Экспериментирование «4 стихии»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Цел занятия: Уточнить и расширить знания детей о роли воды, воздуха, земли, огня в жизнедеятельности человека. Закреплять умения детей получать новые знания в процессе экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экспериментирование «4 стихии»
Возрастная группа: подготовительная группа
Форма НОД: экспериментирование
Задачи развития:
- Способствовать развитию у детей навыков самостоятельного отбора средств и материалов для экспериментальной деятельности.
- Способствовать развитию умения действовать в соответствии с алгоритмом.
- Способствовать развитию любознательности, умению делать выводы и умозаключения в зависимости от результата опыта.
- Расширять словарный запас детей за счет новых слов и понятий (стихия, полезные ископаемые, смерч, стихийное бедствие)
Задачи обучения:
- Уточнить и расширить знания детей о роли воды, воздуха, земли, огня в жизнедеятельности человека.
- Закреплять умения детей получать новые знания в процессе экспериментальной деятельности.
- Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений.
Задачи воспитания:
- Воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к родной природе.
- Способствовать развитию умения согласовывать свои действия, работая в группе для достижения совместного результата.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я пришла к вам с очень интересным письмом, которое сегодня с утра пришло к нам в садик. Хотите прочитать его? (ответы)
Смешарик Пин прислал нам письмо: «Дорогие Ребята, обращаюсь к вам за помощью. Меня зовут Пин- я из сказочной страны Смешариков. Мои друзья, четыре стихии поссорились, решили выяснить кто из них важнее для человека и сильнее. Их срочно надо помирить и доказать, что они все очень важны, иначе может случиться беда и мир погибнет. Заранее благодарю. Ваш Пин».
В: Ребята, о каких четырех стихиях идет речь? (Вода, огонь, земля, воздух)
В: Давайте посмотрим фотографии, которые были приложены к письму. На них мы увидим, как наши стихии пытаются решить спор. (слайды с разрушительной силой стихий)
В: Посмотрите какие ужасные вещи творятся из-за спора, надо им срочно помочь и помирить их. А чтобы их помирить, мы покажем, что жизнь человека не возможна без какой- либо из них.
В: Итак, отгадайте первую загадку!
Я туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И ледяною быть могу. (Вода)
В: Для чего нам нужна Вода? (пьем, моемся, готовим….)
В: Правильно. Вода – очень ценный продукт.
В: Ребята, рассмотрите внимательно картинки и ответьте, вода для всего живого на Земле это хорошо или плохо? (Дети отвечают).
Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. Любим водные путешествия и купание в водоемах. Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм.
В: Итак, Стихия воды заявила, что она очень важна и она есть везде: в человеке, в еде, в природе.
1 Опыт: Вода не имеет формы, вкуса, запаха.
• Налить воду в стакан, вазу и пиалу, поднос и показать детям, что вода принимает разные формы, в зависимости от сосуда, в который она налита.
• Приготовить три стакана кипяченой воды на каждого ребенка, один стакан с простой водой, второй - с сахаром, третий - с солью. Попросить детей попробовать воду на вкус в трех стаканах, сделать вывод, что вода сама по себе вкуса не имеет, а принимает вкус, растворенного в нем вещества.
• Налить в стакан воду, дать понюхать детям, определить, что вода не имеет запаха, затем добавить в воду ароматизатор в виде жидкого мыла и предложить понюхать снова, вода приобрела аромат мыла.
В: Следующая загадка:
Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети. (Почва. Земля)
В: Земля – то, на чем всё держится: дома, растения, человек. Реки с водой тоже текут по земле.
- Рассмотрите иллюстрации. Скажите, земля для человека - это хорошо или плохо? (Ответы детей).
Хорошо: Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель. В Земле находятся полезные ископаемые. Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека (экологические катастрофы)
В: Стихия Земли утверждает, что без нее на нашей планете не будет ничего живого, и она тоже очень важна.
2 Опыт: Проведение эксперимента «Землетрясение»
- Наша земля - это опора, твердыня, основа. Мы по ней ходим, строим города, дороги.
- Но кроме пользы земля может нести большую опасность для всего живого. Природные явления бывают разрушительными. И самым разрушительным слывет землетрясение.
Все описать не хватит слов,
Весь город перекошенный.
Тут обрушения домов
И транспорт покорёженный.
- Предлагаю вам смоделировать землетрясение в нашем центре и убедиться, так ли оно опасно.
Ткань на столе – это земля. Попробуйте из имеющихся фигурок домов, машин, людей построить город. Каждый возьмитесь за края ткани и потрясите.
- Что у нас получилось? Как вы думаете, опасно ли это явление для всего живого?
Физкультминутка
Руки все подняли выше
Чистым воздухом мы дышим. Руки вверх – глубокий вдох,
Руки плавно опускаем, Руки опустили – выдох
Отдыхаем, отдыхаем.
У костра мы все присели Присели
Свои ручки мы погрели, Руки вперед
А костер все выше, выше: Потянулись вверх на носочках
«Ты, костер, гори потише!» Присели
На земле могу скакать Прыжки на двух ногах
Раз, два, три, четыре, пять.
Могу даже покружиться Повороты вокруг себя
Ей могу и поклониться. Низкий поклон
В: А теперь следующая загадка:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит пути,
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (Воздух)
Воспитатель: А для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать) - Верно, мы дышим воздухом, и не только мы. Все животные, и даже растения дышат воздухом.
Ветер – это хорошо или плохо? Когда бывает плохо? (Ответы детей).
Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти. Плохо: Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. (Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья).
В: Стихия воздуха утверждает, что она есть везде. И без воздуха человек может прожить только около двух минут.
3 Опыт: Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.
Оборудование:
1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.
2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
3. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.
Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.
В: Ребята, осталась последняя загадка:
Нельзя понюхать и сорвать
Цветочек этот аленький.
Бывает он большой-большой,
Бывает очень маленький.
И воду он совсем не пьёт,
А если выпьет, то умрёт. (Огонь)
В: Огонь – одно из важнейших явлений за всю историю человечества. К стихии огня можно отнести не только огонь, но и спичку, свечку, костер, лампу, фонарь, молния и конечно же солнце. Огонь дает нам тепло, позволяет приготовить пищу, он освещает нам путь и жилище, так же он используется для получения посуды (обжиг), не одно производство не обходиться без огня.
- А как человек использует огонь? (Готовит пищу, кипятить чайник, греет жилище).
-Как вы думаете, огонь для человека, это хорошо или плохо? Ответы.
Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы. Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, а ядерная даже моментально испарить человека.
В: Огонь утверждает, что он тоже очень важен для всего живого.
4 Опыт: У меня для вас есть небольшой подарок. Это карты для эксперимента с огнем. Я предлагаю вам с ним познакомиться дома и вместе с родителями провести его. (раздать карты)
В: -А вам понравилось путешествие? С какими стихиями вы познакомились? (Огонь, вода, воздух, земля).
- А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос: Какая стихия самая важная для человека Дети отвечают и обоснуют свой ответ.
- Правильно! Каждая стихия необходима и важна. И человечество погибнет, если они не будут в гармонии. Очень важно, дети, воздух был чистым и свежим, Вода прозрачной, Огонь помогал нам, а не пугал, а земля кормила нас, как и прежде!
- Посмотрите на картинку: все стихии очень тесно взаимосвязаны между собой и человек пользуется ими. И чтобы природа служила человеку долгие годы необходимо ее беречь.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь,
Все это называется – природа,
Давайте же всегда ее беречь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим стихи по мнемотаблицам "Колючие стихи "
Презентация содержит текстовый материал для заучивания с помощью мнемотаблиц...

Стихи детям о весне и весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)
Стихи о весне и о весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»
Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Картотека стихов. Правильное ударение. Стихи- запоминалки.
Картотека стихов. Правильное ударение. Стихи- запоминалки. ...

Стихи для детей, стихи о ФГОС, стихи о празднике 8 марта, стихи
Сочиняю стихи для детей и для взрослых, пишу сказки....

Стихи к Дню Победы. Стихи о Родине. Стихи о педагоге
Как и у каждой семьи, в нашей есть свои совместные увлечения. Мы любим сочинять стихи. Темы бывают совершенно разными. Бывает, что к одному придет муза, складывается пару строк и другие подхватывают н...