ПРОЕКТ"ПРИРОДА ДАРИТ ЧУДЕСА"
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб Земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
2018-2019 учебный год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.
Как известно, каждый дошкольник по своей натуре - любознательный Почемучка, маленький исследователь. Поэтому «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам».
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства.Работа, проводимая регулярно начиная с младших групп, обладает большими воспитательно-образовательными возможностями.
Проект построен на принципах развивающего обучения и направлен не только на формирование у ребенка экологического сознания, но и на развитие личности в целом.
Принципы:
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Московской области.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Вся работа по проекту «Природа дарит чудеса» проходитв соответствии с содержанием Образовательной Программой МБДОУ д/с №3, предусматривающим использование парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог». Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Экологическая обстановка в Красногорском районе.
Красногорский район по праву можно назвать одним из наиболее перспективных и привлекательных районов Подмосковья. Выгодным преимуществом района является удачная роза ветров и крупные лесные массивы, создающие довольно благоприятную экологическую обстановку Красногорского, и это несмотря на его максимальную приближенность к столице. Красногорский район не относится к индустриальным районам Подмосковья, доля земель индустрии здесь составляет всего 11 – 20 %. В связи с этим, а также с наличием лесопарковой защитной зоны, его можно отнести к районам с удовлетворительной экологической обстановкой.
В районе, как и в целом в Подмосковье, в последние 10 лет существенно увеличилась гибель лесов от различных факторов. Одной из главных причин усыхания лесов являются неблагоприятные погодные условия, второй причиной являются болезни и повреждение насекомыми, и только на третьем месте – антропогенные факторы воздействия. Экологическое состояние почв, согласно их геохимической оценке, считается удовлетворительным. В настоящее время природный ландшафт практически исчерпал свои возможности к самовосстановлению.
Уровень загрязнения воздушной среды основными вредными веществами (диоксид азота и серы, взвешенные вещества, оксид углерода) по Красногорскому району в среднем находится в пределах норм ПДК. Наибольшее загрязнение воздушной среды локализовано вокруг промышленных центров и автомагистралей, где может наблюдаться повышенное содержание некоторых вредных веществ (в частности, диоксида азота вблизи автомагистралей).Радиационное загрязнение атмосферы в районе находится на уровне фонового содержания радиоактивных элементов в воздухе (9 -17 мкр/час), что не представляет угрозы для здоровья населения.
На территориях района, занятых лесными массивами, преобладает удовлетворительная и благоприятная экологическая обстановка для проживания и отдыха населения. Ландшафты здесь пока способны к самовосстановлению при выполнении соответствующих природоохранных работ.
Название проекта: «Природа дарит чудеса»
Разработчики проекта: воспитатель Острикова Л.С.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2018г.- август 2019г.)
Тип проекта: экологический практико-ориентированный
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Возраст детей:3-4 года
Актуальность проекта: Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
Новизна проекта: Разработчик ФГОС ДО Асмолов А. Г. неоднократно подчеркивал, что «Стандарт дошкольного образования – это Стандарт условий». Таким образом, через создание условий для реализации экологического проекта позволит раскрыть потенциал ребенка. Создать условия для развития основ экологической культуры, экологического сознания детей можно лишь при личностно-ориентированном взаимодействии педагога с детьми.
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь.Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.Внутри проекта прослеживается интеграция всех образовательных областей и различных видов деятельности. Все формы работы в проектестимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
Гипотеза:
В последнее время остро стоит вопрос экологии окружающей среды, поэтому детям дошкольного возраста необходимо прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Чтобы любить природу, ее надо знать, а, чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями, происходящими в природе. В процессе познания природы не только формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки. Если ребенок научится наблюдать за природой, то он научится и ценить окружающий его мир.
Цель проекта:
Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детейдошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры и культуры безопасности.
Задачи проекта:
-совершенствовать экологоразвивающую среду в ДОУ (экологическая тропа, фитополяна, огород);
- формировать представления дошкольников о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы, о многообразии природный явлений, помогать устанавливать простейшие связи между ними;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- развивать у детей наблюдательность, познавательную активность, инициативу;
- содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях, раскрыть творческие способности родителей и детей;
- привлечь родителей и детей для участия в продуктивной деятельности;
- организовать практическую природоохранную деятельность с участием детей и родителей.
Этапы работы над проектом.
1 этап – организационно-аналитический.
Планирование и прогнозирование предстоящей работы (сентябрь 2018г.)
Задачи этапа: разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через организацию проектной деятельности.
- Составление перспективного плана мероприятий проекта.
- Выбор форм работы с детьми и родителями.
- Подборка методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.
- Пополнение и обновление дидактического материала в уголке природы и экспериментирования .
- Отбор краеведческого материала, интересных объектов явлений природы из ближайшего окружения пригодных для ознакомления детей.
- Доведение до участников проекта важность данной проблемы.
2 этап – практический.
Воплощение в жизнь поставленных задач, реализуются запланированные мероприятия (октябрь 2018г.- май 2019г.)
Задачи этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей, а также основ экологического образования через проведения экологических акций и мероприятий. Повышение компетенции у педагогов в вопросах экологического образования.
Формы работы по реализации проекта:
- Наблюдения с детьми природных явлений, объектов живой и неживой природы.
- Чтение художественной литературы стихотворений, произведений о природе, об удивительных открытиях в природе. Экологические сказки.
- Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин о природе.
- Экологические беседы «Берегите природу!».
- Словотворчество детей (составление рассказов, загадок, стихов, сказок ) по теме.
- Труд в природе, сезонные работы на огороде.
- Выращивание рассады «Огород на окошке».
- Экскурсии к объектам наблюдения (вокруг д/с, на огород, по экологической тропе, участки групп, клумбы.)
- Работа с календарем природы.
- Опытно-экспериментальная деятельность, лаборатория «Юные исследователи».
- Создание и решение проблемных экологических ситуаций.
- Прослушивание музыкальных произведений: песня «Лесные превращения», музыкальный этюд «Осенние листья», «Снежинки», «Цветы», «Жуки», «Бабочки», Танец «Цветы и бабочки». Прослушивание произведений советских композиторов о природе (по сезонам).
- Экологическая игровая деятельность: настольные игры, лото, домино, дидактические игры, имитационные игры, игры-путешествия, подвижные игры.
- Продуктивная деятельность: рисование - Сезонные зарисовки «Природа в разное время года», «Берегите живое», лепка, аппликация.
- Изготовление макетов «Заповедные места России».
- Акции:«Ёлочка – хозяйка леса», «Поможем птицам пережить зиму»,«Жизнь в капле воды», «Сделаем детский сад красивым».
- Смотр-конкурс центров природы.
- Просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций «Экологические ситуации»,«Где зимуют птицы».
- Трудовой десант «Наполним кормушки кормом», «Укроем елочку снегом»
- Конкурс чтецов «Природа дарит чудеса».
- Смотр-конкурс зимних участков «Зимушка хрустальная».
- Знакомство с «Красной книги России».
- Изготовление «Жалобной книги природы».
- Книжная выставка по экологическому воспитанию для родителей.
- Беседы с родителями о важности данной проблемы.
- Родительные собрания «Природа - источник познания. Знакомьте ребенка с охраняемыми растениями и животными Подмосковья».
3 этап – итоговый.
Оформление материалов проекта (июнь-август 2019г.)
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов,детей и родителей, разработка тактики последующих педагогических проектов на следующий год.
- Выставки детских рисунков «Беречь и любить природу», детско-родительских работ «Человек и природа».
- Публикация методических разработок педагогов на сайте и в печатных изданиях.
- Экологический праздник «Природа – бесценный дар».
Прогнозируемый результат:
- Усовершенствованы оформление экологической тропы, фитополяны; разбиты огород и цветники.
- Сформированы представления дошкольников о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы, о многообразии природный явлений, помогать устанавливать простейшие связи между ними;
- Дети проявляют познавательную активность,наблюдательность, любознательность, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонны экспериментировать.
- Налажена работа по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в логопедической подготовительной группе. "Природа дарит чудеса"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в логопедической подготовительной к школе группе .Тема: "Природа дарит чудеса"...

Непосредственно-образовательная деятельность "Природа дарит чудеса"
Образовательная деятельность проводилось со всей возрастной группой. В процессе НОД применяется индивидуальный и дифференциальный подход к детям, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностях. ...
Занятие по экологии в подготовительной группе на тему : "Природа дарит чудеса"
Занятие по экологии в подготовительной группе на тему « Природа дарит чудеса» ЦЕЛЬ: продолжать знакомить с явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на все жи...

природа дарит чудеса
Цели деятельности: учить детей работать с календарем природы и дневником наблюдений, фиксировать результаты, отражать свои впечатления в рисунках, при выполнении заданий договариваться между собой. Ра...

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»
Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...