Исследовательская деятельность
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Воржакова Нина Николаевна

Перспективное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по познавательно –исследовательской деятельности 2020-2021год. Подготовительная группа.

Дата

Тема


Цели и задачи

Материал

Литература

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Тема:«Человек»

 «Наши руки»

Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание). Развивая руку, мы развиваем речь. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия. Опытническим путем активизировать внимание детей на функциональной значимости рук человека.

Дидактическая игра «Поговорим без слов».

Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

«Что можно почувствовать кожей?»

Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека,  чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание.

Лупы на каждого ребенка, предметы из разных материалов, дощечки на развитие тактильных ощущений, чудесный мешочек с набором предметов, стакан с холодной, теплой и горячей водой.        

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2004 г., с.88.

Смирнова В.В. Тропинка в природу. –Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 73.

о

к

Т

Я

Б

Р

Ь

Беседа: «Наши помощники»

Опыт: «Слушай во все уши»

Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.        

Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д.        

Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Как мы чувствуем запахи?»        

Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу  экспериментирования.        

Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).        

Мой организм /Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.71.

Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. экологическое образование  дошкольников . – Екат-г, 2005 г., с.223

н

о

Я

Б

Р

Ь

«В мире волшебных звуков»

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005,

н

о

Я

Б

Р

Ь

«Магнитизм»        

«Магнит – фокусник»

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.        

Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2005, с.94., Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 133

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Тема: «В мире электричества»

Занятие: «Как увидеть и услышать электричество» 

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»        

Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.        

Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 – 100

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Электроприборы»

Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.        

Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.        

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005,

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Свет и цвет»

Рассказать о значении света для жизни на Земле. Объяснить, как человек использует знания о свете для различных целей (создает разные источники света, почему происходит смена дня и ночи.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 150.Куликовская ИЭ., Совгир И. Н. Детское эксперим.–М., 2005 г., с. 63

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Знакомство с термометром»

Дать понять детям, как работает термометр, от чего зависят его показания

Учить детей наблюдать за температурными изменениями. Отмечать  свои наблюдения в календаре. Сравнивать, делать выводы.

Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005,

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Измерение глубины снежного покрова

Развивать интерес к исследовательской деятельности.

Линейка, таблица, карандаш

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005,

М

А

Р

Т

«Как устроены перья у птиц»

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча, волос, пинцет.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005,

М

А

Р

т

«Свет и цвет»

Занятие: «Откуда радуга берется?».        

Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.

Пульверизатор,  фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005,

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Солнце, Земля и другие планеты»

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы

Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа). – М., 2006 г., с. 19

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Этот загадочный космос»        

Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей.        

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2005, с.150.

Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское  экспериментирование .–М., 2005 г., с.63.

М

А

Й

Опыт: «Волшебный круг».

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.        

Цветовой волчок или юла.        

Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.112.

М

А

Й

«Свет вокруг нас».        

Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.        

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.        

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2005, с.151.

Ковалева Т.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2004 г., с.18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...