Конспект НОД для старшей группы «Государыня-соль»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Развивать навыки экспериментирования, интерес к окружающему, открывая новое в знакомом. Формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarynya_-sol.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект «Государыня-соль»
Цель: Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах.
Задачи:
1. Развивать навыки экспериментирования, интерес к окружающему, открывая новое в знакомом.
2. Формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью.
3. Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли.
4. Воспитывать навыки культурного потребления соли,
Оборудование: иллюстрации, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола), стаканы с кипяченой водой и чайные ложки, яйца (по количеству детей), заготовки для рисования (листы бумаги на каждого с контурным рисунком), краски, толстые кисти, баночки с водой, салфетки.
ХОД ОД:
1 часть: Вводная
Ребята, проходите, подойдите поближе. Я к вам сегодня пришла не с пустыми руками, а вот с таким волшебным ящиком. В ящике находится такая вещь, которая очень нужна и необходима всем. Чтобы узнать, что это, я предлагаю игру «Да-нет». (Это съедобное? Тяжёлое? Красного цвета? Живое?).
Сложно, так угадать? Ну, тогда я вам загадаю загадку:
Отдельно – я не так вкусна, но в пище — каждому нужна.
В воде родится, а воды боится.
Меня одну не едят, а без меня мало едят. (Соль)
Открытие ящика и демонстрация соли.
Удивились? Вы думаете это просто соль? А нет, соль – необычная и это сами сегодня вы сможете доказать. Тем более для этого у меня всё есть.
(Высыпать соль на поднос).
2 часть: основная
Во-первых, я вам покажу вот такую карточку (!), что же она означает? (подумай)
Подумайте и скажите, соль - какая она? (белая, крупная, мелкая, рассыпчатая, соленая, её употребляют в пищу.)
Выставляется карточка-схема
А у меня есть ещё вот такая карточка: (глаз)- будет означать – понаблюдать, посмотреть.
Не хотите ли со мной пройти в лабораторию, чтобы побольше узнать про соль? Проходите. В любой лаборатории есть свои правила.
Запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- трогать оборудование, приборы и материалы, по-научному – реагенты.
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- не трогать руками глаза;
- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
1 опыт:
Вот 2 стакана, кувшин с простой водой, а здесь соль. Налью воду в оба стакана. Возьмите по одной ложке и попробуйте воду, какая она? (Приятная, без вкуса). Я положу одну ложку соли в стакан с водой и перемешаю. Что произошло? Соль исчезла? Теперь попробуйте этот раствор, какой он? (Солёный) Получается, соль не исчезла, а растворилась в воде.
2 опыт:
Соль продолжает нас удивлять. У меня стоит грязная чашка. Как соль может помочь очистить? Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду. Насыпать на губку немного соли и помыть.
Чашка стала чистой. «Соль – чистящее средство».
А сейчас вам покажу ещё одну карточку (ладошка) – провести эксперимент
3 опыт: На поднос высыпана соль.
Понюхайте (без запаха), потрогайте (сыпучая).
Соль и снег чем-то похожи. Когда мы идём по снегу, то он скрипит под ногами. Как проверить, хрустит соль или нет? (Нажимают ложечкой на соль на подносе) – соль состоит из кристаллов.
У нас в лаборатории есть небольшая коллекция соли: В наше время – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная), крупная и мелкая, морская (детям предлагается рассмотреть разные виды соли).
Соль имеет разные свойства, с одним из них я поделюсь?
4 опыт: «Подводная лодка»
Не хотите ли прямо здесь отправить в плаванье подводную лодку? Вместо лодки – сырое куриное яйцо. Опустите сырое яйцо в стакан с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другом стакане перемешать несколько ложек соли, опустить туда наше яйцо. Оно стало плавать на поверхности. В эту банку потихоньку подлить пресной воды. Яйцо начнет опускаться вниз, но не утонет. Оно плавает в середине раствора, но при этом кажется большим и круглым.
Вывод: В пресной воде яйцо тонет, а в соленой-нет.
Соль бывает разная: лечебная, пищевая, для удобрений.
Она не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают домашним животным соль, которой нет в траве и сене, диких подкармливают егеря.).
Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред. Поэтому - все хорошо в меру. А сейчас мы с вами приготовим салат из капусты, значит салат какой – капустный.
Физминутка «Капуста».
Мы капусту рубим-рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём,
(«мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
Но соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам.
5 опыт: А кто умеет с помощью соли рисовать? Если не умеете, могу вас научить.
Знакомство с техникой “акварель + соль”.
- Рисовать мы будем с помощью соли, но основную работу выполним акварельными красками. Что значит “аква”?
- Эти краски любят воду. Мы сегодня будем использовать только голубую краску. Чтобы с ней “подружимся” мы кисточку обмакнём в воду и опустим кисточку в краску. Я могу предложить вам написать весенние лужи. В середине будет голубая лужа, вокруг лужи – нерастаявший белый снег. Как только вы его закончите, сразу же хорошенько “посолите” весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком. Эта техника называется “акварель плюс соль”.
Дети заканчивают рисовать, рассматривают работы друг друга, воспитатель хвалит их за хорошие работы.
3 часть: Итог
В-ль: Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой «обычной необычной» солью. Соль какая?
Спасибо! До свиданья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Открытое комплексное занятие по экологии в подготовительной группе «Государыня соль»
Программное содержание:· Дать детям представление о значении соли в жизни человека.· Закреплять умение исследовать п...
Конспект образовательной деятельности "Познавательное развитие "Государыня соль"
Конспект образовательной деятельности "Государыня соль"...
Открытое комплексное занятие по экологии в подготовительной группе «Государыня соль»
Задачи:Образовательная1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли.2.Формировать умение рисовать нетрадиционным способом «рисуем солью».3. Закре...
ООД по экспериментированию в подготовительной группе «Государыня соль»
Цель:Дать представление о значение соли в жизни человека....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Открытое комплексное занятие по экологии в подготовительной группе «Государыня соль»
Программное содержание:Дать детям представление о значении соли в жизни человека.Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности (сыпучая, вп...