Проект «Большие права – маленькому гражданину!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Информациионно-познавательный проект по правовомувоспитанию детей подготовительной группы на тему " Большие права – маленькому гражданину!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 171.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-познавательный
Проект по правовому воспитанию
«Большие права – маленькому гражданину»
Подготовил проект
Воспитатель: Кабанец С.В.
Продолжительность проекта (краткосрочный): с 23.11.2020 по30.11.2020 год
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Проект «Большие права – маленькому гражданину!»
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Актуальность проекта:
- Право – это совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Права человека – это законы, которые никто не вправе нарушать: без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни.
- Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребёнка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения.
- Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определённого порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, ещё в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.
- Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.
Гипотеза:
Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.
Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка».
Задачи:
- Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
- Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
- Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
- Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.
- С помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями воспитанников, повысить правовой уровень культуры родителей.
- Подчеркнуть роль взрослого в формировании поведения ребёнка, ценность каждого ребёнка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей.
Ожидаемый результат:
- Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
- Формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
- Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
- Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей.
- Наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
- Повышение уровня правовой культуры родителей.
Этапы реализации проекта
Информационно-накопительный:
Цель: Создание условий для реализации проекта.
- Интернет- ресурсы.
- Подбор информационной литературы.
- Подбор произведений, сказок, пословиц и поговорок о мире и дружбе.
- Подбор наглядного материала.
- Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры.
- Выставки книг, рисунков, поделок.
- Оформление информационного стенда для родителей по данной теме.
- Создание условий и разработка конспектов в соответствии с ФГОС ДО для проведения бесед и НОД.
Организационно-практический:
Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателей, детей и родителей по реализации проекта.
- Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
- Оформление наглядной и предметно-развивающей среды в соответствии с планом деятельности над проектом.
- НОД, продуктивная деятельность, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, игровая деятельность, слушание музыкальных произведений по данной теме.
Работа с родителями:
- Оформление информационного стенда и другой наглядной агитации.
- Организация консультации.
- Создание «Семейного древа»
Презентационно-завершающий:
Цель: Оценка результатов деятельности, подведение итогов.
- Выставка художественно- творческой деятельности рисунков «Моя семья»
- Подарок для мамы. ( Посвящен ко Дню Матери)
- Досуг: «Права сказочных героев»
Реализация проекта
Образовательная область «Познавательное развитие»
НОД «Конвенция о правах ребенка»
Задача: расширять представления о том, что существуют законы, которые записаны в документах, которые помогут людям мирно сосуществовать, не нарушая права другого человека. Воспитывать уважение к другим людям. Познакомить детей с правом на имя, семью, научить применять это право в жизни, способствовать социально-нравственному развитию. Познакомить со старинными именами , как давали их в древние времена. Закрепить и расширить представление о семье. Дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи. Воспитывать ласковое, чуткое отношение к близким людям, потребность радовать их своими добрыми делами.
НОД «Мы разные, но у нас равные права»
Задача: довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека. Познакомить детей с содержанием статей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующих право на образование. Рассказать детям о том, что каждый из них имеет право на охрану своего здоровья. Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, личное положительное отношение каждого ребёнка к здоровью.
Дидактические игры:
- «Ласковое имя»
- «Взрослые имена»
- «Цепочка имен»
- «Запрещается-разрешается»
- «Чего не стало?»
- «Я помогаю маме»
- «Кто, что делает»
- «Кто, где работает»
- «Обязанности в нашей семье»
- «Чужой за дверью»
- «Назови ласково»
- «Полезно-не полезно»
Образовательная область «Речевое развитие»
НОД Пересказ рассказа Ушинского К.Д. «Сила – не право»
Задача: закрепить у детей понятие о добре и зле, прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества. Воспитывать положительные качества личности, учить детей быть воспитанными, доброжелательными. Развивать любознательность, активность, целеустремленность.
НОД Составление рассказов по картине «Мамины помощники»
Задача: формировать представление о том, что любовь выражается в заботе о своих родных, помощи им, конкретных делах; воспитывать любовь к маме; развивать эстетическое восприятие, мышление, речь. Познакомить детей с правом на любовь и заботу. Способствовать социально-нравственному развитию.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование:
НОД «Моя семья»
Задача: закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании красками. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения. Развивать творчество, воображение. Развивать умение видеть красоту созданного образа. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи.
НОД «Дом в котором я живу»
Задача: учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; закрепить знания об основных частях здания (дом, стена, крыша, окно). Закрепить представления детей о предметах, имеющих треугольную и квадратную форму. Учить ориентироваться на листе бумаги. Развивать творчество, умение работать самостоятельно. Воспитывать аккуратность в работе.
Лепка:
НОД «Человек – это я!»
Задача: учить детей лепить человека из пластилина, его части (голова, руки, ноги), соблюдая соотношение частей по величине. Закреплять умение раскатывать пластилин на доске, придавать фигуре нужную форму; соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Закреплять умение работать аккуратно.
Ручной труд: НОД «Подарок для мамы» Задача: способствовать расширению знаний о праздниках - «День матери». Развивать интерес к изготовлению поделки своими руками, умение видеть и самостоятельно выбирать способы украшения работы. Воспитывать у детей доброе отношение и любовь к своей маме, чувство благодарности за заботу и желания сделать для мамы приятное.
Слушание музыкальных произведений: «Дадим шар земной детям»; «Солнечный круг, небо вокруг...» Выучить песню: «Пусть всегда будет солнце». Слушание и обсуждение песни мамонтенка из мультфильма «Мама для мамонтенка».
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры:
- «Пешеход и водители»
- « Что мы делаем – не скажем»
- «Три поросенка»
- «Мамины помощники»
- «Снежная королева»
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Чтение художественной литературы
Задача: стимулировать увлечение совместным со взрослыми и сверстниками чтением и
общением по содержанию прочитанного; продолжать формировать интерес к чтению
произведений больших форм (чтение с продолжением); развивать способность к
эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни.
Рассказ : «Сила – не право» К.Ушинский.
Загадки о правах.
Стихотворение: «Правила для воспитанных детей» Г. Шалаева; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский; «Жадина» Я. Аким; «Я – человек, ты - человек» И. Семёнова; «Ты и твоё имя» Э. Успенский.
Сказки: - «Золотой ключик или приключение Буратино», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Снегурочка»; инсценировка по сказкам «Заюшкина избушка» и «Маша и медведь», «Кот, Петух и лиса», «Похищенное имя»
Беседы:
- «Нужны ли правила поведения в обществе?»
Задача: формировать представления о правилах поведения, как общепринятых во всем мире нормах поведения. Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. Формировать понимание значимости свободы для человека. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, самостоятельность мышления, умение делать выводы, решать проблемные ситуации.
- Рассматривание ситуационных картинок на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача: раскрыть понятия «плохо» и «хорошо». Развивать словарный запас у детей, формировать умение налаживать контакт с окружающими. Воспитывать положительные черты характера: доброту, терпение, вежливость. Познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища.
- «Права и обязанности дома и детском саду»
Задача: формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
- «Как и зачем люди отдыхают»
Задача: дать детям представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; ввести понятия «пассивный отдых» и «активный отдых».
Самостоятельная деятельность детей
Сюжетно – ролевые игры:
Задача: совершенствовать умение примерять на себя конкретную роль согласно сюжету игры с использованием при этом соответствующих атрибутов. Развивать творческую фантазию детей для создания сюжета игры, создания недостающих атрибутов, проведения манипуляций с предметами-заместителями, обыгрывания представлений об окружающей действительности. Учить ребят совместно играть, распределять роли, согласовывать свой замысел с версиями сверстников, договариваться между собой.
- «Семья»
- «Школа»
- «Детский сад»
- «Больница»
Конструирование: «Такие разные дома»
Задача: уточнить и расширить знания о строительстве домов; виды домов, этажность. Формировать навыки творческого конструирования. Воспитывать самостоятельность при использовании полученных знаний; воспитывать доброжелательное отношение.
Продукт проектной деятельности:
Выставка рисунков «Моя семья»
Подарок для мамы. ( Посвящен ко Дню Матери)
Досуг: «Права сказочных героев»
Работа с родителями:
Оформление родительского уголка и другой наглядной агитации (Папка – передвижка «Десять заповедей для родителей», «Права детей»)
Консультации: «Как ребёнку не стать жертвой преступления и избежать несчастного случая»,
«Права ребенка», «Как открыть ребенку свою любовь», «Четыре заповеди мудрого родителя», «Конвенция о правах ребенка».
Участие родителей в создании «Семейного древа»
Результат реализации проекта:
Подводя итоги можно сказать, что вся эта работа помогает установить доверительные отношения с семьями детей, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в саду.
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Т.к. дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений со взрослыми и сверстниками.
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!
Литература.
- Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы».
- Голицына Н.С., Огнева Л.Д. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка».
- Голицына Н.С «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
- Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребёнка».
- Журавлёва Л.С. «Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет».
- Журнал «Дошкольная педагогика» № 7-2010.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников».
- Маханева М.Д. «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие».
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой»»
- «Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры /авт.-сост. Т.А.Харитончик.
- «Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях» /авт-сост. Соловей С.А., Львова Т.Н., Дубко Г.И.
- Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».
- Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет».
- Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-290174-1480586840.jpg)
Проект "Большие права - маленьким детям" (подготовительная группа)
Актуальность темы «Права ребенка в семье» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. обладая всеми основными правами, требуют по отношению к себе особой правовой...
Познавательно-информационный проект"Большие права маленького ребенка"
Формирование правовой культуры дошкольников...
Конспект занятия по нравственно-правовому воспитанию в подготовительной группе "Большие права маленького гражданина"
Данное занятие знакомит дошкольников с их правами....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-1264715-1598799810.jpg)
Проект "Большие права - маленькому человеку"
Актуальность проблемы Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/17/picture-1421654-1663427223.jpg)
Краткосрочный проект «Большие права маленьких детей» (для детей старшего дошкольного возраста)
Краткосрочный проект«Большие права маленьких детей»(для детей старшего дошкольного возраста)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/11/picture-1457420-1676115114.jpg)
Педагогический проект "Большие права - маленькому гражданину"
Педагогический проект "Большие права - маленькому гражданину"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/16/picture-1434611-1668601736.jpg)
Проект "Большие права маленького человека"
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И в то же время это период, ког...