будем делать с костром так оставим?

-  Как поступим? (Надо потушить)

- Чем ребята тушить будем (Водой, землей).

Дети: У меня еще вода осталось.

- Вода не спасает, ребята, что еще придумаем? (Давайте землей)

- Вот и потушили костер! Какие вы молодцы, помощники природы!

-А теперь пора и в садик возвращаться. Поехали…

Дети усаживаются в автобус (звук автобуса) поют песню.

6. Заключительная часть.

Рефлексия.

Воспитатель:

- Вот мы с вами и приехали в наш садик, куда же мы с вами сейчас ездили? Что делали? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)

- Что же делать с мусором будем, который в лесу собрали? (Ответы детей)

(Унесем в мусорное ведро)

- Какие вы молодцы, со всеми трудностями справились очень легко!

 Закрепление правил поведения в природе.

- Какие же правила, нужно обязательно соблюдать на природе? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности:  а/ развивать сюжет  б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...

Оформление сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастом и требованиями ФГОС. На примере сюжетно -ролевой игры "Больница".

Дошкольный возраст самый благодатный возраст для игр т. к. это ведущая детская деятельность.Хочу предложить Вашему вниманию подборку сюжетно-ролевой игры «Больница», её изменения и дополнения в соотве...