"Лэпбук - технология для развития детей"
методическая разработка по окружающему миру
Лэпбук является уникалным пособие, помогающий педагогу в работе. Это своего рода папка в которой собранна информация по одной теме. Так же позволяет развивать творческий потанциал педагога, поскольку лэпбук варьиотивное пособие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_tehnologiya_razvitiya_rechi.docx | 35.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лэпбук -технология для развития детей»
ФГОС ДО определяет одним из основных принципов образовательных отношений личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. В связи с этим появилась острая необходимость обновления содержания деятельности ДОУ в целом и каждого педагога в частности, глубокое осмысление технологии субъектно-субъектного взаимодействия участников образовательных отношений, освоения, применение новых технологий, методов, приемов работы с детьми, которые позволят сделать образовательный процесс интересным, разнообразным и эффективным. Огромное значение приобретает и образовательная среда, которая представляет собой систему условий и индивидуализации детей.
В своей практике все чаще встречаю детей, которые не хотят заниматься, им неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому значительным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности. Важным аспектом развития ребёнка является научить ребенка учиться самому.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стала тематическая папка или «лэпбук». Замечательная идея для объединения игр, карточек для рассматривания и описания, так же в одном месте располагаются стихи, загадки на выбранную тему. Очень удобно ведь все задания и упражнения выбранной темы собраны вместе. Данная инновационная технология привлекает детей яркостью и простотой. В лэпбуках множество разнообразных деталей, кармашки всевозможных форм, мини-книжки, книжки-гармошки, конверты, которые дети могут доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. Лэпбук находится в свободном доступе для детей, они самостоятельно любят играть, рассматривать картинки, проверять знания друг друга, радуются своим и чужим успехам. Тем самым, закрепляя не только поставленные цели тематического комплекта, но и улучшает коммуникативные способности. А при помощи воспитателя, ребенок может прочитать и выучить стихотворения и загадки. Тем самым развивая не только свой кругозор, но и знания, память, словарный запас.
Лэпбук – это новейшее изобретение для развития ребенка. В переводе с английского языка означает «наколенная книга». Приспособление активно внедряют в учебный процесс для дошкольников и младших школьников. Знакомство с лэпбуком проходит совместно с воспитателем индивидуально или небольшими подгруппами (5-6 детей). Когда дети хорошо знакомы с данным пособием они выполняют задания самостоятельно, при незначительной помощи воспитателя. В моём арсенале подобралась не плохая коллекция тематических лэпбуков. Они все разные по содержанию и по направлениям. Это и «Русская матрешка», «Мой любимый город Шадринск», «Символы России» - соответствующие патриотическому воспитанию, «Говорушки» - разработана для развития речи детей раннего возраста, «Времена года» - соответственно отвечает за познавательное развитие детей, «Новогодние чудеса» - социализации. «Азбука чистоты» – самый оригинальный комплект на закрепление культурно гигиенических навыков, «Дымковская игрушка» - в этом комплекте собранно все о народном промысле – дымковская игрушка.
В данной статье хочется подробней рассказать о лэпбуке «Мой любимый город Шадринск». В нем собраны официальные и нетрадиционные символы малой Родины воспитанников, стихи для маленьких граждан России, игры на развитие внимания и памяти, фотографии родного города. Это пособие объединило информацию о самых дорогих и близких местах малой Родины.
Цель данного лэпбука: Развитие у подрастающего поколения гордости, глубокого уважения и почитания своего города. Знать и различать символику города – Герб, Флаг.
Задачи:
1. Воспитывать чувство гордости к малой Родине и уважения к государственным символам.
2.Формировать представление воспитанников о традиционных символах города, познакомить с историей их возникновения. Формировать представление о нетрадиционных символах города.
3.Прививать интерес к истории родного города;
4.Воспитывать чувство патриотизма, уважения и любви к Отечеству.
Отношение к гербу, флагу - это и отношение к самому государству, к стране, в которой мы живем. Дети должны знать историю, нашедшую отражение в государственных символах, ибо, по мнению А. Пушкина, «уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». Каждый должен гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. История страны, история государственных символов - это духовная биография народа. Не знающий этого человек - это человек без прошлого, без настоящего и без будущего. Память, хранящая страницы истории, возвышает нас. Кроме официальных символов, есть и нетрадиционные, в нашем городе это Шадринский гусь. Так же город знаменит известными людьми жившими и творившими в свое время (С.Т. Мальцев, Ефремов Г.М., Бронников Ф.А….). Конечно у города есть достопримечательности, памятники и значимые места для шадринцев, все это оформлено в данном лэпбуке.
Содержание
- Информационная страничка. «История города Шадринска».
- Флаг города
- Герб города
- Карта Курганской области
- Карта города (натуральная)
- Сказочная карта России
- Историческая страничка. Фотографии «Было-Стало»
- Игры для развития памяти, внимания
- Знаменитые люди
10.Стихи о Шадринске
1. Информационная страничка. «История города Шадринска». (Электронные архивные данные г. Шадринска)
Шадринск основан в XVII веке, в тот период, когда русские землепроходцы приступили к освоению сибирских и дальневосточных земель. Под прикрытием стен Шадринского острога активно заселялись берега Исети крестьянами из северных и центральных губерний России.
Основателем слободы является Юрий Никифорович Малечкин, прозванный также Юшкой Соловьём. Именно Малечкин обратился в Тобольск с прошением, в которой спрашивал разрешения у воеводы строить острог и слободу на Шадриной заимке. После решения главной комиссии было разрешено «лета 7171 (1662 год) сентября в 15 день (25 сентября)» начать строительство.
Слобода росла быстро. К 1686 году Шадринская слобода стала самой большой на территории Западной Сибири. В слободе имелось много дворов где жили крестьян, так же там проживали беломестные казаки и драгуны. Долгое время Шадринск являлся административным и торговым центром Исетского края. В 1712 г. указом тобольского воеводы Шадринская слобода была переименована в Архангельский Шадринский городок, или Малоархангельск, - Тобольского уезда.
В 1733 г. пожар дотла выжег Шадринский городок, и его снова стали считать слободой, которая постепенно стала отстраиваться. В 1738 г. была образована Исетская провинция с прежними полномочиями города Шадринска. В 1771 году с благословения епископа Тобольского Варлаама был заложен каменный храм во имя Преображения господня. Спасо-Преображенский собор - первая каменная постройка города. В 1822 году на западной окраине города Шадринска, на левом берегу Исети, купцом Фетисовым была открыта фарфорово-фаянсовая фабрика, работавшая до 1840 года. В Шадринске ежегодно проходили Петровская, Михайловская и Афанасьевская ярмарки. Торговали хлебом, крупой, мясом, маслом, салом, холстом. Шадринск являлся центром торговли Зауралья, в этот период. На эти ярмарки купцы с Урала, Нижнего Новгорода, Киргизии, Бухары везли ткани, ковры, изделия из металла. Во второй половине XVIII века в городе начинает развиваться кустарная промышленность. Для переработки местного сырья строились промышленные предприятия: салотопни, мыловарни, пимокатни, синильни, кирпичные заводы. В 1870 году в городе было введено местное самоуправление: появилась представительная власть - Дума и исполнительный орган - Управа под предводительством городского головы. В 1870-е годы в Шадринске имелись две больницы, аптека. Знаменательным событием в культурной жизни города явилось открытие земской библиотеки в 1876 году. С 1880-х годов действовал любительский театр. Первая школа была открыта в 1789 году. В начале XX века появляются прядильно-ткацкая фабрика братьев Бутаковых, сельскохозяйственная мастерская Молодцова, в 1906 году появляется женская гимназия, в 1907 году - реальное училище, в 1914 году - учительская семинария. В 1910 году был открыт клуб приказчиков, в котором имелся театр и кинематограф. В 1913 году 25-летний Н. В. Здобнов организует в Шадринске выпуск первой в городе газеты «Исеть». К 1917 году Шадринск был уездным городом с 17-тысячным населением. В 1917 году 29-летний Н. В. Здобнов избирается председателем Шадринской городской думы и депутатом Всероссийского Учредительного собрания. По переписи 1926 года в Шадринске было учтено жителей 19 177 человек, из них 8 723 мужчин и 10 454 женщин. В 1928 году открыт Шадринский педагогический техникум. В 1932 году открыт Шадринский финансово-экономический техникум. В 1933 г. основан чугунно-литейный и механический завод имени Второй пятилетки. В 1938 г. пущена первая очередь новой городской электростанции. В 1939 году создан Шадринский учительский институт (сейчас - Шадринский государственный педагогический университет). С февраля 1943 года - в составе Курганской области, выделенной из состава Челябинской области. 17 октября 1943 года вышел первый номер новой газеты - «Шадринский рабочий» - орган Шадринского горкома ВКП(б) и городского Совета депутатов трудящихся.
2. Флаг города.
Цель: помочь детям дошкольного возраста найти и запомнить флаг родного города, учить отличать его от других.
Для рассматривания флаг расположен на отдельной страничке лэпбука. В конверте игра «Найди флаг города Шадринска». (в конверте находятся флаги городов Шадринск, Ульяновск, Либерцы, Стерлитамак, Истра).
3. Герб города.
Цель: Воспитание любви к Родине, через закрепление знаний о символики родного города.
Иллюстрация «Герб» расположена в верхней страничке для рассматривания.
4. Карта Курганской области. Цели: расширять знания детей о нашей стране, в которой мы живем; познакомить с географической картой, картой мира; воспитывать любовь к Родине, уважение к людям разных национальностей, активизировать словарь детей словами; суша, водоем, рельеф, физическая карта.
5. Карта города (натуральная).
Цели: расширять знания детей о нашей стране, в которой мы живем; познакомить с географической картой, картой мира; воспитывать любовь к Родине, уважение к людям разных национальностей, активизировать словарь детей словами; суша, водоем, рельеф, физическая карта.
6. Сказочная карта России.
Цель: Развитие у подрастающего поколения гордости за значимость своего города.
Кроме сказочной карты России, так же есть аудиозапись сказки «Царевна лягушка», история и значимость этого события.
Автор проекта «Сказочная карта России» назвал город Шадринск (Курганская область) родиной сказочных героев Царевны-лягушки и Елены Прекрасной. Эти персонажи теперь нанесены на карту с соответствующей геолокацией.
«Одна из версий истории перевоплощения лягушки в красавицу была записана на шадринской земле краеведом и просветителем Александром Зыряновым. Шадринский текст уникален и имеет ряд отличий от аналогичных историй в других регионах и странах - в местной сказке, например, невесты сами приносили стрелы женихам. Алексей Козловский, автор проекта «Сказочная карта России», предложил говорить о Шадринске как о родине Царевны-лягушки и Елены Прекрасной и использовать этот бренд при проведении мероприятий». Сюжет на самом деле выстроен вокруг Елены Прекрасной - она хозяйка, символ красоты, женственности. Женский образ всегда сильный, яркий, и эта трансформация в сказке символизирует преображение, открытие новых возможностей. Облик персонажа мы разработали совместно с художниками и искусствоведами. Нанесение на «сказочную карту» позволяет, в том числе, выделить муниципалитет среди других. «Через эти сказки легко стать заметным среди тысячи малых городов. Зачастую мы по сказочным персонажам узнаем страну или город, например, Бремен - Бременские музыканты, Дания - Русалочка. Нанесение на «Сказочную карту России» может способствовать развитию такого небольшого города, как Шадринск. Это касается и бизнес-сообщества, и туризма. Так, например, в Шадринске в библиотеке имени Зырянова в 2016 году появился памятник Царевне-лягушке. Считается, что если девушка потрет стрелу у лягушки - это к жениху, мужчины трут спинку скульптуры - это к невесте.
7. Историческая страничка. Фотографии «Было-Стало»
Цель: познакомить детей с ролью фотографии в сохранении памяти о прошедших событиях. Учить находить различия изменения в прошлом и настоящем.
В конверте собраны фотографии прежнего города и современного.
Фото: Спасо-Преображенский собор, Шадринский драматический театр, Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова, фантан, городской сад им. Кельдюшева, пруд городского сада, Памятник Ивану-Шадру, Площадь им. Здобного, Обелиск памяти жертв Великой Отечественной войны, Памятник Шадринскому гусю, Памятник Архангелу Михаилу, Николаевская церковь
8. Игры для развития памяти, внимания
Игра «Собери картинку».
Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
В конверте собраны разрезные фотографии достопримечательностей города.
Игра «Расставь по местам».
Цель: разложить иллюстрации по месту нахождения, развивать внимание и память.
В конверте карта Шадринска, иллюстрации достопримечательностей, памятников и значимых мест города.
Игра «Найди отличие»
Цель: найди отличие, развивать внимание и память.
В конверте фотографии старинного и современного города.
Игра «Покажи и назови»
Цель: Расширять знания и представления детей о городе, о его достопримечательностях; развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, связную речь; воспитывать интерес к играм.
Игра «Было – стало»
Цель: развитие причинно-следственных связей у детей дошкольного возраста; развивать память воображение.
9. Знаменитые люди
Цель: продолжать знакомство с прошлым родного города. Развивать у детей интерес к жизни и достижениям предков, уважение к культуре своего народа.
В папке собраны фотографии известных людей города Шадринска. Краткие биографические данные их жизни и творчества. В данной папке фотографии:
Шадр (Иванов) Иван Дмитриевич - скульптор
Бронников Фёдор Андреевич - художник
Архимандрит Антонин (Капустин) - священно служитель
Ефремов Григорий Михайлович - животновод
Мальцев Терентий Семенович - земледелец
Лещев Александр Алексеевич купец, основатель железной дороги в Шадринске
Моллесов Иван Иванович - врач
10.Стихи о Шадринске.
Цель: формировать умение слушать стихи о малой Родине, развивать умение заучивать и рассказывать стихи.
В конверте – раскладушке собраны стихи шадринских поэтов о Шадринске. Стих Веры Ступининой «Шадринск на Исети»
Стих Сергея Перунова «Шадринск»
Стихи Александра Виноградова «Утренний Шадринск», «Гордится в праве город…»
Стих Валентины Калгановой «Шадринские гусята»
Лэпбук универсальная технология ориентирована на разные области развития детей. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей, так же это отличный способ закрепления и повторения материалов изучаемой темы, это способ, в процессе которого ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, т.е. ребенок становится деятелем.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года)
- Дество: Примкрная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.-СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСЬВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Болдырева Н.Г., Румянцева М.В., Рябинина С.И. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города» М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Емельянова С. «Елена Прекрасная живет в Шадринске» / С.Емельянова //Шадринская городская газета «Исеть» 05.10.2017
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12
- http://gash.archives.kurganobl.ru/Putevod.html/ электронный архив г. Шадринска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лэпбук – средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Для дошкольников лэпбук - это и книга, и игра, и увлекательное занятие: ведь он скрывает в себе элемент загадки, тайны. Как интересно узнать, что в этом ярком конвертике, куда ведет стрелка и...
презентация Мастер-класс "Использование лэпбука в речевом развитии детей дошкольного возраста"
В лэпбуке представлены различные игры, загадки, пословицы и поговорки, мнемотаблицы и многое другое по русским народным сказкам для развития речи....
Статья Использование лэпбуков в речевом развитии детей.
Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий в привычном понимании, стимулировал переход к новым формам работы с детьми, позволяющим обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не дога...
Лэпбук на сенсорное развитие детей раннего возраста.
Лэпбук по сенсорному развитию для детей младшего возраста "Я познаю мир" Лэпбук разработан для работы с детьми группы раннего развития. В него вошли игры по сенсорике на различие величины, цвета, ф...
"Лэпбук" как средство развития детей дошкольного возраста» "Наш город Пермь"
Пояснительная записка.«Лэпбук» как средство развития детей дошкольного возраста»Лепбук: «Наш город Пермь» для детей старшего дошкольного возраста, представляет собой тема...
«Лэпбук как средство развития детей дошкольного возраста»
Конкурсный материал....
Лэпбук-инновационная педагогическая технология интеллектуального развития детей
laquo;Лэпбук» - это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, окошками, дверками, подвижными деталями, вставками, в которой находится систематизированный материал, который пред...