НОД по исследовательской деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Исследовательские работы для детей являются одним из важнейших принципов обучения и воспитания дошкольников. Данный подход формирует познавательные, практические, творческие умения.Развивает наблюдательность и самостоятельность.Учит проявлять активность в решении поставленных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 100.55 КБ |
![]() | 101.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Конспект занятия
по поисково - исследовательской работе с детьми старшей группы.
« Чем отличается яблоко от апельсина и лимона?»
воспитатель
Тушакова Наркиза Хисамовна
Яр-Сале 2018год
Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей.
Тема: «Чем отличается яблоко от апельсина и лимона?»
Цель: Научить проводить самостоятельные исследования. Развитие у детей исследовательских умений и навыков.
Задачи: Дать представление детям о классификации растений по семействам на примере цитрусовых.
Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, поисковая, двигательная.
Воспитывать интерес к познанию мира живой и неживой природы.
Материалы: Листочки, карточки с изображениями методов исследования, фрукты: апельсины, лимоны, яблоки; стаканы, лупы, иллюстрации с апельсинами, детские энциклопедии, салфетки.
Ход занятия.
1Организационный момент.
Дети, к нам в гости пришел Незнайка и что - то принес в корзине. Хотите узнать что? Отгадайте загадку и вы узнаете ответ.
Любят взрослые и дети!
Самый вкусный фрукт на свете!
Кто рыжий круглый господин? -
Главный цитрус... (апельсин)
В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья.
(яблоко)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его ...
(лимон)
Воспитатель показывает отгадку и говорит, что Незнайка просит ребят рассказать про апельсин и лимон, про яблоко.
Почему в семейство цитрусовые не входит яблоко?
2Подготовительный этап
Ребята, поможем Незнайке?
- Да.
Тогда, сядьте удобно и слушайте внимательно.
Постановка исследовательской задачи
Составление плана исследования.
-Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования как взрослые ученые.
Вызываются два ребенка, им предстоит вместе с педагогом выполнить работу. Объясняем детям, что нужно получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования. Подготовить о нем сообщение - небольшой доклад.
-Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?
Что мы должны сделать в начале?
Все дети думают, в ходе коллективного обсуждения называют основные методы: «прочитать в книге», «спросить взрослых» и т.д. Карточки с обозначением методов исследования выкладываются на доску.
Так постепенно выстраивается цепочка методов исследования.
Обращаем внимание детей, что наш план надо сделать более последовательным. Подводим их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно.
-Что следует сделать потом? Так мы выстраиваем карточки постепенно; подумать, спросить, посмотреть в книгах, посмотреть в интернете, понаблюдать, провести эксперимент.
Сбор материала
Воспитатель сообщает, собранный материал нужно фиксировать, то есть делать записи в виде рисунков, значков, схем. Раздаем листочки и карандаши.
Первый метод «подумать самостоятельно»
Приходим к выводу: апельсин -фрукт, зарисовали. Следующая идея, растет на юге, схема «солнце и дерево с апельсином». Цвет: оранжевый, что еще может быть оранжевым? Форма: круглая, как что? Запах: апельсиновый. Определяем на ощупь твердость.
Второй метод «спросить взрослых»
Для закрепления подсказанных другими идей нарисуем схемы. И так последовательно зафиксируем все наши методы.
Выполнение эксперимента
Проводим опыт
1.Апельсин и лимон выжимаем, много сока? А в яблоке?
2.Закрываем глаза, можем ли определить на вкус апельсин, лимон - это или яблоко?
3 Изучаем семена, кожуру. Рассматриваем через лупу.
4. сравниваем на срезе яблоко и апельсин.
5. В чем схожесть лимона и апельсина (дольки, кожура, семена).
Физминутка «Апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Это долька для ежа,
Это долька для чижа
Это долька для утят
Это долька для котят
А для волка кожура
Он сердит на нас. Беда!
В домик прячемся - сюда!
Обобщение полученных данных
Итак, собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Все рисунки раскладываются так, чтобы все видели. Советуясь с детьми, пиктограммы раскладываются в зависимости от степени важности.
Что нового мы узнали? Что мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования.
Доклад об апельсине и лимоне, о схожести их. Почему яблоко не относится к цитрусовым.
Двое детей, выбранные заранее, дополняя друг друга, рассказывают остальным детям и Незнайке об цитрусовых.
- Ребята сделали доклад. О чем, вы узнали? Кто хочет задать вопросы докладчикам? Воспитатель побуждает детей задавать вопросы.
В завершение Незнайка дарит корзину апельсинами детям, благодарит их за труд и прощается с детьми.
Итог
Чем мы сегодня занимались?
Что нового вы узнали?
Понравилось ли, что именно?
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Занятие по исследовательской деятельности
в подготовительной группе.
воспитатель
Тушакова Наркиза Хисамовна
Яр-Сале 2019 год
Конспект занятия
по организации исследовательской деятельности детей.
Тема: «Что такое апельсин?»
Цель: Познакомить детей с методами исследовательской деятельности. Научить проводить самостоятельные исследования. Развитие у детей исследовательских умений и навыков.
Задачи: Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Развивать у детей мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать. Учить видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, делать умозаключения и выводы. Побуждать детей готовить собственные мини доклады, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Воспитывать у детей нравственные чувства: сопереживание, доброжелательность, умение работать в общем темпе. Формировать навыки работы в команде и индивидуально.
Предварительная работа: Показ слайдов об апельсине, просматривание иллюстраций, беседа.
Материалы: Конверт, карточки с изображениями методов исследования, апельсины, емкость с водой, лупы, иллюстрации с апельсинами, детские энциклопедии.
Ход занятия.
1Организационный момент.
Дети сегодня я получила письмо (показать) Хотите узнать от кого? Тогда угадайте загадку:
Я среди торосов
В теплой белой шубе.
Прячусь от морозов,
И от снежной бури. ( белый медведь)
Воспитатель читает письмо:
«Дорогие дети! Одна моя знакомая, перелетная птица, сообщила мне, что она в теплых краях лакомилась апельсинами. Мне очень хочется узнать про апельсины, ведь я никогда их не видел. Пожалуйста, помогите мне!
Расскажите мне все, что вы знаете об апельсинах. Очень вас прошу, ваш белый медведь.»
Дети, мы поможем? Да.
2Подготовительный этап.
Составление плана исследования.
-Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования как взрослые ученые.
Вызываются два ребенка, им предстоит вместе с педагогом выполнить работу. Объясняем детям, что нужно получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования. Подготовить о нем сообщение - небольшой доклад.
-Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?
Что мы должны сделать в начале?
Все дети думают, в ходе коллективного обсуждения называют основные методы: «прочитать в книге», «спросить взрослых» и т.д. Карточки с обозначением методов исследования выкладываются на доску.
Так постепенно выстраивается цепочка методов исследования.
Обращаем внимание детей, что наш план надо сделать более последовательным. Подводим их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно.
-Что следует сделать потом? Так мы выстраиваем карточки постепенно; подумать, спросить, посмотреть в книгах, посмотреть в интернете, понаблюдать, провести эксперимент.
Сбор материала
Воспитатель сообщает, собранный материал нужно фиксировать, то есть делать записи в виде рисунков, значков, схем. Раздаем листочки и карандаши.
Первый метод «подумать самостоятельно»
Приходим к выводу, апельсин-фрукт, зарисовали. Следующая идея, растет на юге, схема «солнце и дерево с апельсином». Цвет: оранжевый, что еще может быть оранжевым? Форма: круглая, что еще бывает круглым? Размер: Большой, маленький? А если слон посмотрит на апельсин, что он скажет. А если дать оценить насекомому? Значит кому – то апельсин покажется огромным, а кому – то маленьким. Все зависит не только от размера апельсина, но и размера того, кто его оценивает. Поэтому мы будем считать размер апельсина неопределенным.
Второй метод «спросить взрослых»
Для закрепления подсказанных другими идей нарисуем схемы. И так последовательно зафиксируем все наши методы.
Наблюдение и эксперимент
1. Запах: апельсиновый. Закрываем глаза, можем ли определить запах.
Определяем на ощупь твердость.
Какая кожура, есть дольки, семена.
2.Проводим опыт, тонет ли апельсин в воде?
А) С кожурой кладем апельсин в воду.
Б) Без кожуры. Делаем вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. А без кожуры тонет.
3.опыт с шариком и апельсином.
Отрезать кожуру апельсина и надавив, брызнуть соком на шарик. Что произойдет? Вывод: кислота растворяет резину. В кожуре есть лимонен.
Физминутка «от Медведя».
Мы предметы изучали
И немножечко устали.
А теперь мы отдохнем
Физминутку проведем.
От кого бежишь медведь Поскорее нам ответь!
(бег на месте)
Почему ты косолапый?
Топай мишка,
Хлопай мишка,
Приседай со мной братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись
Обобщение полученных данных
Все рисунки раскладываются так, чтобы все видели. Итак, собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Советуясь с детьми, пиктограммы раскладываются в зависимости от степени важности.
Что нового мы узнали? Что мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования.
Доклад об апельсине
Двое детей выбранные заранее, дополняя друг друга, рассказывают остальным детям и Незнайке об апельсине.
- Ребята сделали доклад. О чем, вы узнали? Кто хочет задать вопросы докладчикам? Воспитатель побуждает детей задавать вопросы.
Педагог: Вот какую большую работу вы провели, молодцы! Теперь я все ваши рисунки, пиктограммы отправлю белому медведю, теперь и он будет знать все об апельсинах.
Итог
Чем мы сегодня занимались?
Что нового вы узнали?
Понравилось ли, что именно? Дома расскажите родителям про апельсин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/04/picture-812332-1515079174.jpg)
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/23/picture-1179118-1571820617.jpg)
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-1265962-1603706107.jpg)
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/21/picture-1322688-1616324292.jpg)
Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.
Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...