«Путешествие по родному городу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ольга Олеговна Рожкова

 Знакомлю детей с историей родного города и его достопримечательностями (Троицкая камвольная фабрика, ее история и продукция).Занятие воспитывает и нравственно-патриотические качества личности дошкольников через позитивное отношение к родному краю, городу, его жителям, труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога Рожкова Ольга Олеговна

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: 5 - 6 лет, старшая группа

Тема: «Путешествие по родному городу»

Основные цели:

 Продолжить знакомство детей с историей родного города и его достопримечательностями (Троицкая камвольная фабрика, ее история и продукция).

Формировать опыт фиксации затруднения и выявления его причины, опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.

Развивать связную речь, активизировать словарь по теме (названия известных мест города, исторических памятников).

Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
                Воспитывать нравственно-патриотические качества личности дошкольников через позитивное отношение к родному краю, городу, его жителям, труду.

Дидактические материалы:

Демонстрационный – презентация к занятию.

Раздаточный – образцы тканей, пряжа, шерсть, бархатный картон.

Оборудование: настенный проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер.

Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети знакомятся с историей родного города и его достопримечательностями (Троицкая камвольная фабрика, ее история и продукция)

«Детская цель» - рассказать о достопримечательностях Троицка гостям города.

Новое знание – история и продукция Троицкой камвольной фабрики.

Затруднение ребенка – не могут рассказать о Троицкой камвольной фабрике.

Причина затруднения - не знают ее историю, продукцию.

Способ преодоления затруднения – виртуальная экскурсия на фабрику.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, вы любите праздники? Какой самый любимый? День рождения есть и у города, в котором мы живем. В каком городе мы живем? Как называют жителей нашего города? Кто знает, сколько лет исполнится нашему городу 23 марта? На день рождения всегда кто приходит? Вот и в Троицк приедут гости, некоторые совсем ничего не знают о нашем городе. Хотите помочь гостям города – рассказать о достопримечательностях, то есть об интересных, памятных местах нашего города? Сможете? Тогда предлагаю отправиться в путешествие по нашему городу. Путешествие наше будет необычным, виртуальным, то есть будем путешествовать с помощью компьютера. И рассказывать о достопримечательностях Троицка.

2. Актуализация знаний

Дидактическая задача: актуализировать знания детей о Троицке.

На экране появляются фотографии видов города, которые хорошо знакомы детям: Сиреневый бульвар с фонтанами; памятник МНС; памятник воинам-троичанам, погибшим в годы ВОВ; Парк Заречье (слайды 1-6). Дети узнают и рассказывают о них как экскурсоводы (можно заранее с детьми поиграть в экскурсоводов: по какому плану рассказывать).

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для знакомства с памятными местами Троицка.

2) формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

На определенном этапе появляется фотография Троицкой камвольной фабрики (слайд 7). Дети, даже если узнают фабрику, не смогут рассказать о ней.

-Смогли мы рассказать об этой достопримечательности гостям нашего города? Почему?  

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

1) познакомить детей с историей родного края и достопримечательностью города – камвольной фабрикой;

2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

- Ребята, а что нужно сделать, чтобы мы смогли рассказать гостям об этой достопримечательности?

Правильно, самим что-то узнать об этом месте. А как можно узнать?  Можно отправиться в виртуальное путешествие на текстильную фабрику. Готовы?

Троицкая камвольная фабрика - одно из старейших текстильных предприятий России. Основал фабрику московский купец А.П. Прохоров. Фабрика была бумагопрядильной (производила хлопчатобумажную ткань – предложить детям потрогать такую ткань). В старинные времена рядом с фабрикой образовалось поселение – наш будущий город. Постепенно росла фабрика, а вместе с ней и село. Посмотрите, как изменялся наш город (слайды 8-9).

 Ассортимент фабрики расширялся: стали производить сукно, галошную байку, ковровый драп, пряжу (слайды 10 -12, образцы материалов).

В годы Великой Отечественной войны производство выпускало шинельное сукно (для формы солдат) (слайд 13). Около 300 фабричных рабочих ушли на фронт. После Великой Отечественной войны фабрика выпускала трикотажные чулочно-носочные изделия, суконные рукавицы, драповые головные уборы — шапки-ушанки (слайд 14).

 В Троицке фабрика сейчас выпускает пряжу для ручного и машинного вязания, а также камвольные ткани (гладкие шерстяные ткани, слайд 15, образцы), отсюда и современное название – Троицкая камвольная фабрика.

А теперь давайте пройдем внутрь фабрики.  В большом, светлом помещении стоят большие станки и чесальные машины (слайды 16 - 18).

С чего же начинается путь шерсти? Ну, конечно, с овечек (коз, верблюдов) (слайд 19). На фабрику поступает шерсть. Это спутанные комки бежево-серого цвета с большим количеством инородных включений (слайд 20). Шерсть очищается на специальном станке (слайд21) становится чистой и гладкой.

Далее шерсть окрашивается. Красильный цех оснащён красильными аппаратами. Здесь пряжа окрашивается в самые разные цвета (слайды 22-24).

Далее пряжа еще раз прочесывается, делается тонкой и плотной ниткой (слайд 25). На фабрике работает более 500 человек.

Рядом с фабрикой находится магазин, где можно приобрести разнообразную пряжу и шерсть, из которой можно связать и сделать множество вещей и предметов (слайды 26 -27).  Вот и я приобрела для нас шерсть и пряжу, давайте посмотрим и потрогаем все, что лежит на столе.

5. Включение нового знания в систему знаний

Дидактическая задача:

1) закреплять знания детей о новой достопримечательности;

На этом этапе младший воспитатель интересуется, куда же ребята сегодня путешествовали. Дети рассказывают о фабрике, показывают пряжу.  И мы предлагаем детям из шерсти, которая лежит на столах, сделать картину на бархатном картоне.  Вместе с младшим воспитателем делаем картину из шерсти, аккуратно выкладывая на картон.

6. Осмысление

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, что узнали, создать ситуацию успеха.

- Сможем теперь рассказать гостям Троицка о нашем городе? А почему сможем? Потому что сами много сегодня узнали о камвольной фабрике.

Это еще не все достопримечательности нашего города. В следующий раз мы продолжим знакомство с нашим городом.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по родному городу

Методическая копилка...

Мультимедийная игра-путешествие "Мой родной город"

Мультимедийная игра "Мой родной город" способствует закреплению знаний детей о родном городе....

на тему : «Путешествие по родному городу »

Конспект организованной образовательной деятельности в области «Коммуникация» и «Познание»на тему : «Путешествие по родному городу »(подготовительная группа)...

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие по родному городу»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности "Путешествие по родному городу" в подготовительной к школе группе (интеграция образовательных областей "Художественное творчество",...

Путешествие по родному городу

Сценарий праздника в старшей группе с использованием ИКТ ....

Занятие "Путешествие по родному городу"

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие по родному городу"...

Конспект образовательной деятельности в средней группе на тему: "Путешествие по родному городу"

Цель:1. Закрепить знания детей о родном городе.2.Дать знания детям о происхождении названия улицы, на которой находится д/с.3. Учить ориентироваться в ближайшем окружении д/сада.4. Воспитывать ч...