Проект "Большие права - маленькому человеку"
проект (средняя группа)
Актуальность проблемы
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.
Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости и эксплуатации.
"Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребёнка", принятые ООН, - основополагающие документы, признанные мировым сообществом.
Конвенция – провозглашает ребёнка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребёнка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребёнка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.
Только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его гуманность и складывается его будущее”. (Джеймс Грант)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bolshie_prava-malenkogo_rebenka.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №3
городского конкурса социально-значимых
педагогических проектов
среди педагогов дошкольных
образовательных организаций
города Смоленска
Городской конкурс
Социально-значимых педагогических проектов
Среди педагогов дошкольных образовательных организаций
города Смоленска
Иваненкова Анна Владимировна___________________
Воспитатель___________________________
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение____
"Детский сад № 52 "Аленький цветочек" города Смоленска.___________
Социально-значимый проект «Большие права – маленькому человеку»__
2022 год
Актуальность проблемы
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.
Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости и эксплуатации.
"Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребёнка", принятые ООН, - основополагающие документы, признанные мировым сообществом.
Конвенция – провозглашает ребёнка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребёнка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребёнка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.
Только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его гуманность и складывается его будущее”. (Джеймс Грант)
Но для того чтобы права ребенка были на самом деле защищены, недостаточно просто написать их на бумаге: надо, чтобы каждый ребенок знал о них и умел себя защищать. Поэтому для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно создавать условия для их практического применения.
Все выше сказанное говорит о том, что тема моего проекта является актуальной.
Основным способом для организации учебной деятельности по данному проекту, мною был выбран Лэпбук. Он способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования. Для ребенка Лэпбук это - помощник в понимании и запоминании информации по изучаемой теме. В нем собраны карточки с заданиями, которые очень наглядны и понятны для дошкольников. Все занятия взаимосвязаны, последовательны и построены таким образом, что на каждом занятии мы будем опираться на задания и карточки из каждого раздела.
Организуя занятия по данному направлению, я основывалась на ведущих для дошкольников видах деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Вся запланированная работа содействует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя преобразился в активного участника.
Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Цель проекта: формирование у детей основ социально - правового сознания, воспитание нравственно – патриотических чувств.
Задачи проекта:
- Изучить нормативно-правовые документы по правам ребёнка.
- Познакомить дошкольников с их правами и обязанностями.
- Представить информацию о правах и обязанностях детей наглядно на примере сказок, пословиц и рассказов.
- Провести консультацию с родителями о знании прав ребенка.
- Воспитать уважение к правам и обязанностям.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники средней группы, родители.
Тип проекта: информационный, социально-значимый.
Принципы:
- Системный подход;
- Планомерность и непрерывность;
- Развивающий характер обучения с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка;
- Целостность подхода педагогов и родителей к формированию правового сознания детей дошкольного возраста.
Сроки реализации проекта: краткосрочный, в течение одной недели.
Ожидаемые результаты проекта:
- Повышение уровня правового воспитания детей.
- Формирование навыков нравственно - патриотического поведения.
- Повышение социальной компетентности дошкольников.
- Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
- Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
- Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
1этап - Разработка проекта:
1.Подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу, музыкальное сопровождение.
2. Подобрать иллюстративный и дидактический материал.
3. Подготовить материалы, атрибуты для дидактических игр и развлечений.
4. Подобрать материалы для ИЗО и продуктивной деятельности.
5. Составить перспективный план мероприятий.
6. Подготовить сценарии – развлечений в рамках краткосрочного недельного проекта: «Большие права – маленькому человеку».
7.Подготовить презентацию по теме «Права-ребенка».
8. Подготовить Лэпбук по правам ребенка.
2 этап - Выполнение проекта:
Раздел программы, формы и методы работы:
Игровая деятельность:
- Организация настольно-печатных и дидактических игр в свободное время: «Мои права», «Сундучок волшебных слов», «Золотые правила морали» и др. (карточки для игр из Лэпбука)
Познавательное развитие:
- «Обязанности ребенка» (карточки для занятия из Лэпбука)
- Историческое путешествие по правам ребенка (карточки для занятия из Лэпбука)
- Беседы о правах детей с родителями.
Социально-коммуникативное развитие:
- Игра (драматизация) «Дружная семья»
Цель: Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства.
- Игра «Спасатели»
Цели:
- Ознакомление с профессией спасателя и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
- Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки
Речевое развитие:
- Ознакомление с художественной литературой:
Знакомство детей с пословицами и поговорками о семье, чтение стихов и отрывков литературных произведений, сказок, в содержании которых заложена информация о соблюдении прав детей (Карточки-задания из Лэпбука: «Права в сказках», «Стихи о правах ребенка», сказка «У ребенка есть права», пословицы).
Художественно-эстетическое развитие: рисунок «Моя семья», раскраски по теме.
Продуктивная деятельность: Воспитатель: создание Лэпбука, посвящённому соблюдению прав ребенка, оформление папки-передвижки «Большие права – маленькому человеку», презентация: «Права-ребенка».
Дети: рисунок «Моя семья», участие в игре-драматизации «Дружная семья» (выбор ролей, подготовка атрибутов совместно с родителями)
Дидактические игры: «Сказочный полицейский», викторина.
Цель: Побуждать детей проявлять интерес к действиям других детей, оказывать друг другу посильную помощь, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам.
Работа с родителями: анкетирование родителей по теме знаний о правах ребенка, беседа, оформление информационного уголка «Большие права – маленькому человеку»
3 этап: Заключительный.
1. Оформили детский уголок, посвящённый защите прав детей.
2.Оформили уголок для родителей на тему: «Большие права – маленькому человеку».
3. Презентация проекта.
Перспективный план мероприятий посвящённых проекту:
Мероприятие | Участники | Способ реализации |
Показ презентации на тему «Права ребенка» | Воспитатель и дети средней группы | Подбор материала, создание презентации. Ориентация на Лэпбук (карточки «Обязанности ребенка», историческое путешествие по правам ребенка) |
Подвижная игра: «Спасатели». Организация настольно-печатных и дидактических игр в свободное время | Воспитатель и дети средней группы | Организация игры, подготовка атрибутов совместно с родителями. |
Беседа: «Мои права и обязанности» | Воспитатель и дети средней группы | Проведение интегрированной беседы с использованием Лэпбука и организация подвижных и дидактических игр: «Сказочный полицейский», викторина. |
Беседа и анкетирование родителей. Организация настольно-печатных и дидактических игр в свободное время | Воспитатель, дети средней группы и родители | Составление анкет для родителей. Изготовление папки передвижки посвященной правам детей. |
Творческая деятельность, по теме (рисование): «Моя семья» Игра-драматизация «Дружная семья» | Воспитатель и дети средней группы | Рассматривание иллюстраций, беседа о семье. Организация игры, подготовка атрибутов совместно с родителями. |
Достигнутые результаты:
- Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
- Формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
- Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
- Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.
- Наработка дидактического материала.
- Повышение уровня правовой культуры родителей.
Список использованной литературы:
1. , Я –ребенок, и я имею право.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
2. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
3. Воспитывая маленького гражданина... Практическое пособие для работников ДОУ, - М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
4. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007
5. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
6. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
7. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
8. Я и моя семья - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
9. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Приложение
Анкета для родителей «Права ребёнка»
1.Ваш возраст
- 20-25 лет
- 26-30 лет
- 31-35 лет
- 36-40 лет
- 40 лет и старше
2. Количество детей в семье
- один
- двое
- трое
- более
3. Считаете ли вы проблему прав ребёнка в нашей стране и в городе актуальной?
- Да
- Нет
4. Знакомы ли вы с «Конвенцией о правах ребёнка»?
- Да
- Нет
5. Какие права, на ваш взгляд, имеют дети?
- На защиту
- На здоровье
- На семью
- На игру
- На помощь
- Все вышеперечисленное
6. Кто должен защищать права ребенка?
- Государство
- Образовательное учреждение
- Родители/опекуны
- Полиция
7. Какой из перечисленных пунктов вы считаете нарушением прав ребёнка:
- Ограничение в свободе движений
- Пребывание несколько часов без родителей дома
- Применение родительской силы
8. Что для вас означает словосочетание «счастливое детство»?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
9. Соблюдаются ли права ребёнка в детском саду?
- Да.
- Нет
10. Хотели бы вы воспитывать своих детей так как воспитывали вас?
- Да Нет
11. Знает ли ваш ребенок границы дозволенного поведения?
- Да
- Нет
- Не задумывался об этом
12. Существует ли для вашего ребёнка физическое наказание в случае нарушения этих границ или правил?
- Да
- В отдельных случаях
- Неприемлемо ни при каких обстоятельствах
13. Какие меры пресечения используются вами в случае нарушения ребёнком принятых в вашей семье границ и правил?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Что вынуждает вас использовать жёсткие меры воспитательного воздействия?
- Конкретная ситуация
- Особенность вашего характера (вспыльчивость, раздражительность)
- Бессилие, незнание другого способа воздействия на ребёнка
15. Какие права у вашего ребёнка в семье?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
16. Какие права имеет ваш ребёнок в детском саду?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
17. Можно ли считать нарушением прав детей отсутствие у родителей времени участвовать в жизни ребёнка?
- Да
- Нет
- Не знаю
18. Знаете ли вы адреса, телефоны организаций, куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребёнка, попавшего в сложную ситуацию?
- Да
- Нет
Спасибо Вам за искренность!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания "Большие права маленького человека"
Цель: знакомить родителей с законодательными актами, защищающими права и достоинства детей....
Большие права маленького человека
Цель: обобщить и расширить знания детей об их гражданских правах и обязанностях...
Конспект занятия для старших дошкольников по правовому воспитанию из проекта "Права маленького Человека"
Данное занятие направлено на формирование правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Может быть использовано в рамках деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательно...
Родительское собрание "Большие права маленького человека"
Знакомство родителей с законодательными актами, защищающими права и достоинства детей....
Консультация для родителей "Права маленького человека".
laquo;Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообщес...
"Большие права маленького человека"
Права и обязанности ребенка и родителей...
Большие права маленького человека
Большие права маленького человека.Ребенок учится тому, чему его учит жизнь (Барбара Л. Вульф) Документы, регламентирующие Права ребенка: - Декларация прав ребенка;- Конвенция ООН о правах ребенка; - В...