Конспект занятия «Общая характеристика насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сахипгараева Гульсина Сайфельбарисовна

 Цель   занятия: познакомить детей с прогрессивным   классом насекомых, освоивших различные среды обитания. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №10 «Снежинка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект занятия

  «Общая характеристика насекомых»  

в подготовительной группе

 

 

Подготовила и провела:

Сахипгараева Гульсина Сайфельбарисовна

                                                 воспитатель высшей квалификационной

категории;

Согласованно:____________ старший воспитатель

Миниахметова Д.М.

2020-2021 учебный год

 Цель   занятия: познакомить детей с прогрессивным   классом насекомых, освоивших различные среды обитания.  

Задачи занятия:

  • ознакомить учащихся с многообразием насекомых; выяснить особенности их организации, признаки сходства с ракообразными и паукообразными; 
  • продолжить формирование у учащихся умения работать в группах, выступать публично, слушать других, делать выводы.
  • закрепить навыки работы с иллюстративным материалом, натуральными объектами, дополнительными источниками информациями.

Оборудование: презентация «Общие признаки Насекомых», видеофрагмент, коллекции насекомых и рисунки насекомых.  

Ход занятия

I. Организационный момент- 1мин.

II. Актуализация знаний- 2 мин.

III. Изучение нового материала

а) групповая работа- 8 мин.

б) просмотр слайдов с объяснениями- 7 мин.

в) рефлексия -2 мин.

       

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний

1. Рассмотрите предложенные вам коллекции и фотографии насекомых. Ответьте на вопросы: можно ли соотнести объекты

а) К типу Членистоногие? По каким признакам?

б) К классу Ракообразные? Почему?

в) К классу Паукообразные? Почему?

  2. Как вы думаете, почему эта группа животных названа надклассом?

Ваши предположения- почему?

  3.Формулировка проблемы, над которой будем работать на занятии.

 Какие особенности насекомых обеспечивают их господство на Земле?

 III. Изучение нового материала

 Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих (слайд 1,2), насекомые имеют принципиальные отличия, позволившие им стать хозяевами планеты (слайд 3). Эти отличия касаются как строения (внешнего и внутреннего), так и процессов жизнедеятельности (слайд 4).

 Для более эффективного изучения большого по объему материал мы будем работать по группам (слайд 5), (видеофильм).

 1группа- Особенности питания и строение ротовых органов насекомых

 (слайд 9), (приложение1).

 2.группа- Способы передвижения и разнообразие конечностей насекомых (слайд 10), (приложение 2).

 3.группа- Полет и особенности строения крыльев насекомых (слайд 11), (приложение 3).

 4.группа- Органы чувств насекомых (слайд 12), (приложение 4).

 1. Работа в группах-5 мин.

 2.Выступления обучающихся -2 мин.- обсуждение, дополнения.

 3.Заполнение таблицы «Особенности насекомых, связанные с их господством на Земле»

 Изучение внешнего строения насекомых.            

 1. Рассмотрите предложенные вам коллекции и фотографии насекомых.

 2. Найдите конечности, обратите внимание на их строение. Сколько их?                  

 3.Сколько отделов тела у насекомых?    

 4.Есть ли органы чувств у насекомых? (усы, усики, глаза, сложные или простые?)

 5. Запишите вывод по схеме (на доске)  

               У насекомых…конечности, их …пары. Летают с помощью…                                                                                      

               Тело состоит из 3 частей: …, …, … .

               На голове органы чувств: глаза …, усики… .

IV. Рассмотрите рисунки.   

Заполним вместе таблицу (вставляем картинки на магнитах).

Способ передвижения

Ротовые органы

Способ питания

Органы чувств

Среда обитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

Сделайте вывод о причинах многообразия насекомых:

  Благодаря особенностям строения, процессов жизнедеятельности насекомые смогли освоить разнообразные среды обитания: (водную, наземную, воздушную, почвенную) и стать прогрессирующей группой животных.

 



Предварительный просмотр:

РОТОВЫЕ ОРГАНЫ НАСЕКОМЫХ.

Ротовые органы насекомых, развившиеся из примитивных придатков тела, приспособлены к самым разнообразным видам пищи. Первым появился ротовой аппарат грызущего типа, приспособленный к кусанию и жеванию.

Грызущий ротовой аппарат (жуки, кузнечики).

Питаются твёрдой пищей. Спереди находится пара мощных верхних челюстей. Они расположены по сторонам ротового отверстия и сдвигаются как щипчики. Нижние челюсти хватают пищу. За ними идёт нижняя губа, образованная второй парой сросшихся нижних челюстей. Перед ротовыми частями располагается верхняя губа,  - это складка. кожи.

Сосущий ротовой аппарат (бабочки, тли, цикады).

Насекомые питаются жидкой пищей. ротовые придатки удлинённые, образуют трубочку, через которую насекомые втягивают в рот жидкую пищу. У бабочки хоботок свёрнут в спираль.

У пчелы грызущее – сосущий ротовой аппарат, в котором наряду с челюстями, в центральной части расположен сосущий хоботок.

 

Лижущий ротовой аппарат(мухи).

Для мух характерен лижущий ротовой аппарат. Они питаются жидкой пищей, растворив её предварительно слюной.

КОНЕЧНОСТИ НАСЕКОМЫХ.

Конечности насекомых приспособлены для:

  • ходьбы
  • прыгания
  • плавания
  • копания
  • умывания
  • сбора пищи

Типичная нога насекомого оканчивается парой коготков. Благодаря коготкам, насекомые могут ходить по отвесным поверхностям, если поверхность имеет неровности, насекомое пускает в ход коготки.

Вытянутые и уплощённые задние ноги некоторых водных жуков снабжены длинными густыми волосками и превращены в вёсла.  

Прыгательная конечность имеет выраженную мускулатуру. Характерна для кузнечиков и саранчи.

 

                                    Интересно знать…

          У взрослых стрекоз длинные стройные ноги покрыты жёсткими волосками. В полёте стрекоза их держит рядом, образуя сачок, которым ловит мелких насекомых.

          Передние ноги многих бабочек имеют желобки, через которые они пропускают усики и очищают их.

На ногах медоносной пчелы есть щёточки для сбора пыльцы, а на задних ногах корзиночки для её переноса.

КРЫЛЬЯ НАСЕКОМЫХ.

Большинство насекомых способны к полёту.

Крылья насекомых – это выросты хитинового

скелета, которые поддерживает сеть жилок.

У насекомых с большими крыльями мышцы прикрепляются непосредственно к основанию крыла

Они поднимают и опускают крылья (бабочка 5 раз в секунду).

У мелких насекомых крылья меньшей величины, они вынуждены чаще взмахивать ими, до 1000 раз в секунду, у них мышцы прикрепляются к груди.

У жёсткокрылых или жуков передняя пара крыльев хитиновая, выполняющая защитные функции.

настоящие крылья – перепончатые, вторая пара.

У двукрылых одна пара перепончатых крыльев. Вторая видоизменена в жужжальца, издающие  специфический звук и являющиеся органами равновесия.  

У чешуекрылых – бабочек – две пары крыльев. покрытых чешуйками разного цвета и создающих разнообразные узоры.

Перепончатокрылые имеют две пары перепончатых крыльев. У некоторых видов, например, у муравьёв, рабочие особи бескрылы.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ НАСЕКОМЫХ.

 

    ЗРЕНИЕ

Глаза сложные. Состоят из множества простых глазков. Зрение мозаичное. Сложные глаза особенно хорошо распознают движение. Движущийся предмет может быть врагом, от которого надо скрыться, или добычей, которую надо поймать. Кроме сложных глаз на голове насекомых есть несколько простых глазков, которые, активируют чувствительность сложных глаз.

Насекомые воспринимают иной диапазон цветов: пчела ясно видит ультрафиолетовый участок спектра, но не чувствительна к красному, то есть пчёлы хорошо видят синие, фиолетовые и жёлтые цветки.

Многие насекомые определяют направление движения по
Солнцу, как по компасу. Медоносные пчелы могут
 определить положение Солнца даже в пасмурный день

 

    СЛУХ

Для большинства насекомых мир беззвучен, но некоторые из них воспринимают различного рода колебания. Настоящими органами слуха обладают сверчки, кузнечики, саранча, цикады и ночные бабочки. Эти органы находятся у них не на голове, а в основном на ногах, или на брюшке, они развиваются из дыхательной системы. Насекомые воспринимают ультразвуки, которые не слышит человек.

  ОБОНЯНИЕ

Усики или антенны позволяют насекомому ощупывать,
нюхать, измерять температуру и влажность, пробовать на
вкус. Антенны усеяны рецепторами запаха - на каждой
антенне у пчелы до 30000 рецепторов, что свидетельствует о большой роли обоняния у насекомых. Запахи играют
важную роль в нахождении самцом самки.

  ВКУС

Рецепторы органа вкуса располагаются у насекомых на
волосках вокруг рта. У многих насекомых рецепторы
находятся на передних ногах и они могут пробовать пищу,
ступая по ней.

  ОСЯЗАНИЕ

Органами осязания является большое количество осязательных волосков, которые связаны с нервными окончаниями. Осязательные волоски пронизывают хитиновый наружный скелет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Надкласс НАСЕКОМЫЕ Общая характеристика

Слайд 3

Насекомые появились на Земле около 400 миллионов лет назад.

Слайд 4

Насекомые. Сегодня их не менее чем 1,5 миллиона видов. На 1 человека приходится 250.000.000 насекомых

Слайд 5

Какие особенности строения и жизнедеятельности обеспечили господство насекомым? Какие приспособления появились и совершенствовались в ходе эволюции насекомых ?

Слайд 6

Покровы тела Возникновение хитинового покрова – крупнейший ароморфоз. Хитиновый покров играет функцию наружного скелета. Нерастяжимый и прочный хитиновый скелет сдерживает рост тела, поэтому ….

Слайд 7

Отделы тела насекомых

Слайд 8

Отделы тела насекомых Тело насекомых состоит из трёх отделов: Голова с ротовыми органами и органами чувств Грудь с 3 парами конечностей и крыльями Брюшко Обработка информации и подвижность тела

Слайд 9

Разнообразие ротовых аппаратов Грызущий Сосущий Грызуще-сосущий Лижущий Разнообразие пищи, питание в разных средах

Слайд 10

Разнообразие конечностей – 3 пары членистых ног Бегательная Плавательная Прыгательная Копательная Разные способы перемещения, разные среды обитания

Слайд 11

Разнообразие крыльев Разные способы полёта, разная скорость передвижения

Слайд 12

Разнообразие органов чувств Разнообразная и точная информация о среде обитания

Слайд 13

Внутреннее строение насекомых Быстрое насыщение организма питательными веществами и кислородом. Быстрое окисление и снабжение организма энергией.

Слайд 14

ВЫВОД Благодаря особенностям строения, разнообразию процессов жизнедеятельности насекомые смогли освоить разнообразные среды обитания и стать прогрессирующей группой животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Таинственный мир насекомых".

Пояснительная записка к итоговому занятию по развитию речи«Таинственный мир насекомых».       Предлагаемое занятие «Таинственный мир насекомых» является обобщающим ...

Конспект занятия по теме: «Насекомые»

Конспект по  теме "Насекомые" Прогулка на поляну .Беседа рассматривание насикомых....

конспект занятия по теме "насекомые"

                  в подготовительной группе с детьми с ОВЗ...

Конспект занятия по теме "Насекомые"

Конспект фронтального занятия для детей с ОНР старшая группа....

Конспект занятия Тема: «Страна насекомых»

Конспект итогового открытого занятия во 2 младшей группе общеразвивающей направленности  по ознакомлению с окружающим миром. Данная работа принимала участие во Всероссийском конкурсе работников о...

Конспект занятия по экологии «НАСЕКОМЫЕ» в средней группе

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с пр...

Конспект занятия по рисованию «Насекомые» в подготовительной группе Тема: “Насекомые”

Конспект занятия по рисованию «Насекомые» в подготовительной группеТема: “Насекомые”  ЦЕЛЬ: Продолжать расширять знание о многообразии насекомых. Воспитывать любовь и...